В гости к дымковским мастерам.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Лутфрахманова Альбина Хатифовна

ООД познавательного развития в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gosti_dymkovskim_masteram.docx16.48 КБ

Предварительный просмотр:

Ход занятия:

-Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. А куда, мы  узнаем после игры «Помоги мастерам». Все изделия мастеров перепутались, вы парами решаете к какой доске прикрепить карточку  и названия.

-Все изделия  в своих мастерских: хохломские, городецкие, гжель. А вот остались карточки. Мы можем их  отнести в одну из этих мастерских? (Нет,почему). Это дымковские игрушки

Эти изделия позовут нас по нашей стране и поедем в село Дымково, что стоит на высоком берегу реки Вятки. Чем же знаменито Дымково? Почему о нем знают во всем мире? В этих местах в далекую старину зародилась игрушка, которую стали называть дымковскими. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.

В Дымково любили песни, пляски,

В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинные,

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право.

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз,

О древней дымковской игрушке

Поведем сейчас рассказ.  

 В начале были свистульки.

Всю зиму женщины Дымково лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстием свистульку превращали то в уточку, то в петушка. А потом стали лепить и другие игрушки.

Посмотри, как хороша эта девица-душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива.

Кружочки, клеточки, полоски -

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

(Показ дымковской барышни)

-Ребята я узнала, что в селе Дымково скоро откроется весенняя ярмарка дымковской игрушки, а мастера не успевают расписать все игрушки.  Они опечалены по этому поводу. Мастерам очень важно принять участие в ярмарке и показать людям свое мастерство.

- Ребята, давайте поможем мастерам. Я предлагаю вам стать их учениками, подмастерьями.

- Кто такие подмастерья?

- Подмастерьями называли молодых помощников мастера, они помогали месить глину, обжигать фигурки, покрывать игрушки белой краской, размешивать цветные краски, а когда осваивали все эти работы, то помогали мастеру создавать  веселые игрушки, а после и сами становились мастерами. Приглашаю  в мастерскую. Одеваем фартуки, будем работать с глиной.

Поможем мастерам раскатать шарики и сплющивать их. Все игрушки сначала лепят ,а потом  сушат.

   На деревянной лавке игрушки сохнут. Несколько дней будут ждать они обжига в печи. Сейчас в мастерских есть специальные печи для обжига. А раньше игрушки закаляли в русских печах.( слайд)

   От огня игрушки становятся ярко-красными. После обжига игрушки делаются очень прозрачными и легкими. Слайд

  Как только игрушки остынут, мастерицы покрывают их слоем разведенного на молоке мела. Попробуем с вами приготовить побелку для игрушек: мел разводим  на молоке и  опускаем игрушки в побелку.  Потом ставят сушиться на сквознячок. И тут-то наступает пора расписывать их.

   Кисточками в старину служили палочки, обмотанные льняным лоскутом. Сейчас для росписи применяются кисточки.

   Если посмотреть узор, он необычайно прост: всего пять элементов: круг, прямая и волнистая линия, точки горошины и клетки.

Краски, какого  цвета использовали мастера при росписи дымковской игрушки?

 Ответы детей. (Красный, желтый, оранжевый, голубой, синий, зеленый, розовый).  

А какие образы можно увидеть в дымковских игрушках ? Слайд

Дети: ( лошадка, петушок, индюк, олень, баран, барышня).

-Верно. Наиболее  распространенные  образы:  няньки с детьми, водоносы, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.

-Мы  с вами раскрасим дымковскую барышню.(Работа в пособиях)

Выставка работ.

   И вот барышни засветились, и окончательно стали ненаглядными. И впрямь на них не наглядеться. На душе становиться радостно и празднично! Вы все старались, трудились, вложили в них своё умение!

 - Я предлагаю вам выразить свое настроение и впечатление от нашего путешествия. У меня есть цветные жетоны: красный обозначает прекрасное настроение, путешествие очень понравилось; синий – настроение плохое, путешествие не понравилось. Возьмите жетон соответствующий вашему настроению и  почему выбрали именно жетон этого цвета.

(Дети отражают свое настроение при помощи магнитов).

- Я рада, что у вас хорошее настроение и путешествие вам понравилось, но нам пора возвращаться в наш детский сад.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированого занятия (рисование, музыка, кругозор) "В гости к дымковским мастерам"

Интегрированое занятие по приобщению к декоративно-прикладному искусству в средней группе....

Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись) Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись)

В начале января в нашем детском саду по планированию прошла неделя под названием "В гостях у дымковской барышни".К этой тематической неделе были изготовлены дидактические игры,разработаны конспекты НО...

«В ГОСТЯХ У ДЫМКОВСКИХ МАСТЕРОВ»

конспект занятия по художественно- продуктивной деятельности...

Информационная карта проекта «В гостях у дымковских мастеров»

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. А ведь развитие гармоничной самодостаточной творческой личности...

В ГОСТЯХ У ДЫМКОВСКИХ МАСТЕРОВ

В гостях у дымковских мастеров...

Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему "В гости к дымковским мастерам"

Конспект занятия  по познанию в старшей группе по теме «В гости к дымковским мастерам»Доминирующая ОО: познавательное развитие.Интеграция ОО:  речевое, физическое, художественно-...