Приключения капелек
опыты и эксперименты (средняя группа)

Хазанова Елена Романовна

Занятие с элементами экспериментальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon veselye_priklyucheniya_malenkih_kapelek.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приключения  капелек

( экспериментальная деятельность в средней группе )

Цель: создать условия для развития у детей познавательных способностей и элементарных представлений о роли воды в природе и жизни людей, ее основных свойствах и правилах безопасного и бережного отношения с ней.

Задачи по освоению детьми образовательных областей:

Познавательные (область «Познание»):

- проверить и уточнить представления об органолептических свойствах воды (прозрачность, цветность, запах, вкус) и некоторых факторах, влияющих на эти свойства);

- определить значимость воды в жизни растений, животных и человека;

- расширить представления детей о многообразии воды в природе.

Развивающие (области «Познание» и «Социализация»):

- развивать интерес к исследовательской деятельности при проведении опытов с водой;

- способствовать любознательности и проявлению детского самостоятельного мышления;

- помогать употреблять в речи слова: существительные (жидкость, вкус, запах), прилагательные (бесцветная, прозрачная);

- развивать умение слушать и слышать воспитателя и товарищей.

Воспитательные (области «Коммуникация» и «Социализация»):

- прививать бережное отношение к воде;

- формировать любовь к окружающей среде;

- учить доказывать свою правоту и отстаивать собственное мнение.

Здоровьесберегающие (области «Здоровье» и «Безопасность»):

- сохранять и укреплять здоровье детей путем проведения физкультминутки и офтальмологической паузы;

- закрепить правило безопасности: не всякую воду можно пить.

По развитию трудовой деятельности (область «Труд»):

- формировать навыки работы с хрупкой посудой, наполненной жидкостью.

Предварительная работа:

1. Ситуации по изучению воды и ознакомлению с ее значением в природе: «Вода, вода, кругом вода» (формирование представлений о местах нахождения воды в природе), «Уроки Айболита» (ознакомление детей с основными правилами гигиены людей и тем, как соблюдают чистоту животные), «Путешествие капельки» (формирование элементарных знаний о круговороте воды в природе), «Берегите воду» (формирование культуры природолюбия и понимания необходимости беречь водные ресурсы).

2. Опыты с водой в групповом помещении и на прогулке (превращение снега в воду),

3. Отражение темы на занятиях по рисованию и аппликации, рассматривание иллюстраций и репродукций картин известных художников, разучивание песенок о воде на музыкальных занятиях и подвижной игры «Ходят капельки по кругу». Выставка детских работ о воде.

4. Наблюдение на прогулке за снегом, льдом, сосульками, облаками (осенью, зимой, весной).

5. Разучивание пословиц и стихов о воде, чтение рассказов и сказок, отгадывание загадок.

Методы деятельности педагога:

-словесный (рассказ педагога, вопросы поискового характера);

- наглядный (демонстрация иллюстраций о природном разнообразии мест нахождения и состояния воды);

- наглядно-практический (использование картинок-моделей);

- практический (участие детей в опытах с водой).

Педагогические приемы:

- внесение сказочных персонажей (волшебные капельки Кап и Ля);

- сюрпризные моменты (капелька на ладошке ребенка; игра на музыкальном инструменте из сосудов с водой, прохождение светового луча через жидкости);

- рассматривание красивых пейзажей;

- сенсорное обследование с помощью зрительного, вкусового и обонятельного анализаторов при проведении опытов;

- моделирование (составление рассказа о свойствах воды по картинкам-моделям).

Оборудование:

1. Инвентарь для опытов: пластиковые прозрачные стаканы с водой, молоком и соком (на каждого ребенка); пластиковые прозрачные бутылочки с водой и сухой краской внутри пробки  (на каждого ребенка); ложки  (по 2 на ребенка) и салфетки.

2. Картинки-модели «Свойства воды» для определении признаков воды (прозрачная, бесцветная, без вкуса, без запаха).

3. Демонстрационный материал из картона «Туча с капельками»

4. Самодельный музыкальный инструмент «Музыка воды» в виде стеклянных сосудов с разным уровнем воды и деревянная палочка.

5. Сказочные персонажи: веселая капелька Кап и грустная капелька Ля (голубые воздушные шарики с нарисованными на них веселыми и грустными смайликами), укрытые легкими накидками.

6. Ленточки-повязки голубого цвета (на каждого ребенка).

7. Мольберт, столик и иллюстрации, демонстрирующие природное разнообразие мест нахождения и состояния воды: авторские фотографии «Море», «Река», «Снег и пар», «Водопад»; картинки из наглядно-дидактического пособия «Весна».

8. Для педагога: светодиодный фонарик, флакон-капельница с водой, компакт-диск с мелодией дождя (Армик «Rain Dancer»), проигрыватель компакт-дисков, стеклянные кувшины с питьевой водой, молоком и соком, открытки с изображениями веселых животных (по количеству детей).

Организация развивающей среды.

Для проведения занятия выделяются три зоны: «Музыка воды» (здесь размещен самодельный музыкальный инструмент «Музыка воды», под накидкой спрятан воздушный шарик «Капелька Кап»); в центре группового помещения установлен мольберт с иллюстративными материалами и стоик с авторскими фотографиями; уголок экспериментирования (на столах выставлено оборудование для опытов под накидкой укрыт воздушный шарик «Капелька Ля»).

Ход занятия.

Перед занятием дети повязывают голубые ленты: мальчики – на левую руку, девочки – на голову. Один ребенок играет деревянной палочкой на самодельном музыкальном инструменте «Музыка воды», остальные подходят к нему.

Воспитатель задает следующие вопросы:

- Ребята, слышите, какая волшебная музыка пригласила нас на занятие. Из чего состоит этот музыкальный инструмент? (Из бутылочек.)

- Но в бутылочках что-то есть, что это? (Вода.)

Воспитатель объясняет, что в бутылочках налито разное количество воды, поэтому они звучат по-разному и получаются такие красивые звуки. Они приглашают нас к разговору о воде. Рядом находится шарик (веселая волшебная капелька Кап), накрытый накидкой.

Воспитатель: - Ой, кто здесь спрятался? Давайте проверим! Да это веселая капелька!

Капелька Кап: - Здравствуйте, ребята! Как я рада всех вас видеть. Я не простая капелька, а волшебная, меня зовут Кап. Мои сестрички-капельки очень маленькие и добрые, они тоже хотят с вами поздороваться. Покажите все правую ладошку.

Воспитатель капает из флакона-капельницы каждому ребенку на ладонь капельку воды.

Капелька Кап: - Вам нравятся мои сестрички?

Воспитатель: - Их надо вернуть домой в озеро, в котором они жили. Ребята, давайте стряхнем капельки перед собой, а затем возьмемся за руки и сделаем озеро.

Дети стряхивают капельки и образуют хоровод.

- А в озере плещутся волны, волна нахлынула на берег (дети делают шаг назад) и отступила (дети делают шаг вперед).

Упражнение  повторяется 2 раза.

Ребята садятся на стульчики.

Капелька Кап: - Я уверена, что вы уже много знаете о воде. Скажите, где в природе можно увидеть воду. (В реке, в ручейке, в море, океане, виде снега, льда, пара.)

Дети рассматривают иллюстрации, делают вывод о том, что вода есть везде.

Воспитатель (спрашивает): - А для чего вода нужна людям, животным и растениям? (Для питья, умываться, готовить еду, поливать растения).

- Кто из вас любит встречаться с водой? Какая вода вам больше нравится: горячая или холодная, а может, теплая?

Дети по просьбе воспитателя поднимают руки в соответствии со своими предпочтениями той или иной воды.

Капелька Кап: - Правильно, вода всем очень нужна, без чистой водички можно сразу заболеть. Ведь не зря в народе говорят: «Чистая вода для хвори беда». Дети, а кто расскажет стихотворение о воде?

Дети читают стихотворения.

        Вы слыхали о воде?

        Говорят, она везде!

        В луже, в море, в океане

        И в водопроводном кране.

        Как сосулька, замерзает,

        В лес туманом заползает.

        На плите у вас кипит,

        Паром чайника шипит.

        Без нее вам не умыться,

        Не наесться, не напиться!

        Смею вам я доложить:

        Без воды нам не прожить!

Капелька Кап: - Я – волшебница и хочу превратить вас в капельки, согласны? У вас есть голубые повязки, притроньтесь к ним, закройте глазки и досчитайте до трех. Раз-два-три, деток в капли преврати!

Воспитатель берет в руки «Тучу с капельками» и начинает игру «Ходят капельки по кругу».

Воспитатель: - Я мама-тучка, а вы мои детки-капельки. Нам пора отправиться в путь. Полетели капельки на землю, попрыгали, поиграли.

Звучит мелодия дождя. Дети-капельки прыгают,  разбегаются, танцуют. Мама-тучка подсказывает, что им делать.

- На земле собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. (Дети-капельки составляют ручейки,  взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой речкой. На пути реки стоит остров, огибает его речка. (Дети-капельки соединяются в одну цепочку, образуют ворота,  проходят через них.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют.  Текла-текла река и попала в большой-пребольшой океан. (Дети-капельки перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу.)  Плавали-плавали капельки в океане, скучно им стало. (Дети-капельки сели на корточки, оперев подбородок о ладошки.) А потом вспомнили, что мама-тучка велела им вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими,  потянулись вверх. (Присевшие дети-капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх.) Испарились они под лучами  солнышка, вернулись к маме-тучке.

Капелька Кап: - Молодцы, капельки! Но я соскучилась по детям, давайте я превращу вас из капелек снова в детей. Согласны? Притроньтесь к голубой повязке, закройте глазки и досчитайте до трех. Раз-два-три, капли в деток преврати! Ребята, в моей волшебной водной стране есть много чудес. Там текут волшебные молочные реки, есть апельсиновое озеро, родничок с живой водой. Мне захотелось угостить вас, и я попросила свою младшую сестричку капельку Ля набрать для вас воды из чудесных источников. Она принесла вам воду, но по дороге забыла, в каком кувшине она находится. Посмотрите, как расстроилась капелька Ля.

Воспитатель достает из-под накидки шарик – грустную капельку Ля.

Капелька Ля: - Да,  все перепутала!

Воспитатель: - Ребята, давайте поможем капельке Ля найти, в каком кувшине находится родниковая вода. Для этого мы перейдем в нашу лабораторию, садитесь по своим местам.

Дошкольники садятся за столы, на которых на каждого ребенка имеются: 3 стакана с водой, молоком и соком, на салфетке 2 ложки.

Воспитатель: - Как вы думаете, что находится в этих стаканчиках? Почему вы так думаете? (Ребята отвечают и обосновывают свое мнение.)

- Итак, мы решили, что в этом стаканчике находится чистая вода, в этом – молоко, а в этом – сок. Давайте проверим. Поставьте перед собой стаканчик с водой и с молоком. Опустите одну ложку в стаканчик с водой, другую – в стаканчик с молоком. Что вы видите? (В одном стаканчике ложка видна, а в другом спряталась.)

- Почему ее не видно? (Вода прозрачная, а молоко – нет).

- Давайте посмотрим, как ведет себя лучик света, проходя через эти стаканчики? Подставьте ладошку и посмотрите, через какой стаканчик лучик прибежал к вам.

Воспитатель подходит к каждому столу и фонариком просвечивает стаканчики с водой и молоком, спрашивает:

- Через какой стаканчик проходит лучик, через какой не проходит, почему? (Проходит через прозрачную воду, не проходит через непрозрачное молоко.)

Воспитатель (читает стихотворение): Мы в стакан воды налили,

                                                        Опыт провели удачный!

                                                        Мы с тобой установили –

                                                        Чистая вода прозрачна!

Воспитатель: - А чтобы капелька Ля запомнила это, давайте дадим ей совет.

Воспитатель приглашает ребенка выбрать и показать картинку-модель «Прозрачность воды».

Воспитатель задает вопросы:

- Какого цвета вода? (Дети зачастую отвечают «Белого».)

- А какого цвета молоко? (Белого.)

- Разве эти жидкости одного цвета, посмотрите внимательнее. Молоко, правильно, белое. А у воды есть цвет? (Вода бесцветная.)

Воспитатель приглашает ребенка выбрать и показать картинку-модель «Цвет воды»:

- Чтобы капелька Ля больше ничего не перепутала, мы ей поможем и дадим совет с  помощью картинки. Тем вода приметна, что совсем бесцветна!

Воспитатель: - Теперь вы легко угадаете загадку: она бесцветная на вид, но нашу жажду утолит (вода). А сейчас, ребята, я предлагаю понюхать вам воду. Пахнет ли она? А теперь понюхайте стаканчик с соком. Чувствуете запах, на что похож, что он вам напоминает? Вода не пахнет. Сок пахнет апельсином.

Воспитатель приглашает ребенка выбрать и показать картинку-модель «Чистая вода не пахнет».

Воспитатель: - Послушай, капелька Ля

                        У жидкостей разных запах особый,

                        Они пахнут чаем, какао и колой.

                        Но только чистая вода

                        Ничем не пахнет никогда!

- Запомним, у чистой воды нет запаха, она бесцветная и прозрачная. Такую воду можно пробовать на вкус. Я вам разрешаю это сделать, попробуйте ее.

Воспитатель спрашивает:

- Какой вкус у чистой воды? (У нее нет вкуса.)

- Попробуйте сок, какой у него вкус? (Вкус апельсина, сок сладкий).

- А теперь найдем нужную карточку и покажем капельке Ля.

Воспитатель приглашает ребенка выбрать и показать картинку-модель «Чистая вода не имеет вкуса». Затем предлагает отгадать загадку:

Какой вкус у воды?

Горький, кислый, сладенький?

А может – вкус еды?

Верный знаем мы ответ –

У водички вкуса… (нет).

Капелька Ля проверяет, есть ли вкус у воды.

Воспитатель: - Молодцы! Мы много работали, помогли капельке Ля разобраться в свойствах воды. Наши глазки устали, давайте поиграем в «Послушные глазки».  Встаньте, пожалуйста, около столиков. Готовы? Начинаем: Капля первая упала – кап! (Дети сверху показывают траекторию движения.)

                И вторая прибежала – как!

                Мы на небо посмотрели, (Дети смотрят вверх.)

               Капельки кап-кап запели. (Смотрят вниз).

                Намочили лица,

                Мы их вытирали. (Вытирают лицо руками.)

                Туфли – посмотрите – (Показывают руками вниз и смотрят.)

                Мокрыми стали.

                Плечами дружно поведем (Глазами водят вправо-влево).

                И все капельки встряхнем. (Моргают.)

                От дождя убежим,

                Под кусточком посидим. (Садятся на стульчики.)

Воспитатель: - Теперь мы знаем, что чистая вода не имеет цвета. Возьмите бутылочки, что в них находится? (Чистая вода.)

- А ну-ка, встряхните бутылочку, смотрите, что произошло? (Вода окрасилась.)

- Это секрет, который принесли капельки. Кто догадается, почему это случилось? Какого цвета стала у вас вода?  (В воду попала краска).

- А можно пить воду с краской?  (Нет, она окрашена, в ней краска. Пить окрашенную и грязную воду нельзя, иначе можно заболеть.)

- А если зимой набрать снега на улице, принести его в группу или домой, чтобы он растаял, то можно ли пить такую воду? (Нет, в городе – нельзя, потому что вода получится грязная. Снег испачкан обувью, машинами, животными.)

Воспитатель (подводит итоги занятия): - Мы сегодня много говорили о воде, работали с ней. Попробовали подарки капелек Кап и Ля из волшебной водной страны. Капелька Ля, ты теперь сразу отличишь живую воду из родничка? Давайте напомним капельке Ля свойства воды.

Капелька Ля: - Я еще не очень хорошо запомнила, могу ошибиться.

Воспитатель показывает картинки-модели «Свойства воды». Дети составляют описательный рассказ: «Чистая вода прозрачна, бесцветна, без вкуса и запаха».

Капелька Ля: - Спасибо вам, ребята. Я теперь всегда смогу отличить чистую воду.

Воспитатель: - А еще, ребята, хочу сказать,  что капелька Кап немножко прихвастнула, когда говорила, что воды на Земле много. Если ее не беречь, если ее загрязнять, если не выключать дома и в детском саду кран, когда вода не нужна, то чистая вода может кончиться. А вы бережете воду? А как?  (Да, выключаем кран, не бросаем в речку и на берег мусор.)

Воспитатель сообщает, что гости капельки Кап и Ля приготовили таким хорошим детям подарки, и раздает открытки. Капельки еще немножко погостят у нас, они хотят посмотреть, как вы бережете воду, они нам будут напоминать о том, что: Нас окружает везде и всегда

           Эта волшебница – наша вода!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект ОД "Лаборатория волшебных капелек"

консаект ОД для старшей группы...

Презентация к НОД "Путешествие капелек"

В данной презентации идет ознакомление детей младшей группы с круговоротом воды в природе...

НОД "Путешествие капелек" во 2 младшей группе

Опыты и эксперименты со свойствами воды...

Мастер класс на тему "Путешествие капелек"

НОД по познавательно-речевому развитию...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДЯНЫХ КАПЕЛЕК

Конспект занятия по экологическому воспитанию во второй младшей группе...