КОНСПЕКТ ООД ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Хвощинская Марина Михайловна


Конспект ООД по образовательной облсти "Познание". Представленный материал расширяет знания детей об образе жизни животных и  насекомых в зимний период.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ООД ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ

                                В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

                     «ОБИТАТЕЛИ ЗИМНЕГО ЛЕСА».

Цель: уточнить и расширить представления детей об образе жизни лесных обитателей, их умение приспосабливаться к холодному периоду года.

Задачи: закрепить умение классифицировать животных по одному из признаков, размеру;

способствовать развитию мышления у детей, познавательного интереса;

обогащение словаря: крупное животное, мышкует, травоядные.

Воспитывать любовь к природе.

Материал к занятию: экран для теневого театра, фигурки для теневого театра: дятел, заяц, лиса, лось, картины: «Зайцы», « Лиса мышкует», картинка с изображением божьей коровки, картинка с изображением волка, круги трех размеров.

                                      Ход занятия.

        Воспитатель :  ребята, сегодня мы с вами отправиться в путешествие по зимнему лесу. Как вы думаете, на чем можно отправиться в лес?

( ответы детей)

      - А мы с вами поедем в санях, запряженных тройкой лошадей.

Звучит музыка «Саночки». Дети объезжают круг по залу и садятся на стулья.

     - Вот мы и приехали.

Гаснет свет. Открывается теневой театр. Слышится звук вьюги. Высвечивается экран с лесом. Вьюга утихает. Раздается стук дятла.

       Воспитатель: ребята, как вы думаете, кто стучал в лесу?

(ответы детей.)

   - Посмотрите внимательно, где он спрятался? Вы не видите его?

На экране высвечивается дятел.

   - Давайте постучим язычками как дятел!

Артикуляционное упражнение «Дятел».

     - Ребята, вы слышали, что дятел стучал по дереву. Что он делает?

(ответы детей.)

     - А разве он может сейчас под корой что-нибудь найти? Ведь на улице холодно.

(ответы детей)

     - А как же попали насекомые под кору?

( ответы детей.)

    - В коре деревьев есть много трещин, углублений, туда и спрятались жучки и гусеницы на зиму и заснули.

   - Ребята, для чего же дятел достает насекомых из-под коры?

(ответы детей)

   - Давайте вспомним стихотворение о дятле. Кто из вас хочет рассказать его?

                               Он долго дерево долбил

                               И всех букашек истребил.

                               Зря он времени не тратил

                               Длинноклювый пестрый дятел.

      Воспитатель: ребята, а сейчас я вам загадаю загадку еще об одних лесных жителях, я уверена, что вы их встречали.

                               Народ веселый, трудовой

                               Охотно дом построил свой…

                               Все что-то тащат, все снуют,

                               Стараются, не устают…

                               Ты видел этих силачей.

                               Тогда скажи, дом этот чей?.

    - Ребята, в какое время года можно встретить муравьев в лесу?

    (ответы детей)

   - Почему их не видно зимой?

(ответы детей)

   - Ребята, расскажите, как муравьи зимуют?

(рассказы детей)

      Воспитатель: На зиму ходы и выходы муравейника плотно закрыты, а сами муравьи собрались в большой клубок и заснули до весны.

 Выставляю картинку божьей коровки.

    - Ребята, а это что за насекомое?

( ответы детей)

    - Божья коровка. Где она сейчас?

(ответы детей)

    - Божья коровка, ребята, зимует под опавшими листьями, в жухлой траве, покрытых снегом.

    Вывод: Жуки-короеды, муравьи, божьи коровки, это тоже обитатели зимнего леса. Они не умирают зимой. Они засыпают до весны, поэтому сейчас мы их не можем встретить.

    Воспитатель: Ребята, давайте продолжим наше путешествие по зимнему лесу. Может кого из обитателей и встретим в лесу.

Гаснет свет. Высвечивается экран теневого театра. Появляется заяц. Он скачет по лесу. Подбегает к кустику, гложет веточку. Вдруг что-то слышит и прячется под куст. 

Экран гаснет. Зажигается свет.

   - Ребята, расскажите о том, что вы сейчас видели. Как вы думаете, кого испугался зайчик?

(рассказы  детей)

  Выставляется картина «зайцы»

    - Давайте поговорим о зайце. Что помогает зайцу спрятаться от врагов?

(ответы детей )

(А что еще? Какого цвета заяц зимой?)

Физкультминуика.

Скачут зайки на лужайке

Прыг да скок, прыг да скок.

Прыгай прямо, прыгай вбок.

Прячьте уши за кусты

От волчицы и лисы.

Как нам страшно ой-ой-ой

Побежим скорей домой.

Открывается теневой театр. Появляется лиса. Принюхивается, начинает рыть снег.

Читаю стихотворение «Лиса мышкует»

Бродит по лесу лисица,

Ищет чем бы поживиться…

     -Ребята, как вы думаете, что она могла услышать там, под снегом?

( ответы детей)

Продолжаю читать стихотворение:

Замер лес, кругом ни звука,

Но лисица чутким слухом

Слышит: возятся, пищат

В норках выводки мышат.

И плутовка быстро-быстро

Разрывает снег пушистый,

А мышата наутек,

Раз… и спрятались под стог!

     -Ребята, давайте поиграем с лисой. Вы будете мышки, лиса будет охотиться за вами, будьте осторожны, ей попадайте ей в лапы.

       Как только я хлопну в ладоши, мышки выбегают из норок, бегают, пищат. Когда услышите слово лиса, надо присесть и притаиться.

      Проводится игра «Лиса и мыши».

Дети садятся на стулья после игры.

- Молодцы, ребята, перехитрили лису!

Выставляю картину «Лиса мышкует».

   - Да, ребята, лиса учуяла мышей. Зимой, оказывается, под снегом живут мышата. Почему они туда спрятались?

(ответы детей)

       Воспитатель:  У них там норы, они их утеплили, наносили осенью корма и спокойно зимуют там.

    - Ребята, подойдите к столам. Посмотрите на листочки. Мышка заблудилась, она услышала лису. Помогите ей быстро найти норку.

 Дидактическое упражнение «Помоги мышке убежать от лисы».

   - Молодцы, ребята, вы все правильно указали мышке дорогу домой.

   - А кто еще из лесных жителей зимует под снегом? (медведь, еж).

   - Да медведь спит в берлоге. Ребята, расскажите, как зимует ежик.

( рассказы детей)

    - Ребята, а кто хочет рассказать стихотворение о еже?

Хитрый ежик колкий

Листья клена нанизал

На свои иголки.

Их несет к себе домой,

Стелет на кроватку,

Чтобы долгою зимой

Спать под елкой сладко.

      Воспитатель:  По-разному зимуют лесные жители. Одни бродят по лесу, другие забираются под снег, третьи спя всю зиму.

Гаснет свет. Звучит музыка. На экране теневого театра появляется лось. Подходит к дереву, гложет ветки, увидел стог сена, подошел к нему, взял клочок снега.

Включается свет.

    - Ребята, вы узнали этого лесного жителя? (это лось)

    - Да, это лось. Ребята, по размеру лоси какие животные. (большие)

    - А каким другим словом можно сказать о размере лосей? (крупные)

Предложить нескольким детям повторить слово крупный.

     - Ребята, лось самый крупный обитатель леса.. Расскажите, чем питается лось зимой.

(он объедает ветки, гложет…)

     - Откуда ты это узнал?

     - Ребята, как вы думаете, а летом, что едят лоси?

(траву, листья, молодые веточки…)

      Вывод: Да, ребята, лоси травоядные животные. Летом они едят траву, листья деревьев, а зимой обгладывают кору деревьев, веточки, а случайно найденный стожок сена, просто лакомство.

    - Ребята, а что вы еще хотели узнать о лосях?

(вопросы детей)

   - Ребята, может кто-то из вас знает ответ на этот вопрос? (ответы детей)

     * Спасибо за интересные вопросы и ответы.

    * Я предлагаю вам спросить об этом у своих родителей, а потом рассказать всем.

     - Ребята, не смотря на то, что лоси самые крупные животные, у них есть враги. Как вы думаете, кто они?

(волки. Если дети не отвечают, показать картинку.)

    -А сейчас мы с вами поиграем, и вы узнаете , как лоси защищаются от врагов.

Подвижная игра «Лоси и волк».

После игры показать книгу.

    - Ребята, у меня есть интересная книга о жизни лосей. Я вам потом почитаю ее.

    - Давайте вспомним, кого мы сегодня встретили в зимнем лесу.

(дети перечисляют)

    - Ребята, все эти животные обитатели зимнего леса. Мы их сейчас разделим на три группы.

Выставляю на мольберт три кружка один под другим:

Маленький кружок, средний и большой круг.

     - Как вы думаете, что обозначают эти круги? (размер животных)

     - В этом ряду каких животных мы поселим?   ( маленький круг)

     - А в этом ряду кто будет?   (большой круг)

      Обобщение:  Ребята, вы теперь знаете, лес – это все равно что большой дом, в котором живет много разных жителей. Среди них есть мелкие обитателт, животные средних размеров и крупные животные.

    Все обитатели леса по-разному зимуют: кто спит в своих мягких уютных домиках, кто-то бродит по лесу в поисках пищи. Давайте еще раз назовем, кто впадает в зимнюю спячку.

    (дети перечисляют)

   Трудно им всем зимой, но они выживают. Все обитатели леса приспособлены к жизни в лесу зимой.

   - Ребята, вот и закончилось наше путешествие по зимнему лесу. Усаживайтесь поудобней в сани. Едем домой.

Звучит музыка «Саночки», дети уходят из зала.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим и ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе Тема: «Кто согреет наши ручки?» Воспитатель Быченко Наталья Викторовна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Конспект НОДпо ознакомлению с окружающим и ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе Тема: «Кто согреет наши ручки?» Воспитатель  Быченко  Наталья Викторов...

Окружающий мир Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром на тему: "Зима не лето, в шубу одета".

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром на тему:"Зима не лето, в шубу одета"....