Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе "Этажи леса и его обитатели"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе

"Этажи леса и его обитатели"

Подготовила воспитатель:

Соколова Наталья Игоревна

Санкт-Петербург 2021

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_poznavatelnomu_razvitiyu_v_starshey.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе

"Этажи леса"

Подготовила воспитатель:

Соколова Наталья Игоревна

Санкт-Петербург 2021

Тема «Этажи леса и их обитатели».

Цель: уточнение (систематизация) и расширение представления детей о лесе и его обитателях.

Задачи:

Обучающие: формировать представление о лесе как многоэтажном доме для представителей животного мира, закрепить правила поведения в лесу, выявить и обогатить представления детей о значении леса в жизни человека.

Развивающие: развивать мышление, речь, умение устанавливать взаимосвязи между растениями и животными.

Воспитательные: воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в группах, любовь к родной природе, заботу и бережное отношение ко всему живому.

Предварительная работа:

беседа о лесе;

рассматривание иллюстраций с изображением леса и презентации «Этажи леса»;

заучивание пословиц о лесе;

отгадывание загадок о лесных зверях;

чтение произведения М. Пришвина «Этажи леса»;

беседа о компасе и обучение использования ;

художественно-продуктивная деятельность-рисование и лепка обитателей леса.

Оборудование и Материалы: компас, мультимедийная установка, магнитофон, модель «этажи леса», 4 конверта в которых картинки с изображением растений, птиц, животных, насекомых; картинки с изображением грибов, ягод, лесных обитателей; таблицы; картинки «Как лесник заботиться о лесе», «Правила поведения в лесу», «Зачем люди ходят в лес»; музыкальное сопровождение (голоса птиц).

Методические приемы: «Этажи леса», загадывание загадки, игровые действия по размещению животных по этажам на макете, вопросы к детям, оценка и поощрение, слушание музыкальных записей.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация,

социализация, музыка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Ребята разгадайте мои загадки.

Стоит дом,

Зверей много в нём,

Нет ни окон, ни дверей,

Крыша в зелени и тень!

(Лес)

У каждого зверя в нём,

Есть свой чудесный дом,

Кто в дупле, кто в норе,

Но живут все в тишине!

(Лес)

Ответы детей.

Воспитатель: Закройте глаза и представьте, что мы с вами очутились в лесу. Звучит запись «Звуки леса и пение птиц».

Снимается ткань с макета леса, вывешиваются картины леса и птиц.

Воспитатель: Откройте глаза. Посмотрите - мы с вами оказались в лесу!

Воспитатель: Ребята, нам с вами надо найти и расставить по местам всех обитателей леса, но они спрятались. Птицы на юге, животные на севере, насекомые на востоке, а растения на западе. Какой предмет поможет нам их найти.

Ответы детей.

Воспитатель: Верно ребята, это компас. У меня он есть. Стрелка нам покажет направление. Отправляемся в путь.

(Заранее спрятать 4 конверта с картинками (птицы, животные, насекомые, растения) в группе по частям света.)

Воспитатель: Но сначала надо надеть на себя панамки, кофты и обработать одежду специальным спреем от комаров и клещей.

(Имитация движений.)

Дети идут за воспитателем.

Воспитатель: Сперва отыщем наших птичек, они на юге. Смотрим на стрелочку и надпись юг. (Идут). Ура нашли.

Воспитатель: Идем дальше, животные на севере. Молодцы.

Воспитатель: А где же наши растения? На западе?

Ответы детей.

Воспитатель: Насекомые на востоке. Нашли. И остались растения, на западе.

Всё у нас с вами получилось. Садимся по местам.

Дидактическая игра «Кто где живёт?».

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в рыжей шубе серенькой - зимой,

А в рыжей шубке - летом.

(Белка, живет в дупле.)

Лежала между ёлками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала.

(Ежик, живет в норе.)

По снежку зимой бежала,

И следы все заметала.

Рыжий мех, а хвост – краса!

Подскажите, кто?

(Лиса, живет в норе.)

Горбоносый, длинноногий

Великан ветвисторогий,

Ест траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге,

Коль такого довелось встретить,

Знайте, это. (лось).

Воспитатель: Открываем конверт с растениями.

(Отдает конверт с растениями первому столу, они его раскрывают.)

Воспитатель: Ребята выходите и расскажите, какие растения изображены на ваших картинках.

Дети выходят к доске и макету. Называют названия растений.

Воспитатель: Распределите растения по ярусам.

Дети отвечают и расставляют на макете.

Первый ярус. Огромные растения с твердыми, одревесневшими стеблями, от стеблей-стволов которых отходят тонкие ветки с листьями. Самый первый ярус - большие деревья. Он называется древострой. Это светолюбивые деревья.

Сосна, ель, дуб, липа.

Второй ярус. Из ветвей крон нижних деревьев получается второй ярус. Во втором ярусе растут деревья, которые мирятся с тенью. Черемуха, рябина, ива.

Третий ярус. Кустарники. Растения сразу с несколькими стволами, в котором невозможно определить какой из стволов самый главный, ветви растут от корня. Орешник, ежевика, калина, малина.

Четвертый ярус. Кустарнички, травы и цветы. Черника, брусника, сныть.

Пятый ярус. Мхи, лишайники, грибы.

Дети садятся на свои места.

Воспитатель: Открываем конверт с животными.

(Отдает конверт второму столу, они его раскрывают.)

Воспитатель: Распределите животных по ярусам.

Дети отвечают и расставляют на макете.

Второй ярус белка. Третий ярус лось, лиса, заяц, медведь. Четвертый ярус мышь, гадюка, ёжик. Пятый ярус лягушка.

Дети садятся на свои места.

Воспитатель: Распределите насекомых по ярусам.

(Отдает конверт третьему столу, они его раскрывают.)

Дети отвечают и расставляют на макете.

Бабочки, жуки, лесные осы и пчелы, комары.

Червяк, улитка, жужелица - пятый ярус.

Дети садятся на свои места.

Воспитатель: Распределите птиц по ярусам.

Дети отвечают и расставляют на макете.

Воспитатель: Обитатели леса первого яруса ястреб, орёл, сова.

Обитатели второго яруса дятел, синица, снегирь.

Обитатели третьего яруса гаечка, дрозд.

Обитатель четвертого яруса соловей.

Дети садятся на свои места.

Молодцы ребята, отлично справились с заданием.

Воспитатель: Встаньте в круг, сейчас мы будем выполнять движения. Повторяйте за мной:

Дружно по лесу шагаем,

(Дети шагают на месте.)

Выше ноги поднимаем

Через кустики и кочки

(Руки на поясе, идут на носочках.)

Через ветки и пенёчки.

Пойдём мягко как лисята

(руки за голову, идут на пяточках.)

И как мишка косолапый,

И как заинька трусишка.

(Руки перед грудью, выполняют прыжки.

И как серый волк-волчишка.

Вот свернулся ёж в клубок,

(Идут на корточках).

Покатился во лесок.

Он катился, он катился,

На полянку прикатился.

Воспитатель: Садимся за столы.

Дидактическая игра «На какой веточке, что растёт?»

Воспитатель: Осенью на деревьях созревают плоды. Это шишки, ягоды, семена. Пользоваться этими благами леса необходимо, так как лесные растения наиболее богаты витаминами, но пользоваться ими надо умело и в меру. В первую очередь они для лесных жителей.

(Демонстрация карточек с изображением плодов и сами плоды. Следующим этапом дети соотносят плоды одного дерева с веточками и листиками этого же дерева. Обсуждая по ходу игры особенности.)

Все в лесу взаимосвязано: не станет насекомых улетят птицы, а птиц не станет - разведётся гусениц видимо-невидимо, по сгрызут листву, траву, засох лес.

Человеку необходим лес, ведь лес дает свежий воздух, защищает поля и луга от сухих ветров, дает древесину, дрова, дарит вкусные ягоды, грибы, орехи, много в лесу растет и лекарственных трав. Поэтому лес надо беречь.

Многие, собирая большие охапки цветов, не задумываются над тем, что наносят вред природе, считая, что все само воспроизведется. К сожалению, это не так. Каждая поломанная ветка, сорванный с корнями цветок или гриб не восстанавливается, а заболевает и приводит часто к гибели всего растения.

Запомните правила.

Не бегайте, не шумите в лесу, чтобы не побеспокоить птиц и зверей.

Не подходите близко к гнездам птиц. По вашим следам хищники могут отыскать и разорить гнезда.

Весной и в начале лета не берите в лес собаку. Почему? Она может поймать плохо летающих птенцов.

Не прикасайтесь к гнезду, иначе птицы-родители могут его покинуть.

Не ловите и не уносите домой здоровых птенцов. Берегите пернатых! Если бы не птицы, бесчисленные полчища насекомых давно бы погубили леса.

Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, не повреждать кору и древесину, не вырывать с корнем грибы, цветы и растения. Помните, растения — живые существа. Не причиняйте им боль. Они бескорыстно и щедро делятся с нами своими дарами, но в то же время они беззащитны и нуждаются в нашей помощи!

Воспитатель: Расскажите, что больше всего вам понравилось и запомнилось?

Ответы детей.

Воспитатель: Послушайте стихотворение.

Зеленое платье планеты

Весенние свежие травы

Покрыли луга и поля,

Оделись листвою дубравы,

Зеленою стала Земля.

В лесу теперь тень и прохлада,

И воздух — целебный настой,

Вновь слышатся птичьи рулады

В глуши потаенной лесной.

Деревья — нам добрые братья,

Березка и дуб-исполин.

Планеты зеленое платье

Давайте, друзья, сохраним!

Молодцы ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию "Кто живет в лесу" во второй младшей группе

Конспект НОД по познавательному развитию "Кто живет в лесу" во второй младшей группе...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе по теме: «Правила вежливости в лесу»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе по теме:«Правила вежливости в лесу»Цель: познакомить детей с правилами поведения в природе.Программные задачи:Обучающие: познако...

Конспект занятия по «Познавательному развитию» в старшей группе(5-6 лет) Тема «Обитатели тайги»

Доминирующая образовательная область: познавательное развитиеИнтеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие. Вид деятельности детей: поз...

Открытое занятие в средней группе по познавательному развитию Тема: «Знакомство с лесом и его обитателями»

Цель: обогащение представлений детей о диких животных.Задачи:Обучающая: Формировать умения узнавать, называть и различать особенности внешнего вида и образа жизни диких животных.Развивающая: Развивать...

Конспект занятия по познавательному развитию № 19 в средней группе Тема: «Лесные обитатели – звери»

Конспект занятия по познаниюв средней группе «Лесные обитатели – звери»...