План (конспект) НОД «Занятие-экспериментирование "Свойства воды"» Старшая группа.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду с игровой активностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, в процессе которой формируется способность к начальным формам обобщения, умозаключения. У детей возникает интерес, когда они сами могут обнаружить новые свойства предметов, их сходство и различия, предоставление им возможности приобретать знания самостоятельно.

В процессе экспереметирования ребята узнают и докажут  свойства воды!

  1. Вода – это жидкость.
  2. Вода не имеет вкуса.
  3. Чистая вода не имеет запаха.
  4. Чистая вода прозрачна.
  5. Вода не имеет собственной формы.

Для опытов понадобиться самые простые демонстрационные и раздаточные материала, которые есть в каждой группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_-_konspekt_nod_eksperementirovanie_s_vodoy.docx21.76 КБ

Предварительный просмотр:

План (конспект) НОД  «Занятие-экспериментирование "Свойства воды"»

Автор-разработчик:  Демьянова Н.А., Феничева Л.А.

Длительность: 25 минут

Цель: познакомить детей с основными свойствами воды.

Педагогический замысел:

  • Социально – коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости.
  • Познавательное развитие: Обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений о свойствах воды (отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – жидкость без вкуса и запаха);
    –Учить детей работать с прозрачной посудой. Воспитывать бережное отношение к воде; – Стимулировать самостоятельное формулирование выводов;
    – Воспитывать у детей интерес к экспериментированию
  • Речевое развитие: обогащение активного словаря

Демонстрационные материалы к образовательной деятельности: магнитная доска, капля с загадками, иллюстрации с отгадками, пластиковые стаканы на каждого ребенка, посуда конусной, цилиндрической, шаровидной формы, резиновая перчатка, вода, сок, молоко, крупа, чайные ложечки, коктейльные трубочки, карточки с условными обозначениями. 

Раздаточные материалы к образовательной деятельности: пластиковые стаканы на каждого ребенка, посуда конусной, цилиндрической, шаровидной формы, чайные ложечки, коктейльные трубочки.

Предварительная подготовка детей:

- беседы о свойствах и значении воды

- чтение сказки Н.А. Рыжовой “Как люди обидели речку”

Примерный ход деятельности. Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. Что делают в лаборатории?

Ответы детей: Проводят опыты, исследуют, занимаются наукой.

Воспитатель: Да, вы правы. И все ученые, исследователи начинают свою работу с определения темы исследования. Нам с вами в этом помогут вот эта капелька с загадками. Ответы на них расскажут нам о теме исследования:

Воспитатель загадывает загадки.

Свойство № 1 “Вода – это жидкость без вкуса и запаха”.

Опыт 1.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у вас есть стаканчики с водой и пустой. Давайте перельем ее в пустой стаканчик. Что вода делает?

Ответы детей: течет,льется.

Воспитатель: Почему?

Ответы детей: Льется, потому что вода жидкая.

Воспитатель: Если бы вода не была жидкой, то не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Вывод: Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.

Воспитатель: Ребята, все ученые записывают свои исследования, давайте мы с вами тоже будем отмечать наши результаты с помощью схем-помощников. (Закрепляю на магнитной доске первую схему, дальше после подведения итога каждого опыта закрепляю условные обозначения.)

Опыт 2.

Воспитатель: У вас на столах есть еще стаканчики с соком. Сок льется? Это жидкость?

Ответы детей: Да

Воспитатель: Ребята, для следующего опыта нам понадобятся трубочки. Попробуйте через соломинку воду, сок. Есть ли у воды вкус, а у сока?

Ответы детей: Сок сладкий, вода без вкуса.

Вывод: Вода – безвкусная жидкость.

Опыт 3.

Воспитатель: у многих ребят с утра мамы или папы пьют кофе. Понюхайте, какой у него запах. А теперь понюхайте воду в своих стаканчиках. Она пахнет? (Нет.)

Ответы детей: Чистая вода не пахнет.

Вывод: Чистая вода не имеет запаха.

Свойство № 2: Вода прозрачна и не имеет собственной формы.

Опыт 4.

Воспитатель: Ребята, посмотрите. Что у меня в стакане? (Показываю стакан с молоком.)

Ответы детей: Молоко.

Воспитатель: Оно льется?

Дети: Да.

Воспитатель: Значит, мы можем назвать молоко жидкостью?

Дети: Да.

Воспитатель: А вы любите молоко?

Дети: Да – нет.

Воспитатель: И я люблю молоко. А когда оно горячее, мешаю его ложечкой, чтобы остыло. (опускаю ложку в стакан) Ой, что это? Куда исчезла ложка? Вы ее видите?

Дети: нет.

Воспитатель: А так? (Вытаскиваю ложку.)

Воспитатель: А теперь вы опустите ложечки в свои стаканчики с водой. Видите их? Заметили разницу?

Ответы детей: В стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает.

Вывод: Чистая вода прозрачная.

Опыт 5.

Воспитатель: А теперь мы воспользуемся и другими стаканчиками, которые стоят на наших столах. Обратите внимание на их форму.

Дети отмечают, что форма у них разная (конус, цилиндр).

Воспитатель: У меня есть колба. Какая форма у ее нижней части? (Шар.) Перелейте воду в один стаканчик, а потом в другой. Какую форму приняла вода в ваших стаканчиках?

Ответы детей: конуса, цилиндра.

Воспитатель: А в моей колбе какую форму приняла вода? (Форму шара.)

(Наливаю воду в резиновую перчатку) А теперь какую форму приняла вода? (Форму перчатки.)

Вывод:  вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который ее наливают.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Сегодня мы много нового узнали о воде. Давайте подведем итог нашим исследованиям. О каких свойствах воды мы с вами сегодня узнали?

При этом внимание детей обращается на доску, где закреплены карточки с условными обозначениями.

Ответы детей:

  1. Вода – это жидкость.
  2. Вода не имеет вкуса.
  3. Чистая вода не имеет запаха.
  4. Чистая вода прозрачна.
  5. Вода не имеет собственной формы.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, нужна ли человеку вода? Для чего?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно, человек ни дня не может прожить без воды: из нее он готовит пищу, она нужна цветам, человек может обходиться без еды чуть больше месяца, а вот без воды всего несколько дней. Вода – добрый друг и помощник человека

        Старшая и подготовительная группа  – познавательная мотивация (Хотите узнать, как это сделать, почему так происходит…? Хотите научиться? Хотите, я вам открою секрет? и пр.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Домашние животные»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №57»  Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи:«Домашние животные»...

План-конспект НОД с дошкольниками в старшей группе "Волшебница вода"

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе "Волшебница вода"...

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Интегрированная ООД «Познавательное развитие». Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода»

Интегрированная ООД «Познавательное развитие».Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода» Програмное содержание: Познав...

План конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме «Клуб юных исследователей. Вода в жизни человека.»

План конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе  по теме «Клуб юных исследователей. Вода в жизни человека.»...

План конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему : «Вода в природе и её свойства».

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно – эстетическое  развитие.Цель: совершенствовать представления детей о...