Эти необыкновенные камни.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Марина Евгеньевна Белобржецкая

план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эти необыкновенные камни.

Занятие по ознакомлению с окружающим

Для старших дошкольников

Цель: знакомить детей с различными видами камней, их свойствами

Задачи:

- формировать интерес к неживой природе;

- учить различать виды камней по внешним признакам (морские, речные, самоцветы)

- к культурным ценностям и природным богатствам;

- дать представление об использовании камней в жизни человека;

- знакомить с новым камнем гранитом, дать представление об его использовании;

- развивать инициативность, самостоятельность, расширять кругозор;

- умение отвечать на вопросы развернуто.

Оборудование: набор речных, морских камней, самоцветы, кусочки гранита, лупы (по количеству детей.) 3 шкатулки, посылка, письмо, натуральные изделия, украшения, иллюстрации с изображением камней, предметов.

Воспитатель. Ребята, к нам в группу пришла посылка от Хозяйки медной горы. Посылку мы откроем, только когда отгадаем загадку и сможем узнать, что лежит в шкатулке.

          В сережках у мамы огнем он горит,

          В пыли на дороге, ненужным лежит,

          Меняет он фору, меняет он цвет,

          А в стройке годится на тысячу лет.

          Он может быть мелкий – в ладошке лежать,      

          Тяжелый, большой – одному не поднять.

          Кто, дети, загадку мою отгадает?

          Кто этот предмет по приметам узнает?

Дети. Это камень.

Воспитатель. Правильно ли мы отгадали загадку, давайте проверим. Что это? (Открывает шкатулку, в ней разные камни). Посмотрите ребята, они одинаковые, или чем-то отличаются?

Дети. Они разные по форме, цвету, значимости.

Воспитатель. Камень, объект живой или неживой природы?

Дети. Он не двигается, не дышит, не питается, значит он не живой.

Воспитатель. Где можно встретить камни?

Дети. В горах, на берегу рек, на море, в предметах быта, украшениях, на дороге, в огороде.

Воспитатель. У некоторых участков земли, есть каменная одежда. Камни есть везде. Их очень много, они разнообразны, поэтому интересны.

          Камни, которые прислала Хозяйка Медной горы, хранились в разных шкатулках, но после землетрясения они все перепутались. Что будем делать ребята?

Дети. Разложим камни по видам в три шкатулки, стоящие на столе.

Воспитатель. Найдите в посылке морские камни. Что можно сказать о них? Какие они?

Дети. Гладкие, овальные, твердые, крупные, разного цвета.

Воспитатель. Как вы думаете, почему они такие?

Дети отвечают.

         Гладкими их сделали морские волны. В морской воде камни бьются друг о друга, обтачивая края, становятся гладкими, без единого уголка. (Кладут камень в первую шкатулку.)

          Теперь найдите речные камни, чем эти отличаются от морских?  

Дети. Они шершавые, неровные, с острыми углами разной формы, бывают большие и маленькие.

Воспитатель. Речные камни отличаются от морских тем, что значительно хуже обработаны водой. (Кладут камень во вторую шкатулку.)

Творческое задание «Каменная мозаика»

Воспитатель. Предлагаю выложить из предложенных камней какие-либо предметы, сюжеты. Можно использовать готовые образцы.

Дети выполняют.

Проводится физкультминутка.

Дети выполняют движение по тексту.

Стоит гора-старушка, до небес макушка.

Ее ветер обдувает,

Ее дождик поливает.

Стоит гора страдает

И камешки теряет.

И каждый день

И каждую ночь

Катятся, катятся

Камешки прочь.

Воспитатель. Я хочу вас познакомить с новым камнем. Это – гранит. (предлагает через лупы рассмотреть камень).

          Какой он? Что можно о нем сказать? Через лупу видно, что он состоит из разных по размеру зерен. Гранит – горная порода. Этот камень очень прочный, его используют в строительстве, из него изготавливают памятники. (Показывает иллюстрации.)

          В посылке остались еще камни. Их называют камни-самоцветы. Как вы думаете почему?

Дети. Они яркие, разноцветные, переливаются.

Воспитатель. А что из них делают?

Дети. Украшения.

Воспитатель. Люди всегда ценили камни за красоту, редкость, долговечность, любили украшения из них. Из самоцветов изготавливали бусы, или украшали одежду, короны, иконы, делали браслеты и кольца.

          Ребята, как называются профессии людей, которые работают с камнями?

Дети. Геолог, каменщик, ювелир, скульптор.

Воспитатель. Кому мы сегодня помогали? Что делали? Что нового узнали? О чем вы расскажите дома?

Дети отвечают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия в старшей группе со здоровьесберегающим сопровождением. "Эти обыкновенные и необыкновенные камни"

«Эти обыкновенные и необыкновенные камни». Конспект занятия в старшей группе со здоровьесберегающим сопровождениемКонспект познавательного занятия в старшей группе со здоровьесберегающим сопрово...

ЭТО ОБЫКНОВЕННЫЕ И НЕОБЫКНОВЕННЫЕ КАМНИ

Задачи: Уточнять представления детей о камне, его свойствах (камень твердый, не рассыпается; камни разнообразны по цвету, форме, величине). Познакомить со способами использования камня человеком (в ст...

"Эти обыкновенные и необыкновенные камни"

Занятие-экспериментирование....

"Эти обыкновенные и необыкновенные камни"

Познакомить детей со свойствами камней...

Эти необыкновенные камни.

Занятие по ознакомлению с окружающим Для старших дошкольниковЦель: знакомить детей с различными видами камней, их свойствамиЗадачи:- формировать интерес к неживой природе;- учить различать виды камней...

Проект для старшей группы "Наши необыкновенные камни"

Селу Коргон 230 лет. В 19 веке в окресностях села действовала каменоломня, где добывали полудрагоценные камни ( яшма, порфир). Детям старшего дошкольного возраста предлагается материал о истории нашег...

Тема: Эти необыкновенные и необыкновенные камни.

Цель: знакомить детей с различными видами камней, их свойствами.Задачи:- формировать интерес к неживой природе;- учить различать виды камней по внешним признакам (морские, речные, самоцветы);- к культ...