«Ранняя профориентация и задачи профориентационной работы с детьми дошкольного возраста» Доклад на педсовете, из опыта работы.
статья (младшая группа)

Вандышева Елена Владимировна

Цель ранней профориентации: сформировать у ребенка эмоциональное отношение к миру профессий, предоставить ему возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Задачи:

  • обогащать представления детей о различных профессиях,    воспитывать интерес и уважение к  людям труда;
  • формировать у детей представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека;
  • закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления;
  • стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;
  • воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам;

- помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Теремок»

«Ранняя профориентация и задачи профориентационной работы

с детьми дошкольного возраста»

Доклад на педсовете, из опыта работы.

Выполнила: воспитатель

высшей квалификационной категории

Вандышева Елена Владимировна

Тонкино, 2023г.

Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений.

  Родители, обычно задаются вопросом  о профессиональном самоопределении, когда ребенок учиться в старших классах.

Однако к этому детей можно готовить уже с детского сада. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогут детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе.

Для  того  чтобы  воспитать  у  детей  уважительное  отношение   к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда. Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых, мотивы и цели их труда, способы достижения результата.

Цель ранней профориентации: сформировать у ребенка эмоциональное отношение к миру профессий, предоставить ему возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Задачи:

  • обогащать представления детей о различных профессиях,    воспитывать интерес и уважение к  людям труда;
  • формировать у детей представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека;
  • закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления;
  • стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;
  • воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам;

- помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.

Основными формами работы по профориентации детей, являются:

  • беседа с детьми о профессиях, рассказ родителей о своих профессиях;
  • чтение и обыгрывание стихов о профессиях;      
  • дидактические и СРИ;
  • выставки рисунков, создания фотоальбома профессий;
  • просмотр слайдов и видеоматериалов о профессиях;
  • наблюдения;

Исходя из возрастных особенностей детей,  организуются экскурсии:

  • в медицинский кабинет
  • в прачечную
  • в библиотеку
  • в школу
  • в магазин
  • в аптеку
  • в парикмахерскую
  • на почту
  • в пожарную часть
  • на хлебозавод
  • в музей и т.д

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов. В связи с этим, необходимо владеть разнообразными педагогическими технологиями, методами и приемами, позволяющими эффективно выстраивать профориентационную работу с  дошкольниками.

Я использую следующие  образовательные технологии:

  1. Технология проектной деятельности.

3.  Технология интегрированного обучения.

4.   Информационно-коммуникационные технологии.

- мультимедийные презентации;

- виртуальные экскурсии

5. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр.

 Игровые технологии являются фундаментом всего дошкольного образования. Ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть!

К примеру мы играем в, сюжетно - ролевые игры «Кафе», «Доктор», «Рыбалка», «Водители» и др.

У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра, в ней дети отражают труд взрослых.

Одним из основных видов игры, где дети знакомятся с трудом взрослых, является сюжетно – ролевая игра.

К примеру,  в игре «Кафе» ребята играют роль повара, официанта, кассира; закрепляют знания о продуктах и готовых блюдах, подаваемых в кафе; развивают  умение готовить обстановку для проведения игры, подбирают предметы – заместители и атрибуты для игры.

Широко используем дидактические игры.

«Что кому нужно для работы?» - познакомить детей с представителями разных профессий: милиционер, повар, врач, художник, пожарный, воспитатель, учитель, регулировщик строитель, а также соответствующими атрибутами; закрепить название предметов, принадлежащих данной профессии; воспитывать познавательный интерес и уважение к труду.

     Лото «Профессии»- дети закрепляют названия действий, совершаемых людьми разных профессий. 

«Оденем куклу на работу» - игра учить детей соотносить рабочую одежду с профессией человека, называть соответствующие профессии.

  Игра «Варим суп, компот, варенье»  -закрепляет знания детей об овощах, фруктах и ягодах; развивает логическое мышление и память.

  Игра – пазл «Профессии» - игра знакомить с орудиями труда,  инструментами нужными людям этих  профессий, учит соотносить их, воспитывать уважение к труду взрослых.

Так же профориентационная  работа строится на проведении занятий с использованием картинок, демонстрационного материалы, дидактических игр  изображающих людей разных профессий, их рабочих мест, орудий труда.  Для закрепления знаний    читаю детям художественную литературу, разучиваем  стихи, загадки, пословицы и поговорки о труде. Для систематизации детских представлений и формировании ценностного отношения к результатам труда человека использую образовательно – игровые ситуации, макеты, альбомы и игры.        

Трудовое воспитание, так же является мотодом профориентации.

В проекте «Есть у нас огород» - мы с детьми сеяли и сажали овощные культуры, ухаживали за ними и собирали урожай.

Все свои знания и умения дети отражают в продуктивной  деятельности:

Аппликация «Комбайн»; аппликация «Мороженое» - дети были производителями мороженого; лепка «Вкусный - превкусный» - ребята проявляли свои кулинарные способности; аппликация «Цветные домики»- закрепляли знания о профессии  строитель, оригами «Кораблики» - дети пробовали себя в роли кораблестроителей.

Пластилинография «Платье для любимой маме» - ребята почувствовали себя в роли модельеров.

Для организации работы по профориентации в группах организованна предметно-пространственная среда.

Оформлены специальные уголки, разработаны игровые маркеры пространства.

Уголки оснащены игровым оборудованием, наглядным материалом, дидактическими играми: «Повар и кондитер», «Кому, что нужно?», «Военные профессии», «Собери картинку»,  «Одень куклу – профессии», «Где, что продается?», «Готовим пиццу», «Приготовь мороженое», «Лото профессии», «Парикмахерская», «Красивая стрижка».

В уголке речевого развития я  предлагаю вниманию ребят книги с рассказами и стихами о профессиях, картотеки с пословицами, загадками, поговорками о профессиях и орудиях труда.

  Уголок «Безопасности» наполнен атрибутами одежды и принадлежностей для работы сотрудников полиции, пожарных, служб ЧС, служб скорой медицинской помощи, грузовые машины, чехлы машины специального назначения. Также в данном уолке есть дидактические игры: «Отремонтируй светофор»», «Правила дорожной безопасности», «Правила поведения в экстренных ситуациях», «Экстренные службы»».

  Уголок «Природа» важной целью которого, в весенний и летний период, является трудовая деятельность детей в огородах и цветниках ДОУ, расположенных рядом с игровыми участками на улице. В этом уголке мы с детьми проводим различные опыты, эксперименты, по выращиванию рассады овощных культур, ребята учатся наблюдать.

Уголок «Кухня» создает условия для развития свободы  творческой личности ребенка, детской инициативы, учит изменять игровое взаимодействие и поведение в зависимости от изменения замысла и сюжета игры, соблюдать соглашения относительно принятых правил в процессе игры; стимулирует  активность детей, побуждает их к сближению друг с другом и со взрослыми. Воспитывает интерес, дает знания о своеобразии труда людей, работающих в «Кафе»; вызывает интерес к  профессиям работников общепита.

  Важная роль в процессе ознакомления с профессиями и трудом людей отводится семье. У каждого из нас, взрослых, есть своё представление о работе, которое мы, передаём ребёнку. Если родители относятся к своей работе как к значимой части собственной жизни, то ребёнок с раннего детства усваивает, что удовлетворённость жизнью напрямую связана с работой.

Помощь родителей в таком важном и ответственном деле, как приобщение детей к труду и знакомство с профессиями, очень важна и необходима. Профориентация, в первую очередь, начинается с семьи, а  родители воспитанников являются «живым» профориентационным примером.

Моя работа по взаимодействию с родителями заключается в проведении консультаций «Профориентация в дошкольном образовании», разработке буклетов «Ранняя профориентация дошкольников – что это?».

Родители являются активными участниками проектов.

Дети дошкольного возраста проявляют интерес к работе родителей и желают стать такими, как папа и мама, а родители в этом случае выступают как эксперты и делятся той информацией, которой они владеют. И конечно они начинают со своей профессии, профессии бабушек, дедушек, родных и знакомых, затем  знакомят ребенка с другими многочисленными профессиями. Особенно ценно для детей, если взрослые рассказывают истории из своего детства, делятся переживаниями.

    Используя в своей работе современные технологии, формы, методы и приемы мы сможем более глубоко рассказать о ценностях труда и профессий с дошкольного детства,  и наши дети с гордостью будут рассказывать о том, что папа работает электриком, трактористом или инженером,  мама учит детей или шьет модные костюмы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОТА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СЕНСОРНОМ ОБОРУДОВАНИИ (из опыта работы по развитию эмоционально-волевой и познавательной сферы)

Сенсорная комната - это организованная особым образом окружающая среда, включающая множество различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания, на вестибул...

Доклад на педсовете «Из опыта работы по организации среды с использованием методов М. Монтессори»

Доклад на педсовете«Из опыта работы по организации среды с использованием методов М. Монтессори»Разработала воспитатель Карагозян Римма Ашотовна          М...

доклад к педсовету из опыта работы "Развитие речи детей в бытовых режимных моментах"

Проблема развития речи является одной из актуальных. Она решается не только на занятиях, но и во всех режимных моментах....

доклад к педсовету из опыта работы «Содержание познавательно – математической деятельности в режиме дня».

Чтобы работа по формированию элементарных математических представлений в игровой форме  была системной,  мы используем  обычные режимные моменты....

Доклад на педсовете об опыте работы

ЦЕЛЬ: создание социальной ситуации развития профессиональных умений и навыков молодого специалиста....