НОД Свойства воздуха
план-конспект занятия по окружающему миру

Бондарева Валентина Васильевна

НОД Свойства воздуха

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_svoystva_vozduha.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЕНГЕРОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №4

Свойства воздуха

(подготовительная группа)

воспитатель Бондарева В.В.


Цель:      развивать познавательную активность в процессе      экспериментирования; расширять знания о воздухе.

Задачи:

- познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;

- развивать навыки проведения опытов;

- расширять и активизировать словарь детей;

- поощрять выдвижение гипотез;

- развивать умения слушать, управлять своим поведением, работать в     коллективе.

- развивать любознательность.        

Ход занятия:

          Здравствуйте, дети! Я много хорошего слышала о вашей группе, поэтому очень захотелось познакомиться с вами.

Меня зовут …

Давайте встанем в кружок

Собрались все дети в круг

Я – твой друг, и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

(Заходит Незнайка)

      Ребята, давайте поможем Незнайке.

Я предлагаю вам выступить в роли ученых.

А для этого нам нужны

Умные головы, есть такие?

Аккуратные руки, есть такие?

Острый слух и хорошее настроение?

  Сегодня мы поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие ученые. Все исследования проводятся в научных лабораториях. Вы будете младшими научными сотрудниками, а я – старшим научным сотрудником. Прежде чем занять свои места для исследования, нужно надеть специальную форму.    

( надевают белые халаты)

(музыка)

  Напоминаю правила поведения в лаборатории:

  1. Не толкай соседа во время работы;
  2. Смотри внимательно за действиями старшего научного сотрудника и повторяй за ним!
  3. По окончании опыта поставь приборы на место.

(Дети занимают места в лаборатории.)

Воспитатель: (показывает глобус)

     Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха. Эта удивительная оболочка называется – атмосфера. Если бы ее не было, все живое погибло бы в палящих лучах солнца днем, а ночью замерзло бы от космического холода.

    Давайте посмотрим внимательно вокруг: направо, налево, вверх, вниз. Что вы видите? (предметы)

 А воздух вы видите? (нет) Я тоже его не вижу, но точно знаю, что он есть. Сквозь воздух мы видим окружающие нас предметы?

Значит, первое свойство воздуха – невидимый, прозрачный, бесцветный.

 Уважаемые, коллеги, есть ли в нашей лаборатории прозрачные предметы? (стекло, банка)

 Давайте докажем, что воздух есть.

 Посмотрите внимательно и скажите, что в стакане?

 Говорите, нет ничего. Тогда смотрите.

 (Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает в емкость с водой. Стакан не наполняется водой)

 - Что же не пускает воду в стакан?

(воздух)

(опыт предлагается повторить всем детям)

- А теперь наклоните стаканы.

- Что появляется в воде? (пузырьки)

 - Откуда они взялись? (Это воздух выходит из стакана)

 - А почему же сначала мы думали, что стакан пустой? (воздух невидимый)

 - А вы хотите, я научу вас ловить воздух? Возьмите целлофановый пакет. Что в нем? (пуст) Смотрите, какой он тоненький. Потрогайте его. Теперь мы набираем в него воздух и скручиваем его с открытого края. Что происходит с пакетом? (надувается)

 - Почему это происходит?

(пакет наполнился воздухом).

    Потрогайте его. Какую форму он приобрел? (не имеет своей формы)

Свойство воздуха. Воздух приобретает форму того предмета, в котором находится.

  Мы знаем, что в предметах где, кажется пусто, на самом деле спрятался воздух.

  Летом я видела, как люди используют пойманный воздух. На речке. Это был надувной матрац, спасательные круги, надувные нарукавники. Внутри спасательного круга, надувных нарукавников воздух – поэтому они плавают.

  Давайте из нарукавников выпустим воздух. Что произошло? Тонет. Значит, если внутри предмета есть воздух – он будет плавать. Воздух легче воды.

    А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, уважаемые научные сотрудники.

    Давайте проверим.

Опыт. « Воздух в человеке»  

           На столе стаканчики с трубочками.

           Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой.

          Что происходит? (выходят пузырьки)    

Воспитатель. Вот видите! Значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но, чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Вы выдыхаете воздух.

Свойство воздуха: Воздух есть внутри нас.

Но как он к нам попадает?  

- Через нос.

Да, мы дышим при помощи носа. Воздух попадает в нос, там согревается и проходит через гортань в наши легкие. Воздух проходит в легкие и выходит обратно. Воздух бывает теплым и холодным. Если мы будем долго дышать холодным воздухом, то можно заболеть. Поэтому необходимо беречься и заботиться о своем здоровье.

  Давайте с вами почувствуем, как воздух наполняет наши легкие. Встаньте, положите руку на грудь. Делаем глубокий вдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе? (2-3 раза)

Вывод: Воздух необходим для дыхания.  

    Уважаемые коллеги, когда вы вдыхали воздух, вы ощущали его запах? (нет)

  А сейчас закройте глазки. (воспитатель достает поочередно апельсин, духи)

 Какой запах вы почувствовали?

Чем может «пахнуть» воздух?

 Своего запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества. Раздавлю чеснок. Чем запахло? (чеснок убивает микробы)

Давайте избавимся от запаха чеснока. Как вы думаете, что для этого нужно сделать? (проветрить комнату).

  Как можно устроить ветер в комнате?

Опыт «Ветер»

   Возьмите веры, помашите сначала на себя, потом друг на друга.

Что вы почувствовали? ( в лицо дует ветерок)

 Значит, когда воздух движется, получается ветер.

 А сейчас помашите веером над салфеткой. Что происходит? Почему салфетка движется? Веер движется и приводит в движение воздух, образуется ветер. Ветер заставляет двигаться салфетку.

Свойство воздуха. Ветер - движение воздуха.

Игра «Ветерок»

Каждый возьмите ленту. Вы будете изображать тихий теплый ветерок, который будет играть с лентой. Музыка будет вам помогать подбирать интересные разнообразные движения.

Все молодцы!

Очень красиво изображали ветерок

(Положите ленты на стол)

 Давайте познакомимся еще с одним секретом воздуха.

Воспитатель надевает на горлышко пустой пластмассовой бутылки воздушный шарик, затем ставит ее в миску с горячей водой.

- Что происходит с шариком? Он надувается.

Воспитатель. Воздух при нагревании расширяется. (Воспитатель ставит      бутылку в таз со льдом и снегом)

 - Что происходит с шаром? Шар надувается.

Следующее свойство воздуха: При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.

Игра: Воспитатель предлагает детям изобразить, как воздух изменяется при нагревании и охлаждении (Дети встают в круг, берутся за руки и опускают руки вниз)

 - Что произойдет с воздухом, если его нагреть? (Дети, держась за руки, расширяют круг.)

 - Что произойдет с воздухом, если его охладить?

(Дети, держась за руки, сужают круг, садятся в положении приседа.)

(упражнение повторить 2-3 раза)

Понравилось вам, коллеги, проводить опыты?

- Какой опыт показался наиболее интересным?

- В чем были трудности?

 Чтобы больше узнать о свойствах воздуха, я приглашаю вас посетить Музей воздуха.

                                                                                                           

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать

ull; Закреплять умение работать в техниках рисования ватными палочками, смятая бумага, печатки из картофеля, рисование ладошкой.• развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, мы...

Воздух. Свойства воздуха!

Исследовательская работа...

Методическая разработка «Воздух вокруг нас.Свойства воздуха» (в помощь воспитателям)

Важное значение для познавательного развития детей имеет воспитание интереса к окружающему миру и бережного отношения к природе.Необходимо расширять представления детей о значимости воздуха в жизни че...

Открытое занятие в средней группе «Воздух. Свойства воздуха»

Данный конспект расчитан для детей среднего дошкольного возраста...

Воздух. Знакомство со свойствами воздуха.

Занятие с детьми второй младшей группыВоздух. Знакомство со свойствами воздуха....

Воздух. Знакомство со свойствами воздуха

Воздух. Знакомство со свойствами воздуха (продолжение)...

Воздух. Знакомство со свойствами воздуха 3.

Занятие с детьми второй младшей группыВоздух. Знакомство со свойствами воздуха 3....