НОД по познавательному развитию в старшей группе «Печенье для птиц»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Селишева Айана Александровна

Данная НОД будет полезна для воспитателей средней группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_pechene_dlya_ptits.docx99.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Усть-Канский детский сад»

МБДОУ «Усть-Канский детский сад»

НОД по познавательному развитию в средней группе

«Печенье для птиц»

https://cs1.livemaster.ru/storage/f2/bd/41cf5f3c43b1170ae751f8f7812r--suveniry-i-podarki-novogodnie-pryaniki-nabor-pryanikov-na-elk.jpg

                                                                                                                               Автор: Селишева Айана Александровна, воспитатель 1 КК

Усть-Кан, 2021 г.

«Печенье для птиц».

Цель: Расширять кругозор воспитанников о зимующих птицах, роли человека в жизни птиц.

Задачи: Обучающие:  Закрепить знания  детей о зимующих птицах родного края, их строении, повадках и внешнем виде.

Развивающие: Расширять словарный запас, активизировать в речи такие понятия, как зимующие птицы, орнитолог, корм, голод, холод,

 способствовать развитию мышления, любознательности.

Воспитательные: Прививать интерес к жизни птиц, заботливое и бережное отношение к ним, а так же желание помочь им пережить

суровое зимнее время.

Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Методы и приёмы: мнемотехника, беседа, описательный рассказ, кинезиологическое упражнение, экспериментирование.

Словарная работа: орнитолог, поползень- каралjыкай,  свиристель - jиjигей, топтонок.

Оборудование: колпаки, нарукавники на каждого ребёнка, мнемосхемы «Птица»; иллюстрации птиц: синица, снегирь, дятел, сорока;

контейнеры с пшеном, семечками, контейнеры на каждого ребёнка, колбы, палочки, медальки «Юные помощники птиц».

Предварительная работа: беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов сказок и стихотворений о птицах, рассматривание

иллюстраций, просмотр фильмов, заучивание названий птиц на алтайском языке.

Содержание организационной деятельности детей.

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1.

Организационный момент

2. Основная часть.

.

3. Заключительная часть.

Сюрпризный момент.

Дети с воспитателем сидят в группе, играют, раздаётся стук в дверь охранник передаёт воспитателю письмо.

- Ребята, кто- то прислал письмо, давайте прочитаем.

Создание проблемной ситуации.

Текст письма.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Галина Филаретовна, я учёный -орнитолог. Сейчас зимой очень тяжёлое время для нашей научной лаборатории и нам нужна помощь. Если вы готовы мне помочь, отправляйтесь в лабораторию. Кому нужна помощь, вы узнаете, если выполните задания, которые я спрятала в меджик- бокс. Меджик-бокс – это специальная коробка с заданиями. В ней может быть несколько боксов (коробок).

- Ребята, вы готовы отправится в научную лабораторию?

Воспитатель с детьми отправляются в научную лабораторию.

Психологический настрой (кинезиологическое упражнение)

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дружок.

-Вот мы и у входа в лабораторию. Прежде чем войти, давайте вспомним правила поведения в лаборатории

Чтобы не испачкать свою одежду в лаборатории принято носить спецодежду. Надевайте, пожалуйста, колпаки и нарукавники.

Воспитатель с детьми заходят в лабораторию, осматриваются, в центре стоит коробка с заданиями.

- Ребята, вот и меджик-бокс, коробка с заданиями.  Выполнив,  задания из коробки, мы узнаем кому нужна помощь и сможем помочь Открываем коробку?

Задание № 1. Работа по мнемотаблице.

- В первом задании нам даны схемы, нам нужно определить о ком или о чем будет идти речь.

- Что это?

- Как вы думаете, о ком идет речь? Кому могут принадлежать эти части тела?

- Я с вами согласна, голова с клювом, туловище, крылья, хвост и лапки есть у птицы.

-Значит, о ком мы сегодня будем говорить?

- Как вы думаете, если мы сегодня будем говорить о птицах, то кого изучает орнитолог?

- Правильно ребята ученый – орнитолог изучает птиц.

Включается телевизор.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Галина Филаретовна, я орнитолог и это я пригласила вас в свою лабораторию. Вы, догадались кто такой орнитолог?

- Молодцы ребята. Хорошо справились с моим первым заданием. Да, я учёный, изучаю птиц, сейчас веду исследования в нашем парке.

Беседа о зимующих птицах.

Воспитатель

- Как вы думаете, все ли птицы улетели в тёплые края?

- Правильно, многие птицы остались зимовать в родных краях.

- Как они называются?

- А каких зимующих птиц вы знаете?

Орнитолог на экране телевизора

- Молодцы, ребята! Как много вы птиц знаете! Если вы выполните второе задание, то вас ждет сюрприз

Воспитатель:

- Вы готовы выполнить второе задание.?

Открываем следующий бокс коробки.

Задание № 2. Дидактическая игра «Разрезные картинки»

- Смотрите, здесь разрезные картинки, возьмите каждый по картинке. Нужно найти вторую половинку. Что у вас получилось? Какая это птица? Региональный компонент

Назовите, ее по-алтайски. Как вы узнали, что это снегирь, (дятел, воробей, сорока)?

Детям предложены части снегиря, сороки, воробья и дятла, они находят пару и рассказывают про птицу.

На экране телевизора появляется изображение орнитолога.

Просмотр видеоролика (Знакомство с новым материалом)

- Молодцы, ребята! Вы отлично справились со вторым заданием, а вот и сюрприз. Я хочу познакомить вас с интересными птицами, которые живут в нашем парке.

Поползень.

Поползень! Вам не кажется странным название? Как вы думаете, почему она так называется? Оказывается, это удивительная пташка может бегать по стволу дерева в любом направлении: и вверх головой, и вниз головой, а захочет отдохнуть, просто повиснет вниз головой на ветке. Поползень довольно нарядно одевается: на голове тёмная шапочка, глаза подрисованы, верхняя часть тела голубовато-серая, а брюшко бывает и белым, и жёлтым, и коричневым. Едят поползни насекомых, орехи, ягоды, семена.

Воспитатель -Какая необычная птичка, а по-алтайски ее называют  каралjыкай

Свиристель.

Посмотрите, что это особа с короной на голове? Это не корона вовсе, а хохолок! Птица чудо как хороша! Это свиристель. Свист свиристеля напоминает звук дудочки «свирели», поэтому её так назвали.

Свиристель такой модник! Сам светло-розовый, а на чёрных крыльях жёлтые и белые полоски, на кончиках крыльев красные пятнышки, на конце хвоста – жёлтая полоса. Питается свиристель ягодами: калиной, рябиной, семенами, орехами.

-А эту красивую птицу по-алтайски  называют jиjигей.

-Какие удивительные и интересные птицы, правда  ребята.

Физкультминутка с гимнастикой для глаз

- Давайте с вами отдохнем:

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку.

Вверх посмотрела, вниз поглядела,

Вправо , влево огляделась.

На месте покружилась!

Задание № 3. Посмотрите, здесь еще один бокс (коробка) открываем ее?.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это?

-Как вы думаете, зачем это нам? Что с этим делать?

- Да, я с вами согласна, что семечками и пшеном можно покормить птиц. А для чего же нам желатин?

Появляется видеоизображение орнитолога.

- Ребята, сейчас зима и птицам трудно приходится, им не только холодно, но и голодно. Нет ни букашек, ни жучков, ни ягодок, ни травки. Тяжело зимой птицам отыскать еду. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода, особенно в конце зимы, когда почти весь корм повсюду съеден. Поэтому птицы зимой прилетают поближе к людям.

Воспитатель - Как мы с вами можем помочь птицам пережить зиму?

Появляется видеоизображение орнитолога.

Орнитолог – Да, мы можем насыпать корм в кормушки.

Я предлагаю вам помочь нашим птичкам и приготовить для них вкусный и полезный корм – печенье для птиц. Вот для этого я и отправила вам посылку с нужными ингредиентами. Поможете нам?

Экспериментальная деятельность.

- Инструкция по приготовлению птичьего печенья лежит в отделе экспериментирования. Если вы точно будете следовать указаниям в инструкции у вас получится полезное и вкусное печенье для птиц. Я и мои друзья птицы будем с нетерпеньем ждать вас в парке.

Воспитатель: Ребята, вы готовы помочь? Переходим в отдел экспериментирования и начинаем работу.

Инструкция по приготовлению печенья:

- Ребята, это же научная лаборатория, поэтому нам нужно строго выполнять все требования инструкции, тогда у нас все получится.

Кинезиологическое упражнение.

- Перед вами контейнеры с сыпучими веществами. Нужно одновременно двумя руками захватывать вещества из разных контейнеров щепотью крест накрест и пересыпать в контейнер, который находится перед вами.

Показ эксперимента.

- Вам понятно, что нужно делать? Приступаем к работе.

-Когда контейнер наполнен наполовину, заливаем смесь веществ секретным ингредиентом- желатином, я его развела водой.

- Палочкой размешиваем получившуюся смесь. Теперь палочку ставим прямо по середине.

Воспитатель: Для того, чтобы печенье затвердело его нужно поместить в холодильник, а пока мы с вами снимем колпаки и нарукавники.

-Вот наше печенье готово. Чуть позже мы отправимся в парк и угостим птиц нашим печеньем.

- Наш день в научной лаборатории закончился.

Рефлексия.

- Где мы сегодня с вами побывали?

- Кто нас пригласил?

- Чем занимаются орнитологи?

- С какими новыми птицами мы познакомились?

- Как их называют?

- Как живётся птицам зимой?

-Чем мы помогли птицам?

- Что вам больше всего сегодня понравилось?

-Ребята, посмотрите в конверте еще что то есть, за вашу помощь птицам вам прислали медали.

Наградить медальками «Юные помощники птиц»

 

Дети окружают воспитателя, задают вопросы.

- Что это?

- Кто прислал?

Дети с удовольствием и интересом соглашаются отправится в лабораторию

Пальцами правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

Дети озвучивают правила поведения в лаборатории:

Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

Правило №2. Пробовать на вкус, брать в рот – в лаборатории запрещено.

Правило №3. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место.

Правило №4. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

- Это голова с клювом, туловище с крыльями, хвост, лапки.

Предположения детей.

- Эти части тела принадлежат птице.

- О птицах.

Ответы детей.

- Птиц.

-Ученый, который изучает жизнь птиц.

- Нет,  не все улетели.

- Это зимующие птицы. Они не улетают в теплые края, а остаются зимовать в родных краях.

Ответы детей:

-Синица, воробей, дятел, сорока и т.д.

-Да!!!

Дети называют птицу на русском и алтайском языке, дают краткое описание.

Дети усаживаются на палас, смотрят видеоролик.

Прыжки на двух ногах

Прыжки на левой ноге

Прыжки на правой ноге

Кружимся на месте

Присели

Встали, наклонились вправо-влево

Посмотрели вверх, вниз, вправо, влево.

Покружились на месте

В третьем боксе лежат семечки, пшено и желатин

- Да! Нам очень интересно!

Семечки, пшено и (предположения детей)

- Можно покормить птиц.

-Не знаем

-Построить кормушки и насыпать туда семечки, орехи.

- Да!

- Да, мы очень хотим помочь птицам.

Снимают колпаки и нарукавники.

Ответы детей:

- В научной лаборатории.

Учёный орнитолог - Галина Филаретовна.

Орнитологи изучают птиц.

Зимующие птицы.

Птицам зимой живётся очень трудно, им холодно и голодно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по познавательно-речевому развитию в старшей группе на тему: «Птицы зимой»

Конспект по познавательно-речевому развитию в  старшей группе  «Птицы зимой»...

Логика образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Тема:«Что мы знаем о птицах» с использованием мультимедийного пособия "Найди лишнюю птицу"

Интеграция образовательных областей:«Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».Цель: закрепление знаний детей старшего дошкольного возраста о птицах, посред...

конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему "Зимующие птицы"

Конспект занятия разработан для сташего дошкольного возраста с учетом требований ФГОС...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Поможем птицам зимой»

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Поможем птицам зимой»I. Программное содержание:Обучающие задачи:1.     Закреплять знания о  зимующих п...

Проект по познавательному развитию в старшей группе «Птицы нашего края».

В этом проекте я предлагаю познакомить детей с птицими нашего края....

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе. «Чем утки и гуси от других птиц отличаются.»

Тема недели: Кто как к зиме готовится. Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе. «Чем утки и гуси от других птиц отличаются.» Цель занятия: • Расширить и уточнить представление...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «В мире птиц»

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе.Тема: «В мире птиц»...