Исследовательская работа "Как ты зимуешь, ириклинская рыбка?"
творческая работа учащихся по окружающему миру (старшая группа)

Исследовательская работа "Как ты зимуешь, ириклинская рыбка?" была представлена на Региональном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь» в г. Орске.

Источник информации: www.orsk-adm.ru

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_ty_zimuesh_iriklinskaya_rybka.docx52.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

познавательно-речевого  направления развития воспитанников» №3

п. Энергетик   Новоорского района Оренбургской области

        

Тема исследования:

«Как ты зимуешь,

ириклинская рыбка?»

Исследовательская работа

                                                                         

                                                              Автор: Реснянская Арина Сергеевна

                              Руководитель: Проскурнова Н. Г.,

                                     воспитатель

                                       I кв.категории

 

                                                                   

                                                                 п. Энергетик

                             

             КРАТКОЕ  ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ:

Название

«Как ты зимуешь, ириклинская рыбка?»

Выполнен автором или творческим коллективом (укажите ФИО)

Реснянская Арина Сергеевна

Под руководством (укажите ФИО):

Проскурнова Н. Г.

Исследовательская работа посвящена изучению:

условий  выживания рыбы в замерзшей воде Ириклинского водохранилища.

Откуда у вас возник интерес к этой проблеме,  вопросу?

через наблюдение за рыбами в аквариуме.

Где вы искали информацию для ответа на этот вопрос

В энциклопедии, в беседе с ихтиологом и рыбаками Ириклинского водохранилища, во время экскурсии на ОАО «Ирикла-рыба», «Управление эксплуатации Ириклинского водохранилища».

Какие гипотезы выдвигали:

1.Для зимовки  рыбе нужно тепло, значит, даже в условиях замерзшего водоёма она может его получить.

2. Рыбе нужен корм, поэтому она находит его и в замерзшем  водоёме.

3.Зимой в холодной воде подо льдом рыбе нужен кислород, значит, под огромной коркой льда рыба может его получить.

Использовали ли вы следующие (или другие методы) исследований для проверки своих гипотез:

Опросы (кого и о чем вы расспрашивали):

Опрашивали рыбаков о видах рыб в Ириклинском водохранилище

Наблюдения (за кем (чем) вы наблюдали:  

за процессом кормления и ловли рыбы в садках

ОАО «Ирикла-рыба»;

за процессом очистки воды в лаборатории Эксплуатации Ириклинского водохранилища.

Эксперименты:

1. Объединение рыб в стаи при помещении их в холодную воду;

2. обогащение воды кислородом воздуха с помощью компрессора;

3. проверка возможности пропитания рыб в условиях голода;

4. проверка эффекта активной работы плавников рыб.

Другие методы (укажите, какие именно):

изучение литературы, беседы

Как вы обобщали полученные данные:

Выводы по результатам  экспериментов  и наблюдений

К каким выводам вы пришли:

1.Рыба получает тепло, объединяясь в колонии.

2. Хищная рыба питается мелкой  рыбой других видов.

3. Кислород поступает через лунки, которые бурят рыбаки, и от активной работы рыбы плавниками.

Для оформление результата исследования вы использовали (укажите, как именно вы собираетесь представлять свою работу на финале Конкурса (например: схемы, рисунки, макеты, фотографии, другое...)

Фотографии, рисунки, схемы.

Текст выступления на Конкурсе подготовлен в виде (например, доклада, компьютерной презентации, напечатан в виде брошюры или книжки, другое…)

Доклад с компьютерной презентацией.

 

 

             Актуальность исследования.

     Ирикли́нское водохрани́лище — водохранилище на реке Урал в Оренбургской области России. Водохранилище было создано путём строительства плотины Ириклинской  ГЭС. Целью создания Ириклинского гидроузла было регулирование стока реки Урал для обеспечения гарантированного водоснабжения промышленных предприятий и населённых пунктов. В связи с заполнением водохранилища на новые места были перемещены 22 населённых пункта. Водохранилище является крупнейшим водоёмом Южного Урала.

Как приятно летом побывать на берегу Ириклинского водохранилища, любимого места отдыха нашей семьи. Мы с братом купаемся, папа рыбачит, а мама варит уху. У берега на мели много мальков. К зиме они немного подрастут.  Но что с ними  будет,  когда вода остынет? Зимой я сижу в теплой комнате,  смотрю на весёлых рыбок в аквариуме и снова вспоминаю  мальков в Ириклинском водохранилище.

 У меня возник вопрос: как же выживает  рыба в замерзшем  водохранилище?

Каких только рыбок в аквариуме нет:  гупешки,  сомики, золотая рыбка. Их постоянно  кормят, о них заботятся люди. Поэтому рыбки живут, дышат, питаются и размножаются.

 У меня возник второй вопрос: а кто же кормит рыбу в водохранилище?

В аквариуме стоит кислородный компрессор, который выделяет кислород, чтобы рыбкам лучше жилось.

А вот и третий вопрос: чем дышит рыба в водохранилище зимой?

С этими вопросами я обратилась к нашей воспитательнице Наталье Геннадьевне. Нас услышали ребята, которые тоже заинтересовались рыбками, так и появилась тема исследования: «Как ты зимуешь, ириклинская рыбка?»

Чтобы ответить на интересующие нас вопросы, мы поставили 

Цель: определить условия выживания рыбы в замерзшей воде  Ириклинского водохранилища.

Задачи:

1. Изучить виды рыб .

2. Опросить   ихтиолога  об условиях жизни рыбы в воде замерзшего Ириклинского водохранилища.

3. Провести серию экспериментов и определить источник тепла, пищи и кислорода, необходимый для жизни рыб.

4.Сделать выводы по работе.

Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, опрос, эксперименты.

Предварительные ответы на поставленные нами вопросы выступили в качестве 3 рабочих  гипотез. Мы предположили, что:

1.рыбе нужно выжить в замерзшей воде, поэтому она может  приспособиться к суровым условиям зимы;

2. рыбе нужен корм, поэтому она может найти его в замерзшем  водоёме;

3. чтобы жить, рыбе нужно дышать кислородом, а значит, под огромной коркой льда  есть  способы получения кислорода для дыхания рыб.

Исследование строилось нами по этапам:

1 этап - посещение библиотеки, изучение  энциклопедической литературы.

Мы ходили в детскую поселковую библиотеку. Из просмотра материалов энциклопедии мы  узнали, что рыбы – это животные, которые живут в воде. Их тело покрыто чешуёй, они дышат жабрами и имеют парные конечности в виде плавников.

Все рыбы по среде обитания делятся на две группы: морские и речные, а по образу жизни - на хищных и мирных. Изучением рыб занимается ихтиология — наука о рыбах.

2 этап - опрос ихтиолога, специалиста по рыбе.

Мы встретились  с ихтиологом Ермолаевым Андреем Александровичем  и  задали ему 3 вопроса, которые так интересовали  нас:

1вопрос: Как же в замерзшем холодном водохранилище живут всю зиму рыбки?

В Ириклинском водохранилище обитает 32 вида рыб. В конце ноября вода  в  водохранилище начинает замерзать. Лед в это время светлый и хорошо пропускает солнечные лучи. Рыба пользуется этим теплом. К январю лёд становится  плотным до 1 метра. Он защищает рыб от мороза. Рыбы - холоднокровные животные. Температура тела у них такая же, как и в воде, в которой они живут. Рыбы очень чувствительны к ее изменению. Каждому виду рыб для нормальной жизни требуется определенный интервал температур, который ихтиологи называют тепловым оптимумом. Зимой тепловой оптимум низкий,  поэтому рыба становится вялой и малоподвижной, чтобы зря не тратить драгоценную энергию.

2 вопрос: Кто же кормит рыбу в водохранилище?

Андрей Александрович сказал, что разные виды рыб неодинаково пережидают этот тяжелый период. Многие виды мирных рыб, таких как: лещ, карп, линь - уже в октябре-ноябре собираются в огромные стаи и отправляются в зимовальные ямы. Здесь они проводят около 3 месяцев практически без движения. При этом рыбы одного вида и возраста зимуют вместе  большими скоплениями. Всю зиму они почти не едят и не двигаются. Хищники обходят стороной зимовальные ямы. Они питаются одиночными рыбами, преимущественно бычками  со дна.

3 вопрос: Откуда в водохранилище берется кислород для дыхания рыбкам?

Ихтиолог ответил, что через лёд не поступает воздух, рыбе трудно дышать. Она уходит на глубину, где много подземных родничков, которые обогащены кислородом. Также рыбу спасают лунки, которые бурят рыбаки. В этих условиях каждой особи достается меньше кислорода, и поэтому им приходится усиленно работать плавниками, чтобы через жабры проходило большее количество воды, обогащенной кислородом.

Андрей Александрович посоветовал нам побывать на ОАО «Ирикларыба», которое  занимается разведением и выращиванием рыб в садках в тёплых водах  Ириклинской ГРЭС и наглядно убедиться, какие виды рыб водятся в нашем водохранилище.

Там мы увидели карпа зеркального, карпа китайского, карася.

3 этап - проведение серии экспериментов.

 Мы вернулись в группу, рассказали нашим друзьям о том, что услышали от ихтиолога и увидели на экскурсии.  Мы с ребятами решили провести  следующие эксперименты:

1 эксперимент. Во время замены воды в аквариуме мы сделали температуру воды немного ниже, чем она была раньше. Мы увидели, что рыбки стали меньше двигаться, стояли на месте. А после сна мы обратили внимание на то, что рыбки вновь стали активны и подвижны, так как вода в аквариуме потеплела.

Вывод: Рыбе нужно выжить в замерзшей воде. Для этого она приспосабливается  к суровым условиям зимы: при понижении температуры реакции рыб замедляются, они становятся малоподвижными и малоактивными.

2 эксперимент. Во время кормления рыбы в аквариуме мы уменьшили  количество корма. Через несколько минут мы увидели, что большие рыбки начали очень активно гонять маленьких рыбок, отлавливать их и пытаться съесть.

Вывод: Рыбе нужен корм, поэтому она может найти его в замерзшем  водоёме. В случае  голода крупная рыба ест тех, кто меньше ее.

3 эксперимент. В аквариум мы опустили кислородный компрессор и подключили его. Вскоре мы увидели, что рыбки   подплыли близко к нему и стали жадно хватать ртом воздух. Значит,  рыба  в водохранилище так же хватает воздух, выделяемый  подземными родничками.

       Вывод: Чтобы жить, рыбе нужно дышать кислородом. Значит, под огромной коркой льда  есть  способы получения кислорода для дыхания рыб. Один из них  в подземных  родничках.

4 эксперимент. Мы взяли стакан воды и стали активно размешивать его палочкой, создавая эффект активной работы плавников. Стали появляться пузыри.

Вывод: Кислород рыба может получить, если будет активно действовать плавничками. Они пропускают большее количество воды через жабры .

4 этап - Выводы по работе, разработка природоохранных знаков.

После всей проведённой работы нами были сделаны следующие выводы:

1. Рыбе сложно выживать в условиях замёрзшего водохранилища зимой.

2. Рыба приспосабливается к суровым условиям зимы: при понижении температуры реакции рыб замедляются, они становятся малоподвижными и малоактивными.

3. Рыба находит корм в замерзшем  водоёме: в ситуации голода крупная рыба ест тех, кто меньше ее.

4. Чтобы жить, рыбе нужно дышать кислородом. Она получает его на дне из подземных  родничков,  через лунки, которые бурят рыбаки, и из воды с помощью активной работы плавников.

     Мы задали себе вопрос: « Чем мы можем помочь рыбкам?»

Мы разработали и изготовили экологические природоохранные знаки, выступили с ними перед детьми старших групп. В этом году мы уходим в школу, думаем, что ребята продолжат работать по этой теме.

 Знаки:

1.Не разводите костёр на берегу, уничтожая корни деревьев и их сами. Из-за порубок дерево гибнет, не держит землю корнями и она попадает в водохранилище.

2.Не ловите рыбу сетями.

3.Не засоряйте берега.

4.Не мойте машины у водоёма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект "Зимушка-зима".

Познавательно-исследовательский проект "Зимушка-зима" во II младшей группе....

Познавательно-исследовательский проект "Зимушка-зима"

Формирование у детей 4-5 лет представлений о живой и неживой природе в зимний период, помочь детям почувствовать красоту зимнего пейзажа; воспитывать бережное отношение к природе; создавать у де...

Творческо-исследовательский проект "Зимушка-зима!"

Обратить внимание детей на красоту природы родного края, буйство зимних красок. Воспитывать бережное отношение к природе....

Детский исследовательский проект «Кто зимует с нами?»

В ходе проекта дети пополняют знания о зимующих птицах, у детей возникает потребность общения с природой и окружающим миром, научить ребят любить и охранять природу родного края.   худо...

Познавательно-исследовательский, творческий проект «Зима»

Составили и реализовали проект "Зима" воспитатели: Балбина И.В. и Цаер В.Е....

Познавательно-исследовательский проект "Зимушка-зима"

Благодаря внедрению проекта "Зимушка-зима" удетей среднего дошкольного возраста значительно повысились и систематизировались представления  о зиме, как времени года, о зимних праздниках...

Познавательно – исследовательский проект о зимующих птицах: «Для добрых дел причина не нужна»

Познавательно – исследовательский проект о зимующих птицах: «Для добрых дел причина не нужна»Тип проекта: познавательно - исследовательскийВид проекта: индивидуальныйПродолжител...