КОНСПЕКТ НОД ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ И РОДИТЕЛЕЙ (с использованием ИКТ) Тема: «Знакомство с вулканами»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ноздрина Ирина Анатольевна

Цель: развивать познавательную активность у детей в процессе экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_znakomstvo_s_vulkanami.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НОД ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ И РОДИТЕЛЕЙ

(с использованием ИКТ)

Тема: «Знакомство с вулканами»

Цель: развивать познавательную активность у детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

Обучающие:

- расширять представление детей об окружающем мире - об объектах (вулканах) и явлениях неживой природы (извержение вулкана);

- расширять словарный запас на основе формирующихся у детей представлений о вулканах;

- закреплять умение выявлять свойства материалов;

- активизировать словарный запас в речевой практике.

Развивающие:

- способствовать развитию у детей координации речи с движением;

- развивать у детей активность, инициативность и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности.

Воспитательные:

- воспитывать любознательность, интерес и стремление к познанию окружающего мира.

Словарная работа: лава, вулкан, кратер, спящий вулкан, действующий вулкан, пемза. 

Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, экран, презентация «Знакомство с вулканами», макет вулкана, сова Совунья (игрушка), краситель, окрашенная вода в стакане, спринцовка, сода, лимонная кислота, моющее средство, воронка, ножницы, палочка, ткань для накрытия макета, 3 подноса, стаканчик для отходов, перчатки, баночка для смешивания смеси, стакан, ложка (чайная), мерный стаканчик с водой, графин с водой, небольшие контейнеры с водой, пемза, подносы, пипетки, мерные маленькие стаканчики с моющим средством, одноразовые тарелочки, ложки, лупы, перчатки, фартуки, шапочки, палочки, стаканчик для смешивания раствора, стаканчик для смешивания смеси, салфетки ткан., салфетки пластиковые (на каждого ребенка),

Предварительная работа: чтение детской энциклопедии «Все обо всем», рассматривание фотографий, иллюстраций с различными вулканами; беседы о вулканах с фактами; изготовление макета вулкана; заучивание физкультминутки.

Методы и приемы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, использование художественной литературы.

Ход занятия: 

Столы стоят буквой «П». Родители сидят вместе с детьми за столами.

Воспитатель:

- К нам в гости пришла мудрая сова Совунья, поздоровайтесь с ней. Она хочет вам загадать загадку. Послушайте и попробуйте её отгадать.

Я плююсь огнем и лавой,

Я - опасный великан!

Славен я недоброй славой,

Как зовут меня? (Вулкан).

Воспитатель:

- Да, ребята, это вулкан. А хотите узнать легенду о вулкане?

Слайд №1.

- Сейчас я вам всем расскажу и покажу легенду про древнего бога Вулкана. Слушайте и смотрите внимательно.

Слайд №2

 Воспитатель:

- Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне.

Слайд №3 

- Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть «вулканами».

Слайд №4.

Совунья:

- Ребята, как вы думаете, на что похож вулкан? (на конус)

Воспитатель:

- Правильно!

Слайд №5. 

Воспитатель:

- Посмотрите на вулкан и скажите, на что похожа верхняя часть вулкана?

Может Совунья нам скажет?

Совунья:

- Верхняя часть похожа на большую яму, воронку.

Воспитатель:

- Верно, молодец и называется она кратер вулкана.

Слайд №6. 

Воспитатель:

- Когда вулканы «спят» то мало отличаются от других гор, но внутри есть очень горячая жидкость – магма. Вулкан считается спящим, пока магма живет в своем домике.

Слайд №7,8. 

Воспитатель:

- Но иногда вулканы «просыпаются» и тогда, начинается сильный подземный гул.

Из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы. Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни.

Слайд №9

Воспитатель:

- Лава поднимается из-под земли по жерлу вулкана и выброс происходит из кратера. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие.

Слайд №10

Воспитатель:

- Лава кипит и бурлит, а потом застывает. А когда лава застыла, то получились новые камни, они называются пемза – это пористые камни, которые не тонут в воде. 

Слайд №11, 12.

Воспитатель:

 - А давайте немного разомнёмся! Предлагаю выйти на ковёр и присесть на корточки.

Дети садятся на корточки руки вверх в виде конуса.

Динамическая пауза «Извержение вулкана»

Вулканы начали играть

Из жерла лаву извергать (начинают подниматься на носки, руки вверх, потянуться, встряхнуть кистями).

Вулкан гремит! Вулкан пыхтит! (машем кулачками)

Как грозен он сейчас на вид! (руки на поясе, топаем ногами).

Но вот он начал уставать,

Огонь в нем начал угасать (медленно опускаем руки с приседом).

Последний раз огнем дыхнул (сидя долгий выдох).

И на десятки лет уснул! (руки под щеку, засыпает вулкан).

Воспитатель:

- Ребята, а вы хотите увидеть мой макет вулкана? (Ответы детей).

Воспитатель открывает накрытый макет вулкана.

- Обратите внимание на камни, лежащие у подножия вулкана – это и есть пемза. Хотите провести опыт с пемзой? (Ответы детей)

 - Возьмите каждый по одной пемзе и пройдите в нашу лабораторию, там все готово для проведения опытов! Давайте приготовимся и наденем специальную одежду. (Надевают фартуки, шапочки. Перчатки надеть позже!).

- Давайте рассмотрим их через лупу. Что вы видите? (Дырочки).

-А сейчас проверим, тонут ли они в воде. (Дети опускают кусочки пемзы в воду).

- Что происходит с пемзой? (Она плавает на поверхности воды).

- Как вы думаете, почему пемза не тонет? (Внутри пемзы воздух).

Воспитатель:

- Ребята, а вы хотите посмотреть и научиться, как можно самим разбудить вулкан? (Ответы детей). 

- Тогда смотрите, слушайте и запоминайте.

Слайд №13.

Педагог показывает опыт «Извержение вулкана».

(Равные части соды и лимонной кислоты смешать в одном стаканчике. Во втором стаканчике смешать воду с красным пищевым красителем и добавить несколько капель моющего средства для посуды. Засыпать в отверстие «вулкана» смесь из первого стаканчика, затем добавить раствор из второго стаканчика).

Воспитатель:

-Что вы наблюдаете? (Извержение вулкана).

- Хотите самостоятельно, в нашей лаборатории проделать опыт извержение вулкана? (Ответы детей)

Педагог предлагает детям надеть перчатки и вместе с родителями провести опыт самостоятельно.

Педагог передаёт с одной и другой стороны столов родителям баночки с содой, затем баночки с лимонной кислотой. В процессе проведения опыта педагог помогает словом, советом, действиями, задаёт вопросы.

(Дети наблюдают извержение вулкана)

Итог. (Провести рефлексию деятельности на занятии, создать ситуацию успеха)

Воспитатель: 

- Ребята, наше исследование подошло к концу, помогите мне продолжить фразы:

- Мне понравилось…..

- Я узнал (а)…

- Меня удивило….

Совунья:

- Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно, и все у вас получилось, замечательно! Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается? Когда вы вырастите большими, наверное, обязательно станете учеными!

Воспитатель:

- А на память об наших опытах можете взять с награду по кусочку пемзы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по музыкальной деятельности для детей старшей группы с использованием здоровьесберегающих технологий Тема: «Путешествие в зимний лес»

формировать у детей  привычку к здоровому образу жизни;обогащать музыкальные впечатления детей;развивать общую и мелкую моторику, чувство ритма;учить согласовывать пение с движением...

Конспект совместного спортивного развлечения по образовательной области «Физическое развитие» для детей старшей группы и родителей с использованием нестандартного оборудования в игровых физических упражнениях. «Малые олимпийские игры»

Конспект совместного спортивного развлечения по образовательной области «Физическое развитие» для  детей старшей группы и родителей с использованием нестандартного оборудования в игро...

Конспект интегрированной НОД по изобразительной деятельности для детей старшей группы с использованием нетрадиционных техник рисования Тема: «Весна торопится, бежит…»

Конспектинтегрированной НОД по изобразительной деятельностидля детей старшей группы с использованиемнетрадиционных техник рисованияТема: «Весна торопится, бежит…»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей разновозрастной группы компенсирующей направленности c ЗПР на тему: «Знакомство детей с родным городом»

Конспект данного занятия поможет воспитателям познакомить детей с родным краем. Глубже узнать историю города Балашихи Московской области(гимн, герб, флаг), вызвать интерес к изучению исторических мест...

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей группы по лепке из соленого теста Тема: «Хлебобулочные изделия»

Занятие предназначено для проведения в учреждениях дополнительного образоваия, а также в старших группах детских садов....