НОД Познавательно-исследовательская деятельность Мой дом, моя семья
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Кокорина Любовь Борисовна

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми (мир социальных отношений) " Мой дом, моя семья" представлена в музыкально-игровой форме, которая наиболее близка  детскому восприятию, увлекательна и разнообразна. Это позволяет  детям погрузиться в атмосферу русского народного быта, раскрывает основные понятия трудовой деятельности родителей, их круг обязанностей, помогает ощутить настроение праздника, радость совместного общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарий НОД "Мой дом, моя семья"27.63 КБ

Предварительный просмотр:

НОД Познавательно-исследовательская деятельность: познание социального мира «Мой дом, моя семья»

Цель: Развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи, быта русского народа.

Задачи: 1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями о русской народной культуре и социальным взаимодействием в семье.

2.Развитие у детей умственных способностей: развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки  предметов и явлений окружающего мира.

3. Умение устанавливать простейшие связи между явлениями и предметами, делать простейшие обобщения.

3.  Закрепление знаний детей о народных промыслах, жилище крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта; обогащение словаря детей народными пословицами, загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т.д.); воспитание интереса к родной культуре, любви к маме и семье; побуждение больше узнавать о народном декоративно - прикладном искусстве;. привитие любови и интереса к русской старине, фольклорным традициям.

 
Предварительная работа: Знакомство с деревянными и глиняными изделиями в русской избе, игра на ложках, роспись матрешки, заучивание пословиц, загадок, русских народных игр. Просмотр презентаций «Мамина Любовь», «Печь-матушка», «Предметы русского быта». Изготовление макета пилы и топора.
Оборудование: макеты избы с предметами быта (печь, лавки, стол, рушник, скатерть, деревянная и глиняная посуда, прялка, сундучок,  чугунок,  самовар, балалайка), каравай, баранки.

Ход НОД

Хозяйка(воспитатель) и дети одеты в русский народный костюмы

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!

Мы позвали в гости к нам,

Поздравлять мы будем  мам!

День матери-праздник пока молодой

Но все ему рады, конечно!

Мам все ребята поздравить хотят

Их любят они  бесконечно!

Хозяйка:

А где же мои гости?

Эй, девчоночки-девчушки,

Веселушки-хохотушки!

Эй, мальчишки-молодцы,

Озорные удальцы!

Заходят дети и останавливаются на «пороге».

Проходите, проходите,

Милости просим в нашу избу,

Так дом  называли мы в старину!

А у вас как дом сейчас называется? (Ответы детей)

Хозяйка: А-а-а-а-а! Квартира!

В старинные времена самую большую комнату в избе называли горница. А вашу большую комнату как называют? (Ответы детей)

Гостиная? Какое красивое название, там гостей встречают, да?

 Ну а вы, ребята, проходите в нашу горницу, присаживайтесь поближе к печке,  гости дорогие.

А почему поближе к печке, я вам сейчас расскажу.

Дети проходят и садятся на лавки мальчики напротив девочек.

Хозяйка:

Скоро праздник  наших мам,

Их поздравить нужно нам.

Пригласила я вас, гости дорогие, на праздник, а дорогих гостей всегда к печи –матушке усаживали, а непрошенных возле порога. Горница у нас небольшая, да какая красивая! На убранство погляди! А кто в избе убирался? Кто полы мыл, посуду? Стирал? Красивые скатерти ткал да вышивал? Как вы думаете? Кто это всё делал, скажите, ребята! (ответы)

Хозяйка: Конечно, хозяйка в доме, мама! В старину мамы варили кашу да щи в русской печи! Трудно было, а сейчас у мамы ещё есть помощники: Кто знает, что маме на кухне помогает? Правильно!  И плита, и мультиварка всё варит, маме домашний труд облегчает. А где мы можем с мамой покушать, если оказались далеко от дома? (ответы)

А как вы думаете, что в избе было самым главным? Ответ вы узнаете, если отгадайте мою загадки:

Летом спит, зимой горит.

Рот открывает, что дают – глотает. (ПЕЧЬ)

Что из угла в угол не переставишь?

Что из избы не вытащишь? (Печь)

Дети отвечают, хозяйка хвалит:

У хозяйки гордость-печь!

Поведу о ней я речь!

Мама всё готовит в печке,

И хлеба, и калачи!

Кашу и картошку,

И баранью ножку!

А чтобы всё это приготовить, надо сначала дрова нарубить, да в избу принести. Такую работу по дому делал глава семьи папа. А сейчас у нас папы печку топят? А где вы видели настоящую печку? На даче у бабушки? Тогда надо помочь бабушке! Давайте и мы напилим и нарубим дров, становись друг за другом!

Физкультминутка

За дровами мы идём,
И пилу с собой несём,
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить!
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки!

Хозяйка: Ух! Устали, столько дров напилили, на всю зиму хватит!
Ну садитесь на лавку, отдохните, да посмотрите, что рядом с ней стоит.
Рядом с лавкой стоит какой то красивый ящик, украшенный разными узорами. Как вы думаете, что это за расписной короб? (ответы детей) А что там хранится? Давайте заглянем в него!

 В сундуке храним одежду, которую сама шила и вышивала мама. А у вас мамы шьют вам одежду? Вяжут носочки? (ответы) А где вы одежду покупаете?

Мама у нас рукодельница, да веселая какая! Умела петь и танцевать! Сейчас мы и гостей наших нарядим, отгадайте, как называются такие куколки? (надевают девочкам платочки).

Слушайте загадку:

В алых шелковых платочках,

Сарафанчики в цветочках.

А внутри секреты есть

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наши русские …(матрешки)

Мальчики берут бубны и приветствуют девочек-матрешек.

Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к нам пришли матрешки!

Выходит девочка в платочке.

1-я матрешка: ( Ева К)

 Я матрешка расписная

Мои щечки алые.

Выходи ко мне подружки

Девочки румяные!

Девочки достают из сундука платочки, повязывают их и становятся в полукруг и читают вместе стихотворение.

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных.

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут,

Всех матрешками зовут!

Хозяйка: У мамы было мало свободного времени, ведь забот и хлопот по дому было много. А что мама делает по дому? (ответы детей)

 Правильно! И семью накормить, и посуду перемыть, постирать, приготовить обед. Но когда все дела были переделаны, мамы и девочки собирались на посиделки, пряли, вышивали, песни пели. Приглашали на посиделки и молодых ребят, играли в народные игры. Давайте и мы поиграем в ручеек.

Музыкальная игра «Ручеек» (под музыку «Во поле береза стояла»), трек 3.

Мальчики подходят к девочкам, кланяются и подают руку, девочки кланяются, берут руку мальчика и строятся парами. Игра повторяется до окончания музыки. В конце  мальчик ведёт девочку за руку и они садятся рядом на стульчики.

Хозяйка: Как и мамы папы тоже трудились для своей семьи. Раньше все в избе делалось своими руками из дерева и глины. Весной и летом и осенью мужчины работали в поле, а долгими, зимними вечерами резали миски, долбили ковши из дерева.

Хозяйка: Хватит молча гостевать – пора загадки отгадать.

А что еще вырезали из дерева? Загадаю вам загадку, и вы сразу догадаетесь! Послушайте внимательно!

Загадки:         

№1. Деревянная точеная, ручка золоченая. (ложка) 

№2. Если я пуста бываю

Про тебя я забываю.

Но когда несу еду,

Мимо рта я не пройду! (ложка)

Ай, да молодцы! А вот ещё одна загадка. Сама не ест, а всех кормит? (Ложка)  А у вас дома и в садике из чего ложки сделаны?

 (Хозяйка показывает деревянные расписные ложки)

Разные ложки и ковши

Ты разгляди ка, не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые,

А может солнцем залитые!

Деревянные ложками ели в старину, а сейчас они украшают интерьер и ещё на них играют!

Хозяйка: Ну, ребята, не сидите

Поиграть на них идите!

                                                ИГРА «Ложечки»Трек 4

Отгадайте, а какой ещё музыкальный инструмент звучал  в старину  на посиделках.

Хозяйка: Сяду рядышком на лавке,

Вместе с вами посижу,

Загадаю вам загадки

Кто смышленей погляжу!        

Загадка:

И бренчит, и звенит,

Всех игрою веселит,

А всего то три струны

Ей для этого нужны.

Что же это. Отгадай-ка?

Это наша…(балалайка)

Дети отгадывают.

Хозяйка: В старину мамы любили песни петь, умели играть на музыкальных инструментах. А ваши мамы умеют петь? А частушки любят слушать? Давайте мамам споём наши частушки!

Хозяйка берет в руки балалайку и наигрывает частушечный наигрыш. Выходят девочки петь частушки, а мальчики берут ложки и бубны, встают позади девочек.

Хозяйка вместе с девочками:

Мы надели сарафаны

И хотим понравиться.

Полюбуйтесь нами мамы

Разве не красавицы?

2-я матрешка Соня:

 Что же делать маменька,

Что родилась маленька?

Что же делать, родненька,

Хоть мала, да модненька!

3-я матрёшка Юля:

Мама шьет и вышивает

Меня ярко наряжает!

Сапоги на ножках

Сарафан в горошках!

Ох!

4-я матрешка Маша:

У меня на сарафане

Петухи да петухи!

Когда вырасту большая –

Берегитесь, женихи!

Ох!

Хозяйка вместе с матрешками:

Закружитесь сарафаны

Каблучки сверкайте!

Веселитесь, гости, с нами,

Только поспевайте!

Ох!

Мальчики играют на бубнах, на проигрыш и притопывают ножкой. Девочки приседают и  кружатся. Продолжают петь мальчики.

1-ый мальчик: Саша

Лучик солнечный проснулся

Улыбнулся, потянулся.

И сказал, прищурясь нам

«Нынче праздник наших мам»!

2-ой мальчик: Артем

Маму нежно обниму,

Крепко поцелую.

Потому что я люблю

Мамочку родную!

3-ий мальчик: Дима

Дорогие наши мамы,

Очень-очень любят нас!

Ну а я для своей мамы

Песенку спою сейчас! Ух!

4-ый мальчик Ваня и все вместе:

Мы сегодня нарядились,

Будем петь и танцевать!

Будем вместе веселиться,

Будем маму поздравлять! Ух!

Дети садятся на лавку.

Хозяйка: Молодцы, ребята и девчата! И петь, и плясать умеют! И загадки отгадывать! И маме помогать умеют! А посуду дома моете? А посуду какой помощник маме помогает мыть? (ответы) А стирает мама в чем? В корыте? (ответы) Правильно, мамам сейчас гораздо легче справляться с домашними делами, но как и в старину, и сейчас мамы любят и заботятся о своих родных и близких, встречают папу с работы, забирают малыша из детского сада, гуляют с ним, читают перед сном сказки, поют колыбельные песенки.  А на праздники  пекут блины, ватрушки да пироги! Давайте поможем маме и напечем угощенье для гостей!

Дети вместе с хозяйкой украшают печенье глазурью для мамы и для гостей В конце хозяйка приглашает всех гостей к столу.

Хозяйка: Любим мы чаёвничать, чай из самовара попить!
Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Хозяйка: Дети что такое рушник? (полотенце)
Ребенок:
Напекли мы для гостей
Много разных сладостей
Тары – бары – растабары
Выпьем чай из самовара. 

Хозяйка: Добрый гость всегда в пору. Проходите, гости к столу, чайком угоститесь! Приходите еще, будем вам рады. До свидания, до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»

Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"

КОНСПЕКТ  познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...

Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"

Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"...

Познавательно - исследовательская образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....