Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию. Экспериментирование: «Воздух – невидимка».
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней.

Строя свою "школу радости" для дошкольников на основе непосредственного общения с природой, Василий Александрович Сухомлинский справедливо считал необходимым вводить малышей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый шаг детей был "путешествием к истокам мышления и речи - к чудесной красоте природы", чтобы каждый ребенок рос "мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_vozduh_nevidimka_pokatilova_ia.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию.

Экспериментирование: «Воздух – невидимка».

Возрастная группа: средняя

Тема  занятия:  «Воздух - невидимка»

Цель занятия: Создания условия для обогащения представлений детей         о воздухе.

Образовательная область: Познавательное  развитие

Задачи:

Образовательные:

-Познакомить детей  с качественными  характеристиками  воздуха (бесцветный, невидимый, движется, ощущаем).

-Формировать первичные представления о явлениях неживой природы.

-Поощрять попытки детей самостоятельно заниматься познавательно -исследовательской деятельностью .

-Формировать начальные умения делать обобщения в ходе экспериментирования.

Развивающие:

-Обогащать сенсорный опыт детей через экспериментирование.

-Обеспечить развитие первичных навыков в исследовательской деятельности.

-Активизировать в речи детей слова, обозначающие свойства воздуха

( бесцветный, невидимый, движется, ощущаем, воздух есть внутри  человека).

-Обеспечить развитие способности анализировать, выделять характерные, существенные признаки воздуха.

Воспитательные:

-Мотивировать детей на включение опытно-экспериментальную деятельность.

-Воспитывать способность к произвольным усилиям для решения поставленных задач.

-Формировать коммуникативные навыки в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

Формы реализации детских видов деятельности: создание сюрпризного момента, общение, познавательно-исследовательская деятельность (исследование  явлений окружающего мира).

Формы организации: подгрупповая, индивидуальная.

Методические материалы и оборудование к НОД:  полиэтиленовые пакеты (по количеству детей), стаканчики с трубочкой (по количеству детей), веер( по количеству детей), карточки-схемы, шарики.

Предварительная работа: Беседа о воздухе, его пользе для человека, наблюдение за ветром, проведение эксперимента с вертушкой, изготовление веера из бумаги, чтение стихов о ветре, самостоятельная деятельность в уголке экспериментирования.

Подготовка воспитателя: составила конспект, подготовила предметное наполнение и атрибуты к образовательной деятельности.

Методы и приёмы: 

- Словесный ( обсуждение, вопросы, указания, пояснения, поощрение).

-Наглядный (демонстрация способов действий).

-Игровой (включение в игру, сюрпризный момент)

Технологическая карта НОД

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организация детей

Чтобы было веселей,
Чтобы было всем светлей,
Вместе за руки возьмемся
И друг другу мы улыбнемся.

Воспитатель с детьми встают в круг. Повторяют за воспитателем слова психогимнастики.

Сюрпризный момент:

Вбегает  «Кнопочка» и ловит спускающийся шарик:

- «Ой, ой, ой! Ловите его, держите его. Посмотрите , что случилось с моим шариком?»

- Он ,что заболел? С кем я теперь буду играть? А вы случайно не доктора? Вы не вылечите мой шарик?»

Воспитатель :

-«Ну, во-первых, здравствуйте! А как вас зовут?»

-«Здравствуйте, меня зовут Кнопочка! А вы не знаете, что случилось с моим шариком?»

Воспитатель:

-«А как вы думаете чего шарику не хватает?»

Кнопочка :

- «Ой, а я не знаю, что такое воздух. Как же мне его найти? Я побегу его искать, а вы может быть здесь его поищите»

Дети удивлённо смотрят на шарик и на Кнопочку.

Ответы детей.

Дети отвечают : да

Дети тоже говорят здравствуйте.

Ответы детей: лопнул, сдулся и т.д.

Ответы детей (воздух)

Ответы детей : да

Основная часть

Воспитатель :

- «Ребята надо выручить Кнопочку и найти воздух. А где же он может быть?»

-«Может, попробуем его поймать?»

-«Ребята, а вы видите воздух вокруг нас?

-«Я  тоже воздух не вижу, но знаю, что он есть вокруг нас.

Если мы его не видим то он какой?

Воздух прозрачный, невидимый сквозь него всё видно, поэтому его называют "невидимка".

-«Может, попробуем его поймать?»

-«А как мы его поймаем?»

(Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя)

Воспитатель:

-«Сделаем ловушку из прозрачного полиэтиленового пакета.

Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Правильно он пуст.

А теперь широко раскроем пакет и воздух, ничего не подозревая, заберется внутрь… Тут-то мы быстро закрутим края пакета и крепко-крепко зажмем.

Каких размеров стал пакет? Что в пакете?

Вон как раздулся пакет! Сразу ясно, что там что-то есть. Попался, невидимка! Ну что, отпустим его? Тогда развязываем пакет. Он сразу сдулся. Почему?

Воспитатель:

-« Ребята мы с вами уже знаем, что воздух окружает нас.  

Как вы думаете, а внутри нас есть воздух?

Давайте проверим?

Обратите внимание, что у нас ещё есть на столе.

Попробуйте  взять трубочку, опустить в стакан с водой и подуть.

Что происходит?

Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо.

В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество?

Вывод: когда  выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

Ребята значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

А теперь ребята давайте сделаем один большой пузырь.

Игра «Раздувайся пузырь»

Раздувайся, пузырь!

Раздувайся, большой…

Оставайся такой

И не лопайся!

Ш-ш-ш-ш!

                                        

-«Мы теперь знаем, что воздух нам необходим для дыхания, это значит, что мы его вдыхаем и выдыхаем»

-«Давайте мы вместе с вами вдохнём и выдохнем воздух (через рот, через нос). Попробуйте подставить ладонь и выдохнуть на неё воздух»

-«Что вы почувствовали? 

Воздух передвинулся к вам на ладонь. Воздух движется, т.е. получается ветер

А как ещё можно сделать ветер?»

-«Обратите внимание, а что ещё есть на столе?»

-«А хотите устроить ветер с помощью веера?»

-«Помашите веером, что вы чувствуете?»

Вывод: Когда воздух движется, получается ветер.

Ответы детей

Ответы детей: да

Ответы детей: нет

Ответы детей: невидимый, и т.д.

Ответы детей: да

Предложения детей

Дети обращают внимание на предметы, лежащие на столе.

Он пустой

Дети раскрывают пакет и пытаются поймать воздух, затем зажимают края пакета

Он стал большой

Воздух, мы же его поймали

Ответы детей: Да

Дети развязывают пакет и выпускают воздух

Мы выпустили воздух из пакета

Да

Ответы детей

Да

Дети подходят к столу, берут трубочку, опускают в стакан с водой и дуют в него

Ответы детей : появляются пузырьки

Дети дуют сильно, а затем слабо

Ответы детей: нет.

Появляются пузырьки

Дети делают круг и играют в игру

Дети выполняют действия

Ответы детей: Ветерок

Ответы детей

Дети замечают веер

Ответы детей

Ветерок

Заключительная часть.

Кнопочка:

Дети вы нашли воздух?»

-«Значит теперь вы можете спасти мой шарик?»

Воспитатель надувает шарик и отдаёт Кнопочке.

Кнопочка :

-«За то, что вы помогли спасти мой шарик, я хочу отблагодарить вас и подарить по шарику. Спасибо и до свидания!».

Рефлексия:

Воспитатель:

-«Вы такие молодцы, помогли Кнопочке спасти её шарик и теперь ей есть с кем играть».

Схемы- подсказки о воздухе будут висеть в нашем уголке экспериментирования и вы всегда по ним можете вспомнить свойства воздуха.

Вам понравилось экспериментирование с воздухом?

Мне очень понравилось! Спасибо всем! До свидания

Дети говорят о том, что они узнали, что такое «воздух» и  нашли его, рассказывают кнопочке про воздух.

Дети: для того, чтобы спасти шарик нам нужно его надуть.

Дети говорят спасибо и прощаются с Кнопочкой.

Дети слушают и отвечают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (экспериментирование) "Чудесное превращение"

Цель занятия:  Расширять опыт самостоятельного экспериментирования детей старшего дошкольного возраста на примере изготовления домашнего пластилина для лепкиЗадачи: Образовательные:- Создать усло...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием технологий экспериментирования Тема: «Птицы, какие они»

Цель материала: дать реалистичное представление о перелётных птицах. Через экспериментирование уточнить разнообразие и устройство  птичьих перьев. Познакомить с историей народной игрушки  &q...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста «Игра-экспериментирование с песком»

Конспект по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста "Игра-эксперементирование с песком".Цель: Обогащать познавательный, эмоциональный и сенсорный опыт детей о свойствах ...

Конспект непрерывной-образовательной деятельности по познавательному развитию (с элементами экспериментирования) в старшей группе «Волшебник-воздух»

Программное содержание:- развивать представления детей о свойствах воздуха;- помогать детям устанавливать простейшие причинно-следственные связи;- подвести к пониманию, что воздух есть в окружающем пр...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Воздух, воздух, где ты, воздух»

- познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека; активизировать в речи детей слова: кислород, невидимый, прозрачный. - развивать познавательную активн...