Конспект интегрированной непосредственно - образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим для подготовительной группы на тему: «Россия – Родина моя».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Боницкая Наталья Владимировна

Этот материал может быть полезен воспитателям старших, подготовительных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasha_rodina_-_rossiya.docx36.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной

непосредственно - образовательной  деятельности

по  ознакомлению с окружающим

для  подготовительной группы

на тему:

«Россия – Родина моя».

  Образовательные области:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое      развитие»

                                                                                                                                                                                                           

  Программное содержание:

  • Обобщить и систематизировать знания детей  о нашей стране,  названий  рек, народных промыслов, праздников. Закрепить знания о флаге, гербе, гимне.
  • Формировать уважительное отношение к государственным символам. Воспитывать у детей патриотические чувства к Родине: любовь, гордость, уважение к родной стране, бережное отношение к ней.
  • Совершенствовать диалогическую речь, память, мышление, художественно - речевые, исполнительские навыки детей при чтении стихов, пословиц. Обогащать речь детей выразительными средствами.
  • Закреплять умение отображать задуманное , располагать  сюжет на листе , соблюдать пропорции, закреплять навыки рисования акварелью.

         Интеграция образовательных областей:
     
«Познавательное  развитие», «Речевое развитие»,
      «Художественно – эстетическое       развитие»

Предварительная работа:
Рассматривание репродукции картин, чтение стихов о Родине и пословиц,     заучивание наизусть. Прослушивание записей песен о Родине, гимн.
Рисование картин о Родине.

 Материалы:
Глобус, географическая карта мира, флаг, герб.  Предметы  крестьянского быта, портреты писателей, книги . Листы А4, акварель, кисти, непроливайки, салфетки. Мяч. Макет  берёзы.

Оборудование:
Проектор ,музыкальный центр

Организация и методика проведения НОД.

Методы активизации детей.

 На экране  изображение космоса, планет. 

 Воспитатель: Ребята,  представьте, что сейчас мы находимся в космосе, вокруг нас разные планеты. А вы знаете названия этих планет?
(ответы детей) .

Воспитатель: А вот и наша планета, а как она называется?

Дети: Наша планета называется – Земля.

Воспитатель: Правильно – Земля. Как вы видите она  голубого  цвета. А кто скажет почему?

 (выслушивает ответы детей, подводит итог).

 А если на планете так много воды, почему же её назвали – Земля?
(ответы детей)

Воспитатель: Какая удивительная планета Земля! На ее поверхности плещутся моря и океаны, текут реки, расстилаются широкие равнины,  шумят зеленые леса, поднимаются высокие горы.

Мы с вами живем в самой большой и прекрасной стране на Земле. Вы, конечно, уже знаете как называется наша страна.

Дети: Россия.

Воспитатель: А теперь, ребята, посмотрите на глобус. Глобус – это маленькая модель нашей планеты. На земле много разных стран. А какие страны вы знаете?
(ответы детей)

Воспитатель: Кто-то к нам спешит.

Входит инопланетянин .

Инопланетянин: Куда я попал?

Воспитатель: Это планета - Земля. А попал в детский сад.

Инопланетянин: В детский сад? Ребята, я давно наблюдал за вашей планетой и давно мечтал побывать на ней.

Воспитатель: А с какой планеты вы к нам прилетели?

Инопланетянин: Я с планеты Марс! Я - марсианин! Это яркая красивая звезда.

 Ребята, я знаю, что на Земле много разных стран. Как называется страна, в которой вы живете?

Дети: Россия.

Инопланетянин: А что такое - Россия?

Дети: Страна, в которой мы живем. Дом, где родился; березка у родного порога; место, где жили предки и т. д.

 Воспитатель: Ребята знают стих о России и сейчас его расскажут.

Слайды с изображением в соответствии с текстом стиха

Ребёнок:
Если долго, долго, долго в самолёте нам лететь.
Если долго, долго, долго на Россию нам смотреть.
То увидим мы тогда и леса  и города ,
океанские просторы, ленты рек , озёра, горы.
Мы увидим даль без края и поймём тогда,  какая
Наша Родина большая , необъятная страна!

Воспитатель: Давайте с вами посмотрим на карте,  какая наша большая страна. Подходят к карте.

Посмотрите, какая большая наша страна! Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории как Россия! Она расположена в двух частях света: В Европе и Азии; омывается тремя океанами: Северно-Ледовитым, Тихим и Атлантическим океаном.

Когда на одном краю наступает ночь, то на другом уже давно утро. Если на севере реки скованы льдом и земля покрыта снегом, то на юге цветут сады, на полях сеют пшеницу и кукурузу.

Наша Родина такая большая, что если мы захотим поехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день, если пройти пешком, то придётся путешествовать не меньше года.

Воспитатель: Скажите, что это за синие ниточки  тянутся по всей нашей стране?

Дети: Это реки.

Воспитатель: Какие реки вы знаете?
( ответ детей)

Инопланетянин: А чем Россия отличается от других стран?

Дети: Языком, на котором разговаривает народ, своими символами, историей, обычаями, традициями.

Воспитатель: Мы живем в огромной прекрасной стране. Это наша большая Родина. И я предлагаю вам ребята и нашему гостю отправиться в путешествие по России на поезде. Вы согласны?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда, берите с собой свои знания и вперед! Отправляемся!

Дети строятся в колонну, под звук паровоза начинают движение.

Станция «Лесная».

Воспитатель: - Давайте вспомним ребята, какие деревья, грибы, ягоды  растут в лесах России? Какие звери, птицы там живут ?

Игра   с мячом «Что в лесу растет,  кто  в  лесу  живет».

Ход  игры.
Воспитатель предлагает детям встать в круг. Воспитатель задает вопрос: «Что в лесу растет?» - и бросает мяч одному из детей. Ребенок называет любое  растение и бросает мяч другому игроку. Когда варианты ответов исчерпаны, воспитатель снова задает вопрос: «Кто в лесу живет?» - и бросает мяч  ребенку. Дети  отвечают.

Звучит гудок паровоза, дети строятся друг за другом и начинают движение к следующей станции.

 Станция «Государственная».

Воспитатель: Ребята, у каждой страны есть три отличительных символа (знака) . Вы уже догадались о чём я говорю?

Дети: Гимн, флаг, герб.

Воспитатель: Правильно, Герб, флаг и Гимн. Жители разных стран гордятся символами своего государства, и относятся ним уважительно. Давайте с вами сядем на стульчики и рассмотрим.

Показ слайдов  Герб России.

Посмотрите ребята, это герб России. На нём изображён двуглавый орёл.

Орёл -символ солнца и небесной силы бессмертия. Двуглавый орёл держит в своих лапах державу и скипетр. Скипетр - это символ царской власти. В другой лапе у орла держава- это значит могущество, страна в которой правит царь. Внутри герба, на груди Орла, расположен герб Москвы - всадник на коне - это не просто воин, это Георгий Победоносец. Георгий Победоносец пронзает копьём дракона.

Герб - это эмблема государства.

Он изображается на всех печатях, денежных знаках: Бумажных и металлических. На паспортах и документах.

Показ сладов паспорта, денежных знаков.

Слайд флага России.

Посмотрите на флаг, на нём три горизонтальные полосы: Белая, синяя и красная. Что же означает белый, синий и красный цвет?

Известно, что белый цвет означает мир и чистоту души, синий -верность и правду, красный - отвагу и любовь.

Ребята, вы должны соответствовать этим символам, стараться быть дружными, честными и отважными, любить своих  близких и свою Родину.

Воспитатель: Символом России является - Гимн.
Гимн России -это торжественная песня или мелодия, которая исполняется на всех государственных праздниках и торжественных мероприятиях, а так же во время спортивных соревнований, при награждении наших спортсменов медалями за победу.

Слушают  Гимн,  всегда стоя, мужчины снимают головные уборы, и никогда при этом не разговаривают.

Давайте и мы с вами встанем и послушаем главную  песню нашего Государства - Гимн России.

Слушают часть гимна России.

Воспитатель: 
Чуть солнце пригрело откосы,
И стало в лесу  потеплей,
Березка зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной.
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Наряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей.
И сколько задумчивых песен
Поется в народе о ней!
Он делит с ней радость и слезы,
И так уж она хороша,
что кажется - в шуме березы
Есть русская наша душа.

 Слайд «Берёзовая роща»

Звучит запись «Березы», в исполнении группы «Любэ».

Воспитатель: Березка. Нет дерева милее и родней. И не только потому, что она встречается в нашей стране повсюду. Скорее всего, потому, что чувства, которые она вызывает, созвучны щедрой, отзывчивой и доброй душе русского народа.

Березка стала символом России. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы.

Береза - радостное, нарядное дерево. Наши далекие предки ласково называли ее  «весенкой». От белоствольной красавицы, в самом деле, словно исходит радость жизни, веселее становится на душе.

Звучит гудок паровоза, дети строятся друг за другом и начинают движение к следующей станции.

Станция « Историческая»

Выставлены предметы быта, народного промысла

Воспитатель: Мы с вами отмечаем много праздников, как вы думаете, какие праздники отмечают на Руси с древних времен?

Дети: Рождество, Пасха, Масленица.

Воспитатель: Какие блюда русской кухни вы знаете? (каши, пироги, блины, щи.) Какую обувь носили крестьяне на Руси? (лапти)

Посмотрите, что это?

Дети: Матрешка, сувенир и символ России .

Воспитатель: Как вы думаете, какие промыслы и ремесла существуют в России? (жостовские подносы, гжель, хохлома, дымковская игрушка, городецкая роспись) .

Воспитатель: Русский народ всегда умел и работать и веселиться , придумывал разные забавы, игры.

Физкультминутка: (Русская Народная Игра «Ручеёк)

Звучит гудок паровоза, дети строятся друг за другом и начинают движение к следующей станции.

Станция «Литературная».

Выставлены портреты  русских писателей и поэтов,

книги с русскими народными сказками

Воспитатель: Вспомните и назовите великих русских писателей и поэтов

Дети  рассматривают  портреты  и называют:  Пушкин,  Толстой,  Есенин.

Воспитатель: А кто знает  русские  народные сказки, и какие.

Дети: «Репка», «Колобок», «Маша и Медведь».

Воспитатель: Какие  вы знаете русские народные пословицы:

Дети:
Хлеб - всему голова.
При солнышке  тепло, при матери добро.
Лес - богатство и краса - береги свои леса.
Дерево дорого плодами, а человек делами
Нет в мире краше Родины нашей.
Человек без родины — что соловей без песни.
Родная земля и в горсти мила.
На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость.
Дым отечества светлее чужого огня.
Чужбина — калина, родина — малина.

Звучит гудок паровоза, дети строятся друг за другом и начинают движение к следующей станции.

Станция «Единственная».

Под  тихое звучание песен о Родине , идут слайды

Воспитатель: Наши деды и прадеды сохранили для нас, уберегли от гибели, от уничтожения, от врагов земли русской эти широкие степные просторы, эти огромные леса, эти полноводные реки. А теперь уже наша очередь - беречь, хранить, защищать родную землю, родную природу, свою большую прекрасную Родину - Россию. Подумайте и назовите, какие наши действия, какие наши дела россиян необходимы нашей Родине?

Дети: Любить  её, беречь, защищать.  Сохранять  её богатства,  работать, трудиться,  не давать загрязнять,  не допускать пожаров. Жить в мире и дружбе.

Воспитатель: Запомните, ребята: люди должны быть добрыми, жить в мире и дружбе. И тогда на Земле не будет зла, насилия, войны. Какие вы знаете пословицы и поговорки о нашей Родине, о её защитниках - русских богатырях?

Дети:
Береги землю родную, как мать любимую.
Рыбам — море, птицам - воздух, а человеку - Отчизна.
Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Человек без Родины - соловей без песни.
Тот герой - кто за Родину горой.
Нет Ничего на свете краше, чем Родина наша.
Жить - Родине служить.

Звучит гудок паровоза, дети строятся друг за другом и начинают движение к следующей станции.

Станция « творческая»

Воспитатель: Ребята, сейчас я предлагаю вам нарисовать свою картину о России. Что мы вспоминаем, представляем, когда говорим о России?
Дети: Леса, поля, реки, берёзовые рощи , свой дом.

 Воспитатель: Сейчас  вы  будете рисовать каждый свою картину о России, и подарим их  Инопланетянину   для того, что бы он помнил про нашу страну и мог рассказать о ней другим инопланетянам.

( Дети  рисуют. Воспитатель по мере необходимости помогает )

Воспитатель: Молодцы , ребята! Какие замечательные картины. Расскажите, что  вы  нарисовали.
(ответы детей)

Звучит гудок паровоза, дети строятся друг за другом и начинают движение к следующей станции.


станция « Детский сад».

Воспитатель: Вот мы снова в детском саду. Замечательное у нас получилось путешествие.

Инопланетянин:
 Ребята, я узнал много интересного о России. Спасибо Вам! Я слышу сигнал, мне пора возвращаться обратно на космический корабль.

Воспитатель: А мы вам подарим картины о России. Вспоминайте  нас и о Россию.
( Картины  дарят инопланетянину и он уходит.) 

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, вот и закончилось наше с вами путешествие по России. Мы вспомнили  государственные символы нашей страны, народные промыслы, предметы быта,  писателей и поэтов.

И теперь мы знаем, что будущее нашей России во многом зависит от нас ребята, от того, как сильно вы будите любить свою Родину, что хорошего сможете для неё сделать, когда станете взрослыми людьми. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу. Вы чувствуете как между ладонями вспыхнула искорка, маленькое, маленькое солнышко, оно не обжигает. а согревает, вспыхивает в ваших глазах. Я знаю, что вы иногда ссоритесь, но когда только в чьих- то глазах мелькнёт злость, положите ему на плечи руки и добро растопит злость без следа!

В заключении звучит песня о Родине.

Технические средства

Создание
воображаемой ситуации

 
Вопросы к детям

Проблемно – поисковая ситуация

Рассказ воспитателя

Обращение внимания на объект

Ввод сказочного персонажа

Привлечение личного опыта детей


Технические средства

Художественное слово


Обращение внимания на объект

Рассказ воспитателя

Вопросы к детям

   


Создание игровой ситуации

Технические средства.


Игровые упражнения



Технические средства

Направление внимания на объект

Рассказ воспитателя


Технические средства

Направление внимания на объект


Рассказ воспитателя

Рассказ воспитателя


Технические средства


Художественное слово

Технические средства


Рассказ воспитателя

 

Технические средства

Привлечение личного опыта детей

Направление внимания на объект

Вопросы к детям


Физкультминутка

Рассматривание наглядных пособий

 Вопросы к детям



Привлечение личного опыта детей

Художественное слово

Технические средства.


Технические  средства

Рассказ воспитателя




Рассуждения детей


Эмоциональная окрашенность информации


Художественное слово

Технические средства.

Привлечение личного детей


постановка цели.

Наводящие вопросы, напоминание. Помощь.




Обобщение воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе по теме «Фрукты».

Закрепить с детьми названия фруктов; умения самостоятельно выделять и называть цвет;Учить детей скатывать из пластилина шарик  круговыми движениями между ладоней и придавать ему форму ...

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной общеобразовательной группе на тему "Магазин игрушек".

Предлагается конспект обобщающего занятия по формированию элементарных математических представлений. Занятие проводится в игровой форме....

Конспект образовательной деятельности по патриотическому воспитанию в подготовительной группе на тему: «Россия — Родина моя»

Цель: развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине; пробудить интерес и желание, как можно больше знать о Родине, познакомить с гербом, флагом и гимном России.Задачи: обобщить и с...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы по теме: "Культура взаимоотношений между мальчиками и девочками. Правила поведения в транспорте"

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы по теме:«Культура взаимоотношений между мальчиками и девочками. Правила поведения в транспорте».Задач...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему: «Знакомство детей с народным костюмом Ивнянского края села Выезжее»

В конспекте содержится материал по знакомству детей старшего дошкольного возраста с Русским народным костюмом Ивнянского края. Дети в игровой форме знакомятся с элементами женского и мужского костюма....

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме: «День космонавтики»

Сегодня замечательный праздник – День космонавтики. Люди всегда стремились в небо и мечтали о полетах по просторам Вселенной. Именно потому 12 апреля весь мир празднует День космонавтики....