педагогический проект "Я и моя семья"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Филатова Василиса Александровна

проект "Я и моя семья" в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_8_gr._moya_semya.docx347.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №13 «Вишенка»

             Педагогический проект

                   «Я и моя семья»

                                                                                               

D:\пример проектов\63c1b369753052f549979e3ebdd68080.jpg

                                                                                                разработала воспитатель

                                                                                                 подготовительной группы №8

                                                                                                 Филатова В. А.

                         

                                          Городской округ Выкса 2014 года

Вид проекта: творческий, групповой, кратковременный.

Продолжительность проекта: краткосрочный (с 24 ноября по 28 ноября ).

Участники проекта: дети подготовительной группы (6 – 7 лет); воспитатель Филатова В. А. ; педагог по ИЗО – деятельности Залетина В. М.; музыкальный руководитель Кулева М. В.

Итоговый продукт проекта: выставка работ «Генеалогическое древо».

Гипотеза: знание своего генеалогического древа поможет  детям узнать историю создания своей семьи, свою родословную, сформирует у детей представление о семье и семейных традициях.

Ожидаемый результат:

  • владеть понятием «Семья»;
  • знать информацию о своей семье, профессии родителей;
  • составлять рассказы о своей семье;
  • проявлять заботу и уважение ко всем членам семьи.
  • уметь совместно с родителями составлять родословную семьи.

Цель проекта: формирование у детей понятия «Семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.

Задачи проекта:

  • расширить сведения о семье (знать имена, отчества родителей, профессию, место работы членов семьи) ;
  • - воспитывать у детей заботливое отношение к близким людям, желание помочь им.
  • Обогащать детско – родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

Актуальность проекта:

Важным фактором личностного развития ребёнка является удовлетворение его потребности в положительных эмоциональных контактах с близкими людьми. В первую очередь – с родителями. «Семья – это цветок, который надо холить, лелеять, любить. Основа хорошего, яркого детства, обучение житейским мудростям. Основанным на житейских заповедях». Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Мой  проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека. О семейных традициях и их развитии в современных условиях.

                                                  Этапы проекта:

  1. Подготовительный :
  • опрос детей на тему « Что я знаю о семье?»
  • определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
  • Поисковая работа по подбору иллюстрированного материала по теме «Семья».
  • Подбор литературных произведений, пословиц, стихотворений, поговорок о семье.
  • Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых  для проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
  1. Основной

Познавательное развитие

  • Дидактические игры «Кто у нас какой?» (рассматривание себя в зеркало)
  • Дидактическая игра «Составь семью из фигурок»
  • Рассматривание репродукции картин «Мать и дитя»

НОД

  • Познание « Я и моя семья»

Художественно – эстетическое развитие

  • Создание коллажа  «Мои родители»
  • Художественно – ручной труд « Букет цвет»

Социально – коммуникативное развитие

  • Заучивание пословиц и поговорок о семье.
  • Загадки о семье.

Речевое развитие

  • Чтение художественной литературы: русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
  • Д. Габбе «Моя семья»
  • Чтение стихотворений о семье

Физическое развитие

  • физкультминутка
  • пальчиковая гимнастика «Дружная семья»
  • Артикулярная гимнастика

Взаимодействие с родителями

  • Тематический праздник, посвященный  « Дню Матери»
  • Анкета « Ценности и традиции семьи»
  1. Заключительный этап
  • Выставка работ «Генеалогическое древо»

Список  используемой литературы.

  1. "Говорим правильно" О. С. Гамзяк . Москва. Издательство " Гном и Д" 2010
  2. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

 

   

Приложение

к проекту

 Конспект НОД в подготовительной группе «Моя семья»

Цель: создание условий для ознакомления воспитанников с понятием семьи и семейных ценностей.

Задачи: Формировать представление о семье. Воспитывать желание заботиться о близких,  развивать чувство гордости за свою семью. Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье.

Оборудование: альбомные листы, цветные карандаши, семейные фотографии, картинки с изображением людей разного пола и возраста, животных и птиц.

Предварительная работа:

- Рассматривание семейных фотографий.

Ход  занятия:

 Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Посмотрю на ваши лица с кем бы мне здесь подружиться? Я - (имя воспитателя) а ты кто? Ответь мне, как тебя зовут (Дашенька, Машенька…).

Здравствуйте, милые дети, вы всех прекраснее на свете. Вас таких хороших и пригожих я приглашаю поиграть.

Психогимнастика:- Покажите, какое бывает выражение лица у папы и мамы, когда они радуются, когда у них хорошее настроение (ответы детей).

- А если они сердятся, когда вас ругают, хмурятся! (ответы детей).

- Ребята, сегодня у нас в группе открыта фотовыставка «Моя семья».

Кто хочет рассказать о своей семье? (дети по желанью подходят к фотографии своей семьи, рассказывают, кто изображен). По ходу воспитатель спрашивает о членах семьи, как кого зовут, где фотографировалась семья.

Вопросы: С кем ты живешь? Кто самый старший в вашей семье? Кто самый младший?  Для мамы ты кто? А для бабушки? Для брата, сестры? Ты любишь своих близких? Почему? (потому что, они добрые, ласковые, заботливые). Кто чем занимаются в семье? Кто о тебе заботится? Как ты заботишься о других?

Игра «Собери цепочку».

Детям предлагается разложить фотографии (картинки) согласно возраста  и пола.

- младенец – девочка – дошкольница – школьница – студентка – мама – бабушка.

- младенец – мальчик – дошкольник – школьник – студент – папа – дедушка.

Послушайте внимательно стихотворение и отгадайте про кого оно?

«Сыро, хмуро за окном, дождик моросит.

Низко небо серое над крышами весит.

А в доме чистота уют.

У нас своя погода тут.

Улыбнется (мама)…ясно и тепло.

Вот уже и солнышко в комнате взошло?

Про кого это, вы, конечно,  догадались, это – мама.

Скажите самые хорошие слова про маму.

Игра «Ласковый ребенок»

 А как ты обычно называешь свою маму?

А как ты  обычно называешь своего папу?

А как ты называешь свою бабушку?

А как ты называют твою маму бабушка с дедушкой?

 Как зовут твоих бабушку и дедушку?

Как зовут их твои родители?

А если твои близкие заболеют, как ты их будешь жалеть?

Воспитатель предлагает детям иллюстрации  из детских книг, где изображены семьи животных и птиц (петух, курица, цыплята; кошка с котятами, птицы с птенцами в гнезде и т.д.)

Как вы думаете, можно сказать, что на этих картинках изображена семья, почему?

Что чувствует кошка рядом со своими котятами?

Правильно, и животные, и птицы испытывают чувство радости, когда находятся в окружении своей семьи, потому что дети радуют своих родителей, тем, что они подрастают, крепнуть, учатся всему новому в жизни. А детеныши радуются, сто их родители их согревают, защищают, заботятся о них.

Пальчиковая гимнастика (дружная семья)

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик – мамочка

А вот этот пальчик – Я

Вместе дружная семья!

Как хорошо, что у вас есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому  что в ваших семьях любят друг друга. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье   всегда были мир и дружба, уважение и любовь  друг  к  другу.

Семью почитали с древних времен, народ сложил много пословиц

«При солнышке тепло, при матери добро»

«Нет милее дружка, чем родная матушка»

«Золото и серебро не стареет, отец и мать, цены не имеют»

А что бы вы хотели пожелать совей семье? (пожелание детей своей семье).

Анкета для родителей  на  тему «Ценности и традиции нашей семьи».

 1. ФИО родителя _________________________________________________________________

 2. Генеалогическое древо вашей семьи, есть ли оно у Вас?

· Да

 · Частично, мы собираем информацию о нем

 · Нет, но мы планируем его создать

· Нет.

3. Есть ли в Вашей семье:

 · «Семейные легенды»

· «Семейные заповеди»

· «Семейный кодекс чести»

· «Семейное портфолио» (семейный альбом, музей семейного рода и традиций, коллекция семейных достижений и т.д.)

 · Другое: ____________________

4.    Какие традиции существуют в Вашей семье:

 -  Традиции, связанные с праздниками

 - «Отпускные» традиции (каникулы детей, отпуск и т.д.)

 - Традиции «Выходного дня»

-Традиции, связанные с достижениями (1-й шаг, 1-е слово, поступление в школу/институт, сдача экзаменов и т.д.)

- Кулинарные традиции

 -Традиционные игры в кругу семьи («Лото», «Монополия» и т.д.)

 -Другое: _________________________

5.  Каким образом, те или иные традиции появились и закрепились в Вашей семье?

 · Они закреплены обществом (традиционные)

 ·Они переходят в нашей семье от поколения к поколению

 ·Мы сами целенаправленно сделали это традицией нашей семьи

 ·Они появились сами собой

 · Другое: ________________________________

 6. Как происходит приобщение ребенка к тем ценностям, которых придерживается ваша семья?

 · Через нормы и правила, установленные в семье и которых все должны придерживаться

· Воспитательные беседы с ребенком о том, почему это важно и т.д.

·Личный пример и проецирование этих ценностей на свою жизнь

· Другое: _____________________________________________

7.     Хотели бы Вы, чтобы ваши дети переняли ваши семейные традиции в свои будущие семьи?

 ·Да;

 ·Нет;

· Другое: _____________________________________________

8.     Какие традиции и ценности существуют в Вашей семье?

Описание картины Пабло Пикассо «Мать и дитя»

Картина нарисована в 1901 году пастелью. Монохромная картина написана в оттенках синего цвета. Картина навевает чувство тоски и уныния. Она пронизана темой одиночества, нищеты и отчаяния. Холодные тона картины передают чувство меланхолии. Мать и ребенок – страдающие люди. Они сидят на полу, на фоне пустых синих обоев. Тем не менее мать прижимает ребенка к себе, так как нет ничего дороже на свете. Она представляет собой воплощение любви и сострадания.

Возможно, картина изображает суровые реалии материнства для бедной женщины из рабочего класса. Мамино сердце чувствует все намного глубже, чем мы можем представить. Смотря на картину, можно представить, что эта семья нищая и беспомощная. Нищета приносит и детям и родителям боль, несчастье и страдания. Но мать все равно растит чадо, и попытается сделать все возможное и невозможное, чтобы он ни в чем не нуждался. Она хочет уберечь свое дитя от всех несчастий и бед. И только сильный духом человек сможет пройти все эти испытания до конца.

Пространственная структура четко определена. Присутствуют преимущественно изогнутые линии. Особенно четко прорисовано покрывало и его складки, которым укутались мама и ребенок.

Произведение является одной из самых трогательных картин в «голубой период». Оно несет тяжелую эмоциональную нагрузку. Картина как будто отягощает, а сюжет психически давит на разум.

D:\пример проектов\image095.jpg

Пословицы, поговорки о семье.

Дерево держится корнями, а человек семьей.

Дом согревает не печь, а любовь и согласие.

Жизнь родителей в детях.

Куда мать, туда и дитя.

Материнская молитва со дна моря достает.

Отца с матерью почитать — горя не знать.

Семейное согласие всего дороже.

Загадки о семье.

Без чего на белом свете        

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная...       (семья)

Днем работает она,

Вечером она — жена,

Если праздник, она — дама,

Кто же это? — Моя...  (мама)

Кто любимей всех на свете?

И за всю семью в ответе?

От зарплаты до зарплаты

Что б мы делали без... (папы)

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша... (бабушка)

Кто веселый карапузик —

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка —

Это младший мой... (братишка)

Кто всю жизнь работал,

Окружал заботой

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых людей?

На пенсии уж много лет

Нестареющий наш... (дед)

 Пальчиковая гимнастика «дружная семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик – мамочка

А вот этот пальчик – Я

Вместе дружная семья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Вместе дружная семья"

В проекте освещена важность роли семьи в жизни человека. сплочения детей и родителей....

Презентация педагогического проекта «Моя дружная семья»

Первые чувства зарождаются в семье. А семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной, ...

Педагогический проект "Вместе дружная семья - детский сад, родители и я"

Мини - проект направлен на сплоченние детского коллектива и семьи....

Педагогический проект "Герб моей семьи"

Данный проект рбудет полезен для воспитателей. чтобы познакомить детей в доступной форме с разнообразием блюд разных народов, прививать интерес к здоровой и полезной пище, приготовленной своими р...

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ с родителями и детьми Педагогический проект «Детский сад, семья и спорт»

   В своей работе я использую проектную деятельность. В моем направлении  был реализован педагогический проект  «Детский сад, семья и спорт», для помощи в общени...

Семейный спортивный праздник Посвященный Дню защитника Отечества «Папа – гордость моя!» в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет (в рамках долгосрочного педагогического проекта «Мы с семьей, она со мной, вместе мы с детским садом!»)

Укреплять здоровье дошкольников путем повышения роли и компетентности родителей в оздоровлении детей и приобщении их к здоровому образу жизниСпособствовать психологическому сб...

Паспорт педагогического проекта Моя здоровая семья

Паспорт педагогического проекта Моя здоровая семья...