Профориентационная работа с детьми дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Чубова Светлана Геннадьевна

Предварительный просмотр:

Долгосрочный проект по профориентационной направленности в детском саду «Из песочницы - в аграрии».

Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость, любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.

                                                                                                                           

                                                                                                   В.А.Сухомлинский

 «Человек – это или с детства, или никогда».

Один из видов направления деятельности формируемой участниками образовательного процесса – ранняя профориентация сельскохозяйственной направленности. Детский сад является первой важной ступенью подготовки будущих специалистов в различных областях экономики, потому что дошкольный возраст наиболее благоприятный для формирования любознательности детей и в становлении личности – как человека. Этот важный  фактор позволяет формировать у детей активный интерес к различным профессиям.

Наш детский сад находится в сельской местности,  и  многие родители воспитанников работают на предприятиях сельскохозяйственного производства в родном  селе.  Интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы дает мне возможность помочь детям узнать и полюбить труд сельских тружеников. Теоретические основы проблемы ранней профориентации тесно связаны с проблемой социальной адаптации  детей в современном обществе, что  актуально и важно для их дальнейшей жизни.  Изучение профессий – это своего рода процесс приспособления ребенка к социальной среде и существующим экономическим отношениям.           Я осуществляю систематическую работу по ознакомлению детей с миром профессий. Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней  профессиональной ориентации и успешной адаптации в социуме.

Я понимаю, что профориентация сельскохозяйственной направленности  требует планомерной, систематизированной и углубленной работы, поэтому  разработала тематическое планирование, куда включила занятия, игры, беседы, экскурсии и экспериментальную работу. Исходя из выше изложенного, я определила основные задачи:

  • создание адаптированной системы работы с дошкольниками по ранней профориентации посредством взаимодействия воспитанников, педагогов и родителей с социумом;
  • повышение  своего уровня профессиональной компетентности  через изучение, апробацию и внедрение инновационного опыта работы данного направления;
  • обогащение представлений детей о многообразии профессиональной деятельности на селе;
  • формирование  практических навыков при организации образовательной деятельности;
  • активизация пропагандистской деятельности среди родителей посредством включения в воспитательно-образовательный процесс;
  • создание информационного  банка материалов по ранней профориентации сельскохозяйственной направленности дошкольников;
  • организация активного взаимодействия детского сада с Агрокомплексом  «Маяк», ХПП, Хлебозаводом, Ветстанцией, Агрофирмой «Новоселезнёво».

Представленный компонент реализуется в соответствии с ФГОС дошкольного образования и строится с учетом принципа интеграции образовательных областей. 

Тема проекта: «Из песочницы - в аграрии».

Тип проекта: информационный, исследовательский, групповой, долгосрочный (рассчитан на 4 года).

Актуальность: Детский сад является первой важной ступенью подготовки будущих специалистов в различных областях экономики, несмотря на то, что многим кажется странным такое раннее решение проблемы профориентации.

Наш детский сад находится в сельской местности, поэтому родители воспитанников работают на сельхозпредприятиях.  У  детей младшего возраста естественен интерес к работам родителей, желание стать такими, как папа и мама. 
Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к сельским профессиям.
 Возможность  работы по ранней профориентации обусловлена следующими факторами:

  • дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным профессиям.
  • родители воспитанников работают на разных  предприятиях родного села. У   детей этого возраста естественен интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы.

 Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней  профессиональной ориентации и успешной адаптации в социуме.

Профориентация дошкольников - это новое, малоизученное направление в дошкольном воспитании.   Профориентация на сельскохозяйственные профессии  требует планомерной, систематизированной и углубленной работы. 

Цель проекта:

обеспечить целостность образовательного процесса через  систему работы с дошкольниками по организации ранней профессиональной ориентации на сельскохозяйственные  профессии; обогащение знаниями  и представлениями детей о многообразии профессиональной деятельности на селе, её ролью в жизни нашего поселка. 

Задачи:

1.Развивать у ребенка интерес к сельскохозяйственным профессиям в дошкольном возрасте.                                                                            2.Приобщение детей к профессиональной деятельности на селе, через игровую, театрализованную деятельность и  экскурсии.
3. Способствовать воспитанию гордости за своих родителей, работающих на сельскохозяйственных предприятиях.
4. Воспитание положительного отношения и уважения к профессии сельского хозяйства, желание в будущем посвятить себя  профессии сельскохозяйственной направленности.                                                                                            5. Формирование у детей знаний об общественной значимости труда работников сельского хозяйства, о взаимосвязи и взаимозависимости различных видов труда сельскохозяйственной направленности с другими профессиями. 

Участники проекта: дети со 2 младшей группы с переходом до подготовительной группы включительно), родителей и педагогов.

Методы и приемы:                                                                               Практические (игровые)

Консультации и родительские собрания

Конструирование

Сюжетно-ролевая игра

Игра-драматизация

Экскурсии

Дидактические средства:

Наглядный материал (книги, панно)

Демонстрационный материал (макеты фермерского хозяйства,  животных, техники и т.д.)

Основные средства:
Создание обогащенной развивающей среды в группе.

Проведение бесед, экскурсий.

Создание игровых ситуаций.

Проведение сюжетно-ролевых игр.

Проведение праздников, развлечений, театрализованных представлений.

План действий:

1.Постановка проблемы: Что мы знаем о сельском хозяйстве? Что хотим узнать?

2.Определение предстоящей деятельности: Как нам найти ответы на вопросы?

3.Планирование деятельности детьми совместно с взрослыми, определение средств и способов реализации проекта.

4.Выполнение проекта детьми и взрослыми.

5.Обсуждение результатов.

6.Определение перспектив проектирования.


Этапы реализации проекта:

1 этап. Организационный.

Составление плана работы, разработка тематического планирования по возрастам.

Подбор методической литературы, пособий  по выбранной тематики проекта.

2 этап. Планирование реализации проекта.

Определение задач воспитательно-образовательной работы.

Планирование деятельности.

Разработка  конспектов деятельности.

3 этап. Реализация проекта.

Привлечь родителей к сотрудничеству с воспитателем.                            Развить у ребенка интерес к сельскохозяйственным профессиям.

Приобщить  детей к профессиональной деятельности на селе, через игровую, театрализованную деятельность и  экскурсии.
Формировать у детей знания об общественной значимости труда работников сельского хозяйства, о взаимосвязи и взаимозависимости различных видов труда сельскохозяйственной направленности с другими профессиями. 
Способствовать воспитанию гордости за своих родителей, работающих на сельскохозяйственных предприятиях.
Воспитать положительное отношение  и уважения к профессии сельского хозяйства.

Ожидаемый результат: предполагается, что используемые в ходе работы, максимально разнообразные формы образовательной деятельности с детьми, варьирование приёмов и средств воспитательно-образовательной работы  способствует развитию интереса к труду родителей, постепенно расширяясь до интересов к жизни общества, своей будущей профессии и в становлении  патриота своей Родины и страны.

Моя миссия, как педагога  заключается в следующем:

  • помочь каждому ребёнку обрести целостный образ взрослых на основе интеграции их личностных и профессиональных качеств, осознания значимости трудовой деятельности;
  • подвести к выводу о том, что правильным жизненным выбором профессии определяется жизненный успех.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по профориентационной работе сельскохозяйственного направления

в МАУДО Новоселезневский детский сад «Колокольчик»

2-ая младшая группа  (3-4 года)

Сроки

прове-дения

Тема

Цели и задачи

Форма проведения

Октябрь

 

«Продукты питания на нашем столе»

«Собираем урожай»

- познакомить детей с культурными растениями, используемыми для питания человека и животных;

- формировать представления об бережном отношении к  продуктам  питания;

- воспитывать бережное и заботливое отношение к природе родного края.

- формировать представления детей об овощах и фруктах, их дифференциации по родовому признаку;

- воспитывать бережное отношение к продуктам питания.

Целевая прогулка на поля и в окрестности села Казанское, поселка Новоселезнёво.

Познавательное интерактивное занятие,

аппликация, разучивание стихов, дидактические игры.

Ноябрь

«В гостях у домашних животных»

«Экскурсия в «Фермерский уголок» детского сада»

- продолжить знакомить детей с домашними животными;

- учить бережно, обращаться с домашними животными;

- расширять кругозор и словарный запас;

- учить находить и называть домашних животных и их детенышей;

- формировать заботливое отношение к домашним животным.

Занятие познавательного характера, беседы о животных, чтение художественных произведений  и сказок о домашних животных, дидактические игры.

Декабрь

«Кошка и собака в доме»

- закрепить характерные признаки внешнего вида кошки, собаки и др. домашних животных;

- воспитывать доброе отношение  к животным.

Дидактические, развивающие  и подвижные игры, занятие познавательного характера.

Январь

«Петушок и его семья»

- познакомить детей с игрушками, изображающими петуха, курицу и цыпленка;

- воспитывать любовь к животным, желание заботиться о них;

- активизация словаря по теме «Животные и их детеныши»

Интегрированное занятие, дидактические, подвижные и спортивные игры.

Февраль

«Кто что любит?»

- формировать навыки действенной готовности помочь домашнему животному;

- закрепить знания об особенностях питания домашних животных.

Беседа, дидактическая игра, лепка.

Март

«Весеннее путешествие к бабушке»

- закрепить знания о домашних животных;

- познакомить с новым понятием «домашние птицы»;

- развивать внимание, память, мышление;

- воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к природе.

Познавательное занятие, дидактические игры, разучивание стихов, поговорок о домашних птицах.

Апрель

«Растения на огороде и в поле»

- учить различать по внешнему виду и вкусу разные овощи, зерно злаков, фрукты.

Игровые обучающие ситуации, дидактические игры, спортивные игры. Разучивание стихов, пословиц, поговорок об овощах, хлебе.

Май

«Цветы в нашем детском саду»

- формировать представления о культуре выращивания цветов;

- воспитывать чувство любви к прекрасному;

- воспитывать заботливое отношение к культурным растениям.

Целевые прогулки по территории детского сада.

Средняя группа  (4-5 лет)

Сроки прове-дения

Тема

Цели и задачи

Форма проведения

Сентябрь

«Во саду ли, в огороде…».

- закрепить понятия «фрукты», «овощи», «злаки», травы для корма животных;

- познакомить с некоторыми видами овощей, злаков и растений лугов: форма, цвет, вкус, значение;

- воспитывать интерес к растениям и их роли в жизни человека и животных.

Целевые экскурсии. Занятия познавательного характера, дидактические и развивающие игры, беседы, чтение художественных произведений о растениях и животных.

Октябрь                                                      

«На пастбище»

«Как на нашем на дворе…»

- закрепление знаний о домашних животных, их повадках;

- воспитание заботливого отношения к домашним животным.

Беседа о домашних животных, дидактические игры, рисование, коллективная аппликация, экскурсии.

Ноябрь

«Сравнение домашних и диких животных»

«Значение и роль домашних животных в жизни человека»

- уточнить с детьми признаки домашних животных;

- показать, чем домашние животные отличаются от диких животных;

- упражнять умственные умения детей: объяснять, сравнивать, доказывать, делать выводы, применять знания в новых ситуациях;

- закрепить знания о домашних животных;

- формировать гуманное отношение к ним.

Познавательное интерактивное занятие, развивающие, дидактические и подвижные игры.

Дидактические и подвижные  игры, пальчиковая гимнастика.

Чтение художественных произведений о роли домашних животных в жизни человека.

Инсценировки народных сказок о домашних животных с использованием кукольного театра

Декабрь

«Собери колосок»

- закреплять знания детей о строении растения, его частях, и их значении для жизни человека.

Дидактическая игра, беседы.

Январь

«Посылка из деревни»

- формировать представления детей о деревне: чем занимаются сельские труженики, взаимосвязь города и деревни;

-воспитывать уважение к людям труда.

Комплексное занятие, чтение художественной литературы, познавательно-исследовательская деятельность, беседа по картине, дидактическая игра, аппликация.

Февраль

«Сам копай, сам сажай – сладок будет урожай»

- закреплять знания детей о фруктах и овощах;

- воспитывать бережное отношение к продуктам питания.

Инсценированная игра, дидактические игры.

Март

«Есть у нас огород, там зеленый лук растет…»

- закрепить понятие «овощи»;

- уточнить знания о луке;

- обучение посеву лука.

Познавательное интерактивное занятие, развивающие, дидактические и подвижные игры.

Апрель

«Кто где живет?»

«Построй домик для поросенка»

«Современная ферма глазами детей»

- познакомить детей с условиями жизни домашних животных;

- развитие логического и абстрактного  мышления;

- воспитание заботливого отношения к животным.

Конструирование, развивающие, дидактические игры, рисование, лепка.

Май

«Карлсон выращивает овес»

- познакомить детей с условиями выращивания злаков;

- обучить приемам посева семян на опытном участке ДОУ.

Познавательная игра, экспериментальная работа на участке детского сада, сюжетно-ролевые игры

Старшая группа (5-6 лет)

Сроки проведения

Тема

Цели и задачи

Форма проведения

Сентябрь

«Экскурсия на зерноток» ХПП.

- познакомить детей с понятием «зернохранилище»;

- закрепить знания о хранении зерна;

- воспитание уважения к труду работников зернотока.

Ознакомительная экскурсия на зернохранилище

Октябрь

«От зернышка до булочки»

«Растения полей»

- уточнить и закрепить представления детей о выращивании хлеба;

- формирование знаний о производстве хлеба;

- знакомство с понятием «профессия» - вызвать интерес к профессиям людей, которые выращивают хлеб;

- воспитание бережного отношения к хлебу;

- воспитание уважения к мастерам своего дела;

- развитие связной речи детей;

- уточнить и закрепить знания о поле, что выращивают на полях;

- развитие связной речи детей;

- воспитание бережного отношения к растениям.

Проектирование, конструирование, дидактические игры, рисование, лепка, разучивание стихов, песен.

Совместные с родителями посиделки с чаепитием, конкурс на лучший семейный рецепт каравая.

Чтение стихов, беседа  о поле, рисование, дидактические игры.

Ноябрь

«Растения огорода»

«Овощехранилище»

- расширять и систематизировать знания детей об огороде;

- закреплять умение различать фрукты и овощи;

- развивать мышление, память, связную речь детей;

- систематизировать знания детей о труде людей осенью;

-познакомить с понятием «овощехранилище»;

-учить детей отбирать и группировать овощи и фрукты для хранения;

- воспитывать уважение к труду людей, стремление помогать им.

Комплексное занятие познавательного характера с использованием ИКТ, рисование «Растения огорода».

Дидактическая игра, беседы, чтение художественной литературы

Декабрь

«Мои домашние питомцы»

«На птичьем дворе»

- закрепление знаний о домашних животных и их роли в жизни человека;

- воспитание любви и заботливого отношения к животным.

- формирование представления о домашней птице, их пользе для человека;

- знакомство с понятием «птицеферма»;

- воспитание уважения к труду птицевода;

- воспитание заботливого отношения к домашней птице.

Интерактивная игра, подвижные и спортивные игры.

Моделирование и составление сказок о домашних животных, экскурсии.

Познавательное интерактивное занятие, беседа о домашних птицах, дидактические и развивающие игры, экскурсии.

Январь

«Пейте дети молоко – будете здоровы!»

- знакомство детей с понятием «животноводство»;

- знакомство детей с профессиями животноводов;

- воспитывать у детей уважение к труду животноводов;

- воспитывать потребность заботливого отношения к домашним животным.

Беседы, чтение сказок и художественных произведений о труде. Сюжетно-ролевые игры с использованием кукольного театра, экскурсии.

Февраль

«Отгадай, что мы покажем?»

- закреплять знания детей о трудовых процессах на животноводческих фермах, - воспитывать уважение к их труду;

- упражнять ребят в умении имитировать разные трудовые действия по уходу за животными.

Дидактическая игра, беседы.

Март

«Построй домик для животного»

- закреплять знания детей об особенностях жизни различных домашних животных, их жилье; - формировать умение правильно подбирать материал для постройки дома любому из животных.

Беседы, дидактическая игра, конструирование.

Апрель

«Сельскохозяйственная техника»

«В гостях у механизатора»

- виртуальное и визуальное знакомство с сельскохозяйственной техникой фермерских хозяйств;

- формирование интереса к технике;

- знакомство с профессией механизатора;

- воспитание уважения к труду механизаторов;

- закрепить знания детей о сельскохозяйственной технике.

Конструирование тракторов и других сельхозмашин из деталей конструктора. Виртуальное конструирование на компьютере.

Рисование и лепка.

Просмотр видеоматериалов.

Экскурсия в гараж ООО «Маяк»

Май

«Мы в профессии играем!»

- закрепление полученных знаний о профессиях на селе;

- воспитание уважительного отношения к людям разных профессий;

- развитие познавательного интереса к своей будущей профессии;

- воспитание любви к своей малой родине.

Театрализованное представление.

Подготовительная  группа (6-7 лет)

Сроки прове-дения

Тема

Цели и задачи

Форма проведения

Сентябрь

«Путешествие в страну знаний»

Экскурсия на ХПП.

- закрепление знаний о тружениках села, их профессиональной деятельности;

- закрепление знаний о различии злаковых культур;

- воспитание уважительного отношения к людям разных профессий.

Интерактивное занятие, дидактические и развивающие игры.

Наблюдение за работой людей на элеваторе.

Октябрь

«Фермер и его друзья»

«Современное содержание домашних животных на фермах»

«Кинопутешествие»

- расширение и систематизация знаний о жизни домашних животных;

- уточнение и расширение тезауруса по темам  «Домашние животные», «Фермерское хозяйство»;

- закрепление  знаний о профессиях людей, которые выращивают хлеб, овощи, заботятся и выращивают  домашних животных.

- знакомство с понятием «сельскохозяйственный комплекс»;

- знакомство с современными животноводческими  комплексами;

- воспитание уважительного отношения к  труду на селе;

- формирование интереса к сельскохозяйственным профессиям.

- закреплять, систематизировать знания детей о труде животноводов, активизировать речь детей, пробуждать желание быть похожими на рабочих- животноводов, создавать их образы в творческих играх.

Занятие познавательного характера с использованием различных современных методических приемов

Экскурсия в ООО «Маяк».

Беседы, чтение художественных произведений.

Дидактическая игра, беседы с использованием ИКТ

Ноябрь

«День урожая»

- формирование уважения к труду колхозника;

- обобщить и систематизировать знания о труде сельского труженика.

Развлечения, сюжетные игры, чтение стихов, беседы.

Декабрь

«Капитаны полей»

«Труд доярки так непрост…» экскурсия на ферму.

- формировать знания детей о профессии комбайнер;

- воспитание уважения к труду комбайнера;

- формировать знания детей о труде доярки;

- воспитание в детях чувства уважения к труду доярки.

Беседы, сюжетные игры, дидактические игры, конструирование, рисование. Экскурсия Агрофирма «Маяк».

Январь

«Составляем карту профессий  сельских тружеников»

- продолжать знакомство детей с профессиями сельских тружеников;

- расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе;

 - воспитывать в детях чувство уважения к   труду взрослых.

Проектирование. Оформление альбома и выставки творческих работ детей по теме «Профессии на селе».

Февраль

«Кто хлеб печет?» экскурсия на пекарню.

- углубить представления детей о профессии пекаря;

- развивать познавательный интерес к труду взрослых, умение составлять рассказ с помощью схемы трудового процесса;

- воспитывать уважение к труду пекаря и бережное отношение к хлебу.

Наблюдение за трудом пекаря.

Комплексное занятие, рассматривание и описание картин «В пекарне», лепка.

Март

 «Кто составляет коровье меню?»

«Добрый доктор Айболит!»

 - знакомство с понятиями «зоотехник», «ветеринар»;

- формирование интереса к профессиям зоотехника и ветеринара;

- воспитание уважения к труду людей, которые заботятся о животных.

Развлечения, сюжетно-ролевые игры, кукольный театр. Чтение художественных произведений. Экскурсия на ветстанцию.

Апрель

«Экскурсия к колхозному полю»

- знакомство с трудом механизатора;

- формирование интереса к профессии механизатора;

- уважение к труду взрослых.

Наблюдение за трудом механизаторов-хлеборобов, беседа, сюжетные игры отражающие труд механизатора.

Май

«Мы в профессии играем!

- обобщить и систематизировать знания о домашних животных, их пользе для человека, профессиях сельских тружеников;

- воспитывать уважительное отношение к сельскому труду и людей, которые занимаются этим;

- воспитывать бережное и заботливое отношение к растительному и животному миру родного края.

Театрализованное представление, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, чтение стихов.



Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ, РАЗВИВАЮЩИЕ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ

Что сначала, что потом

(для детей 5 – 7 лет)

Цель: систематизировать, закреплять знания детей о последовательности этапов выращивания хлеба, воспитывать сообразительность, быстроту мышления, активизировать речь детей, их словарь.

Правила игры: называть последующий этап только после получения мяча в руки, мяч бросать не обязательно рядом стоящему участнику, а любому, чтобы все были внимательны и активны.

Ход игры:

Воспитатель: Мы много узнали о труде хлеборобов. Знаем, что делают люди на селе, чтобы у нас на столе каждый день был хлеб. Давайте вспомним об этом и поиграем в игру «Что сначала, что потом». У меня в руках мяч. Я начинаю игру так: «Для того, чтобы вырастить урожай хлеба, нужно сначала подготовить поле к посеву зерна, задержать снег; а что потом?» Кому я брошу мяч, тот должен быстро и правильно сказать, что делают хлеборобы после задержания на полях снега. (Бросает мяч кому-либо из детей.)

       Кто поймал мяч быстро отвечает: «Удобряет почву», и бросает другому участнику игры, одновременно спрашивая: «А что потом?»

      Тот, кому брошен мяч, говорит: «Пашут поле», и бросает мяч дальше.

Игра продолжается до тех пор, пока не назовут последний этап пути хлеба: «Хлеб продают», «Хлеб на столе».

      Кто не может вспомнить, что дальше происходит с хлебом, тот ударяет мячом об пол, ловит его и бросает без ответа другому участнику. Проигрывает, тот, кто чаще без ответа оставлял пойманный мяч.

Отгадай, что мы покажем?

(для детей 5 – 7 лет)

Цель: закреплять знания детей о трудовых процессах на животноводческих фермах, воспитывать уважение к их труду, упражнять ребят в умении имитировать разные трудовые действия по уходу за животными.

Правила игры: вспомнить и изобразить такие действия, которые детям знакомы из наблюдений, рассказов, собственной деятельности по уходу за животными.

Ход игры:

Считалочкой выбирается отгадывающий, он отворачивается и закрывает глаза, когда дети довариваются, какое действие они будут изображать: рвать траву и кормить ею животных, косить сено, доить корову, приготавливать корм, делать уколы телятам, поросятам и т.д. Отгадывание действия.

       Если водящий не мог сразу определить, какое действие изобразили дети, надо повторить его еще раз. Если же и тогда ребенок – водящий не отгадает, то выполняет задание, придуманное детьми.

Кинопутешествие

(для детей 5 – 7 лет)

Цель: закреплять, систематизировать знания детей о труде животноводов, активизировать речь детей, пробуждать желание быть похожими на рабочих животноводов, создавать их образы в творческих играх.

Правила игры: при описании картинки не называть место путешествия, выигрывает тот, кто первый узнал по описанию место путешествия.

Атрибуты игры: иллюстрации с изображением труда сельских тружеников, игрушечный телевизор.

Ход игры:

Воспитатель говорит детям о том, что они будут путешественниками и расскажут о том, что они видели, путешествуя по селу.

На столе разложены картинки. Тот, кого выберет воспитатель, подходит к столу, берет одну из картинок, вставляет ее в игрушечный телевизор и начинает рассказывать о том, что на ней изображено, но не называет, где происходит действие. Это должны отгадать все дети, принимающие участие в игре.

Например: «Много коров, женщина в белом халате. Она держит в руках аппарат». Дети отгадывают: «Молочная ферма! Путешественник побывал на молочной ферме».

Приглашается следующий играющий, подходит к столу и берет картинку, и описывает следующую иллюстрацию.

Где мы были не скажем, а что видели покажем

(для детей 5 – 7 лет)

Цель: развивать воображение детей, умение имитировать трудовые действия рабочих фермы, пастуха на пастбище; закреплять знания детей  о труде животноводов; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать умение спокойно общаться по поводу организации игры.

Правила игры: Изображать действия, известные детям; показывать несколько действий, связанных между собой, соблюдая их последовательность; команда, отгадавшая и правильно назвавшая действия, ловит детей из другой команды, пока не останется у нее ни одного участника; убегать дальше обозначенного пространства нельзя.

Ход игры:

Детей делят на две команды. После этого воспитатель объявляет правила игры: по сигналу (взмах платочком) игроки команды, в чью сторону махнули платочком, тихо, чтобы не слышали дети другой команды, договариваются о том, что они будут изображать. Договорившись, становятся в шеренгу (друг против друга) и показывают действия (пастух пасет коров, щелкает кнутом, гонит коров к водопою или доярки доя коров, кормач развозит для коров корм, телятница поит теленка молоком и др.). если дети другой команды отгадали и командир первой команды сказал : «Правильно!», то отгадавшие убегают, а другие дети их ловят. Оставшиеся ребята загадывают свою загадку. И так игра продолжается до тех пор, пока в одной из команд не останется ни одного играющего. Команда, сохранившая своих участников (хотя бы одного), считается победительницей.

Отгадай, что за овощ?

(для детей 4 – 6 лет)

Цель: закреплять знания детей об овощах, определять по описанию; активизировать речь детей, их словарь.

Ход игры:

На столе лежат иллюстрации (картинки перевернуты вниз, т.е. изображения дети не видят). Воспитатель приглашает к столу ребенка, предлагает взять карточку и описать изображенный на картинке овощ (какого он цвета, круглый или продолговатый, мягкий или твердый, какой на вкус и т.д.), не называя его.

Показать играющим картинку можно только после того, как кто-нибудь угадает овощ. Каждый, кто описал овощ, выбирает следующего участника.

Что растет в огороде, что в саду?

(для детей 4 – 6 лет)

Цель: классифицировать предметы по представлению, ориентируясь на место их произрастания; активизировать словарь: огород, сад, названия овощей фруктов.

Ход игры:

Два стола. На одном иллюстрация с изображением грядок, огорода. На другом столе картина с изображением сада. У воспитателя в мешочке муляжи овощей и фруктов. Приглашенный воспитателем ребенок, подходит к мешочку и опускает в него руку. Берет один какой-нибудь предмет, называет его; говорит, что это овощ или фрукт; называет место его произрастания и кладет на тот стол, где изображено место произрастания данного предмета.

Игра продолжается до тех пор, пока все предметы из мешочка не будут выложены.

Мои друзья

(для детей 4 – 6 лет)

Цель: закреплять знания детей о домашних животных (как выглядят, что едят); воспитывать гуманное отношение к ним.

Правила игры: выбрать корм для определенного животного, накормить своих друзей животных.

Материал: игрушки - домашние животные, картинки, на которых нарисован различный корм.

Ход игры:

Игрушки расставляют так, чтобы они были хорошо видны. Под ними разложены картинки, но так, чтобы изображенный на них корм не подходил животному. Выступая в роли разных животных, воспитатель просит детей накормить их, подражать голосам животных. Дети должны задуматься: «Почему животные, хотя и голодны, не едят?». Оказывается, они едят строго определенный корм. Дети должны помочь накормить животных. Если картинка подобрана правильно, кто–нибудь из детей, выступая от имени животного, выразит удовольствие, и наоборот. При этом дети должны имитировать звуки, которые издают те или иные животные.

Построй домик для животного

(для детей 5 - 7  лет)

Цель. Закреплять знания детей об особенностях жизни различных домашних животных, их жилье. Формировать умение правильно подбирать материал для постройки дома любому из животных.

Правила игры. В игру играют в командах (в команде по 2-3 человека). Кто быстро и правильно справился с заданием и сумел объяснить свой выбор, выиграл.

Ход игры.

Воспитатель объявляет ребятам о том, что домашние животные заблудились и просят нас о помощи, давайте им поможем и построим им домики.

Педагог предлагает детям выбрать то животное, кому они хотят помочь, назвать это животное. Выбрать из предложенного стройматериала только то, что нужно для данного животного. Рассказать о своем выборе.

В конце игры подводится итог.

Собери колосок

( для детей 4-6 лет)

Цель. Закреплять знания детей о строении растения, его частях, и их значении для жизни человека.

Материал. Большая картина с изображением пустого  поля разрезные части растения (корень, стебель, листья, колос).

Правила. Количество играющих от 4 до 6 человек. Выигрывает тот, кто быстро и правильно  собрал свой колосок и посадил его в поле.

Ход игры.

Воспитатель: «Ребята на поле росли прекрасные колоски. Но однажды здесь пронесся страшный ураган. После него осталось вот что… (Воспитатель показывает детям картинку с изображением пустого поля). Нравится вам такое поле? (Нет) Давайте оживим это поле. Посадим на нем колоски пшеницы.

Детям предоставляются наборы не только разрезных частей колоса, но и ненужные предметы.

Дети выбирают, что им нужно, а затем составляют растение, называют его и сажают в поле.

Село

(игра для детей 5-7 лет)

Цель. Выявлять знания детей о людях, живущих в городах и селах, о видах их деятельности. Выяснить, с чем связаны отличия. Формировать умение логически мыслить, обобщать уже имеющиеся сведения об окружающем мире. Воспитывать уважение к людям труда.

Материал. Карточки с изображением различных объектов города и села (лес, поле, ферма, сельскохозяйственные машины, городской транспорт, завод), люди разных профессий (комбайнер, птичница, доярки с коровами, рабочий, врач и т.д.).

Правила. Играют по командам (по 3-4 человека в команде). Выигрывает та команда, которая быстро и правильно соберет село.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям вспомнить основные отличия города от села (природное и социальное окружение, профессии и т.д.). Дети делятся на команды, подбирают нужные карточки и составляют картину.

В конце игры подводится итог.

Эксперимент «Научная лаборатория»

(для детей 6-7 лет)

Цель. Познакомить детей с понятиями «лаборатория», «лупа», «микроскоп» и их назначением. Обогатить знания детей интересными содержательно-упорядоченными сведениями из разных областей наук (биология). Организовать экспериментальную работу с лупой, микроскопом. Способствовать формированию у детей положительного отношения к миру.

Материал. Лупы, микроскоп. Продукты пчеловодства: мед, прополис, соты, воск. схемы с изображением клеток. Альбом для фиксации наблюдений.

Ход игры.

Воспитатель: «Сегодня мы с вами будем работать в научной лаборатории. В связи с этим вы не просто дети,  а научные работники - исследователи. Поэтому будьте внимательны и наблюдательны. В нашей научной лаборатории мы будем проводить исследования: изучать под микроскопом (лупой) продукты пчеловодства. Сначала посмотрите схемы с изображением клеток меда» (посмотреть 3 схемы).

 Далее дети рассматривают с помощью микроскопа (лупы) мед, воск, прополис; делают выводы об увиденном.

Воспитатель благодарит детей за хорошую работу в научной лаборатории, отмечает наиболее эрудированных детей.

Кто больше назовет продуктов пчеловодства

(для детей 5-7 лет)

Цель. Расширять представление детей о продуктах пчеловодства, о труде пчеловода. Воспитывать интерес и уважение к труду пчеловода.

Материал. Портрет пчеловода, мед, воск, прополис, коробочки от мазей «пчелиный яд» и т.п., картинка дымаря.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям отправиться на выставку достижений пчеловодства. Дети рассматривают предметы пчеловодства. Затем каждый ребенок выбирает любой предмет и рассказывает о нем, о его назначении, пользе.

Выигрывает тот, кто больше назовет продуктов пчел

Ходим как домашние животные.

Место игры – помещение. Возраст игроков –2 – 3 года. Кол-во игроков – не ограниченно по очереди.

Развивает творческое мышление, воображение, общую моторику и фантазию.

        Правила игры

  1. Выбирают картинки домашних животных, у которых своеобразная походка и движения.
  2. Кладут эти картинки перед ребенком.
  3. Включают какую-нибудь музыку для фона (что бы легче было изображать животных).
  4. Взрослый берет первую картинку, а ребенок должен изобразить данное животное.
  5. Затем берется вторая картинка и т.д.

Картошка.

Место игры – улица. Возраст игроков – 6-7  лет.

Кол-во игроков – четыре и более. Инвентарь – мяч.

Развивает реакцию и выносливость.

        Правила игры

  1. Игроки становятся в круг лицом друг к другу.
  2. Игроки перекидывают мяч друг-другу не ловя его.
  3. Если мяч упал, то тот игрок, кто последним ударил мяч - садится в круг (становится картошкой). Остальные игроки продолжают игру.
  4. Сидящий игрок должен поймать мяч, но нельзя при этом стоять.
  5. Когда «картошка» поймает мяч - он(а) возвращается в круг к играющим, а упустивший игрок мяч - садится в круг (т.е. становится картошкой).

Курочки.

Место игры – улица. Возраст игроков – 4-7  лет.

Кол-во игроков – четыре и более.

Развивает реакцию, ловкость, выносливость.

Описание игры.

  1. Играющие выбирают хозяйку и петушка, все остальные — курочки.
  2. Курочки и петушок идут гулять.
  3. Выходит хозяйка, хлопая в ладоши кричит: «Кшш! Кшш!».
  4. Курочки бегут в дом, а хозяйка ловит их, петушок курочек защищает, широко раскрыв руки в стороны.
  5. Всех пойманных курочек хозяйка уводит в дом.

Лошадки.

Место игры – помещение. Возраст игроков – 6-7 лет года.

Кол-во игроков – четыре и более.

Инвентарь – прыгалки или верёвочка для вожжей.

        Развивает реакцию, ловкость, мышление.

        Описание игры.

  1. Выбирается водящий (если игра выполняется впервые ведущий – воспитатель). Все оставшиеся  игроки делятся на четверки: кучер и три лошади.
  2. Ведущий по ходу игры подает различные команды (идут шагом, поворачивают направо, налево), а лошади и кучер должны их точно выполнить.
  3. После слов ведущего «Лошади, с разные стороны!» кучер отпускает вожжи, а лошадки  разбегаются по площадке, а на слова «Найди своего кучера» они как можно быстрее находят его.
  4. Кучер, чьи лошадки ошибались, получают штраф – синюю ленточку на вожжи.

Дидактическая игра « Кто? Где живет?»

Дидактическая игра «Во саду ли, в огороде…»

Знакомимся с голосами домашних животными.

Развивающая игра «Фермерское хозяйство»

Юные проектировщики современных фермерских хозяйств.

 Дидактическая игра «Построй домик для животного»                   

 Дидактическая игра «Мои друзья»



Предварительный просмотр:

Методическая разработка по профориентационной работе в детском саду

«От зернышка до булочки»

Образовательные области: «Познание», «Труд», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Художественная литература», «Социализация».

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно – исследовательская, чтение художественной литературы.

 Цели занятия:

  • систематизировать знания о долгом пути хлеба от поля до стола;

           обогатить знания детей о том, как выращивают хлеб;

  • формировать представления о труде хлебороба, сельскохозяйственной технике, облегчающей его труд;
  • воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу;
  • познакомить детей с новым материалом для лепки - соленым тестом; учить детей лепить из соленого теста, используя знакомые приемы лепки.

 Предварительная работа:

 1. Экскурсии в хлебобулочный магазин.

 2. Разучивание стихов и пословиц о хлебе.

 3. Беседы с детьми, рассматривание иллюстраций, фотографий.

 4. Чтение художественной литературы.

 5. Загадки.

 6. Дидактические игры.

 Оборудование:

 Презентации на тему : «От зернышка до булочки», выпечка, колоски, лоток с землёй, зёрна пшеницы, кофемолка, мука, соль, яйца, вода, солёное тесто, пироги.

Ход занятия:

Дети входят в группу. Их встречает воспитатель  в русском народном костюме с лукошком, в котором баранки, ватрушки, сушки, булки и т.д .

Воспитатель:

Здравствуйте, детишки девчонки и мальчишки. Давайте  поздороваемся.

Здравствуйте, ладошки!    - Вытягивают руки, поворачивают ладонями                                вверх.
Хлоп-хлоп-хлоп!                  - 3 хлопка.
Здравствуйте, ножки!        - Пружинка.   
Топ-топ-топ!                         - Топают ногами.
Здравствуйте, щёчки!        - Гладят ладонями щёчки.
Плюх-плюх-плюх!               - 3 раза слегка похлопывают по щекам.
Пухленькие щёчки!            - Круговые движения кулачками по щекам.
Плюх-плюх-плюх!               - 3 раза слегка похлопывают по щекам.
Здравствуйте, губки!          - Качают головой вправо-влево.
Чмок-чмок-чмок!                - 3 раза чмокают губами.
Здравствуйте, зубки!          - Качают головой вправо-влево.
Щёлк-щёлк-щёлк!               - 3 раза щёлкают зубками.
Здравствуй, мой носик!      - Гладят нос ладонью.
Бип-бип-бип!                        - Нажимают на нос указательным пальцем.
Здравствуйте, гости!           - Протягивают руки вперёд, ладонями вверх.
Здравствуйте!                       - Машут рукой. 

Ай, качи-качи-качи!

 Глянь, - баранки, калачи!

 Глянь, - баранки, калачи!

 С пылу, с жару из печи!

 - Ребята, посмотрите, что у меня в лукошке. Чего здесь только нет. Что вы здесь видите?

 Ответы детей: баранки, ватрушки, сушки, булки и т.д.

 Воспитатель: Как можно назвать всё это одним словом?

 Дети: выпечка, хлебобулочные изделия.

 Воспитатель: Вот как много хлебобулочных изделий. Все они очень аппетитные и вкусные. Без хлеба не обходится ни одно застолье. Он прошёл долгий путь, прежде чем появился на полке в магазине и у нас на столе. Хотите узнать каков  путь хлеба к нашему столу?

 Воспитатель: «Золотист он и усат, в ста кармашках – сто ребят». Что это?

 Ответы детей: колосок.

 Воспитатель: Молодцы! Отгадали! Это действительно колосок. (Колоски поставить на стол).

 - Зёрнышки в колоске спрятаны, будто в кармашки, их так много и на каждом кармашке усик, будто оберегает зёрнышко. Именно зёрнышко всему начало. (Дети садятся на стулья).

 - Ребята, а вы знаете люди каких профессий трудятся для того, чтобы у нас всегда был хлеб на столе?

Ответы детей: хлеборобы, трактористы, шофёры, комбайнёры, пекари и т. д.

 Воспитатель: 

 Хлеб ржаной, батон и булки

 Не добудешь на прогулке.

 Люди хлеб в полях лелеют,

 Сил для хлеба не жалеют. (СЛАЙД)

 Воспитатель: Весной люди подготавливают почву для засева полей.

 Снег растает в поле чистом,

 Схлынет талая вода –

 Побежит за трактористом

 Ранним утром борозда. ( СЛАЙД)

 Воспитатель: Трактористы пашут землю и разрыхляют её с помощью больших грабель, которые называются бороной, а затем можно сеять зёрна.

 Воспитатель вносит лоток с землёй.

- Ребята, а давайте и мы с вами посеем зёрнышки и поможем им вырасти (дети сеют зерна на фоне музыки), а что необходимо для того, чтобы они выросли.

 Ответы детей: тепло, свет и влага.

 Воспитатель: Правильно! Солнце светит и греет, дождь поливает и росток прорастает. ( СЛАЙД).

А теперь давайте покажем, как растут наши зёрнышки.

 Физкультминутка: 

 В землю зёрнышко попало, (приседают)

 Прорастать на солнце стало (руки над головой)

 Дождик землю поливал,

 И росточек подрастал (медленно встают)

 К свету и теплу тянулся

 И красавцем обернулся. (СЛАЙД–  поле с золотыми колосьями).

Дети садятся на стулья.

 Воспитатель: Летом всё поле в золотистых колосьях. Хлебные поля похожи на море. Ветер дует, и колосья превращаются в золотые волны. А когда приходит осень, колосья наливаются, созревают. Пора убирать урожай, а то зёрна могут осыпаться.

 Ребята, а какие машины убирают урожай?

 Ответы детей: комбайны. ( Слайд – комбайны в поле).

 Воспитатель: 

 Хлеб созрел, в полях моторы

 Песню жатвы завели.

 В степь выводят комбайнёры

 Полевые корабли.

 Воспитатель: Зерно высыпается в грузовую машину, которая едет рядом с комбайном. А куда же шофёр увозит зерно?

 Ответы детей: элеватор.

 

 Воспитатель:

Слышен, летом до заката,

 Гул комбайнов у реки,

 И везут на элеватор

 Урожай грузовики. ( Слайд-элеватор)

 Воспитатель: Зерно отвозят в большие зернохранилища, которые называются элеватором. Там его сушат и хранят. Но и это ещё не всё. Кто догадается куда везут зерно с элеватора?

 Ответы детей: на мельницу.

 Воспитатель: Правильно, на мельницу, где мельник перемалывает его в муку. (СЛАЙД).

( Внести кофемолку и зёрна пшеницы).

 Мы тоже сейчас попробуем сделать муку ( промолоть зёрна на кофемолке, показать детям результат).

 Воспитатель: Ребята, потрогайте муку, опишите какая она?

 Ответы детей.

 Воспитатель: Вот мука и готова! На специальных машинах её везут на хлебозаводы и пекарни, где пекарь выпекает нам хлебушек и различные хлебобулочные изделия (СЛАЙД).

 Наконец- то хлеб попадает в булочную, где мы его покупаем и с удовольствием едим.

 - Хлеб всегда считался главным блюдом на столе. Как надо относиться к хлебу?

 Ответы детей.

 Воспитатель: Совершенно верно. Он всегда и везде пользуется почётом и уважением. Гостя на Руси встречали всегда с хлебом и солью!(СЛАЙД).

Даже пословицы сложили: « Хлеб на столе, так и стол – престол, а как хлеба ни куска, так и стол – доска!»

 -А загадки разгадывать умеете?

 Загадки:

Из меня пекут ватрушки,

И оладьи, и блины.

Если делаете тесто,

Положить меня должны. (мука)

 Может и разбиться, может и свариться,

 Если хочешь - в птицу может превратиться.(яйцо)

 Я и туча, и туман,

 И ручей, и океан,

 И летаю, и бегу,

 И стеклянной быть могу!(вода)

Меня одну не едят,

А без меня мало едят.

Отдельно - я не так вкусна,

Но в пище — каждому нужна. (соль)

 Воспитатель: Все эти продукты вы отгадали правильно и они появились у нас на столе. (на столе стоят – мука, вода, соль, яйца). Если их перемешать, что получится? (на столе 2 ёмкости).

 Дети: тесто.

 Воспитатель: Ну, конечно же, это – тесто! (достает готовое солёное тесто из другой ёмкости).

 - Самый вкусный хлеб получится, когда печёшь его своими руками. Ребята, сейчас мы с вами превратимся в настоящих пекарей и каждый из вас вылепит  из теста какое – нибудь хлебобулочное изделие. Может вы придумаете свой оригинальный пирог? Только мы будем лепить из солёного теста. Изделия из него долго хранятся, но есть его нельзя! Мы слепим хлебобулочные изделия для игры в магазин. Приступайте к работе.

Дети лепят из соленого теста на фоне музыки.

- Все ребятки, молодцы! Все постарались, налепили так много хлебобулочных изделий.

  Воспитатель: Но и это ещё не всё, вас ждёт сюрприз! Я испекла для вас своими собственными руками вот эти  замечательные пироги!

Как для Вас, мои друзья,

Пирогов я напекла.

Хозяйку потешьте,

Пирогов моих поешьте!    Воспитатель угощает детей пирогами.



Предварительный просмотр:

Сценарий театрализованного представления « В гостях у фермера»

(по мотивам сказки в стихах Олеси Емельяновой)

Цель:  расширение и систематизация знаний о жизни домашних животных, закрепление понятия «фермер»;

 формирование коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста; развитие связной речи через использование театрализованной деятельности; формировать навыки сотрудничества в коллективном выполнении заданий; развивать коммуникабельность и артистизм; формировать эмоциональную отзывчивость, сенсорные навыки, фонематический слух.

Действующие лица:

Ведущий
Фермер
Курица
Петух
Собака Шарик
Кошка
Коза

Заяц
Цыплята
Лиса
Козлята
Волк
Пчёлы
Медведь

Ход представления:

Ведущий (воспитатель)

Тот, кого мы ждем, друзья,
Всем известен в мире!
Что он делает, нельзя
Делать нам в квартире!
Он родился королем
Над зверьем и птицей,
Для него стал замком дом,
А забор – границей.
Он весною каждый год
Зарывает клады,
Поливает их и ждет
К осени награды.
Кто же этот чародей,
Всей земли хозяин
И кормилец всех людей?
Знаете?

Ведущий делает паузу, давая зрителям возможность дать ответ. (Фермер!)

На сцену выходит Фермер.

 Фермер      

Про своё житьё-бытьё
Расскажу с охотой,
Про хозяйство, про зверьё,
Про свои заботы.
Жизнь в деревне, как в раю,
Всё не наслажусь я –
Раньше петухов встаю,
Позже кур ложусь я.

Фермер достает миску с пшеном и начинает его разбрасывать.

Фермер

Цыпа! Цыпа!

Из сарая появляются Курица с цыплятами

Танец «Цып – цып,  мои цыплятки»

Фермер

Славный выводок какой
У моей несушки!

Танец петушков

Из калитки появляется Лиса и крадется к курам.

Фермер (строго)

Снова ты, пролаза?
Лизавета! К петушку
Путь тебе заказан!

Из-за сарая выбегает Шарик.

Шарик

Гав!

Фермер

Да, да, Шарик, проводи!

Шарик с лаем гонит лису до калитки. Куры с кудахтаньем мечутся по сцене и убегают обратно в сарай.

Шарик

Гав! Гав! Гав!

Фермер

  Без драки!
Сотня глаз нужна, поди,
Если нет собаки

Шарик возвращается к хозяину. Хозяин гладит его. Из сарая входит Кошка.

Танец кошки и собаки

(Шарик бросается на кошку, и они с лаем и мяуканьем носятся по сцене, а потом скрываются за калиткой.)

Фермер

Вот пес чумной!
Прямо по капусте!
Никогда он ни одной
Кошки не пропустит!
Потоптал весь огород!

Посреди сцены появляется овощная грядка. От калитки начинает пробираться заяц. Над сценой видны только длинные уши. Достигнув грядки,  уши теряются среди ботвы.

Фермер (увлеченно)

А ведь там на грядках
Лук, петрушечка растет,
Хрен и перец сладкий…
И морковка, сорт «Клондайк».
Радость моя, здравствуй!
Как ты тут?

Фермер вытягивает за ботву огромную морковку, но на ней  виснет толстый заяц. Фермер пытается стряхнуть его.

Фермер (возмущенно)

 А ну отдай!
Ах ты, вор ушастый!
Знаю, ваш лесной народ
Тоже кушать хочет,
Но нельзя же круглый год
Есть с утра до ночи!

Заяц убегает в калитку, а в руках у фермера остается огрызок.

Фермер

Вот и весь с ним разговор!
Как поладишь с вором?
И поэтому мой двор
Окружен забором

Фермер

Здесь охочих до добра
Моего навалом!
Только появись дыра,
Всё растащат даром!
И свои не отстают –
Стоит зазеваться,
А коза уж тут как тут.

Из сарая выходит Коза с козлятами и начинает бодать фермера.

Танец козы с козлятами

Фермер

 Не смей бодаться!

Коза пытается боднуть фермер, тот уворачивается. Козлята прыгают вокруг и тоже норовят боднуть.

Фермер  

Вот проказники, сил нет!

Ах вы, забияки!
Норов – впору сатане.
Ешьте вот, вояки!

Фермер скармливает Козе и козлятам морковную ботву.

Фермер

Все, что в городе в отход
Пустят без сомненья,
У меня на корм пойдет
И на удобренья

Входит Волк и подбирается к козлятам. Коза и козлята испугано прячутся за спину фермера.

Фермер

Ты не трогал бы козлят,
Слышь, Левон Иваныч!
Ведь поставлю на тебя
Свой Капкан Капканыч.

Волк убегает через калитку. Фермер прогоняет коз с огорода. Коза и козлята скрываются в сарае.

Фермер

Есть в хозяйстве у меня
И еще зверюшки –
Пять коров и два коня,
Семь овец, три хрюшки.

Я их всех пою, кормлю,
Холю и лелею,
За скотинушку свою
Всей душой болею!

Или, скажем, вот в саду
Яблони и груши…
Всё должно давать еду –
Надо ж людям кушать.
А в саду народ живет
Малый да веселый,
Он умеет делать мед.
Кто же это?

Ну, конечно, ….пчелы!

И в прохладу, и в жару
Всё здесь опыляют.
Мёда я у них беру,
Сколько позволяют.

Танец Пчелок

В калитку выходит Медведь и идет к улью.

Фермер

Так, так, так! А это кто,
На себя похожий?
Ты, медведушка, почто
Улей мой тревожишь?
По-хорошему уйди
В лес дремучий, мишка!
А не хочешь, погоди,
Принесу ружьишко!

Медведь с недовольным ворчанием уходит со сцены через калитку.

Фермер

Трудно, что и говорить,
Избежать убытку,
Если позабыть закрыть
За собой калитку. (
Фермер  подходит к калитке и закрывает ее за собой).

Фермер

Все ушли, и мне пора
С вами распроститься!
На прощанье, детвора,
Разбирай гостинцы!

На сцену  выезжает ребенок на тракторе, в телеге большая корзина с яблоками.

 Ведущий берет корзину и раздает зрителям угощение.

     

                           



Предварительный просмотр:

(старшая группа)

         Цели и задачи:

  • Образовательные:

     

- расширение и систематизация знаний о жизни домашних животных;

- уточнение и расширение тезауруса по теме  «Домашние животные»;

- формирование знаний о профессиях людей, которые выращивают и     заботятся о домашних животных;

- закрепление понятия «фермер».

  • Развивающие:

- формирование коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста;

- развитие связной речи через использование театрализованной деятельности;

- совершенствование грамматического строя речи;

- развитие логического и абстрактного мышления.

  • Воспитательные:

- развивать интерес к родному краю;

- воспитывать уважение к труду сельских жителей;

- формировать навыки сотрудничества в коллективном выполнении заданий;

- воспитание любви к домашним животным;

- воспитание бережного отношения к природе.

Предметно – развивающая среда:

  • игрушки: домашние животные, трактора;
  • иллюстрации;
  • фонограммы  голосов домашних животных, звуки трактора.
  • спецодежда для посещения фермы;
  • сено;
  • овощи;
  • кукуруза в початках.

Методические приемы:

  • сюрпризный момент;
  • физкультминутка «Цок-цок-цок, моя лошадка»;
  • дидактическая игра «Угадай кто?», «Кто, где живет?», «Отгадай загадку», сказка «Спор Животных»;
  • помощь, похвала;
  • повторение словарных слов;
  • индивидуальное проговаривание.

Мыслительные операции:

  • сравнение;
  • синтез;
  • обобщение;
  • абстрагирования

Ход занятия

  1. Организационный момент

Воспитатель: Дети! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь себе и другу, чтобы у всех было хорошее настроение.

  1. Основная часть занятия

Воспитатель:  Ребята! Отгадайте загадку.

Позову - и подойдёт, на колени ляжет,

Если очень попрошу, сказку мне расскажет.

Мягонькая шёрстка, круглые глазищи,

И расходятся от щёк длинные усишки.

Трётся ласково у ног, если кушать хочет.

Любит лапкой покатать бабушкин клубочек.

Убегают от неё серенькие мышки.

От кого они бегут, знаете детишки?  (кошка)

Воспитатель: Правильно! Это кошка. Кошечка пришла к нам в детский сад, у неё сегодня праздник и решила она пригласить нас в гости к своим друзьям. А вы знаете, кто её друзья?

Дети:  Собака. Лошадь, корова, овца, коза, свинья, гусь, петух, курица…

Воспитатель: Как этих животных можно назвать, одним словом?

Дети: Это домашние животные.

Воспитатель: Почему они так называются?

Дети: Потому что они живут рядом с человеком, приносят ему пользу, а человек  за ними ухаживает.

Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами будем говорить о домашних животных и об их пользе для людей. И чтобы познакомиться с ними поближе, мы отправимся на фермерский дворик, и узнаем, кто там живёт. Ребята, а вы знаете кто такой фермер?  

(Ответы детей)

Звучит фонограмма «Звуки скотного двора».

Дети заходят на территорию «Фермерского дворика».

  1. Игра «Угадай кто?»

Воспитатель загадывает загадки о животных, дети отгадываю.

                           Рыльце лепёшкой,

С копытцами ножки,

Толстое брюшко.

Хвост, как стружка. (Свинья)

Я маленькая, белая,

Пугливая, несмелая,

Шерсть даю своей хозяйке

На шарфы и на фуфайки. ( Овца)

И сметану, и кефир,

Молоко и вкусный сыр,

Чтобы были мы здоровы,

Даст нам пёстрая …(Корова)

Кто я - догадайтесь сами.

Я везу зимою сани,

Что легко скользят по снегу

Летом я везу телегу. (Лошадь)

Я хозяину служу-

Дом хозяйский сторожу,

Я рычу и громко лаю,

И чужих я прогоняю. ( Собака)

Съем червя. Попью водицы,

Хлебных крошек поищу,

А потом снесу яичко-

Ребятишек угощу. (Курица)

Воспитатель:  Наши животные заблудились, давайте им поможем и назовём для каждого домик.

  1. Игра «Кто, где живёт?».

Воспитатель показывает на муляжи животных, а дети называют, где они живут. (Лошадь в конюшне, корова в коровнике, курица в курятнике, собака в конуре, кролик в клетке).

Воспитатель: Вышли животные на лужок погулять. И вдруг между ними возник спор: кто самое полезное животное. Каждый из них доказывал, что именно он - самое полезное.

Мы сейчас вместе вспомним, какую пользу приносит каждое животное, и попробуем сочинить сказку «Спор животных».

Воспитатель задает детям вопросы, какую пользу приносит корова, лошадь, собака, кошка, коза, овца, корова?)

  1. Сказка «Спор животных»

Воспитатель: Итак. Собрались однажды домашние животные на хозяйском дворе и начали спорить, кто из них самый нужный для человека.

(Дети по цепочке придумывают сказку).

Собака сказала: Гав-гав. Я охраняю дом, хозяйку с хозяином, двор и всех животных во дворе. Смотрю, чтобы хулиганы не залезли в сад. А лисица не пробралась в курятник. Я – самое нужное  домашнее животное.

Кошка не согласилась: Мяу-мяу. Самая важная работа у меня. Я ловлю мышей в подвале и на чердаке. Я – самое нужное домашнее животное.

В спор вмешалась корова: Му-Му. Я даю молоко. Сливки, творожок и сметану хозяину. Я – самое нужное животное.

Коза возмутилась:  Ме-е-е. Я тоже даю молоко, да ещё чудесный тёплый пух. Я – самое нужное домашнее животное.

Овца заблеяла:  Бее-е. А я даю замечательную тёплую шерсть. Я – самое нужное домашнее животное.

Лошадь, дослушав овцу, сказала: Иго-го. А я вожу хозяина, помогаю ему выполнять  всю тяжёлую работу. Я – самое нужное животное.

Курица вмешалась в спор: Ко-ко-ко. Я даю яйца и вкусное мясо. Я – самое нужное животное.

Гусь выслушал курицу и сказал: Га-га-га. Я даю тёплый пух. Я главнее.

Свинья не выдержала и сказала: Хрю-хрю-хрю. Я даю самое вкусное мясо. Я – самое нужное животное.

Воспитатель: В это время вышел хозяин и сказал: « Все вы мне нужны, все приносите мне большую пользу». И все животные дружно закивали головами.

Звучит фонограмма «Гул тракторов».

В зал въезжают дети на игрушечных тракторах. ( В телегах сено, кукуруза в початках, овощи).

Воспитатель: Ребята, кто к нам приехал?

Дети: Трактористы.

Воспитатель: Давайте их спросим, что они привезли.

Дети: Что вы нам привезли?

Дети (трактористы): Мы привезли корм для скота.

  1. -Я привёз душистое сено.
  2. -Я привёз кукурузу.
  3. -Я привёз овощи.

Воспитатель:  А что же нам делать с кормом? На фермерском дворике работают люди специальных  профессий,  которые кормят, ухаживают за животными. Но о профессиях этих людей мы погорим в следующий раз.

А теперь вставайте, давайте немного отдохнём. Сейчас мы с вами превратимся в лошадок. «Вокруг себя повернись и в лошадку превратись».

  1. Физкультминутка.

Цок, цок, цок, цок

Я лошадка. Серый бок!

Я копытами стучу,

Если хочешь, прокачу.

Мы поскачем по дорогам

То аллюром, то галопом

Попасемся на лугу

Отдохнем на берегу.

Стихотворение «Домашние животные». (Читают дети)

Домашних животных я очень люблю:

Кормлю, берегу и ласкаю,

Собаку и кошку, козу и свинью

Друзьями своими считаю.

Корова, коза молоко нам дают,

Нет шерсти овечьей пышней,

Нам кошка - мурлыка подарит уют

И всех переловит мышей.

Помощники наши – корова, баран

И конь вороной темногривый

Живут с нами рядом, привязаны к нам,

Доверчивы, миролюбивы.

  1. Итог занятия.

Воспитатель:  Итак, ребята. Лошадь, кошка, корова, коза, свинья, собака, овца. Кто это?

Дети: Это домашние животные. И для человека они очень важны.

Воспитатель: Правильно! Домашние животные живут рядом с людьми. Люди заботятся о них. Послушайте стихотворение и ответьте, как называется место, о котором в нём рассказывается.

Стихотворение «Фермерский двор». (Читает воспитатель)

Что за шум стоит вокруг?

Громко лает старый пёс,

Вот заржали кони вдруг:

Конюх им овса принёс.

Здесь мычит корова: «Му-у»,

Вторит ей овечий хор.

И никак я не пойму,

Что за странный двор?

Там сарай, за ним – конюшня,

Место есть для конуры

И лужок для непослушной,

Очень шумной детворы,

Где ягнята, жеребята,

И козлёнок, и  щенок,

И смешные поросята-

Все резвились, кто как мог.

Летом там для всех раздолье,

Прогуляться за село

Выпускают стадо в поле,

А зимой назад – в тепло.

Их накормят, их напоят,

 И жилище приберут,

И причешут, и помоют,

Если нужно – постригут.

Человек заботлив очень,

Верный пёс на то в ответ

Стережёт жилище ночью

Вот уж много, много лет.

А корова нам подарит

Сыр, сметану, молоко.

Лошадь грузы переправит;

Хоть ей это нелегко,

Из овечьей тёплой шерсти

Люди вяжут свитера…

Сколько пользы нам приносят

Обитатели двора!

Воспитатель:  Ребята, Так же называется место, где живут все домашние животные.

Дети: Фермерский дворик.

Воспитатель: А кто за ними ухаживает?

Дети: Фермер.

Воспитатель: Наше путешествие на фермерский дворик подошло к концу. Давайте споём весёлую песенку.

Песня «На лугу»

Далеко, далеко
На лугу пасутся ко...
Кони? Нет, не кони!
Далеко, далеко
На лугу пасутся ко...
Козы? Нет, не козы!
Далеко, далеко
На лугу пасутся ко...
Правильно, коровы!
Пейте, дети, молоко -
Будете здоровы!

Сюрпризный момент. ( На игрушечном тракторе ребёнок привозит яблоки и угощает детей).

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профориентационная работа с детьми дошкольного возраста в ДОУ

Выбор профессии не может быть процессом стихийным, зависимым от случайных факторов. Он должен строиться так, чтобы возможности выбирая профессию отвечали и соотносились с потребностями общества....

Профориентационная работа с детьми дошкольного возраста

Мастер - класс по теме: "Профориентационная работа с детьми дошкольного возраста"...

Профориентационная и научно-исследовательская работа с детьми дошкольного возраста

laquo;То, что не затронуло сердце ребенка, никогда не будут воспроизводить его руки!»(Л.В.Куцакова)Доклад для участия в тематической площадке "Использование наставничества в организации на...

Профориентационная работа с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

laquo;Ознакомление детей с профессиями и трудом взрослых»...

«Ранняя профориентация и задачи профориентационной работы с детьми дошкольного возраста» Доклад на педсовете, из опыта работы.

Цель ранней профориентации: сформировать у ребенка эмоциональное отношение к миру профессий, предоставить ему возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.Задачи:обогащать предста...

Реализация задач профориентационной работы с детьми дошкольного возраста

В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития....