Проектная деятельность «ПО СЛЕДАМ ОСЕНИ» в старшей группе
проект по окружающему миру (старшая группа)

Иващенко Наталья Алексеевна

МСухомлинский В. А. писал: "Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться". Учитывая, что представления детей пятого года жизни об объектах природы и временах года в целом ещё недостаточно устойчивы, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой. Повышению системности в работе способствовала организация проектной деятельности "По следам осени". Она даёт возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, так как проходит через все виды детской деятельности: познавательную, наблюдения, труд, игры, речевое развитие детей, продуктивную деятельность, детский дизайн, психологические этюды и задания творческого характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ghjtrn.docx124.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное общеобразовательное  учреждение Кантемировский  детский сад №1

http://img-fotki.yandex.ru/get/4510/novprospekt.7/0_46e39_19d06ba1_L.jpg

Проектная деятельность

 «ПО СЛЕДАМ ОСЕНИ»

                  в старшей группе№2http://img-fotki.yandex.ru/get/4510/novprospekt.7/0_46e39_19d06ba1_L.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/4510/novprospekt.7/0_46e39_19d06ba1_L.jpg

Воспитатель: Иващенко Н.А

                                             

п.Кантемировка 2020г

Информационная карта проекта

Проект  "По следам осени"

Продолжительность проекта: сентябрь-ноябрь

Вид  проекта: познавательно, творческий.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

        Актуальность: Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Сухомлинский В. А. писал: "Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу через эмоциональное восприятие и через прямой контакт ребенка с природой. Одним из важнейших направлений в работе с детьми старшего возраста, является развитие их познавательной сферы, что способствует, расширению, уточнению чувств, отношений, знаний.  Повышению системности в работе способствовала организация проектной деятельности. Она даёт возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, так как проходит через все виды детской деятельности: познавательную, наблюдения, труд, игры, речевое развитие детей, продуктивную деятельность, детский дизайн, психологические этюды и задания творческого характера.

         Проблема: В период детства дети дошкольного возраста только начинают познавать мир, явления природы. В этот период их жизни необходимо систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о времени года — осень, явлениях природы происходящих осенью, создавать опору для фиксации наблюдений: собирать природный материал для развития творчества, иллюстрации

         Цель проекта: Формировать эстетическое восприятие окружающего мира и способствовать творческому и речевому развитию детей.

         Задачи проекта: 

  • Углубить  представления об изменениях в природе  осенью;
  • развивать  умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
  • привлечь  внимания к окружающим природным объектам;
  • развивать  умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
  • расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в осенний период;
  • воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
  • Обогатить активный словарь детей эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками, стихами на осеннюю тему.
  • Развивать продуктивной деятельности детей, детского творчества.
  • Вовлечь родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, укрепить заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

     Ожидаемые        результаты:   

  • осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной проблеме;
  • развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
  • развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов;
  •  расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;
  • совершенствование экологической среды группы;
  • вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;
  • конкурс на выразительное чтение стихов об осени;
  • праздник Осени;
  •  дети смогут устанавливать причинно-следственные связи между погодными изменениями в природе, вести наблюдения за объектами неживой природы.

.

     Предварительный этап.

1.Определение темы проекта.

2.Формулировка цели и задач проекта.

3.Составить перспективный план мероприятия

4.Ознакомление родителей на родительском собрании с целями и задачами проекта.

5.Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Осень».

       

Основной этап

Интеграция непосредственно образовательных областей программы в соответствии с ФГОС в ходе реализации проекта " По следам осени "

Образовательная область

Содержание

Социально-личностное развитие

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин семян», «Семья – Собираемся на прогулку в лес», «Семейный праздник», «Магазин «Овощи и Фрукты». Игра-пантомима «Был у зайца огород». (Приложение 1) Кукольный спектакль «Корзинка Осени». (Приложение 2)
Дидактические игры: «Перфокарты по экологии»,«Собери урожай», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «Что было бы, если из леса исчезли…», «Две корзины», «Целое - часть»,

«С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию»,

«Знатоки осенней природы», «Парные картинки».

Игры – драматизации: «Репка», «Под грибом», «Расскажите, звери, мне, как готовитесь к зиме»;

Настольно – печатные игры: «Времена года», «Что к чему…»,

Трудовая деятельность:

участие в уборке участка «Чистый детсад»

сбор природного материала на прогулке (сбор шишек, семян, листочков для гербария)

уборка опавшей листвы

укрывание корней деревьев опавшей листвою.

Беседа: «Осенние хлопоты человека осенью»

Беседы по ОБЖ:

«Почему в лесу нельзя ничего пробовать?»

«Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?»

«Почему нельзя бегать с ветками и палками»

Познавательное развитие

   Цикл бесед на темы:

  • Какие есть народные названия осенних месяцев.
  • Какие сезонные изменения происходят в осенние время.
  • Какие приметы вы осени знаете?
  • Как это явление называется? (листопад) из каких слов состоит?
  • Какого цвета бывают осенью листья?
  • Что вы можете сказать о птицах?
  • Что происходит с днем и ночью?
  • Что делают животные осенью?
  • Как называется первый месяц осени?

ФЭМП: д\и «Выложи узор из листьев», «Посчитай сколько…», «Где спрятались листочки», игры с палочками Кюизенера

Ознакомление с окружающим:

«Осенний лес. Дары леса», «Овощи и фрукты», «Приметы осени»,«В гости к осени», «Лесные жители осенью», «У бабушки в деревни».

Конструирование из природного материала:

 «Ежик в гости к нам пришел»

Беседы:

«Что мы знаем о лесе и его жителях», «Что такое листопад», «Осенние хлопоты людей», «Осень. Что ты о ней знаешь?»

Ситуативная беседа:

«Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?»

«Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»

«Почему я люблю (не люблю) осень?»

Дидактические игры: «Винегрет», «Чудесный мешочек», «Во саду ли, в огороде». «Вершки-корешки», «Четвёртый лишний», «С какого дерева листок?».
Сюжетно-ролевые игры: «Уборка урожая», «Магазин «Фрукты-овощи».
Настольные игры: Домино «Овощи-фрукты», лото «Овощи».

Здоровье и физическое развитие

Беседы:

«Как одеваться осенью?»

«Если хочешь быть здоров!»

Подвижные игры: 

«По тропинке» ,«Съедобное - несъедобное!», «Я знаю 3 названия!», «Осенние листочки», «Вороны и собачка!», «Перелёт птиц», «Гуси – лебеди», «Поймай грибок», «Вершки - корешки», «Овощи - фрукты»;

Игры – соревнования: «Кто быстрее обежит лужи»

Физкультминутки:

Физкультминутка: «Солнышко и дождик», «По тропинке»
«Клён», «Листопад», «Грибы», «Осень», «Дождь», «Птички».

Пальчиковая гимнастика:

«Листья», «Дождик, дождик», «Ветер», «Овощи к обеду», «Варим мы компот», «Мы капусту рубим…», «Огород»;

Речевое развитие

Рассматривание сюжетных картин и беседа по содержанию: И. Левитан «Осенний день», «Золотая осень»

Беседы: «Овощная аптека», «Листья золотые», «дары осени».
 Чтение пословиц и поговорок об осени, разгадывание загадок.


Чтение стихов об осени: И. Бунин. «Листопад» (отрывок); А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат...», Ирина Галавина «Королева Осень», Ахмед Ерикеев «Натупила осень». Война грибов и ягод» обр. В Даля, «Воробьишка» М. Горького, «Заяц и еж » Бр. Гримм, «Листопад» (отрывок) И Бунин,  «Уж небо осенью дышало…» (отрывок) А. Пушкин, «Осенние листья по ветру летят» А. Майков, Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи»

Чтение сказки «Осень на пороге» Н. Сладкова,

«Как птицы и звери к зиме готовятся» Г. Снигерев.

Чтение рассказа "Последний лист" П. Молчанова

Разгадывание загадок об осени

Творческое рассказывание детей по темам:

 «Приметы осени», «Мы гуляли на участке»

«Что я видел в парке?»

 - Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок с использованием мнемотаблиц; «Наступила осень», «Листопад», «Золотой дождь».

Словесные игры: «Опиши словами осень!», «Осень в лесу», «Вспомни – назови», «Один – много», «Будь внимательным», «Осенние деревья», «Подбери действие (признак)», «Оденем куклу на прогулку», «Скажи наоборот».

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация:

  «Золотые берёзы…»

 «Что нам осень принесла?!»

Рисование:

С натуры «Овощи»

«Осенние деревья», «Осеннее настроение»,

 

Лепка

 «Овощи», «Ежи», «Осенние листочки»;

Рассматривание картины Левитана «Золотая осень»; «Осень в деревни».

Самостоятельная художественная деятельность:

Аппликация «Ветка рябины»

Рисование «Чем нам осень нравится»

«Наш участок осенью»

«Как звери готовятся к зиме»

Слушание музыкальных произведений:

П. И. Чайковский «Осенняя песнь»

А. Вивальди «Осень»

Пение:

«Золотая песенка» слова З. Петровой, музыка Г. Вихаревой

«Дождик» слова Пикулёвой, музыка Попляновой

«Осенний хоровод»

Музыкальная игра с пением:

«Здравствуй, осень» слова Е. Благининой, музыка В. Витлина

Музыкально – дидактическая игра: «Узнай песенку»

Самостоятельная музыкальная деятельность:

«Сочини песню об осени»

«Сыграй песенку дождя»

Работа с родителями: 

Подборка книг и иллюстраций об осени.
Совместная деятельность детей и родителей

Консультация для родителей «Осенние прогулки с детьми»,

Папка – передвижка «Осень» 

Рекомендации родителям.

   Заключительный этап.

Выставка рисунков «Золотая осень»
Выставка детско-родительских работ "Осень в гости к нам пришла!"
Развлечение "Осень, ласковая сказка"

 

   Результаты реализации проекта:

         В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров.

        На основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас. Появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом;

        Большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта.

 Используемая литература

 1.Агапова И.А., Давыдова М.А. «Игры и задания по чудо – воспитанию. Весёлый этикет для детей и их родителей».

     2.Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий для детского сада».

     3.Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДУ.

     4.Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию. Средняя, старшая, подготовительная группы».

5.Издательство «Сова» «1000 пословиц, загадок, поговорок».6.Мартынова С.М. «Овощи + фрукты + ягоды» = Здоровье.

7.Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве».

8.Парамонова Л.А. «Развивающие занятия с детьми».

  9.Соломенникова О.С. «Формирование элементарных экологических представлений».

     Приложение 1

 

Е. Трутнева «Осень»;

Стало вдруг светлее вдвое, 
Двор как в солнечных лучах — 
Это платье золотое 
У берёзки на плечах.
 
У калины и рябины 
Вьются стаями дрозды... 
Под окошком георгины 
Красотой своей горды.

 

А. С. Пушкина

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса 
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

 

А. Фет  

Задрожали листы, облетая,
Тучи неба закрыли красу,
С поля буря ворвавшися злая
Рвет и мечет и воет в лесу.

Только ты, моя милая птичка,
В теплом гнездышке еле видна.
Светлогруда, легка, невеличка,
Не запугана бурей одна.

И грохочет громов перекличка,
И шумящая мгла так черна...
Только ты, моя милая птичка,
В теплом гнездышке еле видна.


Е. Трутневой «Листопад»

Под ногой похрустывают льдинки,
Ничего не видно. Темнота.
И шуршат листочки - невидимки,
Облетая с каждого куста.
Осень ходит по дорогам лета, 
Всё притихло, отдыхать легко.
Только в небе празднично от света –
Небо все созвездия зажгло!..
С золотыми листиками схожи, 
Звёзды с неба сыплются… летят...
Будто в тёмном, звёздном небе тоже
Наступил осенний листопад


И. Бунина «Лес, точно терем расписной»

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...


 К. Бальмонта «Веселая осень»

Щебетанье воробьев,
Тонкий свист синиц.
За громадой облаков
Больше нет зарниц.
Громы умерли на дне
Голубых небес.
Весь в пурпуровом огне
Золотистый лес.
Ветер быстрый пробежал,
Колыхнул парчу.
Цвет рябины алым стал,
Песнь поет лучу.
В грезе красочной я длю
Звонкую струну.
Осень, я тебя люблю,
Так же, как Весну.

А. Плещеев  «Осенняя песенка»

Миновало лето, 
Осень наступила. 
На полях и в рощах 
Пусто и уныло. 
Птички улетели, 
Стали дни короче, 
Солнышка не видно, 
Темны, темны ночи
.


М. Ивенсен  «Падают, падают листья»

Падают, падают листья.
В нашем саду листопад... 
Желтые, красные листья 
По ветру вьются, летят. 
Птицы на юг улетают, 
Гуси, грачи, журавли. 
Вот уж последняя стая 
Крыльями машет вдали. 
В руки возьмем по корзинке, 
В лес за грибами пойдем, 
Пахнут пеньки и тропинки 
Вкусным осеннним грибом


«Лежебока рыжий кот»

Лежебока рыжий кот
отлежал себе живот.
Кушать хочется,
но лень ворочаться.
Вот лежит себе и ждет -
может миска приползет?.. 


С. Пушкина «Уж небо осенью дышало...»

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.


А. Плещеев «Скучная картина»

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца...
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!....


 К. Бальмонта «Осень»

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.


А. Толстой «Осень»

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Весело и горестно сердцу моему,
Молча твои рученьки грею я и жму,
В очи тебе глядючи, молча слезы лью,
Не умею высказать, как тебя люблю.

http://ds2483.msk.ru/pic/2011-2012/project/sep01.gif

В. Сутеев  «Под грибом»

Как-то застал Муравья сильный дождь.

Куда спрятаться?

Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой. Сидит под грибом — дождь пережидает.

А дождь идёт всё сильнее и сильнее...

Ползёт к грибу мокрая Бабочка:

— Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я — лететь не могу! 
— Куда же я пущу тебя? — говорит муравей. — Я один тут кое-как уместился. 
— Ничего! В тесноте, да не в обиде.

Пустил Муравей Бабочку под грибок.

А дождь ещё сильнее идёт...

Бежит мимо Мышка:

— Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт. — Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет. 
— Потеснитесь немножко!

Потеснились — пустили Мышку под грибок. А дождь всё льёт и не перестаёт...

Мимо гриба Воробей скачет и плачет:

— Намокли перышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать! 
— Тут места нет. 
— Подвиньтесь, пожалуйста! 
— Ладно.

Подвинулись — нашлось Воробью место. А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.

— Спрячьте, — кричит, — спасите! За мной Лиса гонится!.. — Жалко Зайца, — говорит Муравей. — Давайте ещё потеснимся.

Только спрятали Зайца — Лиса прибежала.

— Зайца не видели? — спрашивает. 
— Не видели.

Подошла Лиса поближе, понюхала:

— Не тут ли он спрятался? 
— Где ему тут спрятаться!

Махнула Лиса хвостом и ушла.

К тому времени дождик прошёл — солнышко выглянуло. Вылезли все из-под гриба —Муравей задумался и говорит:

— Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!
— Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! — засмеялся кто-то.

Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:

— Эх, вы! Гриб-то...

Не досказала и ускакала.

Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось.

А вы догадались?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Пальчиковые игры.
«Грибы»
Самомассаж подушечек пальцев (на каждую стихотворную строчку – разминание подушечки одного пальца).
Вылезли на кочке - мизинец
Мелкие грибочки: - безымянный
Грузди и горькушки, - средний
Рыжики, волнушки. - указательный
Даже маленький пенек - большой
Удивленья скрыть не мог. - большой
Выросли опята, - указательный
Скользкие маслята, - средний
Бледные поганки - безымянный
Встали на полянке.

«Осень, осень»
Осень, осень, погляди! Трём ладошки друг о друга
Листья жёлтые кружатся, Плавное движение ладонями
Тихо на землю ложатся. Ладони гладят по коленям
Солнце нас уже не греет, Сжимаем и разжимаем кулаки по очереди
Ветер дует всё сильнее, Синхронно наклоняем руки в стороны
К югу полетели птицы, «Птица» из двух скрещенных рук
Дождик к нам в окно стучится. Барабанить пальцами по ладони
Шапки, куртки надеваем Имитируем
И ботинки обуваем. Топаем ногами
Знаем месяцы: Ладони стучат по коленям
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. Кулак, ребро, ладонь.

«Поздняя осень»
Солнышко греет уже еле-еле; Поочерёдно соединяют, начиная с больших пальцев обеих рук (на каждую примету).

Приложение 3.
Пословицы, поговорки об осени.
В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, свистит и рвёт, льёт и снег метёт.
От осень к лету повороту нету.
Бойся осени: за ней зима, не бойся зима: за ней весна. (азербайджанская пословица).
Упал с дерева один лист — жди осени (японская пословица).
Осенний дождь мелко сеет, да долго тянется.
В осень и у вороны копны хлеба.
Осенью скот жиреет, а человек добреет.
Осенью и воробей богат.
Осень хвастлива, а весна справедлива.
Придет осень, за все спросит.
Осень — запасиха, зима — подбериха.
Осень — погод восемь.
Осенняя ночь на двенадцати подводах едет.
Теплая осень — к долгой зиме.

Пословицы и поговорки про сентябрь.

Сентябрь холоден, да сыт.
В сентябре одна ягода, ди и та горькая рябина.
В сентябре огонь и в поле, и в избе.
Сентябрь кафтан срывает, тулуп надевает.
Сентябрь пахнет яблоком, октябрь — капустой.
В сентябре днем погоже, а по утрам негоже.
В сентябре синица просит осень в гости.
Сентябрь птиц в дорогу погнал.
В сентябре лес реже, а птичий голос тише.
Сентябрь без плодов не бывает.
Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает.
Сентябрь — вечер года.
В сентябре лето кончается, а осень начинается.

Пословицы и поговорки про октябрь.

Октябрь ни колеса, ни полоза не любит.
Октябрь землю покрыл где листом, где снежком.
В октябре и лист на дереве не держится.
Октябрь месяц первых снегов, первых холодов.
В октябре и изба с дровами, и мужик в лаптях.
Холоден октябрь батюшка, а ноябрь его перехолодил.
В октябре на одном часу и дождь, и снег.
Октябрь венчает белый снег с великой грязью.
В октябре до обеда осень, после обеда — зима.
Быстро тает октябрьский день, не привяжешь за плетень.
Плачет октябрь холодными слезами.
В октябре с солнцем прощайся, ближе к печке подбирайся.

Пословицы и поговорки про ноябрь.

Ноябрь — сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной брат.
Ноябрь с гвоздем, декабрь м мостом.
Ноябрь без топора мосты наводит, декабрь без гвоздя загваждивает.
В ноябре с утра может дождь дождить, а к вечеру сугробами снег лежать. Ноябрь — ворота зимы.
Ноябрьские ночи до снега темны.
В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются.
В ноябре мужик с телегой прощается в сани забирается.
В ноябре зима с осенью борется.
Не диво в ноябре белые мухи. (снег)
В ноябре мороз приосанивается.
Не сковать реку зиме без ноября — кузнеца.
Кто в ноябре незябнет, тот и в декабре не замерзнет.

Приложение 4.
Загадки об осени.

Солнца нет, на небе тучи,
Ветер вредный и колючий,
Дует так, спасенья нет!
Что такое? Дай ответ! (Поздняя осень)
***
Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад —
Это просто… (листопад)
***
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла…
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно … (Листопад)
***
Ветки в парке шелестят,
Сбрасывают свой наряд.
Он у дуба и березки
Разноцветный, яркий, броский. (Листопад)
***
Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто … (Листопад)
***
Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул. (Осенний лист)
***
Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает? (дождь)
***
Ветер тучу позовет,
Туча по небу плывет.
И поверх садов и рощ
Моросит холодный… (дождь)
***
Шел долговяз, в сырую землю увяз. (дождь)
***
Крупно, дробно зачастило,
И всю землю намочило. (дождь)
***
Он идет, а мы бежим,
Он догонит все равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно,
И по крыше тук да тук!
Нет, не впустим, милый друг! (дождь)
***
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется,
Во мгле,
Только ноги на земле. (Дождь)
***
Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это — … (Дождь)
***
В сером небе низко
Тучи ходят близко,
Закрывают горизонт.
Будет дождь.
Мы взяли… (зонт)
***
Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду… (лужи)
***
Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет. (Ветер)
***
Летит, а не птица,
Воет, а не зверь. (Ветер)
***
Пареньку почти семь лет.
За плечами ранец.
А в руках большой букет,
На щеках румянец.
Что за праздничная дата?
Отвечайте-ка, ребята! (1 сентября, День знаний)
***
Не колючий, светло-синий
По кустам развешан … (Иней)
***
Стало ночью холодать,
Стали лужи замерзать.
А на травке — бархат синий.
Это что такое? (Иней)
***
Не снег, не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)
***
Загадки с ответом осень
Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)
***
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это…» (осень)
***
Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Осенью)
***
Утром мы во двор идём —
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят… (Осень)
***
Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин (Осень)
***
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек.
Я — … (Осень)
***
Пришла без красок
B без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
***
Лес разделся, Неба просинь,
Это время года — … (Осень)
***
Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек, я … (Осень)
***
Загадки про осенние месяцы
Лето кончилось,
Пора снова в школу, детвора,
К атласам и букварям.
Что за месяц в гости к нам? (Сентябрь)
***
Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем! (Сентябрь)
***
Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит,
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем! (Сентябрь)
***
Королева наша, Осень,
У тебя мы дружно спросим:
Детям свой секрет открой,
Кто слуга тебе второй? (Октябрь)
***
Листья клёна пожелтели,
Зеленеют сосны, ели,
Ветер, дождь, по речке рябь.
Это к нам пришел … (Октябрь)
***
Все мрачней лицом природа:
Почернели огороды, оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (Октябрь)
***
Королева наша, Осень,
У тебя мы дружно спросим:
Детям свой секрет открой,
Кто слуга тебе второй? (Октябрь)
***
Поле чёрно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало —
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи? (Ноябрь)
***
Осень по календарю,
Но уже стучит вовсю
В двери строгая зима,
Сыплет снегом на поля. (Ноябрь)
***
Кто тепло к нам не пускает,
Первым снегом нас пугает?
Кто зовет к нам холода, знаешь ты?
Конечно, да! (Ноябрь)
***
Месяц отгадай скорей:
Он длиною в тридцать дней
Часто эти дни с дождём,
А идёт за октябрем. (Ноябрь)

Приложение 5

Игра-пантомима «Был у зайца огород» (В.Степанов.)

Цель: развивать пантомимические навыки.

 

 Был у зайки огород (изобразить руками заячьи уши),

 Ровненьких две грядки (развести руки в стороны).

 Там играл зимой в снежки (имитация игры в снежки),

 Ну а летом - в прятки (закрыть лицо руками).

 А весною в огород Зайка с радостью идет (шагать на месте).

 Но сначала все вскопает (сделать ладошку ковшиком, имитация движения), А потом все разровняет (похлопать ладошкой по другой).

 Семена посеет ловко (потрясти кистями)

 И пойдет сажать морковку. Ямка - семя, ямка – семя (наклоны вперед),

И глядишь - на грядке вновь Перец, огурцы, морковь (загибать пальцы, перечисляя овощи).

А как осень подойдет, Урожай свой соберет.

 

 

Приложение 6

Кукольный спектакль «Корзинка Осени».

Ведущая: Бежал заяц по лесной тропинке, на праздник осени торопился, да запнулся за корягу и упал…

Заяц: Ай, ой, как больно! Ах, ах, умираю, и синяк наверно будет, как же я Осени покажусь? Ой, а что это за корзинка? Ну-ка, я посмотрю…

 Ведущая: Посмотрел заяц, а внутри яблоки лежат.

Заяц: Э-ге-ге! Вот так сюрприз! Заберу-ка я все себе, пока никто не видит. Ведущая: Тут откуда ни возьмись, бежит по тропинке лиса.

 Лиса: Зайчонок, что ты здесь делаешь? Почему на праздник не торопишься? Заяц: Э, а…. Понимаешь, лиса, ударил я ножку, когда бежал по дорожке, какой уж тут праздник! Похромаю-ка я обратно к себе домой.

Лиса: А что это у тебя в корзинке? Ну-ка, покажи. Ах, какая большая корзинка! А что в ней?

Заяц: Э… в ней ветки, камешки, мох…

Лиса: Заяц, не обманывай меня, меня не перехитрить. (Заглядывает в корзинку). Ой, сколько там яблочек! Постой, постой, где то, я эту корзинку видела? У Осени, не она ли ее потеряла?

 Заяц: Ну, не…знаю, никому не отдам. Моя, я нашел!

Лиса (тихо): Заяц, а заяц…, а давай поделим все на двоих? Заяц: Нет, не отдам! Мое, я нашел!

Лиса: Нет, мое! (тянут корзинку в разные стороны).

Ведущая: Мимо пробегал ежик.

Еж: Это что за крик на весь лес? Не твоя это корзинка, заяц, и не твоя, лиса. И не для вас одних эти яблоки.

 Лиса и Заяц: А для кого?

 Еж: Это Осень для всех лесных жителей и для ребят угощение приготовила. Заяц и Лиса: Нам очень стыдно, простите нас, давайте разделим все поровну!

Еж: Вот это правильно. Молодцы! Осень чудная пора!

 Все: Угощайтесь, детвора! (Отдают корзинку осени)

 

Приложение 7

 Цикл наблюдений «Изучаем жизнь природы осенью» 

Наблюдения за солнцем (обратить внимание детей на то, что осенью солнце светит меньше, греет хуже, путь его по небу стал короче; поздно рассветает, рано темнеет);

- Наблюдения за работой дворника (продолжать знакомить детей с рабочими профессиями, подчеркивая значимость труда для всех; познакомить с орудиями труда, различными трудовыми операциями; воспитывать уважение к людям труда, желание помогать);

- Наблюдения за цветами на клумбе (познакомить детей с названиями цветущих растений: календула, космея, настурция; уточнить представления детей об изменениях в живой природе, происходящих осенью);

- Наблюдения за облаками (обратить внимание детей на то, что в пасмурные дни небо покрыто серыми облаками (тучами) – тяжелыми, низкими; а в солнечные дни – облака светлые, пушистые, как вата; отметить, как и почему движутся облака в ветреную погоду);

 - Наблюдения за птицами (уточнить представления о строении птиц; познакомить детей с изменениями в жизни птиц с наступлением осени, рассказать о перелетных птицах, о том, что во время перелета многие птицы собираются в стаи);

- Наблюдения за насекомыми (расширять представления детей о многообразии насекомых, учить выделять и называть характерные особенности строения тела насекомых; обратить внимание на то, что в солнечную погоду можно увидеть множество насекомых, в пасмурную жизнь насекомых замирает; подводить к пониманию того, как насекомые готовятся к зимнему периоду);

 - Наблюдения за дождем (предложить детям сравнить летний и осенний дождь, отметить различия: осенью дожди долгие, холодные, лужи долго не высыхают);

- Наблюдения за деревьями (уточнить понятия «дерево», «куст»; закрепить названия деревьев – береза, осина, ива, рябина);

 - Наблюдения за листопадом (показать детям многообразие красок осени, раскрыть понятие «листопад»; рассмотреть листья разных деревьев, помочь детям определить цвета, в которые окрашиваются осенью листья различных деревьев; сформировать понимание понятий «ранняя осень», «золотая осень», «поздняя осень»);

- Наблюдения за сбором урожая (расширять представления детей об овощах); - Наблюдения за небом (учить детей замечать изменения на небе, происходящих осенью);

- Наблюдения за прохожими (расширять представления детей о зависимости одежды людей от погодных условий)

 Наблюдение за сезонными изменениями в природе

Цели: формировать представления об изменениях природе (день стал короче, ночь длиннее); учить различать и характеризовать приметы ранней осени, узнавать их в стихотворениях; воспитывать любовь к природе.

 Ход наблюдения

Миновало лето, осень наступила. а полях и в рощах пусто и уныло. Птички улетели, стали дни короче. Солнышко не видно, темны-темны ночи. Рассказ о приметах осени. Сентябрь - зоревник, хмурень; холодник и холодень-батюшка сентябрь, да кормить горазд, зовут его запевалой осени и златоцветником; травы в лугах, полях, лесах высыхают, желтеют и становится золотистой листва деревьев и кустарников. Сентябрь - первый осенний месяц. В начале месяца выдаются еще теплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, на ней сквозят золотыми узорами листья кленов и берез. Воздух чист, прозрачен, летаю серебряные нити паутины. Такие дни называют бабьим летом.

 Вопросы:

 Почему сентябрь называют «златоцветником»?

Какие дни в сентябре называют «бабьим летом»?

 Какие знаете признаки «бабьего лета»?

 

 Наблюдение за березой

 Цели: продолжать знакомить с характерными особенностями березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев; воспитывать желание любоваться красотой дерева.

 Ход наблюдения

Загадка. Стоит Алена - платок зеленый, Тонкий стан, зеленый сарафан. (Береза)

 Вопросы

: О каком дереве говорится в загадке?

 Какой высоты береза?

Где ствол у березы широкий, а где - узкий?

Ветки у березы толстые или тонкие?

 А листья можно достать?

Какого цвета ствол березы?

 Как можно сказать про березу?

Какого цвета листья у березы?

Предложить детям полюбоваться красотой березы. Можно ее обнять, погладить и сказать: «Расти, милая березонька, радуй добрых людей».

 

Наблюдение за воробьем

Цели: углублять знания об особенностях внешнего вида воробья, жизненных проявлений; активизировать внимание и память детей.

Ход наблюдения

Загадка. Чик-чирик к зернышкам – прыг. Клюй - не робей! Кто же это? (Воробей)

Вопросы:

Как выглядит воробей?

 Чем он питается?

Как передвигается?

 Как поет?

Воробей - маленькая бойкая птичка. Спинка у воробья коричневая, с широкими продольными черными полосками. Хвост и крылышки темно-бурые, украшенные рыжеватой каймой, подбородок и горло – черные, а вот голова серая. Воробей - проворная птица, не боясь прыгает возле ног человека, клюет из собачьей миски, подбирает крошки, семечки, зернышки. Он везде хорошо приспосабливается к привычкам человека. Поют воробьи «чик-чирик»

 

 Наблюдение за цветником

 Цели: формировать представления детей о том, что цветы живые они растут и изменяются.

Ход наблюдения

Растения на клумбе хорошо росли, цвели, пока было тепло, много света и воды; теперь дни становятся короткими, воды много, но тепла мало, цветы увядают, на месте их образуются семена, из которых могут появиться новые растения. Осень наступила, высохли цветы. И глядят уныло голые кусты. Вопросы:

 Какими стали цветы на клумбе?

Почему они завяли?

Что надо сделать, чтоб весной цветы снова выросли?

 

 Наблюдение за осенними листьями

Цели: знакомить с многообразием красок золотой осени, понятием листопад; воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения

Вдруг похолодало, вдруг загрохотало,

Полетели листики, листики, листики,

Поля опустели и ливни рекою,

 А это, скажите мне, время какое? (Осень)

 Золотые тихие рощи и сады, Нивы урожайные, спелые плоды. И не видно радуги, и не слышен гром, Спать ложиться солнышко Раньше с каждым днем. (Осень)

 Загадка. Сидит-зеленеет, упадет-пожелтеет, лежит-почернеет. Что это такое? (Лист) Листья желтеют от того, что осенью в них происходят большие изменения. Летом в зеленых листьях есть специальное вещество – хлорофилл, которое и придает листу зеленую окраску. А когда лист опадет, это вещество разрушается. Но в клетках листика есть и другие красящие вещества – желтые. Только летом буйная зелень их заглушает, а когда зеленые вещества разрушаются, они выступают ярче. Листья желтеют. И даже не просто желтеют, а становятся багряными, потому что добавляется еще одно красящее вещество. Все это происходит в природе осенью. Вот почему листья меняют свою окраску.

Вопросы:

Почему желтеют листья?

Какого цвета еще они могут быть?

 Почему осень называют золотой?

Какое явление называют листопадом?

Как вы думаете, что будет сниться осенним листьям?

Конспект осенней прогулки в старшей группе


Тема: «На осенней полянке».
Цель: создание условий для закрепления признаков осени посредством проведения прогулки-путешествия на лесную полянку.
Задачи:
-способствовать расширению знаний детей о характерных признаках осени;

-создать условия для побуждения детей к речевой активности;
-способствовать развитию наблюдательности, воспитанию любознательности и любви к родной природе;
-создать условия для исследовательской деятельности;
-формировать представление о значимости труда, учить выполнять начатое дело до конца;
-создать условия для организация двигательной деятельности.
                Ход прогулки.
Дыхательная гимнастика.
Воспитатель: Ребята, как хорошо на улице. Давайте вдохнем свежий воздух и почистим свои носики.

(3 раза глубокий вдох через нос – выдох через рот, губы сложены в трубочку»)

Воспитатель: Отгадайте загадку:
Солнцу теплому не верьте –
Впереди метели.
В золотистой круговерти
Листья полетели.
Это я пришла с дождями,
Листопадом и ветрами. (Осень)
Воспитатель: Ребята, какие признаки осени упоминаются в этой загадке? (листопад, дождь, ветер.) Что значит «листопад»?  А вы любите осень?

Воспитатель: Мне сегодня принесли письмо от Зайки-Незнайки. Он живет в лесу, и пишет, что осень его самое любимое время года и, поэтому, он сочинил о ней рассказ. Послушайте:
Осень – самое прекрасное время года. Она бывает в июле и августе. Очень сильно греет солнце, и птицы прилетают из теплых краев. На деревьях распускаются зеленые листочки. Зацветает мать – и – мачеха и медуница. В лесу много снега.

Воспитатель: Ребята, а вы согласны с Зайкой – Незнайкой?(Дети рассказывают об осени)
Воспитатель: Ребята,давайте поиграем игру «Эхо»


Игра «Эхо» ( с мячом)
Описание игры: дети встают в круг, внутри круга воспитатель с мячом. Воспитатель бросает мяч ребенку и говорит признак, а ребенок возвращает мяч воспитателю и добавляет к признаку предмет. Пример: осенняя погода, осенний дождь, осенние сапоги, осеннее небо и т.д.
Воспитатель: Посмотрите  у меня в руках листочки, как вы думаете, с какого они дерева?
Чем они отличаются друг от друга? (исследовательская деятельность)
Игра «На месте не стой, вокруг ______хоровод построй»
(называем деревья, которые растут на групповом участке)


Дидактическая игра «2 красных листа и 2 жёлтых листа».
Ход игры.
Воспитатель:  Я скажу: «У меня 2 красных листа», а вы говорите: «А у меня 2 жёлтых листа».
… У меня нет двух красных листьев - …
… Я наклонилась к двум красным листьям - …
… Я любуюсь двумя красными листьями - …
… Я вспоминаю о двух красных листьях - …

Познавательно – исследовательская деятельность – исследование силы ветра. Опыт «Здравствуй, ветер».
Воспитатель: Дети, скажите, а когда листья кружатся, летают, кто им помогает? (ветер) А вы хотите превратиться в ветерок? (да)
Воспитатель предлагает взять листочки в руки, поднять над головой и сильно подуть. Листочки плавно летят и кружатся.

Воспитатель:  Дети, вот так дует лёгкий ветерок. А вот если дует очень сильный ветер, то листья сильно кружатся и долго летят над землёй
Воспитатель предлагает поднять листочки над головой и сильно подуть. Листочки плавно летят и кружатся.

Подвижная игра "Ветер-ветерок".
Дети встают в круг. Считалкой выбирается ведущий – "Ветерок". Дети двигаются по кругу со словами:
"Ветер в парке листья кружит,
В небе кружит, кружит в лужах.
Их бросает нам под ножки,
И на мокрые дорожки.
Ну-ка, ветер-ветерок,
Запятнай скорей листок".

После окончания слов, ребенок - "ветерок" догоняет остальных детей.
Игра повторяется 3-4 раза.

Подвижная игра «Мышеловка»

Играющие делятся на 2 неравные по составу группы. Меньшая группа, взявшись за руки, образует круг. Они изображают мышеловку. Остальные дети (мыши) находятся вне круга. Изображающие мышеловку начинают ходить по кругу, приговаривая:
Ах, как мыши надоели, развелось их просто страсть, 

Всё погрызли, всё поели, всюду лезут, вот напасть.
Берегитесь же плутовки, доберемся мы до вас, 

Вот поставим мышеловки, переловим всех за раз! 

Дети останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее. По сигналу воспитателя "хлоп" стоящие по кругу дети опускают руки, приседают - мышеловка захлопывается. Мыши, не успевшие выбежать из круга (мышеловки), считаются пойманными. Пойманные становятся в круг, мышеловка увеличивается. Игра повторяется 4-5 раз.

Малоподвижная игра «Ау»
Выбирается водящий, он закрывает глаза. Дети идут по кругу и говорят слова:
Ваня, ты сейчас в лесу
Ты глаза не открывай,
кто позвал тебя - узнай.

В это время воспитатель касается ребенка и тот говорит «АУ». Водящий должен назвать его по имени. Если угадывает, то он становится водящим.

Трудовая деятельность: Уборка листьев на участке

Основные виды движения:
• прыжки из обруча в обруч
бег друг за другом

 Приложение 8

Словесные игры «Да или нет» на приметы осени

 

Осенью цветут цветы? (Нет)

Осенью растут грибы? (Да)

Тучки солнце закрывают? (Да)

Жаркий ветер прилетает? (Нет)

Туманы осенью плывут? (Нет)

Ну, а птицы гнезда вьют? (Нет)

 А букашки прилетают? (Нет)

Звери норки закрывают? (Да)

Урожай все собирают? (Да)

Птичьи стаи улетают? (Да)

Часто – часто льют дожди? (Да)

Достаем ли сапоги? (Да)

Солнце светит очень жарко? (Нет)

 Можно детям загорать? (Нет)

Ну, а что же надо делать – шорты, шляпки надевать? (Нет)

 Или лучше в теплой куртке погулять по переулку? (Да)

 

Осень, осень подожди, ты от нас не уходи. Ведь холодная зима нам пока что не нужна. ДА? ДА!

«Украсим словами» - подобрать слова-признаки к именам существительным.

 Погода осенью какая? (дождливая, пасмурная, туманная, хмурая, прохладная, сырая).

Лес осенью какой? (золотой, расписной, разноцветный, красивый).

 

«Наоборот» - подобрать к слову противоположное значение. Погода холодная – погода (теплая).

 Осень ранняя – осень (поздняя)

Птицы прилетают – птицы (улетают)

Одежда летняя – одежда (зимняя)

Земля сухая – земля (мокрая)

 Солнце высоко – солнце (низко)

Дождь начался – дождь (закончился)

Листья на деревьях – листья (на земле)

 

«Подбери действие» - активизировать в словаре детей глаголы.

Листья осенью что делают? (желтеют, опадают, летят и т. д.)

Дождь осенью (идет, моросит и т. д.)

 Птицы осенью (улетают, готовятся и т. д.)

 Деревья осенью (роняют листья, засыпают и т. д.)

Звери осенью (готовятся к зиме, меняют шубки и т. д.).

 

 

Физкультминутка. Игра «Солнышко и дождик».

Капля раз, капля два, Капли медленно сперва – Кап, кап, кап, кап (дети сопровождают эти слова медленными хлопками).

Стали капли поспевать, Капля каплю подгонять – Кап, кап, кап, кап (хлопки учащаются).

Зонтик поскорей раскроем, От дождя себя укроем (дети поднимают руки над головой, изображая зонтик).

 

Игра «По тропинке» На паузу дети приседают.

По тропинке мы шагаем, дружно ноги поднимаем,

 Друг за другом мы идем и с тропинки не сойдем. Пауза.

 А теперь поскачут ножки быстро по лесной дорожке, Прыгай, прыгай веселей, своих ножек не жалей! Пауза

 А теперь пойдем все тише, чтоб никто нас не услышал,

 Потихонечку крадись и пониже ты пригнись. Пауза.

 Побежали наши ножки быстро по лесной дорожке,

 Все бежали, торопились. Мы пришли. Остановились.

Приложение 9

Рекомендации родителям.

Дорогие наши мамы и папы !
Просим Вас: 

-  Прочитать нам произведения об осени Е. Трутневой «Листопад», И. Бунина «Лес, точно терем расписной», К. Бальмонта «Веселая осень»; стихотворения А. Плещеева «Миновало лето» М. Ивенсен «Падают, падают листья»;
-  выучить стихотворение И. Бунина или А. Толстого об осени
-  рассмотреть картины русских и зарубежных художников об осени;
-  погулять по осеннему лесу, посмотреть листопад;
-  составить букет из осенних листьев(для дома)
-  посетить музей изобразительных искусств или картинную галерею;
-  сходить в лес за грибами;
-  заучить приметы и загадки об осени;
-  почитать и рассмотреть энциклопедию о грибах;
-  собрать семена разных растений;
-  прослушать произведения русских и зарубежных композиторов об осени;
-  сделать фотографию  со своим ребёнком на тему: «Осенние деньки»;
-  сделать поделки из природного материала;

Приложение 10

"Осень, ласковая сказка"

старшая группа

сценарий осеннего утренника

 Цели и задачи: закреплять и расширять у детей представления об осенних явлениях природы посредством выразительного исполнения ими песен, танцев, стихотворений, игр; развивать музыкально-творческие способности детей, поддерживать эмоционально-положительный настрой; способствовать раскрытию творческих способностей детей.

Дети под музыку входят в зал, выстраиваются полукругом.

Ведущая:

Заглянул сегодня праздник в каждый дом,
Потому что бродит Осень за окном!
Заглянул осенний праздник в детский сад,
Чтоб порадовать и взрослых и ребят!

Нынче праздник на дворе –наступила осень!

Мы об Осени детей рассказать попросим.

Реб. 1 Осень – желтенькое слово

Жёлтенькой картинки.

Потому что пожелтели

Листья на осинке.

Реб.2 Любит осень жёлтый цвет:

С жёлтым дождиком рассвет,

Пожелтевшую траву, и опавшую листву.

Листьев жёлтые страницы,

Улетают снова птицы.

Погрустить любит она,

Осень – жёлтая пора.

Реб.3 Осень – ласковое слово, теплые денечки,

Потому что солнце дружит с легким ветерочком.

Реб.4 Осень -  вкусненькое слово, варится варенье,

Потому что фруктов много, много угощенья!

Реб.5 В зал осенний мы пришли

Повстречаться с Осенью.

Нам под ноги тихо-тихо

Осень листья бросила.

Исполняется песня "Осень, ласковая сказка"

Реб.7 Мы праздник сегодня устроим

И осень к нам в сад позовем.

Попляшем мы с ней, поиграем,

Осенние песни споем!

Ведущий: Но где же Осень? 
Вдруг она забыла к нам дорожку? 
С делами, может быть, пока
Замешкалась немножко? 

Ребята, давайте пригласим красавицу Осень к нам в гости?

Давайте все вместе дружно крикнем:

Осень! Осень! В гости просим!

Входит Осень (взрослый)

Осень: Здравствуйте, ребятишки, -

Девчонки и мальчишки!

Я - Осень золотая, в гости к вам пришла.

Жёлтыми листочками всю землю убрала.

Яркой, рыжей краской - клены разукрасила,

На кусты надела золотые платьица.

Как добрая художница водила нынче кистью,

Дубовые, кленовые разрисовала листья!

Ведущая: Мы очень рады, Осень, 
Вновь встретиться с тобой!
 
Прочтем стихотворенья
Для гостьи дорогой!

Реб.8 В платье пестром, золотистом

Осень к нам явилась в зал,

Как прекрасная царица,

Открывающая бал.

Реб. 9 Ты так красива, Осень, 
В наряде золотом!
 
Листочек красный, жёлтый
 
Летает за окном.

Реб. 10 Здесь мы праздник радостный
Весело встречаем,
Для тебя сейчас споем,
Осень золотая!

Исполняется песня "Осень очень хороша" (Осень милая шурши)

Осень: Как красиво вы поете,
И стихи читаете!
А на сцене, как артисты,
Часто выступаете?

Ведущая: Все наши ребята любят выступать,
И аплодисменты зала любят получать!

Танец мы станцуем, а ты посмотри:
Очень постарались
Для тебя они!

Дети исполняют танец «Осенний вальс» (с листьями)

Осень: Танец ваш - ну просто чудо!

Всем рассказывать я буду

Сколько здесь талантливых ребят!

Ведь не зря вы - Первый детский сад!

Я тоже не с пустыми руками

На праздник к вам пришла

Ребята, а вы любите сказки?

Дети Да!

Осень Тогда сидите тихонько и слушайте волшебную осеннюю сказку!

Жила-была девочка Соня. И вот однажды осенью, пошла она в лес, за грибами. Скоро солнышко спряталось за тучку, и стал накрапывать дождик...

Сценка “Девочка и зонтик”

Девочка с корзинкой и зонтиком обходит зал, останавливается у пенька, ставит корзинку наземь.

Девочка: Все сильней стучат дождинки по ветвям и по тропинке.

Я гуляю под зонтом и мне дождик нипочем!

Ой, ребята, тише, тише, что-то странное я слышу…

Гость какой-то к нам спешит и, как будто бы, дрожит.

Выпрыгивает Зайчик, дрожит от холода

Зайчик: Холодает с каждым днем, очень зябко под дождем!

Весь дрожу я, весь промок, как осиновый листок!

Мне бы домик, да по-суше, там согрел бы лапки, уши. Апчхи!

Девочка зовет его под зонт

Девочка: Залезай под зонт, малыш, согреешь лапки – убежишь!

Появляется Лисичка

Лисичка: Зонтик ваш такой чудесный, нам втроем не будет тесно!

Вы подвиньтесь, потеснитесь, и меня к себе пустите!

Девочка: К нам, Лисичка, поспеши, Хвост пушистый подсуши!

Медведь: Добрый день! Я бурый Мишка! Собирал в лесу я шишки!

Можно мне под зонтик влезть, нос и уши обогреть?

Лисичка: Очень уж велик твой рост! Ты помнёшь мой пышный хвост!

Девочка: Заходи под зонт Мишутка - мокнуть под дождем не шутка!

Ежик: Я колючий мокрый ежик, не жалею своих ножек.

Так промок я, помогите! И меня к себе пустите.

Девочка: Лезь под зонтик, раз, два, три, только иглы убери!

Воробей: Я под дождиком летал, всюду зернышки искал.

Крылышки отяжелели, я летаю еле-еле.

Девочка: К нам воробушек лети, хватит места всем шести!

Дождик вместе переждем, нам не скучно под зонтом!

Осень Скоро солнышко вышло из-за тучки и дождик прекратился.

Девочка: Вот и дождик перестал! (закрывает зонтик)

Зайчик: Ну, тогда я поскакал!

Лисичка: До свиданья, мне пора, там, в лесу, моя нора!

Медведь: Ну и мне пора в дорогу, спать пойду в свою берлогу!

Ежик: Побегу скорей домой, буду суп варить грибной!

Воробей: Полетел тогда и я, до свидания, друзья! 

все зверушки уходят

Девочка: До свидания, зверушки! Позову своих подружек.

С собой зонтики возьмем и опять гулять пойдем.

Исполняется “Танец с зонтиками”

Ведущая Зонтики сейчас возьмем

Поиграем, отдохнем!

Проводится игра "Зонтики и лужи"

Дети делятся на 2 команды, каждой команде даётся по зонтику. Первые игроки с зонтиком в руках добегают до кубиков, стоящих на другом конце зала, обегают их и возвращаются назад, передают зонтик следующему игроку. Так должна пробежать вся команда.

Раздается шум, стук

Ведущий Что за шум и тарарам?

Кто-то в гости рвется к нам!

Сюрпризный момент Пугало (на осень)

Входит Пугало Это детский сад №1? А вот и ребята!

Я так сильно торопился - чуть не заблудился!

Ведущий Да, это детский сад... А ты кто такой?

Пугало: В огороде я родился, в огороде я стоял!

Там я очень пригодился, - я урожай ваш охранял!

Я живу на огороде - и хоть не урод я, вроде,

Тряпки, ветошь надеваю, видом страшным всех пугаю!

Пугало я огородное!

Вед: Ой, Пугало огородное, а к нам-то ты зачем пожаловал?

Кого пугать надумал?

Пугало: Летом жарким я тружусь и трудом своим горжусь.

Как увижу птичью стаю, так лохмотьями махаю - всех воришек прогоняю!

Вед: Не «махаю», а машу – по-русски говорить прошу!

Пугало: В детский сад я не ходил, да и школу пропустил…

Но работаю умело: меньше слов и больше дела!

Вед: Ой, работничек! Сам себя хвалит!

А почему же ты сейчас не на работу, а на праздник к нам пришёл?

Пугало: Урожай уже собрали. Птицы, у-у-у (грозит) в Африку удрали.

А мне о-очень хотелось на ваш праздник попасть!

Красавицу осень золотую повидать!

И с ребятишками поиграть!

Ах! Красивая какая! В самом деле - Золотая!

Вед: Да, у нас праздник Осени! Мы показываем, кто и что умеет.

А чем ты нас удивишь?

Пугало: Удивить? Ну, что ж…. (задумывается)

В огород сейчас пойдём

Много овощей найдём. (слышит храп)

А кто это так громко храпит? (на скамейке под одеялом спит Антошка)

Это же Антошка! Большой лентяй!

Нужно его разбудить! (Будит Антошку песенкой)

Исп. Песня-хоровод «Ой, вставай, вставай, Антошенька…»

Антошка: (просыпается) Не хочу! Не буду!

 Исп. Песня «Антошка»

Пугало: Придумал! Есть у меня одна игра!

Урожай собрать нам надо, вызову сюда бригаду,

Двое с ложками носят картошку!

Антошка

Не люблю копать картошку,

Есть иду с огромной ложкой!

И скажу вам по секрету,

Ничего труднее нету,

Чем картошечку копать

Да в ведёрко собирать!

Осень. А ребята тебе покажут, как они быстро умеют собирать картошку.

• Аттракцион: «Сбор картошки» (2 ложки, 2 обруча, в них картофель, 2 ведёрка для сбора картофеля)Закатить картофелину (мячик) в ложку, второй придерживать – перенести ее в ведерко, вернуться, передать ложки след. игроку – играют 2 команды)

Антошка. Подумаешь, я тоже так могу, просто не хочу!

Осень. Антошка, тебе тоже придётся немного потрудится!

Антошка. Не привык трудится, я люблю лениться!

Осень. Тогда не получишь от меня подарка.

Антошка. Ну ладно, говорите, что делать-то нужно.

Осень. Пойдем с нами в огород, поглядим, что там растет!

Антошка. Что там ещё смотреть, я и так знаю, а вы знаете? Вот если отгадаете загадки, помогу вам овощи собрать!

1. Это овощ, а не куст.

В слове этом сочный хруст.

Если очень любишь щи,

Этот овощ в них ищи (Капуста)

2.Под листком лежит на грядке.

Он пупырчатый, не гладкий.

Он зеленый молодец.

А зовется... (огурец).

3.Этот овощ кисло-сладкий,

Круглый, сочный, мягкий, гладкий.

Щеки докрасна натер,

И зовется... (помидор).

4.Приготовить на обед

Ты не сможешь винегрет,

Если овоща такого

У тебя на грядке нет (Свекла)

5.Кто в земле укрылся ловко?
Это рыжая …
.(Морковка)

Не трудно было отгадать, труднее овощи собрать!

Пугало: А теперь мы отдыхаем, и на вкус всё угадаем…!

Игра: «угадай на вкус…»

Осень: Дети наши молодцы! Как на грядке огурцы!

Лихо пляшут и поют и моих подарков ждут.

Вот для общего стола угощенье от меня! – Осень дарит корзинку с яблоками, со словами:

Нету их вкусней на свете, ешьте витамины, дети!

Дети: Спасибо!

Пугало: До свидания друзья! Возвращаться мне пора! - уходит

...

Осень  Вот и подошла к концу наша волшебная осенняя сказка:

              Что ж, пришла пора прощаться -

              Дел немало у меня!

              Всем желаю вам здоровья,

              До свиданья, детвора! – уходит

Антошка. Да и мне пора бежать, друзьям на поле помогать До свидания! (Уходят)

Ведущий. Мы наш праздник завершаем, но не будем унывать.

                  Год пройдет и в этом зале осень встретим мы опять!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детское экспериментирование в проектной деятельности. Проект "Чудеса "Кока-колы" (старшая группа)

В настоящее время  в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.Детское экспериментиров...

Проектная деятельность "Принцесса Бумажкина" для детей старшей группы

"Как мало общения у детей со взрослыми.Как организовывать досуг детей.Как помочь детям распорядится свободным временем."...

Детское экспериментирование в проектной деятельности. Проект "Чудеса "Кока-колы" (старшая группа)

В настоящее время  в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.Детское экспериментиров...

Проектная деятельность по теме «Читаем вместе» Старшая группа

«Семейное чтение тонкойнитью соединяет одну душу с другой,и тогда рождается родство души».Я. Корчак...

Проектная деятельность "Играем в шашки" в старшей группе

Проектная деятельность "Играем в шашки"в старшей группеИгра в  шашки пришла в наши дни с древних времен. На сегодняшний день эта игра стала одним из видов спорта. Игра в шашки развивает логическо...

Конспект экскурсии в Верхний парк « Как мы следы осени искали» (старшая группа)

Мероприятие проводится в рамках темы месяца «Дары осени».Экскурсия в Верхний парк.Цель: Развивать эстетическое восприятие природы....

Проект «По следам осени» в старшей группе.

Осень – это не только слякоть, пронизывающий холод… Осень – это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, бабье лето. А сколько всего можно интересног...