Публичное выступление «Богатыри земли русской. Патриотическое воспитание дошкольников на примерах защитников Отечества»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Милентенкова Галина Николаевна

В наше время стала очень актуальной проблема формирования чувства патриотизма, любви к родному краю, к России. Воспитание у детей дошкольного возраста любви к своей Родине, одна из важнейших и актуальнейших задач во все времена, ведь то, что заложится в души ребят, в их сознание, останется с детьми на протяжении всей жизни. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте чувствовал причастность к своей Отчизне, личную ответственность за родную землю и ее будущее. Эту работу нельзя реализовать полноценно, не привлекая в неё устное народное творчество. Ярким примером патриотизма всегда были былинные герои, которые являлись символом защиты нашего Отечества, и дети дошкольного возраста не очень много о них знают. Былины воспроизводят идеалы социальной справедливости, прославляют русских богатырей как защитников народа. Богатырь – это всегда воин-патриот. За период дошкольного детства важно сформировать у детей представление о богатырской славе, великом духе и верности русского народа своему Отечеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodden.docx24.9 КБ
PDF icon Презентация859.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек» р.п.Дергачи

Публичное выступление

«Богатыри земли русской.

Патриотическое воспитание дошкольников на примерах защитников Отечества»

Воспитатель: Милентенкова

Галина Николаевна

2020

Нам нужен мир, трава в росе,

Улыбчивое детство.

Нам нужен мир, прекрасный мир,

Полученный в наследство!

В наше время стала очень актуальной проблема формирования чувства патриотизма, любви к родному краю, к России. Воспитание у детей дошкольного возраста любви к своей Родине, одна из важнейших и актуальнейших задач во все времена, ведь то, что заложится в души ребят, в их сознание, останется с детьми на протяжении всей жизни. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте чувствовал причастность к своей Отчизне, личную ответственность за родную землю и ее будущее. Эту работу нельзя реализовать полноценно, не привлекая в неё устное народное творчество. Ярким примером патриотизма всегда были былинные герои, которые являлись символом защиты нашего Отечества, и дети дошкольного возраста не очень много о них знают. Былины воспроизводят идеалы социальной справедливости, прославляют русских богатырей как защитников народа. Богатырь – это всегда воин-патриот. За период дошкольного детства важно сформировать у детей представление о богатырской славе, великом духе и верности русского народа своему Отечеству.

Воспитывать у детей стремление быть похожими на былинных богатырей, «богатырей современности», учить гордиться историей своей страны.

Допустим, что богатыри – это защитники Отечества от врагов, воины, обладающие большой силой. Возможно, что богатыри жили очень давно и сейчас их нет. А что, если богатырь – это пример великого русского человека, побуждающего быть преданным своей Родине, своему Отечеству.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному посёлку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Приобщение к народным праздникам и традициям – важная особенность патриотического воспитания детей. В процессе работы над праздником, дети много узнают о русских обычаях, традициях.

Организуя праздники патриотической тематики, я одновременно стараюсь и учить, и воспитывать детей.

Есть в нашей жизни события, которые переполняют душу радостью, безмерной гордостью и счастьем за всех людей, за всю страну. Таким событием является день Победы нашего великого народа над фашисткой Германией в 1945 году. 75 лет прошло с того дня, но память о нем живет в сердцах всего нашего народа. Для того чтобы в сердцах подрастающего поколения не осталось не одного сомнения в правильности, справедливости и значимости этого дня, мною проводилась планомерная, систематическая работа в данном направлении.

С детьми в группе были проведены мероприятия, посвященные Великой Победе с демонстрационным материалом. Мы беседовали о подвигах советских людей, знакомили с названиями и достопримечательностями городов – героев Великой Отечественной войны.

С воспитанниками  велась дистанционно работа с библиотекой, где детей познакомили с жизнью нашего посёлка во время войны. Музыкальный руководитель рассказал детям о песнях, с которыми мы победили, просмотрели презентацию «Песни военных лет», прослушали военные песни, многие из которых они знают и с удовольствием подпевали: «Катюша», «Смуглянка». Во время прослушивания военных песен, дети прониклись смыслом и болью тех страшных военных лет. Они поняли насколько важно жить в мире и согласии, и как страшна война и ее последствия. Проводились экскурсии в музей боевой славы в СОШ №1, в краеведческий музей, к памятникам.

Казалось бы, разве могут дети этого возраста понять, что такое война, боль, про которую рассказывают им взрослые и ветераны. Оказывается, могут. Они слышат и понимают глубину и смысл стихов, песен и музыки военных лет.

Я считаю, что проведение подобных мероприятий важно и необходимо в воспитании подрастающего поколения. У них формируется уважение к защитникам Родины, чувство гордости за свой народ, вырабатываются нравственно – патриотические чувства, формируются элементарные знания о событиях Великой Отечественной войны.

Есть такая профессия - Родину защищать. Военнослужащих так и называют – защитники Отечества. Недаром День защитника Отечества считается у нас одним из самых почитаемых, поистине всенародных, праздников.

С целью расширения представления детей о российской армии; воспитания дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине; формирование стремления быть сильными, смелыми – защитниками Отечества, с детьми  была проведена беседа о военных профессиях. В доступной стихотворной форме знакомила ребят с различными родами войск. Большие эмоции у детей вызвали наши ракетные войска, атомные подводные лодки и танки, пограничники и летчики.

В группе был создан мини-музей боевой техники. Вместе с родителями, ребята принимали активное участие в выставке боевой техники.

В мини-музее имелась современная  форма воина-защитника и предметы, которые необходимы солдату. Дети с удовольствием примеряли форму, пробовали пробежать, проползти в противогазе. Знакомились с предметами, которые были необходимы воинам-защитникам и во время ВОВ и в настоящее время в армии – фляжка, котелок, противогаз.

Ребята с удовольствием разгадывали кроссворды и загадки о военных профессиях и боевой технике, работали с раскрасками боевой техники и воинов различных родов войск, слушали песни о вооруженных силах России.

С целью воспитания чувства уважения к российской армии, защитникам Отечества, любви к Родине, формирования интереса к двигательной активности и физической деятельности, развитию коммуникативных способностей было проведено спортивное развлечение «Зарница». В жарких соревнованиях будущие защитники проходили полосу препятствий, чтобы донести в штаб «секретный пакет». Все ребята активно болели и поддерживали своих товарищей. Заряд бодрости, веселья и море положительных эмоций получили все.

Незабываемыми были и праздники, и развлечения с папами воспитанников.

Праздник 23 февраля в детском саду – хороший повод для воспитания у дошкольников чувства патриотизма, формирования у детей гордости за славных защитников Отечества. Это праздник всех людей, которые стоят на страже нашей Родины. Это праздник настоящих мужчин — смелых и отважных, ловких и надёжных, а также праздник мальчиков, которые вырастут и станут защитниками Отечества.

Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют взрослые и дети. Всю предпраздничную неделю, в нашей группе проходили занятия, посвященные этому празднику. Мы читали стихи, рассказы, проводили беседы, смотрели мультфильмы, разучивали песни, посвященные дню Защитника Отечества, с большим удовольствием дети готовили подарки своим папам.

У воспитанников подготовительной группы было проведено спортивное развлечение с папами «Вперед, мальчишки!» Это мероприятие носило соревновательный характер. Ребята читали стихи, отгадывали загадки, соревновались с папами в силе и ловкости.

Все участники проявили большую активность, подарили друг другу хорошее настроение, радость общения и улыбки, показали какие они ловкие, выносливые, смелые. Ребята поняли: чтобы завоевать победу – мало быть просто физически сильным. Необходимо при этом обладать силой воли, быть организованным и собранным, ловким и находчивым.

Наши воспитанники, показали себя настоящими защитниками Родины. На таких воинов всегда можно положиться, они сберегут мир!

Работа с детьми по патриотическому воспитанию велась и через ознакомление с художественной литературой. Знакомство с книгами познавательного и художественного характера, иллюстративно – дидактическим материалом.

Использованы произведения устного народного творчества, так как оно является богатейшим источником познавательного и нравственного развития. В пословицах, поговорках, сказках, былинах метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.

В группе создан уголок по патриотическому воспитанию, оформлены папки-передвижки, на которых размещена информация для родителей.

Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране более эффективна, если установлена тесная связь детей с родителями. Они не только большие и активные помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребенка. Родители вместе с детьми участвовали при проведении развлечений, в досугах и праздниках, которые стали традициями ДОУ: «День защитника Отечества», «День защиты детей»; в оформление фотовыставок и выставок детского творчества «День Победы».

Для родителей были проведены консультации на темы: «Праздник в дом пришел», «Роль семейных традиций и обычаев в воспитании подрастающего поколения», «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки», «Формирование гражданско – патриотической позиции детей дошкольного возраста».

Работая с детьми и их родителями, стараюсь формировать у детей познавательную активность, стремление узнавать как можно больше, применять свои знания на практике. В будущем это позволит детям занять активную жизненную позицию. Родители активно сотрудничают по всем вопросам с воспитателем, оказывают помощь в решении многих вопросов. Ведь воспитание должно идти совместно, чтобы оно оказывало воздействие на личность ребенка на много лет вперед.

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная систематическая работа, использование разнообразных средств и методов воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет знать название страны, о ее природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он проявляет интерес к приобретаемым знаниям, читает стихи, поет песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту. И, если ребенок с детства будет бережно относиться к своим национальным символам, то с большой уверенностью можно сказать, что он станет патриотом своей страны.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ /ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ/ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ«ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ /ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ/В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ«ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА»...

Конспект открытого занятия для воспитателей по развитию речи /патриотическое воспитание/ в средней группе «защитники отечества»

Цель: Продолжать воспитывать у детей патриотические чувства к Родине; воспитывать уважение к воинам – защитникам Отечества; формировать интерес к различным родам войск; дать знания о Российской а...

Проект по военно-нравственному воспитанию дошкольников на тему"Защитники Земли Русской"

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено нескольки...

нод по нравственно- патриотическому воспитанию в подготовительной группе "защитники отечества"

интегрированное занятие  по нравственно-патриотическому воспитанию, посвященное Дню защитника Отечества....

Из опыта организации патриотического воспитания дошкольников (на примере воспитания любви к родному городу)

В большой стране у каждого человека есть своя маленькая родина – город или деревня, где он родился. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии и...

Воспитание патриотизма у старших дошкольников на примере героев Отечества

Аннотация: любовь к Родине украшает человека, придаёт его жизни более глубокиё смысл. За что наши люди любят Россию, и как эта любовь проявляется? Этому нас учит сама история нашего государства. В ста...

Из опыта организации патриотического воспитания дошкольников (на примере воспитания любви к родному городу)

Воспитывать патриота – сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формиро...