Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности "Цветочная поляна"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

НОД для формирование целостной картины мира, расширения представлений детей о характерных признаках весны, закрепления названий геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯРСАЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности

Подготовила:

Пищулина Лидия Леонидовна,

старший воспитатель

Яр-Сале, 2020

Тема: «Цветочная поляна»

Возрастная группа: старшая

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»

Вид занятия: интегрированная НОД

Форма образовательной деятельности: совместная деятельность педагога и ребенка

Методы обучения: наглядные, словесные, практические.

Цель: формирование целостной картины мира

Задачи:

Образовательные:

- Расширить представления детей о характерных признаках весны.

- Закреплять названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Развивающие:

- Развивать внимание, мышление, речь, упражнять в звукопроизношении, развивать лексический словарь детей

Воспитательные:

- Воспитывать бережное отношение к природе, доброжелательное отношение детей друг к другу.

Словарная работа: подснежник, ландыш, мать-и-мачеха, одуванчик, пчела, бабочка.

Предварительная работа: презентация «Цветочная поляна», дидактическая игра «Найди цветочек для бабочки», физкультминутка «Цветы», подвижная игра «Собери букет», чтение стихов о весне, наблюдение за весенними изменениями в природе, отгадывание загадок.

Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Цветочная поляна», лист ватмана с цветами, геометрические фигуры для «заплат», костюм пчелы, шапочки цветов: ландыша, подснежника, одуванчика, бабочки с крыльями (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник), цветы с лепестками (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник), 4 вазы разного цвета: желтого, синего, белого, красного, объемные цветы соответствующего цвета, зелёный картон, бабочки и цветы, цветные карандаши, магнитная доска, магниты, цветы для оформления группы.

Технологическая карта НОД

№ п/п

Этапы деятельности

Длительность (мин)

Деятельность педагога

Деятельность детей

1

Организационный момент

1-2 минуты

Слайд 1

- Ребята, давайте встанем в круг и возьмемся за руки.

Доброе утро – солнцу и птицам.

Доброе утро – улыбчивым лицам!

- Давайте пожелаем доброго утра друг другу и скажем «Здравствуйте»

Вместе с солнышком встаём,

Вместе с солнышком живём!

- Посмотрите, как светло вокруг, это весеннее солнышко заглянуло к нам в окно и улыбается нам. Улыбнитесь солнышку и друг другу.

Тучка прячется за лес,

Смотрит солнышко с небес.

И такое чистое,

Доброе, лучистое.

Если б мы его достали,

Мы б его расцеловали.

Автор: Г. Бойко

Дети становятся в круг.

Дети здороваются друг с другом.

Дети улыбаются солнышку и друг другу.

2

Основная этап

20-22 минуты

- Вот и пришла к нам долгожданная весна. Что она нам принесла?

- Правильно. Весна принесла много солнечного света и тепла. Растаял снег и лед. Земля пробуждается от зимы: на деревьях набухают почки и появляются молодые листочки, возвращаются перелетные птицы, появляется первая травка, распускаются первоцветы.

- Ребята, а вы любите путешествовать? Хотите попасть на цветочную поляну?

- А на чем можно отправиться в путешествие?

- Я предлагаю вам полететь на волшебном «ковре-самолёте»? А вот и он!

- Ой, ребята, а его погрызли мыши.

- Что же можно сделать с этими дырами?

- Посмотрите, а вот здесь на подносе, по-моему, мы найдем подходящие заплатки. Вы поможете починить ковёр?

- Посмотрите, на ковре разноцветные цветы. Предлагаю одним починить красные цветы, другим – синие, третьим – желтые и остальным – белые.

- Какие же вам понадобятся фигуры? Назовите их.

- Ребята, наш ковер готов. Теперь можно отправиться в путешествие. Закройте глаза, и давайте все вместе скажем волшебные слова: «Раз, два, три! На цветочную поляну нас ковёр перенеси!»  (Слайд 2)

- Открываем глаза, вот мы и на цветочной поляне. Как красиво кругом!

- А вам хочется узнать, какие весенние цветы распускаются самыми первыми? Тогда отгадайте загадку:

На тонкой ножке,

Висит колокольчик,

Он первый цветет,

Весну зовет.

- Правильно, это подснежник. (Слайд 3) Давайте хором произнесем это слово. Это очень нежные и красивые цветы.

Слушайте следующую загадку:

На зелёной ножке,

Фонарики, горошки,

Ароматны и милы,

Поскорей их назови!

- Правильно. (Слайд 4) Давайте хором произнесем это слово. Подснежник и ландыш растут в лесу.

- Когда солнышко пригреет землю, на полянках появляются другие цветы, яркие и очень красивые:

Появились на пригорке желтенькие точки,

Это солнцу улыбнулись первые цветочки.

- Правильно (Слайд 5), они словно маленькие солнечные капельки рассыпались по пригорку. Давайте хором произнесем это слово. Вслед за мать - и - мачехой распускаются цветы, тоже похожие на маленькие солнышки, что это за цветы?

Уронило солнце

Лучик золотой.

Вырос одуванчик,

Первый, молодой.

У него чудесный

Золотистый цвет.

Он большого солнца

Маленький портрет.

- Правильно. (Слайд 6) Давайте хором произнесем это слово.

- Каждый цветок восхищает нас своей красотой, скромностью и тонким ароматом.

- Ребята, а я знаю одну интересную волшебную сказку, хотите послушать? Тогда садитесь на полянку и слушайте внимательно: (Слайд 7)

- Возвращался Иван-Царевич от Бабы-Яги, доехал до большой реки, а моста нет. Махнул 3 раза платком в правую сторону – повисла над рекой дивная радуга, он и переехал по ней на другой берег. Махнул 2 раза платком в левую сторону – радуга стала тоненьким- тоненьким мостиком. Бросилась Баба Яга за Иваном- царевичем вдогонку по этому тоненькому мостику, а он возьми и обломись. Рассыпалась радуга по обе стороны реки на мелкие осколки цветочками. Одни цветы были добрые - от следов Ивана – царевича, а другие – ядовитые – это там, где Баба Яга ступала.

- Поэтому, ребята, когда вы будете гулять, не рвите никогда цветы, а особенно незнакомые. Они могут быть ядовитыми и опасными для здоровья.

- Весной все просыпаются от зимнего сна. Прислушайтесь, кто это проснулся? (Слайд 8) (Звук природы «Пчела»)

- Правильно, давайте хором произнесём это слово.

Появляется Пчела (герой)) (Слайд 9)

Пчела: Ах, как долго я спала. Вот и весна, солнышко, распустились цветы. Пора приниматься за работу, собирать пыльцу. Но мои подружки так крепко уснули, что даже солнышко их не разбудило. Помогите, ребята, мне разбудить моих подружек. Чтобы они проснулись, нужно дружно спеть мою песенку. (Слайд 10)

Пчела: Спасибо вам ребята за помощь. Вы очень хорошие и дружные ребята. Мне очень понравилось, как вы поете мою песенку. Ребята, только не забывайте, что нас нельзя трогать руками, мы можем рассердиться и сильно ужалить. А сейчас нам пора лететь, собирать нектар.

- Пчелки улетели. А кто знает, что больше всего любят пчелы?

- Отцветут первоцветы и распустятся другие цветы. Предлагаю пойти на цветочную полянку. (Слайд 11)

Физкультминутка «Цветы»

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок,

Выйди на дорожку,

Да притопни ножкой,

Да головкой покачай –

Утром солнышко встречай.

Стебель наклони слегка –

Вот зарядка для цветка,

А теперь водой умойся,

Отряхнись и успокойся.

Наконец готовы все

День встречать во всей красе».

- Вот какие цветы на нашей полянке.

А кто еще любит цветы вы узнаете, отгадав загадку:

Шевелились у цветка,

все четыре лепестка,

Я сорвать его хотел,-

он вспорхнул и улетел.

- Правильно, бабочка (Слайд 12) Давайте хором произнесем это слово.

- Сколько бабочек на полянке? (Слайд 13)

- Сейчас, сколько бабочек полетело? (Слайд 14, 15)

- Смотрите на нашу цветочную поляну прилетели бабочки. Но они никак не могут найти свой цветок. Давайте им поможем.

На одной магнитной доске бабочки с крыльями (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник), на другой магнитной доске цветы с лепестками (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник).

Дидактическая игра «Найди цветочек для бабочки».

- Посмотрите внимательно, на бабочек, чем они отличаются?

- Какой формы?

- У цветов тоже есть отличия, как вы думаете, какие?

- Нам нужно посадить бабочку на цветок, но, запомните, бабочка любит только цветок, у которого лепестки такой же формы как крылья у бабочки.

- Нужно подойди к бабочкам и выбрать одну, которая тебе нравится. Помоги этой бабочке найти свой любимый цветок.

- Ребята, правильно он нашел цветок для бабочки?

- Почему вы так считаете?

Далее так же с оставшимися бабочками.

- Молодцы, ребята, вот и помогли мы бабочкам найти свои цветы.

- А давайте еще с вами поиграем!

Подвижная игра «Собери букеты»

На столе стоят 4 вазочки разных цветов: желтого, синего, белого, красного и  в них цветы соответствующего цвета.

- У нас несколько ваз с цветами. Какого она цвета?

- Какого цвета цветы в вазах?

- Подул слабый ветерок, вдыхаем воздух и потихоньку его выдуваем, губки трубочкой. Подул сильный ветер, вдыхаем воздух и быстро его выдыхаем. Цветы разлетелись. Каждый может взять по одному цветку и поставить его в вазу такого цвета, какого цвета цветок.

- Молодцы, хорошо играли! А теперь пройдемте за столы. У каждого есть зеленый листок – это полянка, положите ее перед собой.

- А кто спрятался на подносе?

- Украсьте ваши полянки цветочками. Положите цветы на полянку. Какие красивые полянки у вас получились. Посадите на один цветок одну бабочку. Всем ли бабочкам хватило цветочков?

- Чего меньше?

- Чего больше?

- Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы цветов и бабочек стало поровну?

- Правильно. Чтобы не обижать одну бабочку, давайте нарисуем ей один цветок. Вспомните, как правильно держат карандаш, обхватываем его тремя пальцами, сильно не сжимаем, чтобы рука не устала, и стараемся не нажимать на карандаш, чтобы карандаш не сломался. Возьмите карандаши и нарисуйте один красивый цветок, чтобы бабочка обрадовалась, что и для нее есть цветок.

- Молодцы, ребята, такие красивые цветы нарисовали. Бабочка очень рада, посадите ее на ваш цветочек. А теперь, сколько стало бабочек и цветов?

- Теперь всем бабочкам хватило цветочков.

- Ребята, мы с вами хорошо провели время, но уже пора возвращаться в детский сад. Где наш ковёр? Встаем на него, закрываем глаза, и все вместе произносим: «Раз, два, три, ковер-самолет, в группу нас неси!» (Слайд 16)

Ответы детей.

Да

На вертолете, …….

Разворачиваем ковер, кладем его на пол, а там дырки в виде геометрических фигур

Заклеить, зашить.

Да

Дети накладывают геометрические фигуры и соотносят «заплатки», которые подходят для ремонта ковре, называют их.

Дети встают на ковер и «попадают» на цветочную поляну

Да.

Подснежник.

Ландыш.

Мать – и – мачеха.

Одуванчик.

Да.

Пчела.

Дети длительно произносят звук «Ж».

Пчелы любят цветы, они собирают с них нектар и делают мед.

Дети надевают шапочки цветов: ландыша, подснежника, одуванчика.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

Бабочка.

Одна бабочка.

Много бабочек полетело.

У бабочек крылья разной формы.

Круглой, треугольной, квадратной, прямоугольной. У цветов лепестки разной формы (круглые, треугольные, квадратные, прямоугольные).

Выходит один ребенок.

Да, правильно.

Потому что у бабочки круглые крылья и у цветка круглые лепестки.

Дети распределяют бабочек по цветам.

Вазы красного, желтого, синего и белого цветов.

В красной вазе – красные цветы, в желтой вазе – желтые цветы, в синей вазе – синие цветы, в белой вазе – белые цветы.

Дети выполняют движения по показу воспитателя.

Дети распределяют цветы по вазам.

Дети подходят к столам.

Бабочки и цветочки.

Одной не хватило цветка.

Цветов меньше.

Бабочек больше.

Нарисовать еще цветок. Убрать бабочку.

Бабочек и цветов стало поровну.

3.

Заключительный этап

2-3 минуты

- Открываем глаза, вот мы и вернулись в группу. Ребята вам понравилось путешествие на цветочную поляну?

- Что бы вы рассказали сегодня дома своим родителям?  

Ответы детей.

- Если вам было трудно сегодня во время занятия, возьмите грустное солнышко, а если легко и интересно, то весёлое.

- Вы все сегодня хорошо поработали! Молодцы!

Индивидуальные и хоровые ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие». Раздел «Формирование элементарных математических представлений» в подготовительной группе

Цель: обобщение знаний детей по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе с  использованием элементов ТРИЗ технологии....

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие». Раздел «Речевое развитие» во 2-й группе раннего возраста

Игра с картиной "Весна" используя на занятии технологию ОТСМ ТРИЗ-РТВЦель  –развитие умений в  составлении рассказа по сюжетной картине...

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по развитию речи, по освоению образовательной деятельности "Речевого развития" на тему: "Теремок

Возрастная группа: 2 младшая группа (3-4 года)Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие.Виды деятельности: игровой, коммуникативный.Форма организации: фронтальная....

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Познавательное развитие»

Данная работа представляет собой технологическую карту  образовательной деятельности.Такие занятия по экологическому воспитанию дошкольников дают возможность детям ближе знакомиться с природой. О...