Занятия в старшей группе по экспериментальной деятельности "Необыкновенный мир магнитов"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Казанцева Светлана Алексеевна

Развитие познавательной активности ребёнка в процессе знакомства со свойствами магнитов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл -zanyatiya_o_magnitah.docx21.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе

по экспериментальной деятельности

"Необыкновенный мир магнитов"

Воспитатель  МКДОУ детского сада «Тополек»

Казанцева Светлана Алексеевна

первая  квалификационная  категория

Цель: Развитие познавательной активности ребёнка в процессе знакомства со свойствами магнитов

Задачи:

- Знакомство с понятиями "магнит";

- Формирование представлений о свойствах магнита;

- Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком;

- Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических  опытов, делать выводы, обобщения;

- Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, чтобы узнать, с чем мы будем сегодня работать, надо отгадать загадку.

Этот жадный предмет

Всё железо хватает,

Для него нормы нет,

Прилипанием страдает . ( магнит)

Воспитатель. Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей удивление. Сегодня на занятии мы отправимся в удивительный мир магнитов и поближе познакомимся с их свойствами.

 Всё ли притягивает магнит?

Оборудование на каждого ребёнка или на пару.

- плюшевая игрушка

- деревянный карандаш - пластмассовая пуговица

- металлические предметы (булавка, монеты, гвоздь, алюминиевая ложка)

- бумажный кораблик

- маленький магнит

Опыт 1

Поднести магнит по очереди ко всем предметам.

Предметы, которые притягиваются к магниту положить в правую сторону, а те, которые не притягиваются - в левую.

Можно дать детям "Листочек наблюдений", на котором изображены предметы, находящиеся перед ребёнком, и предложить обвести карандашом те из них, которые притягиваются магнитом.

Результат опыта: Некоторые металлические предметы притягиваются к магниту, а некоторые нет.

Вывод: Магнит - это куски железа или стали, обладающие способностью притягивать металлические предметы. Но магнит притягивает только некоторые металлы, например железо, сталь и никель. Другие металлы, например, алюминий, магнит не притягивает. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит.

Действует ли магнит через другие материалы?

Опыт 2

Воспитатель: Давайте ребята проведём ещё один опыт "Рыбалка".

оборудование:

-стакан с водой

-5 рыбок из цветной клеёнки с глазиком - кнопкой, загнутой с обратной стороны

-маленький магнит, В стакан с водой опустить рыбок. Прислонить магнит к внешней стороне стакана на уровне рыбки. После того как она "клюнет", медленно двигать магнит по стенке стакана вверх. Так надо выловить всех рыбок.

Вывод: Сила магнита действует и сквозь стекло, и сквозь воду.

Воспитатель: Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магниты используются при строительстве и ремонте подводных сооружений. С их помощью очень удобно закреплять и прокладывать кабель или держать под рукой инструмент.

Опыт 3

Сейчас мы с вами ребята проведём ещё одну  игру опыт " Гонки"

Оборудование:

-стол с нарисованными дорожками для машинок (можно сделать цветным скотчем);

-маленькие  машинки (снизу прикреплены магнитики);

-магниты.

Ход опыта:

Установить машинки на старте, и магнитом под крышкой стола двигать машинки по выделенным дорожкам.

Вывод: Автомобили двигаются по трассе, повторяя движения магнита, который дети двигают под крышкой стола. Сила магнита, проходя через деревянную крышку стола, притягивают металлические пластинки, прикреплённые к машинкам, вынуждая их следовать за магнитом.

Вывод: Сила магнита действует через деревянную крышку стола.

Воспитатель: Ребята, я хочу предложить вам ещё один интересный опыт.

Опыт 4. "Магнитная регата"

Оборудование:

-кусочек пенопласта в виде лодочки

-портновская  игла для мачты

-цветная бумага для паруса

-маленький магнитик

-таз с водой

Построить лодочки из пенопласта, прикрепив мачты с парусами. Пустить лодочки плавать в таз с водой. Управлять лодочками, двигая магнит над тазом (не касаясь их)

Вывод: Сила магнита действует даже на расстоянии.

Воспитатель: Вот, ребята, благодаря свойству магнитов   воздействовать на расстоянии и через растворы их используют в химических и медицинских лабораториях, где нужно перемешивать стерильные (очень чистые) вещества, чтобы не соприкасаться с недостаточно стерильным инструментом. В пробирку с веществом, которое будут перемешивать, опускают маленькую стальную пластинку, покрытую стерильным материалом. Под пробиркой располагается магнит, который вращаясь, приводит в движение пластинку в пробирке. Таким образом, вещество перемешивается.

Воспитатель: Магниты используют ещё для производства ювелирных изделий, ожерелья и браслеты могут иметь магнитную застёжку или быть полностью изготовлены из магнитов (показать детям некоторые магнитные украшения). Магниты используются и в детских игрушках (показать детям магнитный конструктор или другую игрушку).

Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним, с какими свойствами магнитов мы познакомились.

Вывод:  Магниты воздействуют на предметы из некоторых металлов. Магнитная сила может проходить через предметы или вещества. Магниты оказывают воздействие даже на расстоянии. Сила магнитов больше по краям. Разные полюса магнитов притягиваются, а одинаковые - отталкиваются.

Воспитатель: Молодцы, вы сегодня хорошо усвоили новый материал. А  чтобы у вас была возможность ещё поиграть и поэкспериментировать с магнитами, я хочу оставить вам в подарок магнитик, с которым вы сегодня работали и машинку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в старшей группе по экспериментальной деятельности.

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе«Царица – водица»Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей.Цель: Совершенствовать предста...

занятие для старшей группы по экспериментальной деятельности

занятие для старшей группы по экспериментальной деятельности с использованием технических средств обучения...

Занятие в старшей группе по экспериментальной деятельности

КОНСПЕКТНОД для детей старшего дошкольного возраста«Занимательные опыты»...

Открытое занятие в старшей группе опытно-экспериментальной деятельности «Волшебная соль»

Открытое занятие в старшей группе опытно-экспериментальной деятельности «Волшебная соль»...

Конспект занятия в старшей группе по экспериментальной деятельности «Удивительные свойства воздуха».

Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.Задачи:1. Развивать исследовательские способности детей через опыты ...

Конспект занятия в старшей группе по экспериментальной деятельности «Свойства бумаги»

Научить определять  свойства и качество бумаги  с  помощью разнообразных  опытов...

Занятия в старшей группе по экспериментальной деятельности «Воздух-невидимка?»

Систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха....