Проект «Большие права – маленькому гражданину!»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Кабанец Светлана Вячеславовна

Информациионно-познавательный проект по правовомувоспитанию детей подготовительной группы на тему " Большие права – маленькому гражданину!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_bolshie_prava_-_malenkomu_grazhdaninu.docx171.65 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-познавательный

Проект по правовому воспитанию  

«Большие права – маленькому гражданину»

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/2352854/pub_5ef1cafdf1b76373a40cd4f8_5ef1cb25a9fb645d1985c310/scale_1200

                                                                                           Подготовил проект

                                                                                                      Воспитатель: Кабанец С.В.

                   

Продолжительность проекта (краткосрочный): с 23.11.2020 по30.11.2020 год

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников.

Проект «Большие права – маленькому гражданину

По извилистой дорожке

Шли по миру чьи-то ножки.

Вдаль смотря широкими глазами

Шел малыш знакомиться с правами.

Рядом мама крепко за руку держала,

В путь-дорогу умницу свою сопровождала.

Знать должны и взрослые, и дети

О правах, что защищают их на свете.

Актуальность проекта:

  • Право – это совокупность обязательных правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством. Права человека – это законы, которые никто не вправе нарушать: без прав нет справедливости, а без справедливости нет нормальной жизни.
  • Правовое воспитание дошкольников является сложным процессом. Раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребёнка, созданию условий для формирования его правосознания и правосообразного поведения.
  • Самые первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определённого порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве, ещё в дошкольный период. В дошкольные годы наиболее активно формируются взгляды, жизненные позиции, типичные мотивы поведения личности. Только обладание правами дает ребенку возможность само реализоваться, раскрыться как личность.
  • Общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями.

Гипотеза:

Каждый ребенок – это маленький человек со своими правами, которые в обязательном порядке должны соблюдаться взрослыми. Помните о том, что ребёнок будет уважать права других людей, если будут уважать права ребёнка.

Цель: способствовать правовому воспитанию дошкольников, донести до сознания детей в доступной форме «Конвенцию о правах ребенка».

Задачи: 

  • Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
  • Формирование чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, ответственности (за другого человека, начатое дело, данное слово).
  • Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности.
  • Разъяснение общепринятых норм и правил поведения.
  • С помощью разнообразных методов и приёмов оптимизировать работу с родителями воспитанников, повысить правовой уровень культуры родителей.
  • Подчеркнуть роль взрослого в формировании поведения ребёнка, ценность каждого ребёнка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей.

Ожидаемый результат: 

  • Формирование у детей азов правовой культуры; навыков общения; чувств самоуважения и уважения к другим; развитие у детей способности рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
  • Понимание детьми информации, которая могла бы уберечь их от насилия и несправедливости со стороны взрослых.
  • Формирование организационно-правовой основы взаимодействия родителей, детей, воспитателей.
  • Активизация интересов детей и родителей в области прав и обязанностей.
  • Приобретение теоретического опыта в работе по правовому воспитанию детей.
  • Наработка дидактического материала, конспектов организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребёнка.
  • Повышение уровня правовой культуры родителей.

Этапы реализации проекта

Информационно-накопительный:

Цель: Создание условий для реализации проекта.

- Интернет- ресурсы.
- Подбор информационной литературы.

- Подбор произведений, сказок, пословиц и поговорок о мире и дружбе.
- Подбор наглядного материала.
- Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности, дидактические игры.
- Выставки книг, рисунков, поделок.

- Оформление информационного стенда для родителей по данной теме.

- Создание условий и разработка конспектов в соответствии с ФГОС ДО для проведения бесед и НОД.

Организационно-практический:

Цель: эффективная организация совместной деятельности воспитателей, детей и родителей по реализации проекта.

- Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом интеграции образовательных областей.

- Оформление наглядной и предметно-развивающей среды в соответствии с планом деятельности над проектом.

- НОД, продуктивная деятельность, беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, игровая деятельность, слушание музыкальных произведений по данной теме.

Работа с родителями:

- Оформление информационного стенда и другой наглядной агитации.

- Организация консультации.

- Создание «Семейного древа»

Презентационно-завершающий:

Цель: Оценка результатов деятельности, подведение итогов.

- Выставка художественно- творческой деятельности рисунков «Моя семья»

- Подарок для мамы. ( Посвящен ко Дню Матери)

- Досуг: «Права сказочных героев»

Реализация проекта

Образовательная область «Познавательное развитие»

НОД «Конвенция о правах ребенка»

Задача: расширять представления о том, что существуют законы, которые записаны в документах, которые помогут людям мирно сосуществовать, не нарушая права другого человека. Воспитывать уважение к другим людям. Познакомить детей с правом на имя, семью, научить применять это право в жизни, способствовать социально-нравственному развитию. Познакомить со старинными  именами , как давали их в древние времена. Закрепить и расширить представление о семье. Дать представление о защите прав ребёнка членами его семьи. Воспитывать ласковое, чуткое отношение к близким людям, потребность радовать их своими добрыми делами.

НОД «Мы разные, но у нас равные права»
Задача:
 довести до сознания детей необходимость и значение образования для каждого человека. Познакомить детей с содержанием статей Конвенции ООН о правах ребенка, гарантирующих право на образование. Рассказать детям о том, что каждый из них имеет право на охрану своего здоровья. Формировать у детей представления об условиях, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, личное положительное отношение каждого ребёнка к здоровью.

Дидактические игры:

  • «Ласковое имя»
  • «Взрослые имена»
  • «Цепочка имен»
  • «Запрещается-разрешается»
  • «Чего не стало?»
  • «Я помогаю маме»
  • «Кто, что делает»
  • «Кто, где работает»
  • «Обязанности в нашей семье»
  • «Чужой за дверью»
  • «Назови ласково»
  • «Полезно-не полезно»

     Образовательная область «Речевое развитие»

НОД  Пересказ рассказа Ушинского К.Д. «Сила – не право»

Задача: закрепить у детей понятие о добре и зле, прививать детям нравственные нормы цивилизованного общества. Воспитывать положительные качества личности, учить детей быть воспитанными, доброжелательными. Развивать любознательность, активность, целеустремленность.

НОД  Составление рассказов по картине «Мамины помощники»

Задача: формировать представление о том, что любовь выражается в заботе о своих родных, помощи им, конкретных делах; воспитывать любовь к маме; развивать эстетическое восприятие, мышление, речь. Познакомить детей с правом на любовь и заботу. Способствовать социально-нравственному развитию.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Рисование:

НОД «Моя семья»

Задача: закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать относительную величину ребёнка и взрослого. Упражнять в  рисовании контура простым карандашом и последующем закрашивании красками.   Учить самостоятельно в выборе сюжета и техники исполнения. Развивать творчество, воображение. Развивать умение видеть красоту созданного образа. Воспитывать чувство уважения к старшим членам семьи.  

       

НОД «Дом в котором я живу»

Задача: учить передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни; закрепить знания об основных частях здания (дом, стена, крыша, окно). Закрепить представления детей о предметах, имеющих треугольную и квадратную форму. Учить ориентироваться на листе бумаги. Развивать творчество, умение работать самостоятельно. Воспитывать аккуратность в работе.

Лепка:

НОД «Человек – это я!»

Задача: учить детей лепить человека из пластилина, его части (голова, руки, ноги), соблюдая соотношение частей по величине. Закреплять умение раскатывать пластилин на доске, придавать фигуре нужную форму; соединять части, плотно прижимая их друг к другу. Закреплять умение работать аккуратно.

Ручной труд:                                                                                                                                                 НОД «Подарок для мамы»                                                                                                                    Задача: способствовать расширению знаний о праздниках - «День матери». Развивать интерес к изготовлению поделки своими руками, умение видеть и самостоятельно выбирать способы украшения работы. Воспитывать у детей доброе отношение и любовь к своей маме, чувство благодарности за заботу и желания сделать для мамы приятное.

Слушание музыкальных произведений: «Дадим шар земной детям»; «Солнечный круг, небо вокруг...»  Выучить песню: «Пусть всегда будет солнце». Слушание и обсуждение песни мамонтенка из мультфильма «Мама для мамонтенка».

Образовательная область «Физическое развитие»

  Подвижные игры:

  • «Пешеход и водители»
  • « Что мы делаем – не скажем»
  • «Три поросенка»
  • «Мамины помощники»
  • «Снежная королева»

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

 

Чтение художественной литературы

  Задача: стимулировать увлечение совместным со взрослыми и сверстниками чтением и

  общением по содержанию прочитанного; продолжать формировать интерес к чтению

  произведений больших форм (чтение с продолжением); развивать способность к

  эмоциональному отклику на прочитанное и увиденное в жизни.

  Рассказ : «Сила – не право» К.Ушинский.

  Загадки о правах.

  Стихотворение: «Правила для воспитанных детей» Г. Шалаева; «Что такое хорошо и что      такое плохо» В. Маяковский; «Жадина» Я. Аким; «Я – человек, ты - человек» И. Семёнова; «Ты и твоё имя» Э. Успенский.

 Сказки: - «Золотой ключик или приключение Буратино», «Красная шапочка», «Гуси-лебеди»,   «Три поросенка», «Снегурочка»; инсценировка по сказкам «Заюшкина избушка» и «Маша и медведь», «Кот, Петух и лиса», «Похищенное имя»

Беседы:

- «Нужны ли правила поведения в обществе?»

Задача: формировать представления о правилах поведения, как общепринятых во всем мире нормах поведения. Довести до сознания детей, что никто не имеет права обижать, бить, оскорблять другого человека, все люди равны в своих правах. Формировать понимание значимости свободы для человека. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, самостоятельность мышления, умение делать выводы, решать проблемные ситуации.

- Рассматривание ситуационных картинок на тему «Что такое хорошо и что такое плохо»

Задача: раскрыть понятия «плохо» и «хорошо». Развивать словарный запас у детей, формировать умение налаживать контакт с окружающими. Воспитывать положительные черты характера: доброту, терпение, вежливость. Познакомить детей с содержанием статей Конвенции о правах ребенка, гарантирующих право на жилье и неприкосновенность жилища.

 - «Права и обязанности дома и детском саду»

Задача: формирование понимания взаимозависимости между правами и обязанностями человека. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

- «Как и зачем люди отдыхают»

Задача: дать детям представление о том, что отдых необходим для сохранения здоровья; ввести понятия «пассивный отдых» и «активный отдых».

Самостоятельная деятельность детей

Сюжетно – ролевые игры:

Задача: совершенствовать умение примерять на себя конкретную роль согласно сюжету игры с использованием при этом соответствующих атрибутов. Развивать творческую фантазию детей для создания сюжета игры, создания недостающих атрибутов, проведения манипуляций с предметами-заместителями, обыгрывания представлений об окружающей действительности. Учить ребят совместно играть, распределять роли, согласовывать свой замысел с версиями сверстников, договариваться между собой.

  • «Семья»
  • «Школа»
  • «Детский сад»
  • «Больница»

Конструирование:  «Такие разные дома»

Задача:  уточнить и расширить знания о строительстве домов; виды домов, этажность. Формировать навыки творческого конструирования.  Воспитывать самостоятельность при использовании полученных знаний; воспитывать доброжелательное отношение.

Продукт проектной деятельности:

Выставка рисунков «Моя семья»

Подарок для мамы. ( Посвящен ко Дню Матери)

Досуг: «Права сказочных героев»

Работа с родителями:

Оформление родительского уголка и другой наглядной агитации (Папка – передвижка «Десять заповедей для родителей», «Права детей»)

Консультации: «Как ребёнку не стать жертвой преступления и избежать несчастного случая»,

«Права ребенка», «Как открыть ребенку свою любовь», «Четыре заповеди мудрого родителя», «Конвенция о правах ребенка».

Участие родителей в создании  «Семейного древа»

Результат реализации проекта:

Подводя итоги можно сказать, что вся эта работа помогает установить доверительные отношения с семьями детей, родители становятся полноправными участниками образовательного процесса, дети комфортно чувствуют себя дома и в саду.
Основная идея работы по правовому воспитанию дошкольников – это признание ребенка полноценной и полноправной личностью: свободной и ответственной, знающей свои права. Конвенция провозглашает ребенка самостоятельным субъектом права и наша задача донести до сознания детей конвенцию в доступной форме. И такую работу лучше начинать с детьми старшего дошкольного возраста. Т.к. дети 5-7 лет адекватно воспринимают этот материал, управляют своим поведением. К концу дошкольного возраста ребенок становится активным, осознающим себя субъектом собственной деятельности отношений со взрослыми и сверстниками.

Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва

У него уже с пеленок веские права!

 Он имеет право жить, развиваться и дружить;

 Иметь просторный, добрый дом

 Видеть тихий мирный сон.

 Врачей помощь получать,

 Обучаться, отдыхать,

 Быть веселым и здоровым,

 Восхищаться чем-то новым

 И любить, и быть любим

 Он на свете не один!

Литература.

  1. Алёшина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы».
  2. Голицына Н.С., Огнева Л.Д. «Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребёнка».
  3. Голицына Н.С «Ознакомление дошкольников с социальной действительностью»
  4. Давыдова О.И., Вялкова С.М. «Беседы об ответственности и правах ребёнка».
  5. Журавлёва Л.С. «Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомление с окружающим миром. Для работы с детьми 5-7 лет».
  6. Журнал «Дошкольная педагогика» № 7-2010.
  7. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников».
  8. Маханева М.Д. «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие».
  9. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой»»
  10. «Правовое воспитание. Организация работы с педагогами, детьми и родителями: семинары-практикумы, занятия, игры /авт.-сост. Т.А.Харитончик.
  11. «Реализация Конвенции о правах ребёнка в дошкольных образовательных учреждениях» /авт-сост. Соловей С.А., Львова Т.Н., Дубко Г.И.
  12. Селихова Л.Г. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи».
  13. Шорыгина Т.А. «Беседы о правах ребёнка. Методическое пособие для занятий с детьми 5-10 лет».
  14. Шорыгина Т.А. «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Большие права - маленьким детям" (подготовительная группа)

Актуальность темы «Права ребенка в семье» заключается в необходимости разъяснения правового статуса личности ребенка, т. к. обладая всеми основными правами, требуют по отношению к себе особой правовой...

Проект "Большие права - маленькому человеку"

Актуальность проблемы Ребенок  приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее, целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действ...

Краткосрочный проект «Большие права маленьких детей» (для детей старшего дошкольного возраста)

Краткосрочный проект«Большие права маленьких детей»(для детей старшего дошкольного возраста)...

Педагогический проект "Большие права - маленькому гражданину"

Педагогический проект "Большие права - маленькому гражданину"...

Проект "Большие права маленького человека"

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, взгляды, жизненные позиции, типичные мотивы поведения личности. И в то же время это период, ког...