«Организация опытно- экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Бурундукова Елена Васильевна

Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве с взрослым. Это игровая и продуктивная деятельность, восприятие художественной литературы. Но немало важна в детском саду и опытно-экспериментальная деятельность детей, имеющая основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_nahodka.docx15.8 КБ

Предварительный просмотр:

 «Педагогическая находка»

ТЕМА:

«Организация опытно- экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно,

но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги.

Оставляйте всегда что-то недосказанное,

чтобы ребёнку захотелось ещё

и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

Василий Александрович Сухомлинский.

Дети по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательности, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам усвоения образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность.

Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве с взрослым. Это игровая и продуктивная деятельность, восприятие художественной литературы. Но немало важна в детском саду и опытно-экспериментальная деятельность детей, имеющая основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребёнка. Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в опытно-экспериментальной деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир) пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.

Учитывая практическую значимость для всестороннего развития ребёнка, нами были выделены цель и следующие задачи, призванные восполнить данный пробел в образовательной деятельности дошкольников.

Цель опытно-экспериментальной деятельности: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Для достижения поставленной цели мною были определены задачи:

1. Создать условия для экспериментальной деятельности;

2. Способствовать развитию психических процессов

3. Развивать умение детей следовать определённой структуре проведения эксперимента: постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи, выдвижение предположений, отбор способов проверки предложений, выдвинутых детьми; проверка гипотез; подведение итогов, выводы, фиксация результатов.

4. Развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т. д.)

5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов

6.Развивать социально- личностные качества: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль.

В своей работе по опытно-экспериментальнойдеятельности я выдвинула три основных направления:

1. Создание предметно-развивающей среды по экспериментированию.

2. Организация работы с детьми

3. Организация взаимодействия с семьями воспитанников.

В группе для опытно-экспериментальной деятельности был создан центр экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей.

Организация работы с детьми в данном направлении реализую в следующих трёх блоках педагогического процесса:

• Использование опытно-экспериментальной деятельности в образовательных областях (НОД);

• Свободная самостоятельная деятельность детей.

• Совместная деятельность взрослого с детьми, а также ребёнка со сверстниками.

При проведении НОД у детей вызываю интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности.

В процессе самостоятельной деятельности привлекаю детей к способам познавательной деятельности. Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если?

А затем в совместной деятельности – закрепляем полученные ранее представления.

При проведении экспериментальной деятельности использую как традиционные методы, так и инновационные.

Традиционные методы,которые прошли проверку временем и широко применяются:

Наглядные (наблюдения «За деревьями в инее», иллюстрации).

Словесные (беседы «О свойствах воздуха», чтение художественной литературы «Н. А. Рыжова «Как люди обидели речку»,использование фольклорных материалов)

Практические методы (игры-опыты, игры –эксперименты, дидактические игры, сюжетно ролевые игры с элементами экспериментирования, настольно-печатные игры-«Чем пахнет вода?»«Куда делись чернила?»)

Инновационные методы.

- Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.

- Использование инновационных технологий воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования возможно применение компьютерных мультимедийных средств обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. Выводы делаем в словесной форме, а иногда избираем другие способы, например, формирование результатов графически, т. е. оформление в рисунках, схемах. Оформляем огороды на окне, коллекции семян, дневники наблюдения.

Актуальность опытно-экспериментальнойдеятельности очевидна: такой инновационный метод обучения достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений, дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.В результате этого:

• Расширяется кругозор об объектах неживой природы и их свойствах.

Формируются качества личности: самостоятельность, инициативность, познавательная активность и целеустремленность.

• В процессе экспериментирования обогащается память ребенка, активизируются его мыслительные процессы.

• Повышается уровень нравственно-экологической компетентности родителей, участия родителей в воспитательно-образовательном процессе.

Важно помнить, чем бы мы ни занимались с детьми, о чем бы ни рассказывали – всегда идет процесс формирования отношения ребёнка к миру, в котором мы живём. И именно это отношение и будет определять, на что в будущем ребёнок направит свои знания и способности: на расточительство и разрушение или на созидание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

В настоящее время в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования...

«Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Презентация из опыта работы: «Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего  дошкольного возраста»...

Самообразование на тему : «Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Цель: 1. повысить свой профессиональный уровень2. помочь расскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования3. изучить методическую литературу по данной теме4.пополнять экологический угол...

Презентация опыта работы по теме: "Организация - опытно экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста" На семинаре - практикуме, в рамках методического объединения.

Основная цель экспериментирования: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста.Задачи: - Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.- Развитие вн...