Окружающий мир
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Занятие в старшей группе "Редкие исчезающие животные нашего края"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие в старшей группе «Редкие исчезающие животные нашего края»

Цель. Дать детям представление о разнообразии природы, перечислить основные причины вымирания некоторых животных, назвать охраняемых, объяснить, почему нужно охранять животный мир. Обогащать словарный запас детей. Внушить сочувствие к живой природе, научить сопереживаниям. Познакомить с Красной книгой.

Материал. Красная книга, иллюстрации животных.

Ход занятия. Здравствуйте, дети. Сегодня на занятии мы с вами поговорим о животных. На Земле очень много разных животных. Каких животных вы знаете? Но есть такие, которых осталось очень мало. Их так и называют – редкие животные.

Почему их называют редкими? (Очень многих животных уничтожили люди. На одних охотились, другие умерли из-за перемены климата и загрязнения окружающей среды, третьих выловили хищники и т.д.)

Редкие животные и растения охраняются законом.  Но люди часто нарушают этот закон. Человек порой бывает очень жесток по отношению к животным. Очень часто они уничтожают их для своих целей. Постепенно животных остаётся всё меньше и меньше. Задумались люди: как же остановить это безумие.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

                            На планете мы останемся одни. (Д. Родович)

И вот учёные решили создать Красную книгу. Почему именно Красную? Потому что красный цвет – это цвет тревоги, надвигающейся опасности. Внимание! Остановись, оглянись, подумай, человек! Подумай о природе! Иногда думают, если вид занесён в Красную книгу – это уже гарантия его спасения. Нет. Это только тревожный сигнал, напоминание, призыв к спасению. А заботиться о природе должны все мы, взрослые и дети, каждый на своём месте и в меру своих возможностей. Ребята, как вы бережёте природу? (Мы не должны ворошить муравейники, разорять птичьи гнёзда, не рвать цветы, не ломать ветки деревьев).

Человек неразрывно связан с растительным и животным миром. Потеря какого – нибудь вида растения ведёт за собой разрыв звена в цепочке природных процессов. Исчезает одно – болеет другое – умирает третье.

Я хочу познакомить вас с редкими исчезающими животными нашего края, занесённых в Красную книгу Бурятии, которых следует беречь и охранять.  

Дети, отгадайте загадку:

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Олень)

Я расскажу вам о северном олене, красавце нашего края. Северный олень – это удивительное, неприхотливое животное. Северный олень невелик и не так красив, как благородный олень. Их окраска меняется от времени года. Летом она кофейно – бурого цвета или серо – бурого, зимой –довольно цвета. Там, где прошёл северный олень не смогут пройти другие животные. Они выносливее и неприхотливее других видов оленей. И не зря человек приручил именно северного оленя. Целые народы обязаны ему своим благосостоянием и даже жизнью. Он даёт мясо, молоко, шкуру, служит вьючным животным. Ветвистые рога служат оленям оружием в драке. Летом олени живут поодиночке или небольшими стадами. В это время они питаются травой, листьями, охотно едят грибы, яйца птиц. В сентябре олени собираются в стада. В это время хорошо упитаны, покрыты блестящей зимней шерстью. Новорожденный телёнок встаёт на ноги в первый же день. На вторые сутки он уже резвый и бегает. В возрасте недели способен переплыть реку или озеро. Продолжительность жизни оленей 25-28 лет. Основными и самыми страшными их врагами являются волки, не менее опасен и медведь. Северный олень – законный представитель нашей фауны и обеднённым будет окружающая нас природа без него. И надо сделать всё, чтобы численность северного оленя росла.

Физминутка.

А сейчас я вам расскажу о ещё одном животном – о снежном барсе, который тоже занесён в Красную книгу. По названию ясно, что этот зверь обитает в снегах. Но его мягкие лапы не дают барсу увязнуть в снегу. Полагают, что это самый свирепый хищник семейства кошачьих. Длина его прыжка во время охоты достигает 14 метров!

Этого удивительного животного ещё называют красивым именем ирбис. Внешне снежный барс похож на леопарда, но ирбис заметно меньше. Светло – серая шкура снежного барса покрыта небольшими чёрными пятнами. Шерсть очень густая и длинная – она надёжно защищает зверя от горных холодов.

Ирбис живёт и охотится в одиночку: так проще добыть пищу в суровых условиях. Он особенно активен ночью. Летом охотится на горных козлов и сусликов, зимой – на оленей, косульи кабанов. Обычно ирбис незаметно подкрадывается к добыче и молниеносно прыгает на неё.

Для логова обычно выбирает укрытие между скал. В общем, вся жизнь среди снегов и камней. Но ирбисы замечательно к ней приспособились.

Человека барс боится и, даже будучи раненым, старается уйти прочь. Встреча с ним обычно заканчивается для человека благополучно. Зверь, как правило, замечает человека первым   и уходит незаметно, так что его присутствие выдают лишь следы.

Охота за снежным барсом значительно сократила число этих замечательных кошек. Поэтому во всех странах, где обитает этот зверь, он находится под охраной.

- Ребята, о чём мы сегодня говорили? О редких исчезающих животных нашего края, которые занесены в Красную книгу Бурятии. Этих животных следует беречь и охранять. Впрочем, охранять и бережно относиться надо ко всем животным и растениям. А спасти растения и животных можно только зная и любя их.

Занятие 2 (продолжение).

Ход занятия. Дети, на предыдущем занятии мы с вами познакомились с Красной книгой. Почему была создана Красная книга? С какими животными мы познакомились на предыдущем занятии? (С северным оленем и снежным барсом).

А сейчас я вам расскажу о красном волке, который тоже занесён в Красную книгу. Красный волк – это очень редкое животное, находится под угрозой исчезновения и его невозможно спасти без осуществления специальных мер. Красный волк по росту ниже серого волка. Хвост длиннее и похож на лисий, чем на волчий. Издалека животное кажется красным. Голос напоминает на собачий визг, воя не наблюдается.

О том, что этот зверь был многочислен в Оке говорит тот факт, что у старшего поколения почти суеверный страх перед этим зверем. Рассказывают, что они в отличие от серого волка, не боялись человека. Красные волки отличаются чёткой организацией, хитростью и коварством.

Давайте поговорим ещё о сибирском козероге и выдре.

Сибирский козерог – это грациозное животное. Кто встречал их в естественных условиях, тот никогда не забудет то истинное эстетическое наслаждение, которое рождается в каждом человеке. Пресс, которое постоянно преследует их, может привести к тому, что когда-нибудь станем свидетелями исчезновения в наших краях этого редкого животного.

Выдра. Чудной след у этого животного: на звериных лапках утиные перепонки! И всё к воде жмётся. Даже во время долгого пребывания в воде мех остаётся сухим и гладким. Его мех является эталоном прочности и носкости. Оно весьма подвижное животное, хотя достаточно крупное (длина тела до 75 см, хвоста до 25 см и весом до 10 кг). Прекрасно плавает и ныряет. Основной пищей является рыба.

 



Предварительный просмотр:

Занятие в старшей группе «Моя малая Родина»

Цель. Формировать у детей понятие «малая родина». Расширять знания детей о родном крае, селе. Развивать связную речь. Познакомить с историей возникновения района, его названия. Воспитывать интерес к истории родного края.

Ход занятия. Ребята, сегодня на занятии мы с вами поговорим о родном крае. Как вы думаете, что такое Родина? (Место, где мы родились, живём, ходим в детский сад, где живут наши родители, друзья).

Послушаем стихотворение В. Степанова «Родина» (Максим А.)

У каждого человека есть большая и малая родина. Большая Родина - это страна, в которой мы живём. Ребята, в какой стране мы живём? (Россия). Кто знает столицу России? Москва – это главный, самый красивый город нашей страны.

Малая родина – это наше село, район, республика. Как называется наша Республика? Столица нашей республики? Как называется наш район?

Название района произошло от слова Ока, а Ока это наша река, она протекает по всему району. А слово Ока произошло от бурятского слова «Аха» (брат). Как гласит легенда, раньше, когда здесь ещё ничего и никого не было, только дикая природа, два брата в поисках лучшей доли забрели в эти края. Им здесь очень понравилось: чистая, прозрачная река, полная рыб; лес, богатый дичью и они решили остаться. И в честь старшего брата назвали речку Аха (Ока).

Потом стали приезжать другие люди, построили дома и появилось село.

Наш Окинский район – самый отдалённый район нашей Республики. Многие из вас ездили, наверное, с родителями в город Улан-Удэ; знаете, , чтобы доехать до города, нужно целый день ехать на машине. Раньше сюда летали самолёты, на самолёте можно было долететь за 2 часа.

Как называется наше село? Вы любите своё село? Что вам нравится в нашем селе? Какие улицы есть? Как называется главная улица?

В селе, кроме жилых домов, много различных зданий. Что в них расположено? (почта, больница, аптека, магазины, школа, детский сад и т.д.)

В самом главном здании села находится администрация, где работает глава, он решает все важные вопросы.

Всё, что есть в нашем селе, создано людьми разных профессий, вашими родителями. Кем работают ваши мамы и папы?

Село окружено удивительной по красоте природой. В лесах много грибов и ягод. Какие грибы и ягоды знаете, которые растут в нашем лесу? (волнушки, лисички, подберёзовики, маслёнки; голубика, брусника, смородина, черника). А какие деревья здесь растут? (лиственница, тополь, берёза, ель, кедр).

От нас с вами зависит, какими будут окружающая нас природа и любимое село. Что нужно делать, чтобы природа радовала людей ещё много лет? (Надо охранять леса, реки, не разводить костры, не ломать ветки деревьев, не рвать цветы). Как мы можем заботиться о нашем селе? (сажать деревья и цветы, не мусорить, не ломать постройки).

А теперь давайте послушаем стихи о нашем селе, которые мы учили дома.

Дети читают стихи Б.Дугарова про Орлик: Бэлигма, Жанчип, Буянто, Катя, Арюна, Вова.

Где бы человек ни жил, он всегда вспоминает свою малую родину, потому что это место остаётся в его сердце навсегда как самое любимое и лучшее. Вы вырастете, уедете в другой город учиться, но будете всегда вспоминать свой любимый Орлик, свою Оку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК "Предшкола нового поколения" Ознакомление с окружающим "Маша и Миша изучают окружающий мир" по теме "Дедушка загадывает загадки" подготовительная группа.

Занятие в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим "Дедушка загадывает загадки". УМК "Предшкола нового поколения"....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Практическое освоение способов познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста (Опыт при изучении окружающего мира)

Познавательная деятельность может быть организована по-разному: демонстрационные эксперименты проводит воспитатель; самостоятельные эксперименты проводят дошкольники в совестной деятельности с педагог...

Занятие по окружающему миру для детей средней группы. Тема: «Познание ребенком окружающего мира посредством игры»

Игра – средство познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность.Игра учит изобретательности, потому что дает возможность ...

Занятие по окружающему миру. «Ребёнок и окружающий мир» в средней группе на тему «Цветы на подоконнике»

Цели. Учить рассматриванию комнатных цветов, посаженных в уголке природе в группе:Закрепить знания названий комнатных растений. Дать об одном растении необходимую информацию.Развивать речь, мышление. ...

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты" Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты"Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты»Интеграция образовательных облас...