Проект «От зернышка до колоска» в старшей группе
проект по окружающему миру (старшая группа)

Наталья Старостина

Проект«От зернышка до колоска» в старшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

«От зернышка до колоска»

в старшей группе

Воспитатель: Старостина Н.С.

2018 г

ПРОЕКТ

 «ОТ ЗЕРНЫШКА ДО КОЛОСКА»

  в старшей группе.

Актуальность проекта:

В настоящее время экологическое воспитание является одним из важных направлений дошкольной педагогики. Актуально это направление и для детей, живущих в городе, так как в современном обществе со всеми его благами цивилизации во многих семьях, не достаточно уделяется внимания нравственному воспитанию, в том числе и экологической тематике.

Но всегда можно найти природные объекты, которые увлекут наших маленьких исследователей. А иногда дети и сами могут подсказать интересующую их тему. Удовлетворить высокую познавательную и творческую активность дошкольников помогает метод проектирования, который позволяет интегрировать разные разделы программы для достижения поставленных целей.

Вот и наша тема возникла из обычной беседы на темы: «Хлеб - всему голова!», «Труд хлебороба», «Откуда хлеб берется?» и т.д.

Выяснилось в беседах, что дети не знают, как и из чего пекут хлеб, как выращивают пшеницу на полях родного края, какой хлеб бывает? И так, еще очень много «почему». И вот мы отправились по следам зернышка пшеницы…

Первый этап. Выбор цели.

Цель: Формирование у детей системы знаний о разнообразии и взаимосвязях живой и неживой природы на примере развития растений из семян.

Задачи: Учить детей анализировать объект, выделять существенные признаки, делать элементарные выводы. Развивать мелкую моторику рук, связную речь. Поддерживать интерес к исследовательской деятельности. Формировать представления детей о разнообразии семян и плодов, о роли семян в природе и жизни человека, о взаимосвязи развития растений и неживой природы. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в ходе совместной работы, желание применять полученные знания на практике.

Предполагаемые результаты:

  • У детей появится интерес к растениям.
  • Дети смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста.
  • Получат знания по уходу за культурными огородными растениями, сформируются представления о структуре трудового процесса.
  • Научатся вести наблюдения и делать первые выводы.
  • У детей сформируется бережное отношение к растительному миру.
  • Воспитается положительное отношение к труду, уважительное отношение к труду других людей, разовьется желание добиваться результатов своего труда, радоваться полученным результатам, появится желание участвовать в общем деле.

Особенности проекта:

  • по составу участников: дети старшей группы, воспитатели, родители
  • по виду: исследовательско-творческий
  • по типу: познавательно-развивающий
  • по сроку реализации: среднесрочный с июня по август

Второй этап. Разработка проекта.

Работа воспитателя по подготовке проекта:

  • собрать иллюстрации по теме проекта
  • подготовить наборы семян зерновых для изучения
  • отобрать познавательную и художественную литературу по теме
  • оформить картотеку  дидактических игр (Приложение 1)
  • загадки (для занятия) и стихотворение (для презентации наглядного пособия) (Приложение 2)

Совместно с детьми проблемно-тематический план проекта:

  1. Какие бывают колосья?
  2. Где люди выращивают пшеницу?
  3. Как прорастает зерно?
  4. Что происходит с семенами дальше?
  5. Для чего нужно зерно?
  6. Семена – герои литературных произведений.

Также совместно с детьми составить  схему деятельности для достижения цели:

  • к кому обращаться за помощью (воспитатели, родители, бабушки и дедушки)
  • где найти информацию (энциклопедии, книги, детские телепередачи)
  • какие предметы использовать (лупы, дневник наблюдений)
  • с какими предметами научиться работать (линейки, пинцеты)

Третий этап. Выполнение проекта.

Реализация проекта:

Воспитатель - родители

  • консультация «Воспитываем маленьких исследователей»
  • индивидуальные рекомендации по закреплению полученных знаний
  • подготовка и награждение грамотами за активное участие
  • ежедневные индивидуальные беседы об успехах детей

Воспитатель – дети

  • беседы «Что внутри у семени?», «Семена – путешественники», «Из чего варят каши?»
  • чтение познавательной литературы Приложение 3
  • чтение и обсуждение сказок, рассказов, пословиц; заучивание стихов о зерне и хлебе Приложение 4
  • разбор и отгадывание загадок Приложение 5
  • пересказы, инсценировки сказок и стихов по теме
  • занятие «Знатоки семян» (узнавание, сравнение, описание семян разных зерновых)
  • проведение дидактических игр
  • прослушивание детских рассказов из личного опыта
  • посев зёрен пшеницы, овса, ячменя на мини-поле

Родители – дети

  • подбор семян для составления коллекции в группе
  • помощь в сборе информации по теме проекта, книг для выставки
  • привлечение детей к выращиванию ростков
  • чтение и обсуждение детской литературы по теме

Дети (самостоятельная деятельность)

  • рассматривание иллюстраций с изображением семян и растений, которые из них выросли
  • рассматривание энциклопедий и книг
  • создание рисунков по теме
  • использование дидактических игр в самостоятельной игровой деятельности
  • рассматривание семян

Четвертый этап (заключительный)

Подведение итогов

  1. анализ достижения поставленной цели и полученных результатов;
  2. обобщение результатов работы, формулировка выводов;
  3. обобщение собранного в процессе работы над проектом материала.

Продукт проекта: Презентация проекта.

Итог проекта:

.

Результаты:

  1. Дети имеют представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом, о труде взрослых в сельском хозяйстве и промышленности.
  2. Обогатился словарный запас детей новыми словами.
  3. Расширился кругозор воспитанников
  4. Сформировались навыки исследовательской деятельности.








Приложение 1                    

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ:

«Что сначала, что потом?»

   растения на разных этапах (пшеница, ячмень, овес)        

   Ход игры: Наборы карточек раздать играющим. Предложить детям разложить их по порядку (от семени до взрослого растения). Составить рассказы о развитии растения с опорой на полученные знания. 

Цель: Развивать логическое мышление. Учить связывать изменяющиеся внешние признаки объектов растительного мира с этапами развития растения.

 Материал: Карточки с изображением развития

«Где посадим семена?»

Цель: Закреплять знания правильно соотносить предметы по месту их выращивания.

Материал: Карточки с изображением злаков. Схематичные изображения поля.

Ход: Ведущий показывает схематичные изображения цветника, огорода, сада, поля; а дети подбирают к ним подходящие карточки цветов, овощей, фруктов, злаков. Дети должны выложить свои карточки под соответствующими схематическими изображениями.

«Нарисуй картину семенами»

Цель: Развивать умение классифицировать семена по внешним признакам. Закреплять знания о пользе семян для человека. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности детей.

Материал: Пустая рамка, набор листов цветного картона с нанесенными контурными рисунками (фон), семена разных  зерновых.

Ход: Ребенок выбирает понравившийся фон, вставляет его в рамку. Выкладывает на фон картинку семенами, подбирая их по цвету, размеру, форме, фактуре.

«Найди по описанию»

Цель: Развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением, особенностями развития растения.

Материал: Карточки с изображением предметов по теме проекта; загадки об этих растениях.

Правила игры: За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого наберется больше фишек.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

«Что сначала, что потом?»

Цель: Развивать логическое мышление. Учить связывать изменяющиеся внешние признаки объектов растительного мира с этапами развития растения.

Материал: Карточки с изображением развития растения на разных   этапах (горох, огурец, подсолнух, фасоль, дуб)

Ход игры: Наборы карточек  раздать играющим. Предложить детям разложить их по порядку (от семени до взрослого растения). Составить рассказы о развитии растения с опорой  на полученные сериационные ряды.

«Где посадим семена?»

Цель: Закреплять знания детей о цветах, овощах, фруктах, злаках, умение правильно соотносить предметы по месту их выращивания.

Материал: Карточки с изображением цветов, овощей, фруктов, злаков. Схематичные изображения цветника, огорода, сада, поля.

Ход: Ведущий показывает схематичные изображения цветника, огорода, сада, поля; а дети подбирают к ним подходящие карточки цветов, овощей, фруктов, злаков. Дети должны выложить свои карточки под соответствующими схематическими изображениями.

«Опиши, мы отгадаем»

Цель: Развивать внимание. Учить называть характерные признаки внешнего вида растения (овощей, фруктов, цветов, злаков, деревьев) и его семян; место произрастания; пользу.

Материал: Карточки с изображением овощей, фруктов, цветов, деревьев, злаков. Схемы для описания.

Ход игры: Ребенок – ведущий задумывает какое-то растение, описывает его с опорой на схемы. Остальные дети отгадывают растение по описанию.

Правила игры: Ребенок – водящий может попросить помощи у кого-то из детей. Тот, кто первый отгадал, становится водящим.

«Нарисуй картину семенами»

Цель: Развивать умение классифицировать семена по внешним признакам. Закреплять  знания о пользе семян для человека. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности детей.

Материал: Пустая рамка, набор листов цветного картона с нанесенными  контурными рисунками (фон), семена разных растений.

Ход: Ребенок выбирает понравившийся фон, вставляет его в рамку. Выкладывает  на фон картинку семенами, подбирая их по цвету, размеру, форме, фактуре. Работа оценивается детьми и награждается фишкой «СЕМЯделкин» или «СЕМЯделкин – чемпион».  

«Найди по описанию»

Цель: Развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением, местом произрастания, особенностями развития растения.

Материал: Карточки с изображением овощей, фруктов, цветов, деревьев, злаков; загадки об этих растениях.

Правила игры: За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого наберется больше фишек.

Приложение 2 

Стихи  и  рассказы, сочиненные детьми и родителями

Наконец настал апрель,

Снова греет солнышко.

И в весеннюю капель

Мы посадим зернышко.

Солнце ласково в тепле

Зернышко согреет

И тогда в нашем дворе

Овощи созреют.

*******

Это кто растет на грядке?

Мистер синий баклажан!

Я его сорву украдкой

И пожарю всем гостям.

Планета Семенная  (Т.П.Рогова)

Мы читали, наблюдали, мастерили и играли.

О красавцах-семенах очень многое  узнали.

 Посмотри на семена – сразу разница видна.

Как  матрешки, для примера, они разного размера.

Как обертки у конфеты, отличаются по цвету.

Коль внимательней вглядишься, ты их форме удивишься.

Семена прекрасные и на ощупь разные.

Но похожи они в том, в этом нет сомнений,

Что они все  будто спящие деточки растений.

Мы для всех, для всех семян придумали планету.

И нигде другой такой во вселенной нету.

Чтобы семена росли, нарисовали землю мы.

Добавили водицу, чтоб семенам напиться.

А еще тепло и свет, ведь без них и жизни нет.

И без воздуха, друзья, поверьте нам – никак нельзя.

И на этой вот планете дружно семена живут,

Цветами украшают клумбы, уют в доме создают.      

 Кормят животных, птиц и людей,

много у них кулинарных затей.

Здесь из семян леса вырастают,

Которые воздух для всех очищают.

Жители планеты семенной дружно просыпаются весной.  

Мы семена сажали, ухаживали за ними

И чудо это видели глазами своими.

Загадки

Эти желтые ребятки сидели дружно все в початке.

Ответят даже карапузы: Чьи семена здесь? (кукурузы)

Эти-то семянки тоже ведь на дынькины похожи.

Но из светлых «молодцов» взрастим мы грядку… (огурцов)

Из таких семян отборных

Летом вырастет  … (подсолнух)

По форме, словно капелька, семечко у … (яблока)

Приложение 3

Список литературы для чтения детям

Познавательная литература

  1. Люцис К. Растительный мир в картинках. М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2004.
  1. Как растения путешествуют? (стр. 16)
  1. Малофеева Н.Н. Энциклопедия дошкольника. М.: Росмэн, 2007.
  1. Как растут растения. (стр. 72)
  2. Плоды и семена. (стр. 74)
  3. Для чего нужны растения. (стр. 80)
  4. Зеленая аптека. (стр. 90)

Художественная литература

  1. Братья Гримм «Соломинка, уголек и боб»

2.Ушинский К. «Как рубашка в поле выросла»

3.Чтение сказок: «Колосок» «Бобовое зёрнышко»

Приложение 4

Список литературы для чтения  детям              

Познавательная литература

  1. Люцис К. Растительный мир в картинках. М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2004.
  • Как растения путешествуют? (стр. 16)
  • Как цветет ива? (стр. 30)
  1. Малофеева Н.Н. Энциклопедия дошкольника. М.: Росмэн, 2007.
  • Как растут растения. (стр. 72)
  • Плоды и семена. (стр. 74)
  • Для чего нужны растения. (стр. 80)
  • Цветочная клумба. (стр. 88)
  • Зеленая аптека. (стр. 90)

Художественная литература

  1. Братья Гримм «Соломинка, уголек и боб»
  2. Богдарин А. «Знакомые цветы»
  3. Барков А., Сурьянинов Р. «Откуда пришла книга»
  4. Плешаков А. «С кем дружит ель»
  5. Ушинский К. «Как рубашка в поле выросла»

Приложение 5

ПОЛЕ

В землю теплую уйду

К солнцу колосом взойду

В нем тогда таких  как я,

Будет целая семья.   ( зерно)

Черна, мала крошка,

Соберут немножко

В воде поварят

Кто съест похвалит   (гречка)

Вырос в поле дом,                            

Полон дом зерном                          

Стены позолочены,                      

Ставни заколочены                        

Ходит дом ходуном,                        

На столбе золотом  (колосья)

Желтые початки

Полны зерен сладких   (кукуруза)

Любят девчонки,

Любят мальчишки

Желтые зернышки

На кочерыжке.

Я это лакомство,

Солью натертое,

Съем хоть на третье,

Хоть на четвертое.  (кукуруза)

Вырастаю всем на диво,

Высока, стройна, красива.

Прячу в светлые перчатки

Золотистые початки.

Пусть не слаще я арбуза,

Но сытней. Я … (кукуруза)

Золотое решето

Черных домиков полно.

Сколько черненьких домков –

Столько беленьких жильцов    (подсолнух)

Из земли вырастаю –

Весь мир одеваю  (лен)

На стебельках белеют чашки,

В них и нитки, и рубашки.  (хлопок)

САД

Формой, словно капелька,

Семечко  у …  (яблока)

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки.  (яблоко)

Словно деток в детский сад,

Семена собрал …  (гранат)

Долгоножка хвалится:

- Я ли не красавица?

А всего-то – косточка

Да красненькая кофточка!  (вишня)

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.  (малина)

Яркий, сладкий, налитой,

Весь в обложке золотой.

Не с конфетной фабрики –

Из далекой Африки.  (апельсин)

ОГОРОД

Очень сахарный на вкус

Вырос из семян …  (арбуз)

Берега зеленые,

Вода красная,

Рыбки черные.    (арбуз)

Круглые мальчики

Жили в чуланчиках.

В землю упали –

Зеленью стали.    (горох)

Дом зеленый тесноват,

Узкий, длинный, гладкий,

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

Осенью пришла беда –

Треснул домик гладкий.

Поскакали кто куда

Круглые ребятки.  (горох)

Раскололся тесный дом

На две половинки.

И посыпались оттуда

Бусинки-дробинки.  (горох)

Сидит Яшка,

Желто-оранжевая рубашка,

Брюшко сыто,

Камешками набито.  (тыква)

Золотая голова

Велика и тяжела.

Золотая голова

Отдохнуть прилегла.   (тыква)

Кругла, а не шар,

С хвостом, а не мышь,

Желта, как мед,

А вкус не тот.  (репа)

Щеки розовы, нос белый,

В темноте сижу день целый.

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она.  (редис)

Наши поросятки

Выросли на грядке,

К солнышку бочком,

Хвостики крючком.

Эти поросятки

Играют с нами в прятки.  (кабачки)

Уродилась я на славу.

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи, меня в них ищи.   (капуста)

Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей

Нет сочней…  (помидора)

Словно важненький синьор,

Семян полон … (помидор)

С виду, будто лапоток,

А домок ее – стручок.

Как в кастрюлю попала –

С головой пропала.

Рады в доме стар и млад

Только ложки стучат.  (фасоль)

ЦВЕТЫ

Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок.

На него подуй слегка,

Был цветок – и нет цветка.  (одуванчик.)

Белая корзинка,

Золотое донце,

В ней лежит росинка

И сверкает солнце.  (ромашка.)

Золотой и молодой –

За неделю стал седой,

А денечка через два

Облысела голова.    (одуванчик)

С синевою неба дружат

Эти милые цветы.

Я их знаю, знает Ксюша.

Ну, а знаешь ли их ты?  (незабудки)

Цветок с лепестками

Различной окраски,

С красивым названьем …  

                                  (анютины глазки)

ДЕРЕВЬЯ

В этот гладкий коробок

Бронзового цвета

Спрятан маленький дубок

Будущего лета.     (желудь)

Вот бочонок с шапочкой

С дерева упал.

Год прошел – и деревцем

Маленьким он стал.  (желудь)

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок.  (дуб)

Она весну встречает,

Сережки надевает.

Накинута на спинку

Зеленая косынка,

А платьице –  в полоску,

Ты узнаешь…   (березку)

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит.

А в один из теплых дней

Весна сережки дарит ей.  (береза)

Осень тихая настанет,

Дивным дерево то станет:

Семена, как вертолеты,

Будет отправлять в полеты.  (клен)

Что за дерево растет?

Снег в июне нам несет.

Снег же тот не тает,

В воздухе летает.  (тополь)

То ли с крыши, то ли с неба –

Или вата, или пух.

Или, может, хлопья снега

Появились летом вдруг?

Кто же их исподтишка

Сыплет будто из мешка?  (пух тополя)

Консультация для родителей

на тему: «Воспитываем маленьких исследователей»

Уважаемые родители!

Мы хотим видеть наших детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. Это зависит от нашей совместной работы.

«Расскажи – и я забуду, покажи – я запомню, дай попробовать – и я пойму» - гласит китайская пословица. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

Ребёнок  сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различной исследовательской деятельности. Экспериментальная деятельность помогает воспитывать в детях стремление к самостоятельной познавательной активности, а это имеет большое значение для дальнейшего обучения ребёнка.

В процессе экспериментальной деятельности ребёнок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя первооткрывателем, исследователем, учёным. Ребёнок учится делать выводы, учится сравнивать анализировать, обобщать.

В связи с этим мы рекомендуем вам в домашних условиях привлекать ребёнка к экспериментальной деятельности, простейшим опытам и наблюдениям.

Проведение опытов – это увлекательное занятие, попробуйте дома поэкспериментировать с ребёнком  и сами в этом убедитесь! Кроме того для этого не требуется больших усилий, а только желание и немного фантазии. Любое место в квартире может стать местом проведения эксперимента.

На кухне можно показать ребёнку как замешивается тесто, как растворяются, смешиваются некоторые вещества, как образуется пар, конденсат, лёд и др. В ванной комнате можно познакомить ребёнка со свойствами воды, мыла, с растворимостью веществ, с термометром для воды и др.

Во время рисования можно предложить ребёнку смешать краски, и выяснить, какие цвета получаются. Можно понаблюдать за ростом комнатного цветка, предложить ребёнку прорастить семена растений различными способами. Можно познакомить малыша со свойствами магнита, металла, ткани и других материалов.

Представляйте ребёнку возможность действовать с различными предметами и материалами, поощряйте экспериментирование. Это формирует в детях желание узнавать новое.

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако, далеко не все способны видеть эту красоту: многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается.
Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней. Но нужно обладать терпением, важно иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц.
Природа полна чудес. Она никогда не повторяется. Наша цель - научить искать и находить новое в уже известном.
Каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.
Например, прекрасный объект для разнообразных исследований - обыкновенная лужа, от которой взрослые обычно стараются увести детей и, к которой сами дети проявляют огромный интерес. Лужа - это модель маленького водоёма. Вы можете наблюдать за её появлением, испарением воды, образованием волн, замерзанием, определять свойства воды, искать водных обитателей и т.д. Стоит только внимательно посмотреть вокруг себя, и вы найдёте множество интереснейших объектов для исследования.
Еще одним доступным объектом для наблюдения являются комнатные растения.
Маленькие дети любят действовать. Окружающий мир они познают в основном практически, а свои действия сочетают с наблюдением за их результатами. Ребёнка привлекают яркие образы и смена событий. Этими его особенностями следует воспользоваться: предложите малышу заняться поливкой растений. Сначала надо показать ребёнку интересные действия с водой. Взрослый поливает, а ребёнок наблюдает за ним. Обратите его внимание на то, как вода пропадает из горшка и появляется в поддоне.
«Ты видел, как я поливал растения? - спрашивает взрослый в следующий раз. Хочешь помочь мне сегодня?»
Ребёнок, конечно, соглашается: он всегда готов действовать. Взрослый помогает ему держать лейку и поливать, поясняя при этом.
«Носик лейки нужно опустить низко, к самой земле; воды налить столько, чтобы она смочила землю. Если вода, появилась в поддоне - значит уже достаточно».
Поливайте цветы вместе, из двух леек. Взрослый поливает растения, которые стоят дальше и выше, то есть те до которых, ребёнку трудно достать, следит за малышом, помогает ему. В конце поливки следует впервые задать ребёнку серьёзный вопрос: «А зачем мы поливаем растения?»
Не спешите помочь с ответом - пусть ребёнок подумает, посмотрит на цветы, выскажет всё (даже, может быть, и нелепые) свои предположения. Только после этого объясните ему, что растения живые, они пьют воду и растут, становятся всё красивее.
Ребёнок впервые внимательно рассматривает растения. Не торопите его, не спешите с показом, пусть малыш сам остановит взгляд на чем-то, спросит, удивится. Заметив, что интерес ребёнка пропадает, спросите, какое же растение понравилось ему больше всех. Когда малыш покажет на какой-либо цветок, постарайтесь поддержать его интерес, расскажите, как он называется, обратите внимание на красивые листья (цветы, стебель).
Очень важно в процессе работы задействовать все органы чувств ребят. Предоставьте им возможность не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать и даже (если это возможно и безопасно!) пробовать на вкус объект исследований, а также самостоятельно получать ответы на свои, иногда совершенно неожиданные для взрослых вопросы. Не стремитесь к тому, чтобы дошкольники запомнили как можно больше разных терминов, не употребляйте сложных и непонятных для ребёнка слов. Гораздо важнее развивать у ребят познавательный интерес к объектам неживой природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, научить их понимать, что в природе всё взаимосвязано.


Список используемой литературы:
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»; Опыты и эксперименты для дошкольников/ Под редакцией О.В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. - М.: –ТЦ Сфера, 2015.
Корнилова В.М. «Экологическое окно в детском саду»; Методические рекомендации. - М.:–ТЦ Сфера, 2008.
Марудова Е.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром». Экспериментирование. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
Рыжова Н.А. «Вода вокруг нас»./ Под редакцией Рыжова Н., Мусиенко С.- 2-е изд. – М.: Линка-пресс, 2016.

                     Конспект ООД « Знатоки  семян»

                       «Знатоки семян» (развитие речи и ознакомление с окружающим)

 

Цель: Познакомить детей с разнообразием семян овощных культур.

Задачи: Активизировать мыслительные процессы и связную речь детей, используя графические символы. Учить детей подбирать слова для характеристики признаков семян; развивать умение составлять небольшие описательные рассказы с опорой на схему, четко выстраивать композицию рассказа. Закреплять представление об условиях необходимых для роста растений.

Материал: семена разных растений, пинцеты, лупы, пустые пузырьки, презентация «Такие разные семена» наглядные пособия.

 Предварительная работа: чтение главы «Плоды и семена» (Энциклопедия дошкольника. Малофеева Н.Н. М.: Росмэн, 2007); совместное придумывание графических символов для обозначения различных признаков внешнего вида семян (размер, цвет, форма…); д/и «Нарисуй картину семенами».

Ход занятия

Воспитатель приглашает детей в организованную им лабораторию.

- Сегодня мы, как настоящие ученые, будем с вами сравнивать и исследовать семена разных растений. Что нам для этого понадобится? (ответы детей)

Воспитатель предлагает детям занять места в лаборатории и проверить все ли необходимые предметы есть на столах. Отмечает, что появился новый предмет: пинцет. Объясняет его предназначение.

- Каких только семян нет на нашей планете?! Хотелось бы мне узнать, хорошо ли вы разбираетесь в семенах?

- Сегодня нам будет помогать волшебные картинки. Рассказывать о семенах вы будете по схемам.

- Ребята, сначала мы узнаем, растение,  о семенах которого говорится в загадке, это растение появятся на моей картинке. Затем  эти семена найдете на тарелочке и составите рассказ.

Но сначала давайте вспомним о символах, что они означают на схеме.

Чьи семена?

Какого они размера?

Какого они цвета?

Какую имеют форму?

Какие семена на ощупь?

Что еще знаете об этих семенах?

Выслушиваются рассказы детей по картинкам.

Эти желтые ребятки сидели дружно все в початке. Ответят даже карапузы: Чьи семена здесь? (кукурузы) 

Воспитатель предлагает выбрать из тарелочки семена кукурузы, рассмотреть через лупу, описать семена кукурузы с помощью пинцета (можно помогать руками, если не получается) положить 10 семян в пузырек (дети работают в парах, помогая друг другу).

 Эти семечки вкусны

Догадайтесь, чьи они? (тыквы)

Проводится аналогичная работа. Затем детям предлагается поработать в парах: один ребенок закрывает глаза, а другой кладет ему в руку семечко кукурузы или тыквы (нужно на ощупь отгадать какое семя в руке). Дети меняются ролями.

Словно важные синьоры,

Полны семянок ….(помидоры)

Воспитатель предлагает выбрать из тарелочки семена помидор, рассмотреть через лупу, описать семена по графическому алгоритму (слайд 2), с помощью пинцета в пустой пузырек положить 10 семян помидора.

Предложить сравнить пузырьки с семенами помидора и кукурузы. Каких семян кажется больше? Почему? Делается вывод (семена кукурузы крупнее семян помидора).

Из таких семян отборных

Летом вырастет … (подсолнух) 

Воспитатель предлагает выбрать из тарелочки семена подсолнуха, рассмотреть через лупу, узнать, что внутри у семени, с помощью пинцета положить 10 семян в пустой пузырек.

Проводится игровой этюд «Как росли подсолнушки» («Ветер семена кружил, да на землю опустил…»)

Очень сахарный на вкус    

Вырос из семян… (арбуз)                                   

Воспитатель предлагает выбрать из тарелочки семена арбуза, рассмотреть через лупу, описать по алгоритму, положить 10 семян в пузырек.

Проводится д/и «Доскажи словечко»

  • Семена кукурузы гладкие, а семена помидора… (шершавые)
  • Семена помидора шуршат, а семена кукурузы … (стучат)
  • Семена арбуза тоньше, а семена кукурузы … (толще)
  • У тыквы семена светлые, а у подсолнуха … (темные)

Воспитатель предлагает детям посмотреть на пузырьки с семенами и ответить на вопрос. Какие из представленных здесь семян самые крупные, а какие самые мелкие? Как можно об этом догадаться? (крупные семена занимают больше места в пузырьке, а мелкие – меньше)

Физ. минутка

Возьмем, семечко одно,
Положим в ямку мы на дно!
Ты не бойся, дорогое,
Ничего, что там темно.

(Дети опускаются на корточки)

К свету, к солнцу из земли
Ты росток скорей пошли.
Вот весною, в ранний час,
Семечко взошло у нас.

(Дети медленно встают – «вырастают»)

Из земли росток явился:

(Дети потягиваются)

- Здравствуй, солнце, я - родился!

(Дети поднимают руки над головой, машут кистями рук)

Мал еще росток-ребенок,
Только вышел из пеленок!

(Дети опускают руки вниз)
 (Дети наклоняют головы в разные стороны)

   

 Воспитатель выясняет у детей, что необходимо  для того  из семечка появилось растение? (почва, влага, тепло, свет)  предлагает   поместить несколько семян  во влажную тряпочку, другие  поместим  в горшочек  с сухой землей ,а третьи  посадить во влажную почву  и поставить в теплое светлое  место, по мере необходимости  будем поливать. Как вы думаете, где будет  развиваться лучше растение? Посмотрим  что получится .

- Вам понравилось в нашей лаборатории?

- Что нового, интересного узнали?

- Что запомнили?

- А у меня для вас еще одна загадка:

«По форме, словно капелька, семечко у … (яблока)

 Показывает разрезанное яблоко с семенами.

Через несколько лет это семечко может превратиться в прекрасное дерево. В какое дерево оно превратится? (в яблоню) И угостит всех вкусными… (яблоками).

Воспитатель угощает детей яблоками.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект подготовила воспитатель 1 кв. категории Старостина Н.С. Апрель-сентябрь 2018 ПРОЕКТ «ОТ ЗЕРНЫШКА ДО КОЛОСКА» в подготовительной группе.

Слайд 2

Актуальность проекта: В настоящее время экологическое воспитание является одним из важных направлений дошкольной педагогики. Актуально это направление и для детей, живущих в городе, так как в современном обществе со всеми его благами цивилизации во многих семьях, не достаточно уделяется внимания нравственному воспитанию, в том числе и экологической тематике.

Слайд 3

Первый этап. Выбор цели. Цель: Формирование у детей системы знаний о разнообразии и взаимосвязях живой и неживой природы на примере развития растений из семян. Задачи: Учить детей анализировать объект, выделять существенные признаки, делать элементарные выводы. Развивать мелкую моторику рук, связную речь. Поддерживать интерес к исследовательской деятельности. Формировать представления детей о разнообразии семян и плодов, о роли семян в природе и жизни человека, о взаимосвязи развития растений и неживой природы. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в ходе совместной работы, желание применять полученные знания на практике.

Слайд 4

Предполагаемые результаты: У детей появится интерес к растениям. Дети смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Получат знания по уходу за культурными огородными растениями, сформируются представления о структуре трудового процесса. Научатся вести наблюдения и делать первые выводы. У детей сформируется бережное отношение к растительному миру. Воспитается положительное отношение к труду, уважительное отношение к труду других людей, разовьется желание добиваться результатов своего труда, радоваться полученным результатам, появится желание участвовать в общем деле.

Слайд 5

Особенности проекта: по составу участников: дети старшей группы, воспитатели, родители по виду: исследовательско-творческий по типу: познавательно-развивающий по сроку реализации: среднесрочный с апреля по сентябрь

Слайд 6

Второй этап. Разработка проекта. Работа воспитателя по подготовке проекта : собрать иллюстрации по теме проекта подготовить наборы семян зерновых для изучения отобрать познавательную и художественную литературу по теме оформить картотеку дидактических игр загадки (для занятия) и стихотворение (для презентации наглядного пособия)

Слайд 7

Проблемно-тематический план проекта: Какие бывают колосья? Где люди выращивают пшеницу? Как прорастает зерно? Что происходит с семенами дальше? Для чего нужно зерно? Семена – герои литературных произведений.

Слайд 8

Схема деятельности для достижения цели: к кому обращаться за помощью (воспитатели, родители, бабушки и дедушки) где найти информацию (энциклопедии, книги, детские телепередачи) какие предметы использовать (лупы, дневник наблюдений) с какими предметами научиться работать (линейки, пинцеты)

Слайд 9

Третий этап. Выполнение проекта. Реализация проекта (схема): Воспитатель – родители Воспитатель – дети Родители – дети Дети (самостоятельная деятельность)

Слайд 10

Четвертый этап (заключительный) Подведение итогов анализ достижения поставленной цели и полученных результатов; обобщение результатов работы, формулировка выводов; обобщение собранного в процессе работы над проектом материала. Продукт проекта : Презентация проекта. Итог проекта: Результаты: Дети имеют представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом, о труде взрослых в сельском хозяйстве и промышленности. Обогатился словарный запас детей новыми словами. Расширился кругозор воспитанников Сформировались навыки исследовательской деятельности.

Слайд 11

Подбор семян (пшеница, ячмень, овёс)

Слайд 12

Мы посадим зёрнышки

Слайд 13

Мы сажали, поливали, солнышка звали

Слайд 14

Вырос в поле дом, Полон дом зерном Стены позолочены, Ставни заколочены Ходит дом ходуном, На столбе золотом

Слайд 15

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по ПДД «Дорожная азбука» в старшей группе (краткосрочный проект)

Совместный проект подготовили:Качинская И.А. воспитательСеряпина А.Г. воспитательЦель проекта: Формирование навыков безопасного поведения на дорогах.Ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмо...

Проект «От зернышка и колоска, на стол пришел он неспроста»

Наблюдая за детьми во время еды, обратили внимание, что дети относятся к хлебу без должного уважения, недоедают хлеб, могут с ним баловаться, играть, крошат его. Возникла проблема, которую надо было р...

Театральное представление по проекту «От зернышка до каравая» в старшей группе «Приключение колоска»

В нашей стране относились к хлебу всегда по особенному. Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут. Вместе с ребятами старшей группы мы решили выяс...

проект "от зернышка до колоска"

проект о том как растят хлеб на полях ставрополья, с элементами исследования...

Проект «От зернышка до каравая» в старшей группе

Проект «От зернышка до каравая»  в старшей группе...

проект от зернышка до каши в подготовительной группе

проект в подготовительной группе от зернышка до каши...