Экология
материал по окружающему миру (средняя группа)

Подоляко Наталья Валентиновна

Краткосрочный проект

В средней группе на тему

«Деревья – наши друзья»Дошкольное детство - важный период в жизни ребенка, когда закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности. Экологическое сознание ребенка постепенно поднимается на более высокий уровень. Если создается интерес, установка на восприятие природы, занятия затрагивают чувства ребенка, вызывают сопереживания. Ребенок стремится к активной деятельности; важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее разнообразнее идет экологическое развитие ребенка. Проблема Деревья окружают нас постоянно. Однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Хотя деревья «живут» рядом с нами постоянно, дети не замечают их и очень часто не считают живыми объектами природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Деревья – наши друзья»27.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

"Детский сад»№160





Краткосрочный проект

В средней группе на тему

«Деревья – наши друзья»









Воспитатели: Подоляко Н.В.


г. Нижний Новгород 2020-2021г.

Тема проекта: «Деревья – наши друзья»

Тип проектапознавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: 2 недели – 05.10-23.10

Участники: воспитатели, дети, родители

Актуальность  Дошкольное детство - важный период в жизни ребенка, когда закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности. Экологическое сознание ребенка постепенно поднимается на более высокий уровень. Если создается интерес, установка на восприятие природы, занятия затрагивают чувства ребенка, вызывают сопереживания. Ребенок стремится к активной деятельности; важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее разнообразнее идет экологическое развитие ребенка. Проблема Деревья окружают нас постоянно. Однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Хотя деревья «живут» рядом с нами постоянно, дети не замечают их и очень часто не считают живыми объектами природы.

Проблема.

Позитивное отношение воспитанников к природе. Как помочь детям научиться сочувствовать окружающей живой природе и заботиться о природных объектах? Как научить детей ценить мир и справедливость? Как развивать любовь к природе и стремление защищать ее? Деревья окружают нас постоянно. Однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Родители должны стать нашими союзниками в воспитании осознанно – бережного отношения к природе у детей. Личный пример родителей поможет предотвратить развитие у детей ненависти, агрессивности по отношению ко всему живому. Мы должны показать ребенку, что экологическое состояние нашей планеты зависит только от человека.

Гипотеза: Вовлечение детей в активное освоение растительного мира через проектную деятельность.

Цель: уточнить и расширить представления детей о деревьях, их строении; в доступной форме рассказать детям о пользе деревьев; воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи:

1. Расширить знания о деревьях: особенности строения, произрастания и возможности использования человеком.

2. Формировать познавательные умения, учить отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности.

3. Воспитывать эстетическое восприятие, способность видеть красоту родной природы

4. Воспитывать убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, желании её беречь и охранять.

5. Повысить уровень экологических знаний родителей через совместное участие в педагогическом процессе с детьми.

Методы: наглядные, словесные, игровые, практические

Приёмы:

- наблюдения,

- рассматривание картин, прослушивание песен и музыкальных произведений,

- беседы,

- чтение художественной литературы,

- заучивание стихов, пословиц,

- игры,

- экскурсии,

- опыты.

Продукты проекта: разработанные рекомендации и консультации для родителей;

-выставка творческих работ детей;

- подобрать  литературный и иллюстрированный материал по теме «Деревья»,

- коллективная работа:  альбом «Вот они, какие деревья нашего края»,

 -фоторепортаж «Экологическая тропа в детском саду»

Предполагаемый результат:

- интерес детей к деревьям, кустарникам;

-эмоциональная отзывчивость на красоту объектов природы;

-у детей сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;

-дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы;

-бережное отношение к природе.

Необходимые материалы:

-уголок природы в группе;

-наглядный и демонстрационный материал;

-оборудование для экспериментирования и проведения опытов;

-библиотека.

-Работа с родителями

-Подбор книг, иллюстраций, фотографий.

Подбор пословиц, поговорок о деревьях.

Консультация«Роль семьи в экологическом воспитании ребенка»«Чем занять ребенка на прогулке», «Природа в жизни ребенка»

Поэтапный план реализации проекта.

Первый этап – организационный

Подготовка материалов:

1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.

2. Пополнить развивающую среду:

• Подбор художественной литературы, устного народного творчества, фольклора;

• Подбор энциклопедий «Деревья», «Растения»  иллюстраций и картин известных художников;

• Подбор мультфильмов о природе;

• Оформление картотек загадок, стихов, народных примет;

• Оформление картотеки исследований и экспериментов;

• Подготовка оборудования для опытов с корой, ветками, листьями.

• Оформление картотеки дидактических игр по ознакомлению дошкольников с деревьями.

3. Разработать перспективный план занятий.

4. Разработать перспективный план опытов и экспериментов.

5. Разработать наблюдения за деревьями на прогулке.

6. Подготовить информацию для родителей по темам«Человек и природа»«Прогулка в природу – основа здоровья ребенка»«Чем занять ребенка на прогулке»«Роль семьи в экологическом воспитании ребенка».

Второй этап – продуктивный

Перспективный план

1 неделя

Понедельник

Чтение стихотворения О. Высотской “Елочка”

Подвижная игра: — «Мы листики осенние»«Дерево – куст»

Оформление папки — передвижки “Деревья ”

Аппликация на тему«Декоративное панно из осенних листьев».

Исследования и эксперименты: Знакомимся с деревьями: «Какой высоты (ширины) дерево?»; «Есть ли у дерева детки?».

Вторник

Рассматривание иллюстраций о деревьях.

Занятие по ознакомлению с окружающим«Деревья и кустарники на нашем участке».

Рисование на тему«Большие и маленькие ели».

Подвижная игра — «Ветер и листочки».

Среда

Прослушивание песни “Березка” Коган Г.

Аппликация на тему«Осенняя березка».

Исследования и эксперименты:

Изучаем листья «Сколько на дереве листьев?»; «Исследуй листья».

 Музыкальный хоровод «Во поле береза стояла».

1.Во поле берёза стояла,    

 Во поле кудрявая стояла.

 Люли люли, стояла,

 Люли люли, стояла.

«Круг» Взявшись за руки, образуют круг; движение по часовой стрелке. Сделав легкий полуоборот корпуса по ходу движения, танцующие идут простым шагом.

 2.Некому берёзу заломати,

 Некому кудрявузаломати.

 Люли люли, заломати.

 Люли люли, заломати.

«Улитка» Ведущий хоровода разрывает общий круг и, продолжая движение по спирали в том же направлении, но уже внутри круга, делает как бы новый круг, но меньший по диаметру, чем первый; затем он «завивает», заводит второй, третий круг по концентрической окружности.  Круги становятся все меньше и меньше, а все идущие за хороводом точно повторяют рисунок его движения.

3.Я пойду, пойду погуляю,

Белую берёзу заломаю.

Люли люли, заломаю,

Люли люли, заломаю.

Теперь «развиваем» «Улитку». Продолжая движение, хороводник дает разворот влево на 180 градусов и начинает выводить хороводную цепь по образовавшемуся между кругами коридору. Движение идет постепенно увеличивающимися кругами до образования первоначального круга. Все идущие за ним точно повторяют рисунок его движения. «Завивает» хороводник «улитку» по движению часовой стрелки, по солнцу, а «развивает» ее против движения часовой стрелки.

4.Срежу я берёзы три пруточка,

Сделаю из них три гудочка.

Люли люли, три гудочка.

Люли люли, три гудочка.

5.А четвёртую балалайку,

А четвёртую балалайку.

Люли люли, балалайку,

Люли люли, балалайку.

 «Ворота» Ведущий, и за ним идущий, поднимают руки вверх, образуя «ворота», все с разъединенными руками проходят по одному под руками и расходятся через одного направо налево в обход. Обе линии встречаются, берутся за руки, поднимают руки, «ворота 2».

 6.Стану в балалайку я играти.

Стану в балалайку я  играти.

Люли люли, играти.

Люли люли, играти.

Из полукруга, в центре которого «ворота 2», Ведущие, стоящие по бокам, проводят, каждый свою сторону. под «ворота 2». Центровые, не разрывая руки, проворачиваются под руками. Ведущие округляют линию, образуя полукруг. Поклон.

Труд на участке(выполнение несложных поручений по уборке сухих листьев).

Четверг

Рисование на тему«Гроздь рябины».

Чтение энциклопедий «Мир леса».

Экологическая игра “Листочек, лети ко мне”

Дидактическая игра “Что, где зреет?”

Изучаем ветки и ствол«Чем покрыт ствол?»«Ветка березы в воде».

Пятница

 Аппликация на тему«Дерево».

Исследования и эксперименты: Изучаем кору и ствол«Что такое кора, для чего она служит, какая она?»; «Чем пахнет кора, (ствол) в разное время года?»

Наблюдения«Наблюдение за листопадом».

2 неделя

Понедельник

Чтение К. Чуковский «Были бы у елочки ножки.

Исследования и эксперименты: Изучаем корни«Что держит дерево в земле?»«Какие корни по длине?» и др.

Подвижная игра — «Такой листок, лети ко мне».

Вторник

Занятие по ознакомлению с окружающим«Такие разные осенние листья».

Дидактическая игра “«Кто быстрее найдет березу, ель, дуб».

Рисование “Почки и листочки”.

Наблюдения«Рассматривание осенних деревьев».

Среда

Прослушивание в аудиозаписи: шум леса.

Рисование на тему«Осенний ковер».

Рассматривание картин: И. Левитан «Золотая осень».

Подвижная игра — «Беги туда, куда скажу».

Четверг

Рисование на тему: “Желтый наряд” (коллективная работа)

Чтение энциклопедий «Что? Зачем? Почему.

Экологическая игра “Листочек, лети ко мне”

Дидактическая игра “ «Найди дерево по описанию»,

Труд на участке детского сада: Заготовка листьев и растений для аппликации и гербария.

Пятница 

Исследования и эксперименты:

Экологическая игра-ситуация “Что будет если…”

Изучаем плоды и семена«Какие они, кто их разносит?»«Для чего они нужны?».

Семейный конкурс рисунков “Мое дерево”

Наблюдения«Прогулка в осеннюю рощу».

Третий этап

Заключительный этап:

Обработка информации данных. Изобразить свое дерево.

 Сочинить рассказ или сказку о дереве. 

Альбом гербарий «Листья» совместно с родителями.

Выставка рисунков для родителей на тему «Деревья вокруг нас».

Конечный продукт проекта: 

• Дети познакомились с конкретными видами деревьев, знают их названия, характерные признаки.

• Расширились знания о деревьях, как живых существах. Дети знают, что для жизни и роста деревьев нужны определенные условия: тепло, влага, свет, питательная почва, воздух.

• Развился познавательный интерес к растениям участка.

Критерии оценки эффективности реализации проекта: анкетирование родителей и детей.

В качестве негативных последствий можно прогнозировать: потеря интереса и желания детей.

Способы коррекции негативных последствий: создание предметно – развивающей среды, поддержка детей с целью разрешения возникающих вопросов над проектом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов по экологии "Экология и мы!"

На неделе экологической культуры у нас в Центре был проведен семинар для педагогов «Экология и мы!». Целью проведения семинара было повышение профессионального мастерства  педагогов. Формой прове...

Семинар - практикум по экологии "Расширение знаний взрослых об экологии и окружающем мире"

Данный материал будет актуален для педагогов дошкольного образования...

Занятие по экологии: « Через добрые дела можно стать юным экологом» (старшая группа)

Цель: познакомить детей с понятием « юный эколог» (ребенок любящий природу, всегда и везде заботящийся о ней). На литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе. ...

Выступление на межмуниципальных экологических чтениях «Экология природы – экология культуры» «Реализация индивидуальных запросов воспитанников детского сада через участие в экологическом проекте «Экология природы – экология души»

 Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек» - это образовательное учреждение, в котором экологическ...