Конспект занятия "Зима пришла"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Князева Ольга Анатольевна

ФЦКМ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od_po_ftskm.docx14.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОД по ФЦКМ «Зима пришла»

Задачи: обобщить представления детей о типичных зимних явлениях в живой природе; формировать эстетическое отношение к зимним явлениям; развивать представление детей о превращении льда в воду, о свойствах снега.

Материалы: картина на зимнюю тематику, презентация «Зима пришла», оборудование для опытов.

Ход ОД

Дети рассматривают картину «Зима»

- Какое время года на картине? По каким признакам вы узнали зиму? Назовите зимние месяцы. Как изменилась природа и погода зимой?

Обобщаются знания детей о зиме

(слайд 1)

- Как зимуют растения зимой? Снег – одеяло для трав.

Снег покрывает землю толстым ковром, под которым продолжается жизнь.

Оказывается, именно снежное одеяло сохраняет жизнь растениям. Вот почему такие травянистые растения, как земляника, засыпанные снегом, не погибают и даже продолжают расти. Под снегом зимуют пшеница, земляника, клюква, рожь. Большинство растений заранее готовятся к зиме. Осенью некоторые травянистые растения, увядая, оставляют на почве свои семена. Из них весной вырастут новые травы. Хвойные растения зимуют с зелеными листьями. На них всю зиму сохраняются шишки. Деревья и кустарники впадают в зимний сон. Зима не прекращает рост растений, она только задерживает его.

(слайды 2, 3)

- А почему зимой мы не встречаем насекомых? Как они готовятся к зиме?

Насекомые зимой находят себе удобные места, в которых крепко спят

(слайд 4)

- Почему так мало птиц зимой?

Холод и отсутствие корма заставляют перелетных птиц улетать в теплые края, но зимующие типы находят себе корм. Они питаются насекомыми, спрятавшимися в сухих листьях, под корой деревьев. На ветках деревьев и кустарников остались почки, семена. Некоторые птицы, например, синицы и поползни, зимой пользуются запасами, которые они сделали еще осенью. Во время метелей и снегопадов, в сильный мороз, птицам трудно доставать из-под коры насекомых. Поэтому, нужно подкармливать птиц зимой. Устраивайте кормушки в садах, парках. Птицы прилетают к кормушкам и склевывают не только оставленные вами семена, хлебные крошки, но и насекомых-вредителей на расположенных рядом деревьях. Так, птицы приносят большую пользу.

(слайды 5, 6)

- Как живут звери в лесу?

Зверей зимой спасают мех и теплая шерсть. Главной заботой для зверей в зимнее время является питание. Не просыпается только медведь — ему хватает жира на всю зиму. Спит медведь очень чутко. Голод зверям не страшен. Они давно приспособились жить в зимних условиях и питание запасают с осени. Могут зимой найти себе корм лисы, зайцы, лоси, волки. Олени, лоси и зайцы зимой питаются корой деревьев и кустарников.

(слайд 7)

- Как изменился труд людей зимой?

Зимой люди заботятся о домашних животных. Получая хорошее питание, коровы и зимой дают молоко, кролики, овцы и свиньи - мясо. На покрытых снегом полях идет подготовка к весеннему севу. На поля вывозится навоз, удобрения. В садах растения засыпают снегом, защищая их от морозов. В городе, чтобы снег не мешал движению транспорта, специальные машины очищают дороги, посыпают песком.

(слайды 8,9,10)

- Ребята, а вам нравится зима? Какие зимние забавы вы любите?

Подвижные игры на свежем воздухе зимой очень нужны для укрепления нашего организма.

(слайд 11)

Физминутка

-Мы зимой в снежки играем, мы играем. (имитация лепки снежков)

По сугробам мы шагаем, мы шагаем. (шагаем, высоко поднимая колени)

И на лыжах мы бежим, мы бежим. (пружинистые движения на на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)

На коньках по льду скользим, мы скользим. (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)

И снегурочку лепим мы, лепим мы. (соответствующие движения)

Гостью-зиму любим мы, любим мы. (развести руки в поклоне и поставить на пояс)

Опыт со льдом.

Воспитатель раздаёт детям кубики льда.

- Ребята, потрогайте, что это? (лёд)

- Какой лёд на ощупь? (твёрдый, холодный)

- Лёд холодный, а руки у нас какие? (тёплые)

- Давайте посмотрим, что получится из холодного льда в тёплых ладошках! Будем греть лёд.

Дети греют лёд в ладонях, и появляется вода.

- Откуда взялась вода? (изо льда)

- Лёд остался таким же, каким был? (стал маленьким)

- Значит – лёд превратился в воду.

Опыт со снегом.

- Какого цвета снег? (белый)

- Возьмите снег и посмотрите на то, как он тает на ладошке и превращается в воду. Значит – снег холодный, белый, а вода прозрачная.

- Теперь мы окрасим снег в разные цвета. Снег рыхлый и поэтому впитывает краску.

- Ребята, посмотрите, снег тает и превращается в воду. Вода становится такого же цвета, в какой мы окрашивали снег.

- Пока мы с вами проводили опыт, на улице пошёл снег, и к нам прилетели снежинки. Давайте заставим их кружится.

Дыхательная гимнастика «Снежинки»

- Медленно наберите воздух через нос. Щёки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки. (3 раза)

Рефлексия

- Ребята, о каком времени года мы говорили? Что вам больше всего понравилось? Что вы узнали нового?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД «Пришла в гости Зима, много снега принесла» Образовательная область: художественное творчество ранний возраст

Программное содержание:«Художественное творчество»·        Формировать умение детей рисовать красками способом «примакивания» используя кисть.·...

Конспект НОД "Пришла волшебница зима"

Конспект непосредственной образовательной деятельности в соответствии с ФГТ...

Конспект занятия «Пришла весна, прилетели птицы» (для детей старшего возраста)

Открытое мероприятие для студентов ЗПК им.В.В.ВиноградоваКонспект по изодеятельностиТема: «Пришла весна, прилетели птицы»(для детей старшего возраста)Программное содержание:• Учить детей передавать в ...

Конспект НОД "Пришла весна в лес Пермского края" (для детей старшей группы)

Конспект НОД для детей старшей группы, обобщающий представления у детей о весеннем лесу Пермского края и его обитателях....

Конспект НОД "Пришла зима"

Конспект НОД "Пришла зима"...

Конспект "Весна пришла (использование малых фольклорных форм)

Конспект НООД в средней группе по интеграции образовательных областей "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное", "Речевое развитие"...

конспект "Маслена пришла"

конспект фольклорного праздника Масленицы...