Конспект ООД в старшей группе «Органы чувств» «Познавательно-исследовательская деятельность»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цель: Способствовать формированию интереса к познанию органов чувств.

Программные задачи:

Образовательные задачи:

  • Закрепить знания детей о мозге, об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание).
  • Уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств, при восприятии им окружающего мира.
  • Учить делать выводы, после проведения эксперимента.

Развивающие задачи:

  • Развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.
  • Развивать познавательный интерес детей.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их охраны.

 

Предварительная работа:

  • Беседы о здоровом образе жизни.
  • Рассматривание иллюстраций о строении тела человека.

 

Материалы и оборудование:

  • Интерактивная доска
  • Презентация
  • Пластиковые стаканчики с продуктами, различными на запах и вкус.
  • 3 Шарфа.
  • Пакет, маракас, ручка.
  • Ткань, бумага, деталь от деревянного конструктора.
  • Карточки с изображением ребенка, птиц, кошки, самолета, машины
  • Карточки с изображением органов чувств.

 

Используемая литература:

1. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников/ О.В. Дыбина. – М.: ТЦ СФЕРА, 2015.

2. Козлова, С.А. Тематический словарь в картинках. Я и мое тело: Органы чувств человека (Программа «Я – человек»)/ С.А. Козлова. – М.: Школьная пресса, 2005.

3. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012.

4. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2004.

Интернет-ресурсы:

5 http://detsad-kitty.ru/shablon/gruppa/49514-didakt...

 

                                                                                             Ход ООД

Вводная часть.

Дети сидят за столами в интерактивной комнате. На интерактивной доске изображение профессора.

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю побыть ученными. А может быть, кто-нибудь знает, кто такие  ученые?

Дети: Ученые что-то изучают?

Воспитатель:Да, ученые -это люди, которые занимаются изучением различных  наук. Они проводят различные эксперименты и исследования, а так же ставят различные опыты. Ну как, вы готовы стать учеными?

Дети: Да!

Воспитатель: Что бы вы на самом деле представили себя учеными, давайте наденем эмблемы,  которые лежат у вас на столах (надевают эмблемы).А сейчас закройте глаза, и представьте, что мы с вами отправились в лабораторию. Включаю аудиозапись «Атмосферный звук лаборатории»

Слайд 2.  (изображение лаборатории)

Основная часть

Воспитатель: Представили? Откройте глаза. Вот мы и в лаборатории. Сегодня мы будем проводить исследование и экспериментировать, а чтомыбудем исследовать, вы узнаете из стихотворения:

Есть целых пять помощников на службе у тебя,

Не замечая, ты их используешь шутя.

Глаза тебе даны, чтоб видеть.

А уши служат, чтобы слышать.

Язык во рту, чтоб вкус понять,

А носик – запах различать,

И две руки—чтобы потрогать.

Воспитатель: О чем говорилось в стихотворении?

Дети: О глазах, об ушах, о языке, о носике, о руках.

Воспитатель: Правильно, глаза, уши, язык, носик и руки – это все органы чувств. И сегодня мы с вами поговорим о них.

 

Слайд3 (изображение 5 органов чувств)

Воспитатель: А как вы думаете, кто же управляет органами чувств? Может кто-нибудь знает? Органами чувств управляет мозг! Это самый главный орган человека. Без него мы не можем жить. Человеческий мозг - очень сложное устройство! У мозга есть память. Он может запоминать на долгие годы множество запахов, картин, звуков и никогда их не забывать. А различную информацию мозгу помогают получитьорганы чувств. И мы сейчас поговорим о каждом органе чувств поподробнее.

Воспитатель:Посмотрите на доску. Что на ней изображено?

Дети: Глаза.

Слайд4.

Воспитатель: Правильно, глаза - орган зрения. А для чего нужны глаза?

Дети: Чтобы видеть.

Воспитатель: Давайте проведем эксперимент. Закройте глаза (Поднимаю руку) что я сейчас делаю?

Дети: Мы не видим.

Воспитатель:Ваши глаза были закрыты и вы не смогли увидеть, что я сделала. А теперь откройте глаза. Что я делаю сейчас?

Дети:Поднимаете руку.

Воспитатель:А теперь другой эксперимент.

Слайд 5.

Воспитатель: Посмотрите на доску. Что изображено на доске?

Дети: Геометрические фигуры

Воспитатель: А какие фигуры?

Дети: Круг, квадрат, треугольник.

Воспитатель:А какого они цвета?

Дети: Красного, желтого, зеленого.

Воспитатель:Итак, мы можем сделать вывод, что глаза могут определять форму и цвет предмета.

Слайд 6.

Воспитатель: Посмотрите на доску, скажите, у нас что-нибудь изменилось?

Дети: Да круг, квадрат и треугольник поменялись местами

Воспитатель:Да, значит, мы можем сделать следующий  вывод, что глаза помогают нам замечать различные изменения. Посмотрите, на этом слайде изображены дома. Они одинаковые по величине?

Слайд7.

Дети: Нет!

Воспитатель:С помощью глаз мы так же можем определить величину предметов. Благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь.

Нельзя долго смотреть телевизор, тереть грязными руками, долго играть на планшете. А так же нужно делать зарядку для глаз.

1. Зажмурьте глаза, а потом откройте. Сделаем такое упражнение 5 раз.

2. Часто-часто поморгайте глазами.

3. Посмотрите вправо-влево, вверх-вниз.

Воспитатель:А сейчас поговорим о следующем органе чувств. Посмотрите на доску. Что на ней изображено?

Слайд8.

Дети: Уши!

Воспитатель:Уши - орган слуха. Проверим? Закройте плотно ладошками уши. Вы что-нибудь слышали?

Дети:Нет!

Воспитатель: А почему?

Дети:Уши были плотно закрыты.

Воспитатель:Проведем следующий эксперимент. Я за ширмой буду издавать различные звуки, вы должны узнать, что это за звуки. (За ширмой шуршу пакетом, стучу по столу ручкой, играю на маракасе)

Воспитатель: Что вы слышали?

Дети: Стук, маракас, шуршание пакета

Воспитатель:Молодцы, отгадали! Уши помогают нам различать звуки, даже если мы будем находиться в полной темноте. Проверим? Закройте глаза, будьте внимательны (включаю на интерактивной доске аудиозапись различных звуков.)

Слайд 9.

Воспитатель: А сейчас вы должны обвести те картинки, кто бы мог издавать эти звуки. Пожалуйста….(имя ребенка) выходи к доске, а остальные обводят на своих  карточках. (Дети выполняют)

Воспитатель: Какие звуки вы услышали?

Дети: Пение птиц, смех ребенка, мяуканье кошки.

Воспитатель:Молодцы! Все верно угадали.Значит, мы делаем вывод, что мы можем различать различные звуки как открытыми, так и закрытыми глазами.Как вы думаете, ребята, а уши надо беречь?

Дети: Да!

Воспитатель: А как?

Дети:Уши нужно мыть, не лазить в них острыми предметами, не слушать громкую музыку

Воспитатель: Молодцы! А сейчас поговорим о следующем органе чувств. Посмотрите на доску. На ней изображен….

Слайд 10.

Дети: Нос!

Воспитатель: Правильно! Нос орган – обоняния. Для чего нам нужен нос?

Дети: Чтобы дышать, чтобы чувствовать запахи.

Воспитатель:Правильно! а теперь проверим, как ваши носики дышат. В

Слайд11

Проводится дыхательное упражнение.

Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже -

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко - легко подышим.

Воспитатель: А теперь поэкспериментируем. В этих стаканчиках  находятся некоторые продукты. Вы сейчас с закрытыми глазами должны отгадать по запаху, что в них находится. Мне нужно три человека. Пожалуйста, выходите, ………Я вам сейчас завяжу глаза, а вы мне каждый расскажет, что за запах он узнал.

Игра «Узнай по запаху».

(Дети определяют по запаху содержимое емкости, где находятся: чеснок, лимон, банан дают ответы, проверяем правильность ответов).

Воспитатель:Как еще можно определить, что это за продукт, не видя его?

Дети: На вкус.

Воспитатель: Как вы думаете, какой орган чувств помогает нам различать  вкус?

Дети: Рот, язык.

Слайд 12.

Воспитатель:Это язык. Язык - это орган вкуса. А для чего нам нужен язык?

Дети: Чтобы разговаривать, определять различные вкусы.

Воспитатель: Скажите, какими бывают продукты на вкус?

Дети: Горькими, сладкими, кислыми, солеными.

Воспитатель: А сейчас мы проверим, как различает разные вкусы ваш язык.  И проведем эксперимент.

Проводится игра «Определи на вкус».

Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты (банан, лимон, соленый огурец).

Воспитатель:У кого был сладкий вкус? Как вы думаете, что это было? (так же с соленым и кислым вкусом).

Воспитатель: Теперь мы с вами с уверенностью можем сказать, что с помощью языка мы можем определить вкус продуктов.

Воспитатель: А сейчас поговорим о последнем  органе чувств.  Как вы догадались это у нас будут?

Слайд 13.

Дети: Руки!

Воспитатель: Руки - органы чувств, которые отвечают за осязание. Наши руки, как и все тело, покрыто кожей. Кожа на руках очень чувствительна и мы на ощупь можем определить, что это за предмет, из чего сделан тот или иной предмет, какой он формы.

Воспитатель: Внутри рюкзачка находятся три вещи,  и вы должны определить, что это за вещи и из какого материала сделаны.

Проводится игра «Узнай на ощупь». (Выходит 1 ребенок и определяет на ощупь из каких материалов сделаны предметы ).

Воспитатель: Итак, мы с вами узнали, какие у нас есть органы-помощники и для чего они нам нужны. А сейчас я проверю, как вы запомнили все органы чувств. Я буду вам загадывать загадки, а вы должны будете обвести правильную отгадку. Пожалуйста….. выходи к доске. А остальные то же самое выполняют в своих карточках.

Слайд14.

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются. (Глаза)

 

Назовите орган слуха

Ну - ка хором это - ….(Ухо)

 

Он нужен для дыхания

Еще для обоняния…(Нос)

 

Первым пробовать привык

Угощенья все….(Язык)

 

Оля ягодки берет

По две, по три штучки.

А для этого нужны нашей Оле ...(Руки)

 

Заключительная часть

Воспитатель: Молодцы все загадки правильно отгадали! Ребята, кем мы сегодня с вами были? Что исследовали?

Дети: Ученными. Исследовали органы чувств.

Воспитатель: Сегодня мы говорили о значимости наших органов чувств, о том, как они нам помогают. А сейчас нам пора возвращаться в группу, а эмблемы ученых вам останутся на память о сегодняшнем занятии.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organy_chuvstv.docx32.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 27 «Росинка»

             городского округа Ступино Московской области

Конспект ООД

в старшей группе

«Органы чувств»

«Познавательно-исследовательская деятельность»

Подготовила:

 воспитатель высшей кв. категории            

                                                                                           Морозова Н.В.

2020

Цель: Способствовать формированию интереса к познанию органов чувств.

Программные задачи:

Образовательные задачи:

  • Закрепить знания детей о мозге, об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание).
  • Уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств, при восприятии им окружающего мира.
  • Учить делать выводы, после проведения эксперимента.

Развивающие задачи:

  • Развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.
  • Развивать познавательный интерес детей.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их охраны.

Предварительная работа:

  • Беседы о здоровом образе жизни.
  • Рассматривание иллюстраций о строении тела человека.

Материалы и оборудование:

  • Интерактивная доска
  • Презентация
  • Пластиковые стаканчики с продуктами, различными на запах и вкус.
  • 3 Шарфа.
  • Пакет, маракас, ручка.
  • Ткань, бумага, деталь от деревянного конструктора.
  • Карточки с изображением ребенка, птиц, кошки, самолета, машины
  • Карточки с изображением органов чувств.

Используемая литература:

1. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников/ О.В. Дыбина. – М.: ТЦ СФЕРА, 2015.

2. Козлова, С.А. Тематический словарь в картинках. Я и мое тело: Органы чувств человека (Программа «Я – человек»)/ С.А. Козлова. – М.: Школьная пресса, 2005.

3. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012.

4. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2004.

Интернет-ресурсы:

5 http://detsad-kitty.ru/shablon/gruppa/49514-didakticheskaya-igra-dlya-detej-organy-chuvstv.html

        Ход ООД

Вводная часть.

Дети сидят за столами в интерактивной комнате. На интерактивной доске изображение профессора.

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю побыть ученными. А может быть, кто-нибудь знает, кто такие  ученые?

Дети: Ученые что-то изучают?

Воспитатель:Да, ученые -это люди, которые занимаются изучением различных  наук. Они проводят различные эксперименты и исследования, а так же ставят различные опыты. Ну как, вы готовы стать учеными?

Дети: Да!

Воспитатель: Что бы вы на самом деле представили себя учеными, давайте наденем эмблемы,  которые лежат у вас на столах (надевают эмблемы).А сейчас закройте глаза, и представьте, что мы с вами отправились в лабораторию. Включаю аудиозапись «Атмосферный звук лаборатории»

Слайд 2.  (изображение лаборатории)

Основная часть

Воспитатель: Представили? Откройте глаза. Вот мы и в лаборатории. Сегодня мы будем проводить исследование и экспериментировать, а чтомыбудем исследовать, вы узнаете из стихотворения:

Есть целых пять помощников на службе у тебя,

Не замечая, ты их используешь шутя.

Глаза тебе даны, чтоб видеть.

А уши служат, чтобы слышать.

Язык во рту, чтоб вкус понять,

А носик – запах различать,

И две руки—чтобы потрогать.

Воспитатель: О чем говорилось в стихотворении?

Дети: О глазах, об ушах, о языке, о носике, о руках.

Воспитатель: Правильно, глаза, уши, язык, носик и руки – это все органы чувств. И сегодня мы с вами поговорим о них.

Слайд3 (изображение 5 органов чувств)

Воспитатель: А как вы думаете, кто же управляет органами чувств? Может кто-нибудь знает? Органами чувств управляет мозг! Это самый главный орган человека. Без него мы не можем жить. Человеческий мозг - очень сложное устройство! У мозга есть память. Он может запоминать на долгие годы множество запахов, картин, звуков и никогда их не забывать. А различную информацию мозгу помогают получитьорганы чувств. И мы сейчас поговорим о каждом органе чувств поподробнее.

Воспитатель:Посмотрите на доску. Что на ней изображено?

Дети: Глаза.

Слайд4.

Воспитатель: Правильно, глаза - орган зрения. А для чего нужны глаза?

Дети: Чтобы видеть.

Воспитатель: Давайте проведем эксперимент. Закройте глаза (Поднимаю руку) что я сейчас делаю?

Дети: Мы не видим.

Воспитатель:Ваши глаза были закрыты и вы не смогли увидеть, что я сделала. А теперь откройте глаза. Что я делаю сейчас?

Дети:Поднимаете руку.

Воспитатель:А теперь другой эксперимент.

Слайд 5.

Воспитатель: Посмотрите на доску. Что изображено на доске?

Дети: Геометрические фигуры

Воспитатель: А какие фигуры?

Дети: Круг, квадрат, треугольник.

Воспитатель:А какого они цвета?

Дети: Красного, желтого, зеленого.

Воспитатель:Итак, мы можем сделать вывод, что глаза могут определять форму и цвет предмета.

Слайд 6.

Воспитатель: Посмотрите на доску, скажите, у нас что-нибудь изменилось?

Дети: Да круг, квадрат и треугольник поменялись местами

Воспитатель:Да, значит, мы можем сделать следующий  вывод, что глаза помогают нам замечать различные изменения. Посмотрите, на этом слайде изображены дома. Они одинаковые по величине?

Слайд7.

Дети: Нет!

Воспитатель:С помощью глаз мы так же можем определить величину предметов. Благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь.

Нельзя долго смотреть телевизор, тереть грязными руками, долго играть на планшете. А так же нужно делать зарядку для глаз.

1. Зажмурьте глаза, а потом откройте. Сделаем такое упражнение 5 раз.

2. Часто-часто поморгайте глазами.

3. Посмотрите вправо-влево, вверх-вниз.

Воспитатель:А сейчас поговорим о следующем органе чувств. Посмотрите на доску. Что на ней изображено?

Слайд8.

Дети: Уши!

Воспитатель:Уши - орган слуха. Проверим? Закройте плотно ладошками уши. Вы что-нибудь слышали?

Дети:Нет!

Воспитатель: А почему?

Дети:Уши были плотно закрыты.

Воспитатель:Проведем следующий эксперимент. Я за ширмой буду издавать различные звуки, вы должны узнать, что это за звуки. (За ширмой шуршу пакетом, стучу по столу ручкой, играю на маракасе)

Воспитатель: Что вы слышали?

Дети: Стук, маракас, шуршание пакета

Воспитатель:Молодцы, отгадали! Уши помогают нам различать звуки, даже если мы будем находиться в полной темноте. Проверим? Закройте глаза, будьте внимательны (включаю на интерактивной доске аудиозапись различных звуков.)

Слайд 9.

Воспитатель: А сейчас вы должны обвести те картинки, кто бы мог издавать эти звуки. Пожалуйста….(имя ребенка) выходи к доске, а остальные обводят на своих  карточках. (Дети выполняют)

Воспитатель: Какие звуки вы услышали?

Дети: Пение птиц, смех ребенка, мяуканье кошки.

Воспитатель:Молодцы! Все верно угадали.Значит, мы делаем вывод, что мы можем различать различные звуки как открытыми, так и закрытыми глазами.Как вы думаете, ребята, а уши надо беречь?

Дети: Да!

Воспитатель: А как?

Дети:Уши нужно мыть, не лазить в них острыми предметами, не слушать громкую музыку

Воспитатель: Молодцы! А сейчас поговорим о следующем органе чувств. Посмотрите на доску. На ней изображен….

Слайд 10.

Дети: Нос!

Воспитатель: Правильно! Нос орган – обоняния. Для чего нам нужен нос?

Дети: Чтобы дышать, чтобы чувствовать запахи.

Воспитатель:Правильно! а теперь проверим, как ваши носики дышат. В

Слайд11

Проводится дыхательное упражнение.

Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже -

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко - легко подышим.

Воспитатель: А теперь поэкспериментируем. В этих стаканчиках  находятся некоторые продукты. Вы сейчас с закрытыми глазами должны отгадать по запаху, что в них находится. Мне нужно три человека. Пожалуйста, выходите, ………Я вам сейчас завяжу глаза, а вы мне каждый расскажет, что за запах он узнал.

Игра «Узнай по запаху».

(Дети определяют по запаху содержимое емкости, где находятся: чеснок, лимон, банан дают ответы, проверяем правильность ответов).

Воспитатель:Как еще можно определить, что это за продукт, не видя его?

Дети: На вкус.

Воспитатель: Как вы думаете, какой орган чувств помогает нам различать  вкус?

Дети: Рот, язык.

Слайд 12.

Воспитатель:Это язык. Язык - это орган вкуса. А для чего нам нужен язык?

Дети: Чтобы разговаривать, определять различные вкусы.

Воспитатель: Скажите, какими бывают продукты на вкус?

Дети: Горькими, сладкими, кислыми, солеными.

Воспитатель: А сейчас мы проверим, как различает разные вкусы ваш язык.  И проведем эксперимент.

Проводится игра «Определи на вкус».

Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты (банан, лимон, соленый огурец).

Воспитатель:У кого был сладкий вкус? Как вы думаете, что это было? (так же с соленым и кислым вкусом).

Воспитатель: Теперь мы с вами с уверенностью можем сказать, что с помощью языка мы можем определить вкус продуктов.

Воспитатель: А сейчас поговорим о последнем  органе чувств.  Как вы догадались это у нас будут?

Слайд 13.

Дети: Руки!

Воспитатель: Руки - органы чувств, которые отвечают за осязание. Наши руки, как и все тело, покрыто кожей. Кожа на руках очень чувствительна и мы на ощупь можем определить, что это за предмет, из чего сделан тот или иной предмет, какой он формы.

Воспитатель: Внутри рюкзачка находятся три вещи,  и вы должны определить, что это за вещи и из какого материала сделаны.

Проводится игра «Узнай на ощупь». (Выходит 1 ребенок и определяет на ощупь из каких материалов сделаны предметы ).

Воспитатель: Итак, мы с вами узнали, какие у нас есть органы-помощники и для чего они нам нужны. А сейчас я проверю, как вы запомнили все органы чувств. Я буду вам загадывать загадки, а вы должны будете обвести правильную отгадку. Пожалуйста….. выходи к доске. А остальные то же самое выполняют в своих карточках.

Слайд14.

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются. (Глаза)

Назовите орган слуха

Ну - ка хором это - ….(Ухо)

Он нужен для дыхания

Еще для обоняния…(Нос)

Первым пробовать привык

Угощенья все….(Язык)

Оля ягодки берет

По две, по три штучки.

А для этого нужны нашей Оле ...(Руки)

Заключительная часть

Воспитатель: Молодцы все загадки правильно отгадали! Ребята, кем мы сегодня с вами были? Что исследовали?

Дети: Ученными. Исследовали органы чувств.

Воспитатель: Сегодня мы говорили о значимости наших органов чувств, о том, как они нам помогают. А сейчас нам пора возвращаться в группу, а эмблемы ученых вам останутся на память о сегодняшнем занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по валеологии в старшей группе «Органы чувств». Лукьяненко Любовь Петровна старшая группа «Незабудка» МБДОУд/с№18 «Колобок»

Конспект занятия по валеологии в старшей группе «Органы чувств».Лукьяненко Любовь Петровна старшая  группа «Незабудка» МБДОУд/с№18 «Колобок»Цель: Дать детям представления об органах чув...

КОНСПЕКТ НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ОРГАНЫ ЧУВСТВ – НАШИ ПОМОЩНИКИ»

КОНСПЕКТ НОДВ СТАРШЕЙ ГРУППЕ«ОРГАНЫ ЧУВСТВ – НАШИ ПОМОЩНИКИ»...

Конспект НОД по ЗОЖ в старшей группе " Органы чувств- наши помощники"

Конспект занятия по здоровому образу жизни в старшей группе...

Презентация для старшей группы "Органы чувств"

Мнемотаблицы для описания органов чувств....

Конспект занятия по познавательному развитию «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности.

Занятие по познавательному развитию  «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности....