Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности в средней группе №4 «Ходят капельки по кругу»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Познакомить детей с круговоротом воды в природе, показать свойства воды
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspek1.docx | 145.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
совместной познавательно-исследовательской деятельности
в средней группе №4
«Ходят капельки по кругу»
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности
«Ходят капельки по кругу».
Цель:
Познакомить детей с круговоротом воды в природе, показать свойства воды при помощи опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- Систематизировать знания детей о воде.
- Углублять, расширять, систематизировать знания детей о воде. Показать детям свойства воды при помощи опытно- экспериментальной деятельности, рассказать о значении воды в жизни человека и всего окружающего его мира.
- Дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе.
- Познакомить детей с различным агрегатным состоянием воды в природе (дождь, снег, иней, лед, пар и т. д.)
Развивающие:
- Совершенствовать навыки наблюдения, исследования и экспериментирования.
- Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, учить делать выводы на основе практически полученного результата.
- Продолжать развивать мышление, память.
Речевые:
- Развивать речь детей, расширять и активизировать их словарь: модель, глобус, круговорот воды.
- Формировать умение вести диалог: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
Воспитательные:
- Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
- Развивать интерес к живой природе, воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.
- Продолжать воспитывать отзывчивость, взаимопонимание и взаимовыручку.
Предварительная работа:
- Знакомство с глобусом, как моделью планеты Земля.
Наблюдение в группе:
Обращаем внимание детей на то, как они сушат свои рукавички после прогулки на батарее. Они кладут мокрые варежки, а потом берут сухие. Почему? Куда пропадает вода?
Когда в группе моют пол, он сначала блестит - видно, что мокрый, но затем постепенно высыхает.
Что произошло?
Поливаем комнатные растения. Вода уходит в землю, и растения пьют ее. А куда она затем девается?
Беседы:
«Бережливым будь с водой, хорошенько кран закрой».
Какой бывает вода? Рассматривание иллюстраций.
«Где можно встретить воду?»
«Вода у нас в детском саду»
Наблюдение на прогулке : «Дождь», «Облака», «Иней», «Снег», «Снегопад», «Лед», «Морозные узоры».
Оборудование и материалы к занятию: чайник с водой, зеркало, трехлитровая банка, сюжетные картинки.
Ход занятия:
Вниманию детей предлагаются картинки: девочка поливает цветок из лейки; мальчик моет руки из-под крана; идет дождь; водопад, река.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти картинки. Как вы думаете, что общего между ними (Варианты ответов детей, в результате которых дети приходят к единому мнению, что это вода.)
Воспитатель: Вы правы, именно о воде мы сегодня и поговорим.
Основная часть
Воспитатель (показывает детям глобус): Что у меня в руках?
Дети: Глобус.
Воспитатель: А что такое глобус?
Дети: Это модель Земли.
Воспитатель: А какой формы наша планета – Земля?
Дети: Круглая.
Воспитатель: Какого цвета больше всего на глобусе?
Дети: Голубого.
Воспитатель: А что означает голубой цвет на глобусе?
Дети: Это вода.
Воспитатель: Да, вода занимает большую часть на Земле, окрашивает нашу планету в голубой цвет. А что означают другие цвета?
Дети: Земля. Горы
Воспитатель: Правильно. Суша.
Давайте с вами вспомним, для чего, зачем нужна вода?
Ответы детей: умываться, варить суп, пить, поливать цветы, мыть посуду, пол и пр.
В.: Посмотрите сколько много чистой воды нам требуется. А где в природе встречается вода?
Ответы детей: реки, лужи, родник и т.д.
Почему же тогда вода в реках не кончается? Как река пополняет свои запасы?
Ответы детей. Идет дождь.
В.: Хорошо, молодцы. Давайте разбираться почему же вода в реках, морях, океанах не кончается.
Приступим к нашему исследованию. Нам предстоит серьезная работа. Давайте на нее правильно настроимся.
Наши глаза внимательно смотрят и все видят.
Уши внимательно слушают и все слышат.
Голова хорошо думает.
Наши ноги нам не мешают.
Наши руки нам помогают.
Опыт.
В.: Давайте вскипятим воду в чайнике. (Дети убеждаются, что в чайнике, кроме воды ничего нет и на безопасном расстоянии наблюдают за процессом закипания). Что выходит из носика чайника при закипании воды?
Дети: Пар.
В.: Откуда в чайнике взялся пар, ведь там, кроме воды ничего не было?
Дети высказывают предположения.
В.: При нагревании вода превращается в пар. (Воспитатель подносит к струе пара холодные зеркальца. Дети рассматривают, что с ними произошло).
В. А скажите мне пожалуйста на что пар похож?
Ответы детей: на облако.
В.: Откуда на зеркальце взялись капельки воды, ведь перед опытом оно было чистое и сухое?
Дети высказывают предположения.
В.: Когда горячий пар попал на холодное зеркальце, он остыл и опять превратился в воду.
Вот так происходит и в природе (рассматривают схему «Круговорот воды в природе» со съемными элементами: пар, капелька, облако, тучка с дождем). Каждый день солнце нагревает воду в морях и реках, как только что она нагрелась в чайнике. Вода превращается в пар. Крошечные невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. У поверхности воды воздух всегда теплее. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар остывает и превращается в воду. Капельки воды собираются вместе и образуют облако. Когда капелек накапливается слишком много, они становятся очень тяжелыми и выпадают дождем на землю.
А сейчас давайте с вами сделаем модель круговорота воды в природе.
Ход эксперимента:
1. Наливаем в банку горячую воду примерно до половины. Закрываем ее плотно крышкой.
2. На стенках банки рисуем мир: представляем, что кромка воды - это поверхность моря и дорисовываем берега, острова, леса и города
3. Ставим банку в такое место, где будет разница с температурой на солнышко у окна и наблюдаем за образованием конденсата.
В.: Посмотрите, пар внутри банки поднимается, охлаждается, превращается во множество капелек, которые от холода прижимаются друг к другу и образуют облако. Но вот капелек стало слишком много. Что происходит с нашим облаком?
Дети: Капельки падают вниз. Облако превратилось в дождь.
Воспитатель: Правильно, капельки снова возвратились на землю в виде дождя. Такое путешествие капельки называется круговоротом. Ребята, кто расскажет про круговорот воды в природе?
В: Ребята мы с вами хорошо потрудились.
Итог: Беседа по вопросам:
– Что интересного узнали?
- Что понравилось больше всего?
– Про что хотели бы рассказать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно - исследовательский проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»
Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...
Конспект НОД по познавательно-исследовательская/продуктивная деятельности в средней группе." Космическое путешествие"
Рисование в технике граттаж....
Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в средней группе «Путешествие с Капелькой».
Образовательная область : « Познавательное развитие».Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»....
Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию для детей средней группы Тема: «Ходит капелька по кругу»
Цель:Познакомить детей с круговоротом воды в природе...
Познавательно-исследовательский проект для детей средней группы на тему «Вода, вода, кругом вода»
Вода для на самое привычное и простое вещество. В то же время вода таит в себе множество загадок. Вода необходимое условие существования всех живых организмов на нашей планете, одна из самых насущных ...
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...