Главные вкладки

    В гости к дымковским мастерам.
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

    Лутфрахманова Альбина Хатифовна

    ООД познавательного развития в старшей группе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл v_gosti_dymkovskim_masteram.docx16.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ход занятия:

    -Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. А куда, мы  узнаем после игры «Помоги мастерам». Все изделия мастеров перепутались, вы парами решаете к какой доске прикрепить карточку  и названия.

    -Все изделия  в своих мастерских: хохломские, городецкие, гжель. А вот остались карточки. Мы можем их  отнести в одну из этих мастерских? (Нет,почему). Это дымковские игрушки

    Эти изделия позовут нас по нашей стране и поедем в село Дымково, что стоит на высоком берегу реки Вятки. Чем же знаменито Дымково? Почему о нем знают во всем мире? В этих местах в далекую старину зародилась игрушка, которую стали называть дымковскими. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.

    В Дымково любили песни, пляски,

    В селе рождались чудо-сказки.

    Вечера зимою длинные,

    И лепили там из глины.

    Все игрушки не простые,

    А волшебно расписные.

    И пошла о Дымке слава,

    Заслужив на это право.

    Удивительному чуду

    Мы поклонимся не раз,

    О древней дымковской игрушке

    Поведем сейчас рассказ.  

     В начале были свистульки.

    Всю зиму женщины Дымково лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстием свистульку превращали то в уточку, то в петушка. А потом стали лепить и другие игрушки.

    Посмотри, как хороша эта девица-душа.

    Щечки алые горят, удивительный наряд,

    Сидит кокошник горделиво,

    Барышня так красива.

    Кружочки, клеточки, полоски -

    Простой, казалось бы, узор,

    Но отвести не в силах взор.

    (Показ дымковской барышни)

    -Ребята я узнала, что в селе Дымково скоро откроется весенняя ярмарка дымковской игрушки, а мастера не успевают расписать все игрушки.  Они опечалены по этому поводу. Мастерам очень важно принять участие в ярмарке и показать людям свое мастерство.

    - Ребята, давайте поможем мастерам. Я предлагаю вам стать их учениками, подмастерьями.

    - Кто такие подмастерья?

    - Подмастерьями называли молодых помощников мастера, они помогали месить глину, обжигать фигурки, покрывать игрушки белой краской, размешивать цветные краски, а когда осваивали все эти работы, то помогали мастеру создавать  веселые игрушки, а после и сами становились мастерами. Приглашаю  в мастерскую. Одеваем фартуки, будем работать с глиной.

    Поможем мастерам раскатать шарики и сплющивать их. Все игрушки сначала лепят ,а потом  сушат.

       На деревянной лавке игрушки сохнут. Несколько дней будут ждать они обжига в печи. Сейчас в мастерских есть специальные печи для обжига. А раньше игрушки закаляли в русских печах.( слайд)

       От огня игрушки становятся ярко-красными. После обжига игрушки делаются очень прозрачными и легкими. Слайд

      Как только игрушки остынут, мастерицы покрывают их слоем разведенного на молоке мела. Попробуем с вами приготовить побелку для игрушек: мел разводим  на молоке и  опускаем игрушки в побелку.  Потом ставят сушиться на сквознячок. И тут-то наступает пора расписывать их.

       Кисточками в старину служили палочки, обмотанные льняным лоскутом. Сейчас для росписи применяются кисточки.

       Если посмотреть узор, он необычайно прост: всего пять элементов: круг, прямая и волнистая линия, точки горошины и клетки.

    Краски, какого  цвета использовали мастера при росписи дымковской игрушки?

     Ответы детей. (Красный, желтый, оранжевый, голубой, синий, зеленый, розовый).  

    А какие образы можно увидеть в дымковских игрушках ? Слайд

    Дети: ( лошадка, петушок, индюк, олень, баран, барышня).

    -Верно. Наиболее  распространенные  образы:  няньки с детьми, водоносы, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.

    -Мы  с вами раскрасим дымковскую барышню.(Работа в пособиях)

    Выставка работ.

       И вот барышни засветились, и окончательно стали ненаглядными. И впрямь на них не наглядеться. На душе становиться радостно и празднично! Вы все старались, трудились, вложили в них своё умение!

     - Я предлагаю вам выразить свое настроение и впечатление от нашего путешествия. У меня есть цветные жетоны: красный обозначает прекрасное настроение, путешествие очень понравилось; синий – настроение плохое, путешествие не понравилось. Возьмите жетон соответствующий вашему настроению и  почему выбрали именно жетон этого цвета.

    (Дети отражают свое настроение при помощи магнитов).

    - Я рада, что у вас хорошее настроение и путешествие вам понравилось, но нам пора возвращаться в наш детский сад.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект комплексного занятия "В гостях у дымковской барышни"

    Занятие сочетает музыкальную и изобразительную деятельность. Рассчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста....

    методическая разработка "В гости к дымковской игрушке".

    совместная комплексная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста...

    Конспект интегрированого занятия (рисование, музыка, кругозор) "В гости к дымковским мастерам"

    Интегрированое занятие по приобщению к декоративно-прикладному искусству в средней группе....

    Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись) Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись)

    В начале января в нашем детском саду по планированию прошла неделя под названием "В гостях у дымковской барышни".К этой тематической неделе были изготовлены дидактические игры,разработаны конспекты НО...

    «В ГОСТЯХ У ДЫМКОВСКИХ МАСТЕРОВ»

    конспект занятия по художественно- продуктивной деятельности...

    Информационная карта проекта «В гостях у дымковских мастеров»

    В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. А ведь развитие гармоничной самодостаточной творческой личности...