Исследовательская работа тема: «Секреты колокольного звона» для детей 6-7 лет
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Щербакова Валентина Алексеевна

Цель исследования:  Изучить историю возникновения традиции колокольных звонов на территории Коротчаевского района и их влияния на формирование духовного мира человека.

Для достижения этой цели поставила следующие задачи:

1. Изучить материал по истории возникновения колокольных звонов на Руси.

2.Собрать сведения о храмах и колоколах, подтверждающие существование традиции колокольных звонов на нашей земле.

3.Исследовать влияние колокольного звона на эмоциональное состояние человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvon.doc841.5 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская  работа

Тема: «Секреты колокольного звона»

Выполнила:

Мокрушина София

Руководитель:

Щербакова В.А.

2022г.

Содержание работы

1

Введение  

3

2

Методика исследования  

                                 

4

Глава 1 – Теоретическая часть                        

1.1. История возникновения колокола и колокольного звона.

1.2.Значение колокола и колокольного звона на Руси.

4

Глава 2 – Практическая часть                          

2.1. История возрождения традиции колокольного звона на территории Среднеахтубинского района.

2.2.Классификация колокольных звонов.

5

3

Результаты проекта

                                         

8

4

Сферы реализации проекта                              

8

5

 Заключение    

                           

8

6

Библиография

9

7

Приложение  

10


Тема  «Секреты колокольного звона»

  • Введение.

Актуальность

        В настоящее время Россия переживает один из непростых периодов. Изменения, происходящие в нашей стране, нацелены на духовное возрождение общества. Сегодня  духовно-нравственное развитие  личности  является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации, так как это один из факторов духовного единения народа, а значит, обеспечения политической и экономической стабильности нашего государства. Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности, а  в современном мире человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного,  так и негативного характера.

         Поэтому сегодня  так актуален выбор средств, способствующих нашему духовному развитию и  воспитанию.

         Самая большая опасность сегодня, в разрушении личности. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления о доброте, милосердии,  справедливости, гражданственности и патриотизме. Широкий размах приобрела ориентация молодёжи на атрибуты массовой, в основном западной культуры за счёт снижения истинных духовных, культурных ценностей и  традиций  своего русского народа. На мой взгляд, у моего поколения в настоящее время утрачен главный фактор развития личности - воспитание духа. А этому воспитанию способствуют многие факторы.   Это знание своих собственных традиций, умение жить по этим традициям и продолжать их.   А что ещё может способствовать воспитанию нашей духовной культуры?  Задавшись этим вопросом, я предположила, что это может быть звуковая атмосфера, окружающая нас.  Что мы слушаем сегодня?

 В наше время звуковое пространство вокруг  заполнено в большей степени звуками,  некомфортными для нас. (Шум и сигналы проезжающих машин, работа строительной техники, громкая поп- музыка на дискотеке и т.д.). Такая звуковая информация не несёт ни духовного, ни нравственного содержания и пагубно влияет на формирование внутреннего  мира человека, особенно, подростка.  Поэтому необходимо создавать вокруг нас такую звуковую атмосферу, которая способствовала бы нормализации эмоционального состояния человека и формированию его духовного мира. Лично мне очень нравятся колокольные звоны. Внутренний мир современного школьника формируется сегодня преимущественно под воздействием массовой культуры или даже под воздействием какой-либо музыкальной субкультуры. А можно ли способствовать духовному росту личности при помощи другой музыки, родной нам и близкой? По моему, настало время более широко открыть для нас традиционное искусство колокольного звона, чтобы современное поколение осмыслило его как неотъемлемую часть жизни человеческого общества, как нечто возвышенное, неповторимое и прекрасное, соединяющее все стороны человеческого существования.

Поэтому объектом исследования я выбрала церковный колокол, а предметом исследования особенности восприятия человеком звуков, издаваемых колоколом.

Цель исследования:  Изучить историю возникновения традиции колокольных звонов на территории Среднеахтубинского района и их влияния на формирование духовного мира человека.

Для достижения этой цели поставила следующие задачи: 

1. Изучить материал по истории возникновения колокольных звонов на Руси.

2.Собрать сведения о храмах и колоколах, подтверждающие существование традиции колокольных звонов на нашей земле.

3.Исследовать влияние колокольного звона на эмоциональное состояние человека.

Гипотеза: Традиция колокольного звона жива на территории района, каждому колокольному звону соответствует определённое эмоциональное состояние. Слушание колокольного звона способствует личностному духовному росту.

                                     2. Методика исследования.

В своей исследовательской работе я использовала следующие методики:

- сбора и анализа информации 

- Наблюдения, анкетирования, интервьюирования

- методику эмоционально-звуковой аналогии (методика А.Н. Лутошкина).

Глава 1 – Теоретическая часть

1.1. История возникновения колокола и колокольного звона.

Решая первую задачу, я изучила следующую литературу и интернет ресурсы: 

  • И. Коновалов., Православный колокольный звон. Теория и практика. – М.: Триада плюс, 2002 -192стр.  Составители Коновалов И. В., Завьялов Н.И.

Книга содержит ряд статей, составляющих основу необходимых знаний в области практического применения колоколов начинающим звонарям и всем  интересующимся православными колокольными звонами.

2. Задубовская Е., Лечение колокольным звоном: Колокола-целители. Звукотерапия. Колоколотерапия и др. – Ленинград: Лениздат, 2006

В книге собраны легенды, сказы, предания народов мира о колоколах и их чудесных свойствах; приведены результаты исследований современных ученых – кампанологов, подтверждающие традиционные, порой совершенно невероятные, выводы о влиянии колоколов и колокольного звона на жизнь людей; рассмотрены способы лечения с помощью колокольного звона, “колокольной” воды, энергетики колоколов.

3.Дмитриева О. А., История Свято-Никольского прихода г. Краснослободска – Ленинск: ООО «Ленинская типография»,2013-204стр.

В книге рассказывается об истории г. Краснослободска и Никольского прихода на протяжении всей истории существования.

4.Архивные материалы районного краеведческого музея. Эти материалы позволили мне узнать о довоенной истории храмов Средней Ахтубы.

Изучив соответствующую литературу, я пришла к выводу, что единственный музыкальный инструмент в храме - колокол. По преданию его изобретение приписывается Св. Павлину, Епископу  Ноланскому в конце IV или начале V века. Св. Павлин во сне увидел полевые цветы- колокольчики, которые издавали приятные звуки. Проснувшись, епископ велел отлить колокола, имевшие форму этих цветов. Но он не ввёл их в практику Церкви и только в начале VII века Римскому Папе  Савиниану удалось придать колоколам христианское  значение.   В течение VIII -IX веков колокола  прочно вошли в практику христианского богослужения в Западной Европе.

1.2. Значение колокола и колокольного звона на Руси.

На Руси колокола впервые появились с принятием христианства Св. Владимиром в конце X века. В народе говорили, что если икона — это молитва в красках, храм — молитва в камне, то колокол — это молитва в звуке, икона звучащая. Колокол воспринимали как живой организм (Примеры:  «Лебедь», «Медведь», «Красный», «Царь-колокол»). Звон сопровождал всю жизнь православного человека (рождение, крещение, венчание, отпевание и т.д.) За мелодичность и богатство музыкальной гаммы народ называл звоны малиновыми, красными.… После изучения истории возникновения звонов, я приступила к решению второй задачи.

Глава 2 – Практическая часть.

2.1.  История возникновения и возрождения традиции колокольного звона  на территории  района.

          Из бесед со священнослужителями, прихожанами храмов, работниками районного краеведческого музеяя узнала, что целых три поколения в России не помнили, что есть такое чудо – колокольный звон. Лишь в восьмидесятых годах XX века началось возрождение, стали строить новые храмы. Например, обратимся к истории появления храмов в г. Краснослободске. Из «Астраханских Епархиальных ведомостей» за 1914 год узнаём, что домовая церковь х. Букатин построена и освящена 13 декабря 1903года. Колокольни в ней ещё не было, а колокола, отлитые в честь Николая Чудотворца, были подвешены около храма под навесом.  Здание церкви было деревянным и  примыкало к училищу. Его строили на пожертвования жителей х. Букатин. Сегодня в этом здании располагается МБОУДОД  Краснослободский  ЦДТ,  а о том, что здесь была, церковь свидетельствует характерная архитектура здания. Впереди мы видим круглый пристрой для Алтаря. Из рассказа матушки Елены из Никольского храма я узнала, что эта церковь была центром духовного общения прихожан, а после революции внутри церковь была частично разграблена, а Батюшка и Матушка этого прихода были зверски замучены большевиками во время Гражданской войны. Их останки были захоронены на территории церкви.  Позже в этом здании находились сначала изба-читальня,  а затем школа.  И  только в 1944 году на пожертвования прихожан был построен деревянный храм (молитвенный дом) В конце 1945 года прихожане собрали металл и отлили колокола хозяйственным способом с участием специалистов. В этом храме колокольни тоже ещё не было. В 1990г. было начато строительство ныне действующего Никольского храма вместе с колокольней, а в 2003г. на Пасху в новом храме отслужили первую службу и впервые зазвучал колокол, который был торжественно освящён. С тех пор звон колокола можно услышать со звонницы Никольского храма. Второй храм  Живоначальной Троицы был построен и торжественно освящён в 2009г. прямо на берегу Волги. Этот храм находится под патронажем храма Сергия Радонежского г. Волгограда.  Далее,  со слов настоятеля храма  отца Виктора, здесь планируется строительство мужского Монастыря и ещё одного храма на 1000 мест. Планируется разместить здесь духовный просветительский центр. На колокольне храма Живоначальной Троицы располагаются 6 колоколов. Их звон торжественно плывёт над матушкой Волгой, возвещая о возрождении старинной духовно-музыкальной традиции нашего края.

Есть храмы и в Средней Ахтубе. Деревянная церковь Покрова Божьей Матери находилась за балкой.

 Троицкая церковь с колокольней была заложена в 1802г. В1933г. она была полностью разрушена и сейчас на её месте стоит Поклонный крест в парке у Вечного огня в самом центре Средней Ахтубы. А колокольные звоны  в Средней Ахтубе слышны со стороны  храма Покрова Божьей Матери в дни служб и престольных праздников . В Среднеахтубинском краеведческом музее я обратила внимание на витрину с небольшими колокольчиками. Это значит, что колокольчики использовались жителями нашего края издавна для бытовых целей.

2.2. Классификация колокольных звонов.

Из беседы со звонарём храма Живоначальной Троицы Михаилом я узнала, что в русской Православной Церкви используются четыре типа колокольного звона: Благовест, Трезвон, Перезвон и Перебор.

Благовест - одиночные удары в большой колокол. Этот звон предназначен возвещать о начале богослужения.

Трезвон - одновременный  звон во все колокола.

Перезвон - медленный звон в каждый колокол, по очереди начиная с самого большого, а затем удар во все колокола одновременно.

Перебор - траурный звон.

Со слов звонаря Михаила  (в миру Чеботарёв Михаил Геннадьевич) я узнала, что он учился в Свято – Духовом монастыре у отца Григория в  г. Волгограде. При обучении ему показывали  разные виды звонов и давали характеристику  каждого типа и время его звучания (например: благовест: праздничный,  воскресный, будничный, постный – в зависимости от вида богослужения).

Звонарь Михаил рассказал о своих ощущениях, переполнявших его, когда он впервые позвонил в колокол в 14-летнем возрасте.  «Это  была радость от общения с Богом и ощущение Красоты». Он отметил, что если ему приходится долгое время звонить в колокола, то у него проходят все болевые ощущения и он никогда не болеет простудными заболеваниями. Значит, колокольные звоны  воздействуют не только на душу человека,  но и на его физиологическое состояние. Чтобы подробнее  узнать об этом явлении, мною была изучена соответствующая литература.                    

         Из литературных источников я выяснила, что в православном звоне заложена дивная сила, глубоко проникающая в  сердца и исцеляющая человека физически и духовно.  Колокольный звон стал неотъемлемой частью жизни человеческого общества и воспринимается как нечто возвышенное, неповторимое и прекрасное, соединяющее людей. Подтверждением этого стала моя встреча со звонарём Михаилом. Меня несколько удивила и обрадовала его общительность. Он, после двухчасовой службы, любезно согласился побеседовать со мной и даже, поднявшись на колокольню, продемонстрировал все виды известных ему звонов.  Значит, воздействие колокольных звонов делает людей добрее, общительнее, любвеобильнее. По словам настоятеля храма Живоначальной Троицы отца Виктора:  «Колокол – это голос Божий, он пробуждает душу, заставляет людей задуматься над смыслом жизни. У человека, слышащего колокольный звон в душе должно что-то измениться». В душах людей колокольный звон возбуждает светлое, радостное и мирное настроение. Чтобы убедиться в этом я приступила к решению третьей задачи и провела исследование  влияния колокольного звона на эмоциональное состояние человека. 

Было проведено анкетирование детей и их родителей. Результаты анкетирования показали, что большинство людей воспринимают колокольный звон как нечто возвышенное и облагораживающее душу человека.

Для изучения эмоционального состояния учеников 2 класса под воздействием разных типов звонов использовала цветовой  тест. В цвете учащиеся могут выразить то, что им трудно сказать словами. Кроме того, вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования.

Необходимый материал: лист белой бумаги и цветные карандаши. На листе бумаги должны быть  нарисованы 3 колокола и  пронумерованы для каждого ребёнка. Эти листы раздаются детям с предложением закрасить цветным карандашом соответствующий колокол после прослушивания определенного типа звона. Чтобы найти материал для звуковых тестов я обратилась к учителю музыки нашей школы с просьбой помочь мне. Вместе с Осиповой Татьяной Павловной мы отобрали музыкальный материал (примеры разных видов звонов). Кроме того составили композицию колокольных звонов и записали её в виде партитуры.  Затем разучили её с детьми. Дети с удовольствием исполняют эту композицию, получая от этого огромное удовольствие и массу положительных эмоций. Они помогли мне провести звуковое тестирование с учениками. Дети прослушали фонограммы 3-х видов звона (благовест, перезвон, трезвон) и имитацию колокольного звона. Учащиеся закрашивали соответствующий колокол цветным карандашом, изображая своё состояние, то есть то, что в данный момент переживают.  После обработки звуковых тестов были получены определённые результаты. При обработке и анализе результатов использовался ключ.

Таким образом, опытным путём было подтверждено, что колокольные звоны вызывают эмоции спокойствия, умиротворения, восторга, что благотворно влияет на психику ребёнка.                                   

                                      4. Результатами моего проекта явились:

- уроки-лекции на тему «Секреты колокольного звона» для детей.

 -овладение практическими навыками имитации колокольного звона на треугольниках, выступления на районных мероприятиях.

-заинтересованность детей в изучении традиции колокольного звона на территории нашего края и приобщения к ней (посещение  колокольни храма и игра на настоящих колоколах).

 

                                    3.Сферы реализации проекта

         Результаты моей работы позволили применить полученные мной знания в следующих сферах:

-участие в ДОУ открытом фестивале творческих проектов учащихся (диплом победителя);

-выступление на  районном методическом объединении на тему  «Искусство как содержание для духовно нравственного воспитания школьников»;

-выступление на районной краеведческой конференции в номинации «Наш дом и нам тут жить»;

-выступление на районном фестивале презентаций проектов.

-участие в « Рождественских встречах» (беседы с детьми о духовной музыке и её значении)

-планирую поучаствовать в реализации проекта «Возвращение к духовным истокам»  православного Прихода храма.

                                                     5.Заключение

Опираясь на результаты  проведённой работы, я сделала Вывод:

Вместе со строительством новых храмов в нашем районе возрождается сегодня  традиция колокольных звонов  Колокол-это голос Божий. Он пробуждает душу, заставляя задуматься о смысле жизни. У человека, слышащего колокольный звон в душе что то меняется. Я думаю, эту традицию нужно продолжать, так как  она приводит к приобщению к культуре своего народа, воспитанию патриотизма, любви к своему родному краю и в конечном итоге личностному духовному росту.

Звонят, звонят колокола России

Благую весть несут во все края

Любовью к  ближнему живёт Россия

И молодость свою хранит в веках.

                                       

                                           5.Литература:

1. Задубовская Е. Лечение колокольным звоном: Колокола-целители. Звукотерапия. Колоколотерапия и др. – Ленинград: Лениздат,  2006.

2. Плешанов Е.В. Протоиерей Аристарх Александрович Израилев (1817-1901). // Протоиерей Аристарх Израилев (1817-1901). Труды. Публикации. Исследования. М., 2001. С. 13-35.

3. Преображенский Г. К воспоминаниям об отце протоиерее Аристархе Александровиче Израилеве // Ярославские епархиальные ведомости. 1902. Часть неоф.  27. С. 414-420;  28. С. 431-436;  29. С. 446-454.

4. Прибыловский  А.  Колокола и колокольные звоны // Перезвоны. 1927.  28. С. 898-899.

5.  Православный колокольный звон. Теория и практика / Сост. И.В. Коновалов, Н.И. Завьялов.- М.: Триада плюс,  2002.

6.Сыненко В. Я. Духовно нравственное становление растущей личности в системе взаимодействия семьи и школы. Семья, школа, церковь.

7.Словарь русского языка. С. И. Ожегова, М.1989г.

8. Дмитриева О. А., История Свято-Никольского прихода г. Краснослободска – Ленинск: ООО «Ленинская типография»,2013 С.204

9.Архивные материалы Среднеахтубинского районного краеведческого музея

                                                  6.Приложение

Методика эмоционально-цветовой аналогии

Автор методики А.Н. Лутошкин. Методика разработана на основе существующей специфической        связи выбора человеком цвета с его эмоциональным состоянием. Способность цвета особым образом воздействовать на эмоциональное состояние людей, а эмоциональных состояний - отражать в себе богатую палитру существующих в природе красок широко используется в прикладной цветопсихологии. Явления, связанные с цветовосприятием человека, стали употребляться и для изучения некоторых особенностей личности и её состояний. В цветопсихологии установлено соответствие определённых цветов различным проявлениям эмоциональных состояний человека. Существует традиционная эмоциональная оценка цветов:  

  • красный-настроение восторженное, активное;
  • оранжевый-радостное, тёплое;
  • жёлтый-светлое, приятное;
  • зелёный-спокойное, ровное;
  • синий-грустное, печальное;
  • фиолетовый-тревожное, тоскливое;
  • чёрный-состояние крайней неудовлетворённости.
  •  

3.Таблица результатов исследования влияния разных видов колокольных звонов на эмоциональное состояние человека.

Кол-во

детей

Цвета

красный

зеленый

черный

желтый

15

9

1

1

4

Вывод: Колокольные звоны благотворно влияют на эмоциональное состояние ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Колокольные звоны России

Приобщение детей ждошкольного возраста к историческому наследию русского народа...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему "Русские колокола и колокольные звоны".

Итоговое мероприятие по блоку на тему "Колокола и колокольные звоны России".Ознакомление с предметами русской старины.Формирование у детей чувства сопричастности к русской национальной истории и культ...

конспект музыкального занятия "Колокольные звоны" подготовительная группа.

Занятие знакомит детей со звучанием и значимости колоколов России....

Конспект занятия "Колокольный звон"

Социальное партнерство...

Конспект занятия "Секреты колокольного звона" для детей подготовительной группы

Конспект музейно-педогагического занятия "Секреты колокольного звона" для детей 6-7 лет....

Колокольный звон. Пасхальный звон.

Колокольный звон. Пасхальный звон.С давних времен звон колокола считается священным и очень почитается верующими людьми. По церковным канонам колокольный звон считается «голосом Б...

Методическая разработка "Секреты колокольного звона".

Методическая разработка "Секреты колокольного звона" по программе "Петербурговедение в ДОУ: инновационные практики освоения культурного наследия"....