Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности в средней группе №4 «Ходят капельки по кругу»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Познакомить детей с круговоротом воды в природе, показать свойства воды

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspek1.docx145.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

совместной познавательно-исследовательской деятельности

в средней группе №4

«Ходят капельки по кругу»

https://voday.ru/wp-content/uploads/2017/03/5663389997_9efe21bb03_b.jpg

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности

«Ходят капельки по кругу».

Цель:

Познакомить детей с круговоротом воды в природе, показать свойства воды при помощи опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • Систематизировать знания детей о воде.
  • Углублять, расширять, систематизировать знания детей о воде. Показать детям свойства воды при помощи опытно- экспериментальной деятельности, рассказать о значении воды в жизни человека и всего окружающего его мира.
  • Дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе.
  • Познакомить детей с различным агрегатным состоянием воды в природе (дождь, снег, иней, лед, пар и т. д.)

Развивающие:

  • Совершенствовать навыки наблюдения, исследования и экспериментирования.
  • Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, учить делать выводы на основе практически полученного результата.
  • Продолжать развивать мышление, память.

Речевые:

  • Развивать речь детей, расширять и активизировать их словарь: модель, глобус, круговорот воды.
  • Формировать умение вести диалог: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.

Воспитательные:

  • Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
  • Развивать интерес к живой природе, воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.
  • Продолжать воспитывать отзывчивость, взаимопонимание и взаимовыручку.

Предварительная работа:

- Знакомство с глобусом, как моделью планеты Земля.

Наблюдение в группе:

Обращаем внимание детей на то, как они сушат свои рукавички после прогулки на батарее. Они кладут мокрые варежки, а потом берут сухие. Почему? Куда пропадает вода?

Когда в группе моют пол, он сначала блестит - видно, что мокрый, но затем постепенно высыхает.

Что произошло?

Поливаем комнатные растения. Вода уходит в землю, и растения пьют ее. А куда она затем девается?

Беседы:

«Бережливым будь с водой, хорошенько кран закрой».

Какой бывает вода? Рассматривание иллюстраций.

«Где можно встретить воду?»

«Вода у нас в детском саду»

Наблюдение на прогулке : «Дождь», «Облака», «Иней», «Снег», «Снегопад», «Лед», «Морозные узоры».

Оборудование и материалы к занятию: чайник с водой, зеркало, трехлитровая банка, сюжетные картинки.

Ход занятия:

Вниманию детей предлагаются картинки: девочка поливает цветок из лейки; мальчик моет руки из-под крана; идет дождь; водопад, река.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти картинки. Как вы думаете, что общего между ними (Варианты ответов детей, в результате которых дети приходят к единому мнению, что это вода.)

Воспитатель: Вы правы, именно о воде мы сегодня и поговорим.

Основная часть

Воспитатель (показывает детям глобус): Что у меня в руках?

Дети: Глобус.

Воспитатель: А что такое глобус?

Дети: Это модель Земли.

Воспитатель: А какой формы наша планета – Земля?

Дети: Круглая.

Воспитатель: Какого цвета больше всего на глобусе?

Дети: Голубого.

Воспитатель: А что означает голубой цвет на глобусе?

Дети: Это вода.

Воспитатель: Да, вода занимает большую часть на Земле, окрашивает нашу планету в голубой цвет. А что означают другие цвета?

Дети: Земля. Горы

Воспитатель: Правильно. Суша.

Давайте с вами вспомним, для чего, зачем нужна вода?

Ответы детей: умываться, варить суп, пить, поливать цветы, мыть посуду, пол и пр.

В.: Посмотрите сколько много чистой воды нам требуется. А где в природе встречается вода?

Ответы детей: реки, лужи, родник и т.д.

Почему же тогда вода в реках не кончается? Как река пополняет свои запасы?

Ответы детей. Идет дождь.

В.: Хорошо, молодцы. Давайте разбираться почему же вода в реках, морях, океанах не кончается.

Приступим к нашему исследованию. Нам предстоит серьезная работа. Давайте на нее правильно настроимся.

Наши глаза внимательно смотрят и все видят.

Уши внимательно слушают и все слышат.

Голова хорошо думает.

Наши ноги нам не мешают.

Наши руки нам помогают.

Опыт.

В.: Давайте вскипятим воду в чайнике. (Дети убеждаются, что в чайнике, кроме воды ничего нет и на безопасном расстоянии наблюдают за процессом закипания). Что выходит из носика чайника при закипании воды?

Дети: Пар.

В.: Откуда в чайнике взялся пар, ведь там, кроме воды ничего не было?

Дети высказывают предположения.

В.: При нагревании вода превращается в пар. (Воспитатель подносит к струе пара холодные зеркальца. Дети рассматривают, что с ними произошло).

В. А скажите мне пожалуйста на что пар похож?

Ответы детей: на облако.

В.: Откуда на зеркальце взялись капельки воды, ведь перед опытом оно было чистое и сухое?

Дети высказывают предположения.

В.: Когда горячий пар попал на холодное зеркальце, он остыл и опять превратился в воду.

Вот так происходит и в природе (рассматривают схему «Круговорот воды в природе» со съемными элементами: пар, капелька, облако, тучка с дождем). Каждый день солнце нагревает воду в морях и реках, как только что она нагрелась в чайнике. Вода превращается в пар. Крошечные невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. У поверхности воды воздух всегда теплее. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар остывает и превращается в воду. Капельки воды собираются вместе и образуют облако. Когда капелек накапливается слишком много, они становятся очень тяжелыми и выпадают дождем на землю.

А сейчас давайте с вами сделаем модель круговорота воды в природе.

Ход эксперимента:

1. Наливаем в банку горячую воду примерно до половины. Закрываем ее плотно крышкой.

2. На стенках банки рисуем мир: представляем, что кромка воды - это поверхность моря и дорисовываем берега, острова, леса и города

3. Ставим банку в такое место, где будет разница с температурой на солнышко у окна и наблюдаем за образованием конденсата.

В.: Посмотрите, пар внутри банки поднимается, охлаждается, превращается во множество капелек, которые от холода прижимаются друг к другу и образуют облако. Но вот капелек стало слишком много. Что происходит с нашим облаком?

Дети: Капельки падают вниз. Облако превратилось в дождь.

Воспитатель: Правильно, капельки снова возвратились на землю в виде дождя. Такое путешествие капельки называется круговоротом. Ребята, кто расскажет про круговорот воды в природе?

В: Ребята мы с вами хорошо потрудились.

Итог: Беседа по вопросам:

– Что интересного узнали?

- Что понравилось больше всего?

– Про что хотели бы рассказать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - исследовательский проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в средней группе «Путешествие с Капелькой».

Образовательная область : « Познавательное развитие».Интеграция образовательных областей:  «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»....

Познавательно-исследовательский проект для детей средней группы на тему «Вода, вода, кругом вода»

Вода для на самое привычное и простое вещество. В то же время вода таит в себе множество загадок. Вода необходимое условие существования всех живых организмов на нашей планете, одна из самых насущных ...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...