Конспект НОД в подготовительной группе по финансово-экономической грамотности «Семейный бюджет»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Сердюкова Татьяна Анатольевна

Конспект НОД в подготовительной группе по финансово-экономической грамотности «Семейный бюджет»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_finansovo.docx20.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе

по финансово-экономической грамотности «Семейный бюджет»

Цель: формировать у детей первичные экономические представления, развивать экономическое мышление. Раскрыть суть понятия «семейный бюджет» и его основные источники. Сформировать у дошкольников представление о расходах семьи и понимание основных потребностей семьи.

Задачи: дать представление детям о том, из чего складывается семейный бюджет; познакомить с квалификацией расходов: желаемые, обязательные и непредвиденные; развивать способность правильного мышления в вопросах расходов, управлять своими желаниями и потребностями с учётом семейного бюджета; воспитывать бережливость; учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, работать в команде.

Обогащение словаря: бюджет, заработная плата, стипендия, пенсия.

Активизация словаря: доход, расход, товары длительного и кратковременного пользования.

Предварительная работа: чтение художественной литературы: К. Чуковский «Муха-цокотуха», беседы «Что можно купить за деньги?», «Потребности человека».

Материал и оборудование: проектор, экран, ноутбук, красные и зеленые карточки для каждой команды, 2 макета семейного бюджета, монеты игрушечные 40 штук, запись веселой музыки, фишки за правильные ответы.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям разделиться на 2 команды: дети парами подходят к воспитателю и предлагают ему 2 варианта антонимов, например: мягкий, или твердый? Светлый, или темный? День, или ночь? Воспитатель определяет, кому идти в команду направо, а кому налево.

Дети в командах придумывают ее название, которое относилось бы к теме финансов.

Воспитатель: Ребята, у каждого из вас есть семья. Что такое семья? Сколько человек в вашей семье? Из кого состоит ваша семья? (ответы детей) Видите, семьи бывают разными: большими и маленькими по своему составу. У каждого члена семьи есть свои обязанности. Чем занимается папа? (работает, занимается ремонтом квартиры и т. д.). Что делает мама? (работает, стирает, убирает, готовит обед и т. д.) Что делает бабушка? (вяжет носки, печет пироги и т. д.) Что делает дедушка? (чинит мебель, поливает огород и т.д.) Как помогаете в семье вы? (моют посуду, помогают готовить обед, убирают за собой игрушки, вещи и т. д.) Получается, что все заняты полезным делом, чтобы в доме было уютно и чисто.

У каждого члена семьи есть какие-то свои желания и потребности. Потребности бывают разные, давайте попробуем в этом разобраться.

Есть такие потребности, которые жизненно важные, то есть те, без которых человек не сможет жить. А есть такие потребности, без которых человек может и обойтись и его жизнь от этого не зависит. Их можно назвать просто - желаниями.  

Определите, что это: потребность, или желание? (на экран выводятся слайды для каждой команды, где участники определяют жизненно важные потребности человека  и желания: еда, отдых, вода, автомобиль, одежда, воздух, жилье, игрушки. За каждый правильный ответ команда получает по одной фишке).

 Воспитатель: У семьи тоже есть свои потребности, они складываются из общих интересов и потребностей всех членов семьи.

Задание: определите потребности семьи (на экран выводятся по одному слайду с изображением разных предметов для каждой команды: семейный отдых, совместный просмотр телевизора, еда, жилье.)

Воспитатель: Чтобы удовлетворять свои потребности и потребности всей семьи, что нужно делать? (ответы детей: необходимо трудиться).

Воспитатель: Отгадайте, какие пословицы о труде зашифрованы в картинках (на экран выводятся по два задания для каждой команды: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Маленькое дело лучше большого безделья. От труда здоровеют, а от лени болеют. Сделал дело - гуляй смело.)

Воспитатель: Откуда в вашей семье появляются деньги? (ответы детей)

Да, за то, что люди работают, им платят заработную плату, потому что каждый труд должен оплачиваться.

Ребята, ваши бабушка и дедушка, когда были молодыми, тоже работали, а теперь они состарились, и государство за их труд выплачивает им деньги. Каждый месяц почтальон приносит бабушкам и дедушкам… (пенсию),  а если у кого-то в семье есть старший брат или сестра, и они учатся после окончания школы в училище, техникуме, или институте, то им тоже выплачивают каждый месяц деньги. Эти деньги называются … (стипендия). Теперь мы с вами знаем, как в вашей семье появляются деньги.

Если сложить все деньги семьи вместе — зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и дедушки, стипендию брата и сестры, то получается доход семьи, который называется семейный бюджет (на экране показать слайд со схематическим  изображением семейного бюджета).

Физкультминутка: Давайте поиграем. Будет звучать музыка, под которую можно танцевать. Когда музыка остановится, вы должны встать, взявшись за руки, и образовать круг из такого количества человек, какую цифру я назову.

Воспитатель: А теперь поговорим о том, что же такое «расходы». На что тратятся деньги у вас в семье? (ответы детей.) За деньги можно купить много полезных и нужных вещей, продуктов, или потратить их на какие-то другие цели. Важно экономно и разумно использовать деньги, ведь они нелегко зарабатываются. Мы можем совершить денежные расходы на то, чтобы купить какие-то товары, например, стиральную машину, а можем купить мороженое. Стиральной машиной мы будем пользоваться долго, а как долго мы будем есть мороженое? (ответы детей).  Значит, стиральную машину мы назовем «товаром длительного пользования», а порцию мороженого — «товаром кратковременного пользования».

 Какие еще вы знаете товары длительного пользования (ответы детей: машина, утюг, пылесос, телевизор и т. д.). А теперь назовите товары кратковременного пользования (ответы детей: продукты питания  и т. д. За правильные ответы давать команде фишки)

 Воспитатель: Еще мы должны расходовать деньги на разные услуги, например: плата за жилье (за отопление, воду, электричество). За какие услуги еще мы должны платить? (ответы детей: за телефон, за детский сад, за отдых в санатории, за стрижку в парикмахерской, за билет в кинотеатр и т. д.)

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру. Правила простые: если вы относите что-то к доходу, то поднимаете зеленую карточку, а если к расходу, то поднимаете красную карточку.

- родители получили зарплату

 - купили продукты

 - вам подарили деньги на день рождение

 - старший брат получил стипендию

 - вы потеряли кошелек

 - родители купили вам новую игрушку

 - бабушка получила пенсию

 - купили маме новые сапоги

 - папе купили запчасти на машину

 - мама получила премию.

(За правильные ответы команды получают фишки)

Воспитатель:  Ребята, как вы думаете, легко распоряжаться деньгами в семье? Представьте, что вы распоряжаетесь семейным бюджетом. Определите, пожалуйста, куда вы израсходуете деньги. Предлагаю вам самим в команде составить семейный бюджет.  

(Каждой команде выдается по 20 монет и большой круг, разделенный на 6 секторов: Квартплата (в секторе изображено лампочка, кран с водой и батарея), Питание (в секторе - продукты питания). Одежда (в секторе - одежда и обувь). Развлечения (в секторе – кинотеатр, зоопарк ). Игрушки (в  секторе – игрушки). Сектор сюрприз (в секторе – знак вопроса).  Правильным считается тот вариант, где дети в первую очередь оплатили жизненно важные потребности: жильё, одежда, еда).

После выполнения задания и выслушивания ответов, детям предлагается сектор «сюрприз». По одному посыльному вытягивают карточки, на которых изображены «непредвиденные расходы»: сломанный холодильник и сломанная стиральная машина.  Задание: пересмотреть семейный бюджет и объяснить, почему сделали именно такой выбор.

Подведение итогов: подсчет фишек в каждой команде. Все участники получают поощрительные призы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ОСНОВАМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Конспект позволяет раскрыть сущность понятия «деньги», «Банк», банковские рабочие; наличные и безналичные деньги....

Конспект занятия в подготовительной группе по экономике на тему " Семейный бюджет. Доходы. Расходы".

Воспитывать уважение и бережное отношение к деньгам, как результату оплаты труда членов семьи....

Дидактическая игра по финансовой грамотности "Семейный бюджет" для старшей и подготовительной группы

Игра - ходилка "Семейный бюджет". простая и удобная иградля детей старшего и подготовительного возраста. в игру входят: игровое поле, кубик, фишки, монеты, четыре мешочка....

Конспект занятия для детей старшего возраста по финансовой грамотности «Семейный бюджет»

Конспект занятия для детей старшего возраста по финансовой грамотности «Семейный бюджет»...

Конспект НОД в подготовительной группе на тему финансовая грамотность.

Конспект по финансовой грамотности для дошкольников «Деньги –помощники»Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей  дошкольного возраста: раскрыть сущност...