Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию. Тема «Волшебная бумага»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром

Цель: расширить и закрепить представления о свойствах бумаги. Формировать умение наблюдать и делать выводы.

Задачи:

Образовательные: Учить обследовать предмет и устанавливать причинно –

следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий

(мнется, рвется, режется и т.д.).

Развивающие: Развивать познавательные способности детей в процессе                                        

совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.

Воспитательные: Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас

предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: расширить и закрепить представления о свойствах бумаги. Формировать умение наблюдать и делать выводы.

Задачи:

Образовательные: Учить обследовать предмет и устанавливать причинно –

следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий

(мнется, рвется, режется и т.д.).

Развивающие: Развивать познавательные способности детей в процессе                                        

совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.

Воспитательные: Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас

предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему.

Работа над словарем: развивать словарь по данной теме, умение правильно

сочетать слова во фразах и по смыслу. Упражнять в подборе определений,

в отгадывании загадок, в умении делать выводы и обобщения.

Создание среды для организации и проведения НОД:

Демонстрационный: Кукла «Бумажная Фея» выполненная из разнообразных

видов бумаги, стакан с водой, дерево, листочки с заданиями. Предметы, изготовленные из бумаги (книга, альбом, салфетка), мультимедийный проектор, ноутбук.

Раздаточный: квадратные листочки, бумаги разных видов (салфетка, писчая

бумага, картон), емкость с водой, ножницы.

Виды детской деятельности в НОД: отгадывание загадок, слушание рассказа воспитателя об истории возникновения бумаги; проведение совместной опытно – экспериментальной деятельности с воспитателями по определению основных свойств бумаги (мнется, рвется, намокает, режется)

Ход непосредственной образовательной деятельности

Вводная часть

Воспитатель: Ребята, я очень рада всех вас видеть. Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.

Собрались все дети в круг,

Я — твой друг и ты — мой друг!

Крепко за руки возьмитесь

И друг другу улыбнитесь!

Воспитатель: Ребята, открою вам секрет, сегодня к нам обещала зайти в гости Фея. А что за Фея, и в какой стране она живет, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, билетом,
Альбомом, книгой и при этом
Она бывает и деньгами.

Воспитатель: Что это? Догадайтесь сами!

Дети: Это бумага.

Воспитатель: Правильно, это Фея Бумага. Раз Фея Бумага, в какой же стране она живет?  

Дети: Бумажной стране. 

Воспитатель: Ребята, а почему страна называется Бумажной? 

Дети: Потому что, сделано из бумаги, там есть бумажные самолеты, корабли.  

Воспитатель: Верно, все, что связано с бумагой, находится там. 

А вот и Фея. Давайте поздороваемся с Феей бумагой.

Дети: Здравствуйте!

Фея Бумага: Здравствуйте ребята!

Воспитатель: Посмотрите внимательно на саму Фею.  Из чего она сделана?

Дети: Из бумаги.

Воспитатель: А из какой именно бумаги, можете назвать?

Дети: Из цветной бумаги, из салфеток, из картона, из газетной бумаги.

Воспитатель:  А знаете ли вы, из чего делают бумагу?

Дети: Из дерева.

Воспитатель:  Правильно из дерева. Фея Бумага приглашает нас в  путешествие в свою бумажную страну и хочет, рассказать нам  как делают бумагу. Давайте отправимся в путь. Встанем друг за другом и повторяем за мной.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать

Качество — внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

Основная часть

(Дети и воспитатель подходят к мультимедийке).

Воспитатель: Вот и пришли мы с вами в бумажную страну. Фея Бумага приглашает нас садиться на стульчики. Она расскажет нам как изготавливают бумагу

Воспитатель: Первые писчие листы делали из папируса. Papyros – это гигантское многолетнее травянистое растение высотой до 5 м, и стебли у него до 7 см в диаметре. (Слайд1)

- Потом для изготовления бумаги стали использовать особый вид крапивы – крапива коноплевая. (Слайд 2)

- Велись поиски нового материала. И он был найден.  В качестве сырья стала применяться древесина. ( Слайд 3)

- Производят бумагу на целлюлозно - бумажном заводе. (Слайд 4)

 - Брёвна привозят на завод. (Слайд 5)

Из брёвен получают щепу – мелкие щепки. Её варят в специальном растворе. (6)

- Затем из щепы получают целлюлозу. (Слайд 7)

- Из целлюлозы делают бумагу. (Слайд 8)

- И наматывают огромные  рулоны бумаги.(Слайд 9)

- Большие листы бумаги на станках режут на маленькие листы.

Вот так, получается бумага. (Слайд 10)

Воспитатель: Ребята мы с вами узнали процесс производства бумаги.

Как называется завод на котором производят бумагу?

Дети: Целлюлозно - бумажном завод.

Воспитатель: Из чего получают щепу.

Дети: Из бревен.

Воспитатель: И чтобы не рубить понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережнее относиться к бумаге. Экономнее использовать ее в нашем быту: прочитанные книги и журналы не выкидывайте, а просите родителей сдавать их в макулатуру, где бумага приобретет вторую жизнь.

Воспитатель: В нашем с вами мире тоже есть вещи из бумаги. Можете назвать некоторые из них?

Дети: Тетради, книги, фотографии, альбомы, коробки.

Воспитатель: А теперь подумайте и скажите, может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги?

Дети: Нет, не могут.

Воспитатель: Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель и транспорт, не шьют одежду?

Дети: (различные варианты ответов детей). 

Воспитатель: Из чего строят дома?

Дети: Из камня,

Воспитатель: Из чего делают мебель?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: А из чего же одежду шьют?

Дети: Из ткани.

Воспитатель: А транспорт, из какого материала делают?

Дети: Из металла.

Воспитатель: Верно, потому что эти материалы прочные и надежные. А прочная ли бумага мы сейчас с вами проверим. Для этого Фея Бумага приглашает вас в лабораторию, где будем проводить опыты с бумагой. Вы, хотите там побывать? В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно.

(Дети садятся за столы) 

Практический этап:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какое здесь необычное дерево! Чем оно необычно?

Дети: Листья не настоящие, а бумажные.

Воспитатель: Это дерево поможет нам многое узнать о бумаге. На листьях написаны цифры. Миша найди лист с цифрой 1. Снимаем лист с дерева. Назови еще раз эту цифру.

Посмотрите, что на обратной стороне.

Дети: Волнистые линии.

(Лист с цифрой 1 - волнистые линии)

Воспитатель: Лист с цифрой 1 (волнистые линии) – этот знак поможет нам узнать, бумага мнется или нет.  

Итак, ребята, перед вами 3 вида бумаги. Назовите их.

Дети: Картон, салфетка, писчая бумага. 

Воспитатель: Все ли они одинаковые по толщине? Давайте проверим.

Воспитатель: Для этого берем салфетку и проводим пальчиками с одного угла до другого. Еще раз обводим. Что скажете ребята?

Дети: Она тонкая.

Воспитатель: А теперь проводим пальчиками писчую бумагу. Как вы думаете, какая она по толщине?

Дети: Бумага тоже тонкая.

Воспитатель: Проводим пальчиками картон. Что узнали?

Дети: Картон потолще.

Воспитатель: Верно, салфетка и бумага – тонкие, а картон - потолще. А теперь попробуем смять эти три вида бумаги. Берем салфетку на ладошку и мнем. Сильно мнем! Что узнали?

Дети: Салфетка помялась очень легко.

Воспитатель: Возьмем на ладошку бумагу и мнем. Что узнали?

Дети: Бумага тоже помялась, но мнется тяжелее.

Воспитатель: А теперь берем на ладошку картон и тоже мнем. Что увидали, картон мнется или нет?

Дети: Картон плохо мнётся.

Воспитатель : Правильно, ребята, самая тонкая бумага мнется сильнее, чем бумага толстая. Но все-таки бумага мнется всякая и тонкая, и толстая. Попробуйте разгладить бумагу, разгладьте ее ладошкой. Получилось разгладить? Почему?

Дети: Нет, потому что, не разглаживается.

- А сейчас сделаем вывод: Итак, бумага легко мнется и совсем не разглаживается, не становится прежней.

(Лист с цифрой 2 – ножницы)

Воспитатель: А теперь снимаем лист с цифрой 2 - ножницы. Следующий значок нам показывает, режется бумага или нет. 

Фея Бумага: Интересно салфетка режется или нет.

Вот мы сейчас и узнаем. Возьмите ножницы и салфетку разрежьте. А теперь разрежьте бумагу и картон?

Какая бумага режется легче?  

Дети: Картон резать трудно, а салфетку и писчую бумагу – легко.

Воспитатель: А сейчас возьмите салфетки и начните ее рвать. Легко ли рвется салфетка?

Дети: Да легко рвется

Воспитатель: Теперь рвем кусочек от бумаги. Рвется бумага? Как она рвется.

Дети: Труднее. 

Воспитатель: А сейчас возьмите картон и начните ее рвать. Как она рвется?

Дети: Картон рвется труднее, чем салфетка и писчая бумага.

Воспитатель: Вывод: Картон рвать трудно, писчую бумагу – легко, салфетка рвётся очень хорошо. Значит, бумага рвется, режется и мнется.

(Лист с цифрой 3 - Солнышко)

Воспитатель: Следующий значок показывает нам, что мы с вами знаем физминутку «Солнышко»

Динамическая пауза

 «Солнышко» 

Утром солнышко встает
выше, выше, выше.
К ночи солнышко зайдет
ниже, ниже, ниже.
Протянуло солнышко
Правый лучик,

Протянуло солнышко
Левый лучик.
Улыбнулось солнышко
Всем на свете детям.
Шлет всем солнышко
Добрые приветы.

(Лист с цифрой 4 - капля воды).

Воспитатель: Следующий значок нам показывает, что бумагу будем купать.

Оторвите кусочек салфетки и поместите в емкость с водой. Как вы думаете, что произойдет с салфеткой? Оторвите от каждой полоски бумаги по кусочку, поместите в емкость с водой. Как вы думаете, что произойдет с бумагой?

Дети: Бумага промокнет.

Воспитатель: Теперь достаньте полоски и положите на подносы, потрогайте бумагу. Какая она стала?

Дети: Мокрая.

Воспитатель: Какая бумага быстрее намокла?

Дети: Салфетка и писчая бумага.

Воспитатель: А теперь попробуйте потянуть двумя пальчиками кусочек намокшей салфетки, бумаги и картона в разные стороны. Что стало с ними?

Дети: Они размокли и расползлись. Бумага боится воды.

Воспитатель: Правильно, бумага боится воды. Бумага намокает в воде и расползается. Бумага – материал непрочный.

Теперь мы можем сказать точно, почему нельзя сделать мебель из бумаги, сшить одежду, строить жильё?

Дети: Потому что, бумага непрочная.  

Воспитатель: Правильно, потому что мы с вами выяснили, что бумага непрочная, легко мнётся, рвётся, режется.  Поэтому дома, одежду транспорт делают из прочных материалов

Фея Бумага: Ребята, берегите бумагу, не рвите и не выбрасывать ее понапрасну. Ведь бумагу делают из деревьев. Если вы будете беречь бумагу, то сохраните много деревьев.

Заключительная часть.

Воспитатель: Что интересного узнали о бумаге? Что вам запомнилась?

Дети: Что бумага боится воды. Легко мнется.

Воспитатель: Ну, что ж, пора прощаться с Феей Бумагой. И возвращаться из волшебной бумажной страны в группу. Закрывайте глаза и на 123 в группе окажись.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию Тема «Посуда»

Цели: расширять запас слов о посуде; познакомить с классификацией предметов посуды; описывать их; учить соблюдать соотношение величин, рисовать круг, равномерно наносить узор....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию Тема: Цветы" (с использованием аппликации)

Закреплять знания детей полученных на занятиях по развитию речи,экологии и ознакомлению с окружающим ( стихи и загадки и беседа  о цветах ,с переходом в аппликацию - учить читать схемы.)...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию Тема:"Во поле береза стояла"с использованием технологии "оригами"

Цель: Расширить знания детей о символе России - березе. Продолжать учить детей делать поделки из бумаги, методом «оригами». Развивать навыки работы с бумагой; выполнения точных, аккуратных сгибов; отр...

конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию тема "Доброта и злобность"

Знакомить с понятиями «добро» и «зло» (добро всегда побеждает зло); учить правильно оценивать себя и других; учить видеть положительные и отрицательные качества персонажей.Воспитывать дружеские взаимо...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию Тема: « Что такое микробы?» ( средняя группа)

Формировать у детей дошкольного возраста простейшее представление о микроорганизмах. ·       - рассказать детям о микроорганизмах и их свойстве : растут, размножаютс...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию Тема: «У природы нет плохой погоды».

Цель: Обобщить представление детей по теме «Весна». Закрепить представление детей о времени года, изменениях в природе, происходящих весной.Задачи:Образовательная: расширять представление ...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию Тема: «Хлеб»

ull; Развивать связную речь,• Активировать словарь словами: хлебороб, комбайнер, пекарь, зерно, колосок.• Развивать мышление, память, наблюдательность.• Развивать умение вып...