Проект «Ознакомление с традициями русского народа. Покров» (старший дошкольный возраст)
проект по окружающему миру (старшая группа)

Нуриева Анна Игоревна

Проект направлен: на формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о событиях,   связанных с подготовкой и празднованием Покрова Пресвятой Богородицы;  приобщение к народным культурным традициям; усвоение  социокультурных ценностей; развитие нравственных, эстетических, интеллектуальных и творческих качеств;  развитие инициативности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glavnaya_1.pptx439.26 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема проекта: Ознакомление с традициями русского народа. Покров Нуриева А.И

Слайд 2

Актуальность Последнее десятилетие в нашей стране произошло много сложных противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного управления. Праздничная культура России сегодня представляет собой причудливое сочетание самых разнообразных праздников – собственно славяно-русских, и праздников народов, населяющих многонациональную страну, и отвечающих сегодняшней глобализации всего мира. Отошли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые . Понятие «праздник» часто понимается как развлекательно-парадное мероприятие. Можно с уверенностью говорить, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Истинные праздники - это завещание одного поколения другому, и обществу не должно быть безразлично, какие праздники унаследуют наши дети и внуки.

Слайд 3

Паспорт проекта Типология проекта: творческий Продолжительность: краткосрочный Образовательные области: - социально-коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно-эстетическое развитие; - физическое. Категория участников: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, музыкальные руководители, родители.

Слайд 4

Ожидаемый результат В процессе реализации проекта: дети узнают, что поздней осенью на Руси отмечают православный праздник «Покров»; при взаимодействии детей и взрослых произойдёт передача традиций по подготовке и празднованию Покрова Пресвятой Богородицы; в традицию детского сада войдёт организация Покровской недели совместно с родителями. у детей сформируются представления о том, что Покров - это подготовка людей и природы к зимнему периоду

Слайд 5

Цель проекта: Приобщение детей и родителей к национальной культуре посредством практического освоения социокультурных традиций и обычаев празднования Покрова.

Слайд 6

Задачи проекта: О бразовательные: р асширение и обогащение представлений о празднике «Покров»; о сознание принадлежности к своему народу и его культуре . Развивающие: развитие связной речи, обогащение словаря детей; развитие музыкальных и творческих способностей детей. Воспитательные: пробуждение интереса к рукотворчеству; формирование умений детей работать в коллективе; в оспитание любви, гуманности, милосердия, трудолюбия. оптимизация детско –родительских отношений.

Слайд 7

Этапы реализации проекта Этап 1. Подготовительный Цель: мотивация детей и родителей к участию в проекте . Деятельность педагога: 1 . Подведение детей к проблеме. Показ вводной презентации « Покров Пресвятой Богородицы», беседа об осенних изменениях в природе. 2 . Мотивация детей. Столик удивления: репродукция картины «Пресвятая Богородица с омофором», кочан капусты, белая пуховая шаль. Вопрос детям: « Что общего между предметами на столике удивления?» 3 . Формулирование проблемы: «Как вы понимаете слово «покров»? (покров видимый и невидимый) 4 . Перспективное планирование мероприятий по реализации проекта.

Слайд 8

5. Обращение к литературным источникам и интернет-ресурсам , подбор музыкального и наглядного материала. 6. Подбор материала для продуктивной деятельности. 7. Составление конспектов совместной деятельности. 8. Оформление уголка РНК. Деятельность детей: Размышления о предметах на столике удивления и о значении слова «покров». Деятельность родителей: 1. Участие в сборе материала для оформления уголка РНК. 2. Знакомство со сценарием праздника, распределение ролей.

Слайд 9

Этап 2. Практический Цель: создание условий для организации деятельности детей и родителей, их взаимодействия. Деятельность педагога: Организация деятельности детей: художественно-творческая (аппликация «Украшаем русский народный костюм», рисование «Поздняя осень», коллективная открытка «Поздравляем с Покровом Пресвятой Богородицы», совместное изготовление педагогом и детьми игрушек из глины « Филимоновская свистулька», «Тряпичная кукла», заучивание стихов об осени и о празднике Покров, тематическая выставка работ педагогов детей и родителей « Осенние мотивы на Покров»); познавательно-коммуникативная (беседа об сезонных изменениях в природе; вводная презентация и беседа « Покров Пресвятой Богородицы»; наблюдения на прогулке «Приметы поздней осени»; беседы: по отрывку «Покров» из повести И.С. Шмелёва «Лето Господне», по рассказу К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла»; совместная деятельность педагога с детьми «Русские ремёсла»);

Слайд 10

игровая (игры-хороводы , народные подвижные игры ); м узыкальная (совместная деятельность музыкального руководителя с детьми «На дворе у нас играют», совместная деятельность педагогов и детей «Где песня поётся, там весело живётся», совместное празднично-событийное мероприятие «Посиделки на Покров », слушание музыкальных произведений с просмотром слайдов П. И. Чайковский «Времена года - Октябрь. Осенняя песня - Ноябрь. На тройке»); трудовая (совместная деятельность педагога, детей и родителей «Из капусты и муки испечём мы пироги», «Капустные вечёрки»).

Слайд 11

Деятельность детей: 1 . Изодеятельность : аппликация, рисунки, глиняная игрушка. 2 . Коллективная открытка «Поздравляем с Покровом Пресвятой Богородицы». 3. Совместно с родителями: рубят капусту, пекут пироги. 4 . Заучивание стихов об осени и о празднике Покров. 5 . Совместно с педагогом: и зготовление тряпичной куклы. 6. Просматривание презентаций, участие в беседах. 7 . Слушание музыкальных произведений с просмотром слайдов. 8 . Разучивание песен и хороводов, народные подвижные игры, музицирование на русских народных инструментах.

Слайд 12

9 . С овместно с родителями и педагогами: изготовление поделок к тематической выставке « Осенние мотивы на Покров». 10. Совместное празднично-событийное мероприятие «Посиделки на Покров ». Деятельность родителей: 1 . С овместно с педагогами и детьми: «Капустные вечёрки», «Из капусты и муки испечём мы пироги ». 2 . Совместно с педагогами и детьми: « Где песня поётся – там весело живётся ». 3 . Подготовка экспонатов на тематическую выставку «Осенние мотивы на Покров ». 4 . Совместно с педагогами и детьми: п разднично-событийное мероприятие «Посиделки на Покров ».

Слайд 13

Этап 3. Заключительный Цель: презентация полученных продуктов . Деятельность педагога : 1. Организация тематической выставки «Осенние мотивы на Покров». 2. Организация совместно с родителями праздничного событийного мероприятия «Посиделки на Покров». 3. Интервьюирование родителей. Деятельность детей : 1. Участие в тематической выставке «Осенние мотивы на Покров». 2. Участие в празднике. Деятельность родителей : Организация тематической выставки «Осенние мотивы на Покров». У частие в совместном событийном мероприятии «Посиделки на Покров».

Слайд 14

Проект позволил: сформировать у детей старшего дошкольного возраста представление о празднике «Покров П ресвятой Богородицы»; вовлечь родителей в образовательный процесс для взаимодействия и практического освоения ими традиций и обычаев празднования Покрова.

Слайд 15

Используемая литература: 1. Г.А. Антонова, О.М. Ельцова, Н.Н. Николаева. « Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа». - Санкт-Петербург, Детство-пресс, 2012. 2. Л.В. Кокуева . «Воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа». - Ярославль, 1999. 3. И.А. Бойчук. «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» (старшая, подготовительная группа). - Санкт-Петербург , Детство-пресс, 2013. 4. Л.В. Кокуева . «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа» (методическое пособие). - Москва , АРКТИ, 2005. 5. И.С. Шмелёв . «Лето Господне». Избранные произведения. - Санкт-Петербург, Диоптра. Ладан, 2007. 6. Л.П. Гладких, архимандрит Зиновий (А.А. Корзинкин), В.М. Меньшиков. «Основы православной культуры. Мир - прекрасное творение» (учебно-методическое пособие для педагогов детских садов). - Курск, 2008. 7. «Русская семья. П раздники и традиции». - Москва, Белый город, 2012. 8. История России. «Русский быт». - Москва , Белый город, 2010. 9. В.М. Петров, Г.Н. Гришина, Л.Д. Короткова. «Осенние праздники, игры и забавы для детей ». - Москва, ТЦ «Сфера», 2011. 10. М.Б. Зацепина , Т.В. Антонова. «Народные праздники в детском саду (методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей ). - Москва, Мозаика-Синтез, 2008.

Слайд 16

Материалы к проекту: Вводная презентация и беседа «Покров Пресвятой Богородицы » Наблюдения на прогулке «Приметы поздней осени » Заучивание стихов об осени и празднике «Покров » Беседа по презентации «Покров в картинах русских художников » Коллективная открытка «Поздравляем с Покровом Пресвятой Богородицы» Совместная деятельность педагога с детьми «Русские ремёсла» в музее «Русская изба». Презентация «Покровская ярмарка» Художественно-продуктивная деятельность «Изготовление игрушек из глины» Совместная деятельность инструктора по физической культуре с детьми «Подвижные народные игры» Беседа по рассказу К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла»

Слайд 17

Художественно-продуктивная деятельность «Тряпичная кукла » П . И. Чайковский «Времена года - Октябрь. Осенняя песня- Ноябрь. На тройке» Тематическая выставка «Осенние мотивы на Покров» Совместное празднично-событийное мероприятие «Посиделки на Покров» Совместная деятельность «Украшаем русский народный костюм» Совместная деятельность педагога, детей и родителей «Капустные вечёрки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство детей дошкольного возраста с русскими народными традициями. Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Прощай, масленица!»

«Свой обычай в чужой дом не вноси» «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе» Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась у...

Проект "Быт и традиции русского народа"

Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненн...

Проект "Быт и традиции русского народа"

Формирование основ народной культуры, должно пронизывать все виды деятельности дошкольников....

Проект "Культура и традиции русского народа"

Краткорочный проект о культуре, традициях, промыслах России....

Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...

Краткосрочный проект «Культура и традиции русского народа» для детей старшего и подготовительного возраста.

Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами, культурой и традициями; организацию художественно - продуктивной и творче...