"Лэпбук - технология для развития детей"
методическая разработка по окружающему миру
Лэпбук является уникалным пособие, помогающий педагогу в работе. Это своего рода папка в которой собранна информация по одной теме. Так же позволяет развивать творческий потанциал педагога, поскольку лэпбук варьиотивное пособие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.21 КБ |
Предварительный просмотр:
«Лэпбук -технология для развития детей»
ФГОС ДО определяет одним из основных принципов образовательных отношений личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей. В связи с этим появилась острая необходимость обновления содержания деятельности ДОУ в целом и каждого педагога в частности, глубокое осмысление технологии субъектно-субъектного взаимодействия участников образовательных отношений, освоения, применение новых технологий, методов, приемов работы с детьми, которые позволят сделать образовательный процесс интересным, разнообразным и эффективным. Огромное значение приобретает и образовательная среда, которая представляет собой систему условий и индивидуализации детей.
В своей практике все чаще встречаю детей, которые не хотят заниматься, им неинтересно то, что происходит в совместной образовательной деятельности педагога и детей. Поэтому значительным условием повышения эффективности работы с детьми дошкольного возраста являются не расширение образовательных задач, а разработка новых педагогических технологий, связанных, в первую очередь, спецификой общения ребенка со взрослыми и сверстниками с рациональной эффективной организацией жизни ребенка в детском саду, направленных на развитие самостоятельной деятельности ребенка и на развитие личности. Важным аспектом развития ребёнка является научить ребенка учиться самому.
В поиске новых форм организации образовательной деятельности находится сейчас каждый педагог детского сада. Результатом такого поиска в моем случае стала тематическая папка или «лэпбук». Замечательная идея для объединения игр, карточек для рассматривания и описания, так же в одном месте располагаются стихи, загадки на выбранную тему. Очень удобно ведь все задания и упражнения выбранной темы собраны вместе. Данная инновационная технология привлекает детей яркостью и простотой. В лэпбуках множество разнообразных деталей, кармашки всевозможных форм, мини-книжки, книжки-гармошки, конверты, которые дети могут доставать, перекладывать, складывать по своему желанию. Лэпбук находится в свободном доступе для детей, они самостоятельно любят играть, рассматривать картинки, проверять знания друг друга, радуются своим и чужим успехам. Тем самым, закрепляя не только поставленные цели тематического комплекта, но и улучшает коммуникативные способности. А при помощи воспитателя, ребенок может прочитать и выучить стихотворения и загадки. Тем самым развивая не только свой кругозор, но и знания, память, словарный запас.
Лэпбук – это новейшее изобретение для развития ребенка. В переводе с английского языка означает «наколенная книга». Приспособление активно внедряют в учебный процесс для дошкольников и младших школьников. Знакомство с лэпбуком проходит совместно с воспитателем индивидуально или небольшими подгруппами (5-6 детей). Когда дети хорошо знакомы с данным пособием они выполняют задания самостоятельно, при незначительной помощи воспитателя. В моём арсенале подобралась не плохая коллекция тематических лэпбуков. Они все разные по содержанию и по направлениям. Это и «Русская матрешка», «Мой любимый город Шадринск», «Символы России» - соответствующие патриотическому воспитанию, «Говорушки» - разработана для развития речи детей раннего возраста, «Времена года» - соответственно отвечает за познавательное развитие детей, «Новогодние чудеса» - социализации. «Азбука чистоты» – самый оригинальный комплект на закрепление культурно гигиенических навыков, «Дымковская игрушка» - в этом комплекте собранно все о народном промысле – дымковская игрушка.
В данной статье хочется подробней рассказать о лэпбуке «Мой любимый город Шадринск». В нем собраны официальные и нетрадиционные символы малой Родины воспитанников, стихи для маленьких граждан России, игры на развитие внимания и памяти, фотографии родного города. Это пособие объединило информацию о самых дорогих и близких местах малой Родины.
Цель данного лэпбука: Развитие у подрастающего поколения гордости, глубокого уважения и почитания своего города. Знать и различать символику города – Герб, Флаг.
Задачи:
1. Воспитывать чувство гордости к малой Родине и уважения к государственным символам.
2.Формировать представление воспитанников о традиционных символах города, познакомить с историей их возникновения. Формировать представление о нетрадиционных символах города.
3.Прививать интерес к истории родного города;
4.Воспитывать чувство патриотизма, уважения и любви к Отечеству.
Отношение к гербу, флагу - это и отношение к самому государству, к стране, в которой мы живем. Дети должны знать историю, нашедшую отражение в государственных символах, ибо, по мнению А. Пушкина, «уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости». Каждый должен гордиться прошлым, настоящим и будущим своей страны. История страны, история государственных символов - это духовная биография народа. Не знающий этого человек - это человек без прошлого, без настоящего и без будущего. Память, хранящая страницы истории, возвышает нас. Кроме официальных символов, есть и нетрадиционные, в нашем городе это Шадринский гусь. Так же город знаменит известными людьми жившими и творившими в свое время (С.Т. Мальцев, Ефремов Г.М., Бронников Ф.А….). Конечно у города есть достопримечательности, памятники и значимые места для шадринцев, все это оформлено в данном лэпбуке.
Содержание
- Информационная страничка. «История города Шадринска».
- Флаг города
- Герб города
- Карта Курганской области
- Карта города (натуральная)
- Сказочная карта России
- Историческая страничка. Фотографии «Было-Стало»
- Игры для развития памяти, внимания
- Знаменитые люди
10.Стихи о Шадринске
1. Информационная страничка. «История города Шадринска». (Электронные архивные данные г. Шадринска)
Шадринск основан в XVII веке, в тот период, когда русские землепроходцы приступили к освоению сибирских и дальневосточных земель. Под прикрытием стен Шадринского острога активно заселялись берега Исети крестьянами из северных и центральных губерний России.
Основателем слободы является Юрий Никифорович Малечкин, прозванный также Юшкой Соловьём. Именно Малечкин обратился в Тобольск с прошением, в которой спрашивал разрешения у воеводы строить острог и слободу на Шадриной заимке. После решения главной комиссии было разрешено «лета 7171 (1662 год) сентября в 15 день (25 сентября)» начать строительство.
Слобода росла быстро. К 1686 году Шадринская слобода стала самой большой на территории Западной Сибири. В слободе имелось много дворов где жили крестьян, так же там проживали беломестные казаки и драгуны. Долгое время Шадринск являлся административным и торговым центром Исетского края. В 1712 г. указом тобольского воеводы Шадринская слобода была переименована в Архангельский Шадринский городок, или Малоархангельск, - Тобольского уезда.
В 1733 г. пожар дотла выжег Шадринский городок, и его снова стали считать слободой, которая постепенно стала отстраиваться. В 1738 г. была образована Исетская провинция с прежними полномочиями города Шадринска. В 1771 году с благословения епископа Тобольского Варлаама был заложен каменный храм во имя Преображения господня. Спасо-Преображенский собор - первая каменная постройка города. В 1822 году на западной окраине города Шадринска, на левом берегу Исети, купцом Фетисовым была открыта фарфорово-фаянсовая фабрика, работавшая до 1840 года. В Шадринске ежегодно проходили Петровская, Михайловская и Афанасьевская ярмарки. Торговали хлебом, крупой, мясом, маслом, салом, холстом. Шадринск являлся центром торговли Зауралья, в этот период. На эти ярмарки купцы с Урала, Нижнего Новгорода, Киргизии, Бухары везли ткани, ковры, изделия из металла. Во второй половине XVIII века в городе начинает развиваться кустарная промышленность. Для переработки местного сырья строились промышленные предприятия: салотопни, мыловарни, пимокатни, синильни, кирпичные заводы. В 1870 году в городе было введено местное самоуправление: появилась представительная власть - Дума и исполнительный орган - Управа под предводительством городского головы. В 1870-е годы в Шадринске имелись две больницы, аптека. Знаменательным событием в культурной жизни города явилось открытие земской библиотеки в 1876 году. С 1880-х годов действовал любительский театр. Первая школа была открыта в 1789 году. В начале XX века появляются прядильно-ткацкая фабрика братьев Бутаковых, сельскохозяйственная мастерская Молодцова, в 1906 году появляется женская гимназия, в 1907 году - реальное училище, в 1914 году - учительская семинария. В 1910 году был открыт клуб приказчиков, в котором имелся театр и кинематограф. В 1913 году 25-летний Н. В. Здобнов организует в Шадринске выпуск первой в городе газеты «Исеть». К 1917 году Шадринск был уездным городом с 17-тысячным населением. В 1917 году 29-летний Н. В. Здобнов избирается председателем Шадринской городской думы и депутатом Всероссийского Учредительного собрания. По переписи 1926 года в Шадринске было учтено жителей 19 177 человек, из них 8 723 мужчин и 10 454 женщин. В 1928 году открыт Шадринский педагогический техникум. В 1932 году открыт Шадринский финансово-экономический техникум. В 1933 г. основан чугунно-литейный и механический завод имени Второй пятилетки. В 1938 г. пущена первая очередь новой городской электростанции. В 1939 году создан Шадринский учительский институт (сейчас - Шадринский государственный педагогический университет). С февраля 1943 года - в составе Курганской области, выделенной из состава Челябинской области. 17 октября 1943 года вышел первый номер новой газеты - «Шадринский рабочий» - орган Шадринского горкома ВКП(б) и городского Совета депутатов трудящихся.
2. Флаг города.
Цель: помочь детям дошкольного возраста найти и запомнить флаг родного города, учить отличать его от других.
Для рассматривания флаг расположен на отдельной страничке лэпбука. В конверте игра «Найди флаг города Шадринска». (в конверте находятся флаги городов Шадринск, Ульяновск, Либерцы, Стерлитамак, Истра).
3. Герб города.
Цель: Воспитание любви к Родине, через закрепление знаний о символики родного города.
Иллюстрация «Герб» расположена в верхней страничке для рассматривания.
4. Карта Курганской области. Цели: расширять знания детей о нашей стране, в которой мы живем; познакомить с географической картой, картой мира; воспитывать любовь к Родине, уважение к людям разных национальностей, активизировать словарь детей словами; суша, водоем, рельеф, физическая карта.
5. Карта города (натуральная).
Цели: расширять знания детей о нашей стране, в которой мы живем; познакомить с географической картой, картой мира; воспитывать любовь к Родине, уважение к людям разных национальностей, активизировать словарь детей словами; суша, водоем, рельеф, физическая карта.
6. Сказочная карта России.
Цель: Развитие у подрастающего поколения гордости за значимость своего города.
Кроме сказочной карты России, так же есть аудиозапись сказки «Царевна лягушка», история и значимость этого события.
Автор проекта «Сказочная карта России» назвал город Шадринск (Курганская область) родиной сказочных героев Царевны-лягушки и Елены Прекрасной. Эти персонажи теперь нанесены на карту с соответствующей геолокацией.
«Одна из версий истории перевоплощения лягушки в красавицу была записана на шадринской земле краеведом и просветителем Александром Зыряновым. Шадринский текст уникален и имеет ряд отличий от аналогичных историй в других регионах и странах - в местной сказке, например, невесты сами приносили стрелы женихам. Алексей Козловский, автор проекта «Сказочная карта России», предложил говорить о Шадринске как о родине Царевны-лягушки и Елены Прекрасной и использовать этот бренд при проведении мероприятий». Сюжет на самом деле выстроен вокруг Елены Прекрасной - она хозяйка, символ красоты, женственности. Женский образ всегда сильный, яркий, и эта трансформация в сказке символизирует преображение, открытие новых возможностей. Облик персонажа мы разработали совместно с художниками и искусствоведами. Нанесение на «сказочную карту» позволяет, в том числе, выделить муниципалитет среди других. «Через эти сказки легко стать заметным среди тысячи малых городов. Зачастую мы по сказочным персонажам узнаем страну или город, например, Бремен - Бременские музыканты, Дания - Русалочка. Нанесение на «Сказочную карту России» может способствовать развитию такого небольшого города, как Шадринск. Это касается и бизнес-сообщества, и туризма. Так, например, в Шадринске в библиотеке имени Зырянова в 2016 году появился памятник Царевне-лягушке. Считается, что если девушка потрет стрелу у лягушки - это к жениху, мужчины трут спинку скульптуры - это к невесте.
7. Историческая страничка. Фотографии «Было-Стало»
Цель: познакомить детей с ролью фотографии в сохранении памяти о прошедших событиях. Учить находить различия изменения в прошлом и настоящем.
В конверте собраны фотографии прежнего города и современного.
Фото: Спасо-Преображенский собор, Шадринский драматический театр, Шадринский краеведческий музей им. В.П. Бирюкова, фантан, городской сад им. Кельдюшева, пруд городского сада, Памятник Ивану-Шадру, Площадь им. Здобного, Обелиск памяти жертв Великой Отечественной войны, Памятник Шадринскому гусю, Памятник Архангелу Михаилу, Николаевская церковь
8. Игры для развития памяти, внимания
Игра «Собери картинку».
Цель: формировать у детей представление о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, правильно собирать изображение предмета из отдельных частей.
В конверте собраны разрезные фотографии достопримечательностей города.
Игра «Расставь по местам».
Цель: разложить иллюстрации по месту нахождения, развивать внимание и память.
В конверте карта Шадринска, иллюстрации достопримечательностей, памятников и значимых мест города.
Игра «Найди отличие»
Цель: найди отличие, развивать внимание и память.
В конверте фотографии старинного и современного города.
Игра «Покажи и назови»
Цель: Расширять знания и представления детей о городе, о его достопримечательностях; развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, логическое мышление, связную речь; воспитывать интерес к играм.
Игра «Было – стало»
Цель: развитие причинно-следственных связей у детей дошкольного возраста; развивать память воображение.
9. Знаменитые люди
Цель: продолжать знакомство с прошлым родного города. Развивать у детей интерес к жизни и достижениям предков, уважение к культуре своего народа.
В папке собраны фотографии известных людей города Шадринска. Краткие биографические данные их жизни и творчества. В данной папке фотографии:
Шадр (Иванов) Иван Дмитриевич - скульптор
Бронников Фёдор Андреевич - художник
Архимандрит Антонин (Капустин) - священно служитель
Ефремов Григорий Михайлович - животновод
Мальцев Терентий Семенович - земледелец
Лещев Александр Алексеевич купец, основатель железной дороги в Шадринске
Моллесов Иван Иванович - врач
10.Стихи о Шадринске.
Цель: формировать умение слушать стихи о малой Родине, развивать умение заучивать и рассказывать стихи.
В конверте – раскладушке собраны стихи шадринских поэтов о Шадринске. Стих Веры Ступининой «Шадринск на Исети»
Стих Сергея Перунова «Шадринск»
Стихи Александра Виноградова «Утренний Шадринск», «Гордится в праве город…»
Стих Валентины Калгановой «Шадринские гусята»
Лэпбук универсальная технология ориентирована на разные области развития детей. Важно отметить, что лэпбук не просто папка, а наглядно-практический метод обучения детей, так же это отличный способ закрепления и повторения материалов изучаемой темы, это способ, в процессе которого ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации, т.е. ребенок становится деятелем.
Список литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155. Зарегистрирован приказом Минюста РФ № 30384 от 14 ноября 2013 года)
- Дество: Примкрная образовательная программа дошкольного образования/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.-СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСЬВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
- Болдырева Н.Г., Румянцева М.В., Рябинина С.И. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города» М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Емельянова С. «Елена Прекрасная живет в Шадринске» / С.Емельянова //Шадринская городская газета «Исеть» 05.10.2017
- Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12
- http://gash.archives.kurganobl.ru/Putevod.html/ электронный архив г. Шадринска
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лэпбук – средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Для дошкольников лэпбук - это и книга, и игра, и увлекательное занятие: ведь он скрывает в себе элемент загадки, тайны. Как интересно узнать, что в этом ярком конвертике, куда ведет стрелка и...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/15/picture-752470-1481783144.jpg)
презентация Мастер-класс "Использование лэпбука в речевом развитии детей дошкольного возраста"
В лэпбуке представлены различные игры, загадки, пословицы и поговорки, мнемотаблицы и многое другое по русским народным сказкам для развития речи....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/21/picture-693235-1445455184.jpg)
Статья Использование лэпбуков в речевом развитии детей.
Отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий в привычном понимании, стимулировал переход к новым формам работы с детьми, позволяющим обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не дога...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/23/picture-1209007-1587672078.jpg)
Лэпбук на сенсорное развитие детей раннего возраста.
Лэпбук по сенсорному развитию для детей младшего возраста "Я познаю мир" Лэпбук разработан для работы с детьми группы раннего развития. В него вошли игры по сенсорике на различие величины, цвета, ф...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/04/picture-311746-1617560710.jpg)
"Лэпбук" как средство развития детей дошкольного возраста» "Наш город Пермь"
Пояснительная записка.«Лэпбук» как средство развития детей дошкольного возраста»Лепбук: «Наш город Пермь» для детей старшего дошкольного возраста, представляет собой тема...
Лэпбук-инновационная педагогическая технология интеллектуального развития детей
laquo;Лэпбук» - это самодельная интерактивная тематическая папка с кармашками, окошками, дверками, подвижными деталями, вставками, в которой находится систематизированный материал, который пред...