Главные вкладки

    Конспект занятия Тема: «Перелетные птицы родного края».
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

    Клат Надежда Алексеевна

    У детей расширяться представления о птицах родного края. На основе работы с системным оператором они закрепят представления об особенностях птиц.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_ptitsy_rodnogo_kraya.docx276.93 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 27 «РОДНИЧОК»

            633010,г. Бердск, ул., Ленина, 33а, тел: (383-41) 2-25-56

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познанию

    в подготовительной группе

    Тема: «Перелетные птицы родного края»

    Составила воспитатель высшей категории Клат Н.А

    Задачи:

    Уточнить представления о птицах родного края.

    Познакомить детей с перелетными птицами: трясогузкой и стрижом.

    Продолжать учить устанавливать причинно следственные связи в живой и неживой природе.

    Формировать навыки сотрудничества.

    Воспитывать гуманное отношения к объектам природы

    Оборудование: карточки схемы для выкладывания алгоритма жизни птиц в весенний период

           

    презентация про птиц: трясогуска, стриж. Игра «Кто чем питается?». Изображения птиц для гимнастики.

    Ход НДО

     Ребята, какое сейчас время года?

    Как по - вашему, какие звуки можно услышать в весеннем лесу? (звучат голоса птиц весеннего леса, читаю стихотворение)

    Возвращаются певцы

    От полуденных лучей.
    Побежал с горы ручей,
    И подснежник маленький
    Вырос на проталинке.
    Возвращаются скворцы –
    Работяги и певцы,
    Воробьи у лужицы
    Шумной стайкой кружатся.
    И малиновка и дрозд
    Занялись устройством гнёзд:
    Носят, носят в домики
    Птицы по соломинке. 

     Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?  (О птицах.) Ребята, как, по-вашему, пение каких птиц мы сейчас с вами услышали? (Перелетных).

    Ребята, каких птиц нашего края вы знаете? (Кукушку, скворец, ласточка, жаворонок, утки, гуси, лебеди, грачи и т.д. 

    Пришла долгожданная весна и птицы возвращаются в родные края. 

    Давайте поможем птицам и расселим их по местам, где они будут жить.

    Игра «Кто где живет». (На столе разложены символы мест обитания птиц, дети выбирают себе по символу и объединяются в пары с одинаковыми символами.)

    Я предлагаю вам выбрать тех птиц, которые проживают в местах, указанных на ваших знаках и поселить их в нашем лесу.  (Дети заселяют лес).

    Итак, давайте расскажем, какие птицы появились в нашем лесу.

    В лес поселили: кукушку, дрозда, соловья, это лесные птицы, потому что они строят гнезда в лесу;

    В поле: жаворонка и грача потому, что они питаются зерном и насекомыми, которые живут в земле (куколки, медведки, черви);

    На реке: гуся, утку, лебедя, потому что, это водоплавающие птицы, гнездо строят у воды и там же питаются;

    Рядом с жильем человека: скворца, ласточку, они строят гнезда рядом;

    У пруда поселили: цаплю, журавля и аиста, это околоводные птицы, они живут у воды и питаются лягушками и моллюсками.

    Молодцы, справились с заданием!

    А как вы думаете, чем отличаются птицы друг от друга?  (Местом обитания, питанием и внешним видом).

    (На столе разложены символы мест обитания птиц, дети выбирают себе по символу и объединяются в пары с одинаковыми символами.)

    Я предлагаю вам выбрать тех птиц, которые проживают в местах, указанных на ваших знаках и поселить их в нашем лесу.  (Дети заселяют лес).

    Итак, давайте расскажем, какие птицы появились в нашем лесу.

    В лес поселили: кукушку, дрозда, соловья, это лесные птицы, потому что они строят гнезда в лесу;

    В поле: жаворонка и грача потому, что они питаются зерном и насекомыми, которые живут в земле (куколки, медведки, черви);

    На реке: гуся, утку, лебедя, потому что, это водоплавающие птицы, гнездо строят у воды и там же питаются;

    Рядом с жильем человека: скворца, ласточку, они строят гнезда рядом;

    У пруда поселили: цаплю, журавля и аиста, это околоводные птицы, они живут у воды и питаются лягушками и моллюсками.

    Молодцы, справились с заданием!  

    Ребята, посмотрите, к нам прилетели незнакомые птицы.

     Вам интересно узнать, что это за птицы?

     Это трясогузка и стриж.

    Артур и Нелля узнали о них из энциклопедии и расскажут вам, что интересного они узнали. вас с ними. (рассказ детей с использованием презентации)

    Трясогузка

    Трясогузка небольшая птичка. Спинка и бока у нее серые, брюшко белое, верхняя часть грудки, хвост и крылья черные, блестящие, украшенные по краям белыми перышками.

    Прилетает трясогузка в наши края ранней весной, когда на реках и озерах еще лежит лед. В народе трясогузку называют ледоломкой: птичка бегает по льдинам, ищет вмерзших в лед жучков, трясет хвостиком — «лед ломает». Свои гнезда трясогузки обычно устраивают в кустах по берегам рек и ручьев. Комары, мотыльки, мошки, бабочки, жуки — любимая еда трясогузок. На ходу она ловко хватает клювом мошек и комаров. Не боится человека. Передвигается трясогузка, в отличие от других птиц бегом, а не прыжками.

    Трясогузка — проворная и храбрая птица. Заметив в небе ястреба, она громко и тревожно кричит: «Ци-зи! Ци-зи!» На крик слетаются другие трясогузки. Дружные птицы прогоняют ястреба.

    В конце лета трясогузки, соединяясь в небольшие стайки, улетают в теплые края.

    Стриж

    Стриж перелётная птица, он похож на ласточку. Но оперение у него целиком черное (кроме беловатого пятнышка на горле). Крылья у стрижа более узкие и длинные, чем у ласточки, а в полете они изогнуты, как серпы.

    Летают они быстрее ласточек, в полете громко, визгливо кричат. Стрижи не могут ходить по земле и взлетать с нее, ноги у них совсем маленькие и слабые. Из-за этого стрижи всё делают на лету и кормятся и пъют и купаются на лету, спят на лету, собирают подстилки для гнёзд.  Стриж может находиться в воздухе без остановок 2-3 года и спускается только для выращивания потомства. В конце июля, начале августа молодые стрижи покидают свои гнёзда и улетают на юг. Прилетает к нам в конце весны. 

    Давайте их поселим в нашем лесу. (Дети заселяют птиц в лес).

    Физминутка.

    Много дел у птиц весной.

    Давайте вспомним, чем же они заняты?

    Игра «Весенние заботы птиц». (Выкладывают алгоритм с помощью условных обозначений).

    Итак, наш лес полон птиц. Как вы думаете, какой карточкой можно обозначить возвращение птиц на Родину? (карточка- крылья летящей птицы)

     Вы, верно, выбрали карточку и птицы благодарят вас своим пением.

      (Звучат голоса птиц, которые постепенно затихают.)

     Как вы думаете, почему в лесу стало тихо?  (Потому что птицы строят гнезда.)

     Молодцы! (карточка – гнездо).

    Как вы думаете, в какое время опять возобновиться пение? (Когда птицы построят гнезда и будут искать себе пару). (карточка – две птицы).

    Ребята, я думаю, что следующая карточка должна быть вот такой (выбираю карточку с изображением кладки яиц).

    Как вы думаете, правильный выбор я сделала?

    Давайте подумаем, во время вывода птенцов в лесу слышно пение птиц? (Нет, потому что птицы оберегают своих птенцов).

    Вот и появились птенцы и птицы родители должны кормить своих птенцов.

    Давайте поможем птицам найти корм для птенцов.

    Д/игра «Кто чем питается».

    Молодцы! Итак, с помощью символов мы рассказали о жизни перелетных птиц в лесу.

    Гимнастика для глаз. «Проследи за полетом птицы».

    Ребята, как вы считаете, птицам нужно помогать? (Да.)

    А как может человек помочь им?

    Не шуметь в лесу;

    Не ловить птиц;

    Не разорять гнезда;

    Не пилить деревья;

    Строить скворечники.

    Я предлагаю вам, пройти за столы и сделать знаки «Береги птиц!» (Дети составляют знаки из заготовок).

    Давайте наши знаки поместим в центр природы, чтобы не забывать о правилах поведения в лесу.

    Скажите, что вы хотели рассказать своим родителями и друзьями о жизни птиц весной? (Ответы детей).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект логопедического занятия Тема: Перелетные птицы. Весна.

    На данном занятии можно закреплять представления детей о перелетных птицах.Закрепить название птиц, их внешние признаки, строение, питание, повадки, условия проживания.Систематизировать знания д...

    Презентация на тему "Перелетные птицы родного края"

    Данная презентация предназначенна для воспитателей и родителей. В ней дети познакомятся с перелетными птицами Нижегородской области. Дети узнают о повадках, чем питаются птицы, место обитания птиц....

    Конспект на тему «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы» 4-ая неделя октября 2 занятие.

    Конспект подгрупповых логопедических занятий в подготовительной  к школе группе детского сада для детей с ОНР Н.В.Нищева...

    Конспект на тему " Перелетные птицы. Водоплавающие птицы" 4-ая неделя октября 1 занятие.

    Конспект подгрупповых логопедических занятий в подготовительной  к школе группе детского сада для детей с ОНР Н.В.Нищева...

    Конспект НОД по развитию речи и экологическому воспитанию по теме «Зимующие птицы родного края»

    Цели и задачи:• расширение представлений детей о зимующих птицах родного края, их образе жизни, внешнем строении;• обогащение и уточнение словарного запаса по теме «Зимующие птиц...

    Конспект на тему " Перелетные птицы. Водоплавающие птицы" 4-ая неделя октября 2 занятие.

    Конспект подгрупповых логопедических занятий в подготовительной  к школе группе детского сада для детей с ОНР Н.В.Нищева...

    Конспект на тему «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы» 4-ая неделя октября 1 занятие.

    Конспект подгрупповых логопедических занятий в подготовительной  к школе группе детского сада для детей с ОНР Н.В.Нищева...