Детский исследовательский проект «Кто зимует с нами?»
проект по окружающему миру (средняя, старшая группа) на тему

Султанова Розия Салаватовна

В ходе проекта дети пополняют знания о зимующих птицах, у детей возникает потребность общения с природой и окружающим миром, научить ребят любить и охранять природу родного края.
   художника – иллюстратора, также научатся проявлять творчество и фантазию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт проекта:

Вид, тип проекта: информационно - практико - ориентированный, краткосрочный.

Цель проекта: Закрепить представления детей дошкольного возраста о зимующих птицах, их образе жизни, связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц. Оказание посильной помощи птицам, зимующим в нашей местности, пережить морозы и недостаток пищи.

Краткое содержание проекта: в ходе проекта дети пополняют знания о зимующих птицах, у детей возникает потребность общения с природой и окружающим миром, научить ребят любить и охранять природу родного края.
   художника – иллюстратора, также научатся проявлять творчество и фантазию.

Место проведения: групповая комната, музыкальный зал, улица.

Продолжительность: 1 день.

Возраст детей: 4 – 5 лет.

Участники: воспитанники средней группы № 9 «Непоседы», родители, воспитатели, музыкальные руководители, инструктор по физкультуре.

 Руководитель проекта: Султанова Р.С.

 Форма проведения: групповой, фронтальный.

 Ожидаемые результаты (продукт проекта):

 - Изготовление кормушек.
- Формирование у детей целостного представления о жизни зимующих птиц.
- Желание заботиться о них.
- Развитие у детей любознательности, творческих способностей,        познавательной   активности, коммуникативных навыков.
- Создание необходимых условий в ДОУ по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц.

Проблема: В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Многие птицы не могут пережить и погибают.
Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц), удалось установить, что из 22 опрошенный воспитанников меньше половины группы (10 детей) узнали и назвали правильно предъявленных птиц, каждый третий (8 детей) смог узнать и уверенно назвать 6 птиц, а каждый восьмой (4 детей) смог вспомнить и назвать только 4 птиц. Из этого следует, что дети имеют недостаточный опыт наблюдения за птицами в природе. У большинства опрошенных не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.
Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к пернатым, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.
В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.  

Задачи проекта:

Образовательные: 
1. Формирование экологического представления детей об окружающем мире;
2. Обобщить и расширить знания детей о зимующих птицах;
3. Активизировать словарь.

Развивающие: 
1. Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, наблюдательности, мелкой моторики рук.
2. Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.

Воспитательные:
1. Воспитывать доброе, дружеское отношение детей друг к другу;
2. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, любовь к природе, животным и птицам, желание помогать им, заботиться о них;

                                   Этапы работы над проектом

Этапы реализации проекта:
I этап – Подготовительный этап:
- Подбор литературы;
- Определение целей и задачи создания «Чудо - кормушки»;
- Выбор места для размещения;
- Составление перспективного плана работы с детьми;
- Проведение диагностики знаний детей по теме «Зимующие птицы».

II этап – Основной (практический):
- Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний детей дошкольного возраста о зимующих птицах.
- Анкетирование родителей по проблеме.
- Обсуждение целей и задач с детьми и родителями.
- Чтение стихотворений, рассказов о птицах.
- Проведение бесед по проекту.
- Оформление консультаций: «Чем подкармливать птиц», «Приучите птиц зимой к своему окну».
- Изготовление дидактических игр.
- Оформление стенгазеты «Птицы зимой», книжки-передвижки «Зимние гости».
- Оформление календаря наблюдений о зимующих птицах.
- Составление описательных рассказов о пернатых.
- Изучение корма для подкормки птиц.
- Выставка кормушек.
- Наблюдение за зимующими птицами.
- В течение всего проекта ежедневное кормление птиц.
- Выставка поделок из бумаги методом оригами.
- Оформление памяток и листовок «Чем кормить птиц».
- Наблюдение за поведением птиц на кормушках.
- Выставка детских рисунков «Кто зимует с нами».

III этап – заключительный:
- Обработка результатов по реализации проекта;
- Ознакомление родителей с результатами работы;
- Проведение акции «Накормите птиц зимой»;
- Развлечение «Птицы – наши соседи»;
- Организация птичьей столовой на участке детского сада.

Итог проекта:
Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной.
Главной задачей нашего проекта было научить ребят любить и охранять природу родного края.
Во время проекта дети узнали много нового об окружающем их мире птиц, стали добрее, внимательнее не только к пернатым, но и друг к другу. Доверительнее стали отношения детей и родителей, родителей и воспитателей. Общие проблемы, радости и успехи сплотили группу. Ребята стали откровеннее, чувствительнее к проблемам окружающей среды.
Проект позволил раздвинуть горизонт каждого ребенка, создать для него более широкие возможности изучения зимующих птиц. Дети с большим удовольствием слушали рассказы, сказки, стихи о зимующих птицах.  
Наш проект помог нам добиться положительных результатов, как в обучении детей, так и в нравственном воспитании подрастающего поколения. Сделал нас ближе и роднее.
В реализации проектной деятельности дети научились видеть проблемы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы. Проблему дети решали путем совместной деятельности с родителями и воспитателями, путем простого наблюдения, элементарного анализа действительности. Ведь ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Цели и задачи проекта выполнены.

Список произведений художественной литературы для чтения детям по теме «Птицы»:
1. Н.Носов «На горке»;
2. К.Д.Ушинский «Проказы старухи зимы»;
3. Г.Х.Андерсен «Снежная королева»;
4. В.Бианки «Синичкин календарь»;
5. В.Даль «Старик - годовик»;
6. М.Горький «Воробьишко»;
7. Л.Н.Толстой «Птичка»;
8. Ненецкая народная сказка «Кукушка»;
9. С.Михалков «Зяблик»;
10. Н.Сладков «Клест и дятел»;
11. Н.Петрова «Птичья елка»;
12. В.Жуковский «Жаворонок»;
13. А.Яшин «Покормите птиц зимой»;
14. А.Александрова «Столовая для птиц»;
15. Русская народная сказка «Гуси-лебеди»;
16. В.Бианки «Лесные домишки», «Грачи»;
17. А.Майков «Ласточка»;
18. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Серая шейка»;
19. Л.Н.Толстой «Лебеди;»
20. Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация детского исследовательского проекта "Круговорот воды в природе" Чистякова Кирилла и воспитателя МАДОУ детский сад г.Нытва, Пермский край

После знакомства с темой "Вода в природе", у одного из моих воспитанников в старшей группе возникли вопросы и он пытался в своих риунках найти ответ. Его частые вопросы меня натолкнули  на создан...

Познавательно-исследовательский проект "Зимушка-зима".

Познавательно-исследовательский проект "Зимушка-зима" во II младшей группе....

Познавательно-исследовательский проект "Зимушка-зима"

Формирование у детей 4-5 лет представлений о живой и неживой природе в зимний период, помочь детям почувствовать красоту зимнего пейзажа; воспитывать бережное отношение к природе; создавать у де...

Творческо-исследовательский проект "Зимушка-зима!"

Обратить внимание детей на красоту природы родного края, буйство зимних красок. Воспитывать бережное отношение к природе....

Научно-практическая конференция детских исследовательских проектов «Творчество народов России» Тема исследовательского проекта: «Кукла-оберег»

Краткая аннотацияТряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими ру...

Детский исследовательский проект " Почему глаза зимой не мерзнут?"

Работа актуальна и может представлять интерес, так как касается здоровья человека, что важно для каждого из нас....

Доклад на тему: «ДЕТСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «МОЙ ПАПА - ВОДОЛАЗ»: ИНИЦИИРУЕМ ЛЮБОПЫТСТВО РЕБЕНКА, СТИМУЛИРУЕМ СТРЕМЛЕНИЕ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

в  данном докладе описана реализация проекта о профессии родителя - водолаз.На мой взгляд метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать и синте...