Конспект по экспериментальной деятельности "Опыты с водой"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Горшунова Ольга Алексеевна

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_opyty_s_vodoy.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад № 15 «Березка»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

 в старшей группе

Образовательная область «Познавательное развитие»

Тема: «Опыты с водой»

                                                                                           

                                                                                          Составитель:

                                                                                          Воспитатель

                                                                                                 Горшунова О.А.                                                        

             

г Богородск

2020 г

Цель: расширение знаний детей о свойствах воды через опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи:

- уточнить значения воды для всего живого на земле;

- развивать у детей познавательный интерес через проведение опытов с водой; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы – воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.

Предварительная работа:

чтение художественной литературы по теме «Вода» (стихи, загадки, пословицы, поговорки) ; наблюдение на прогулке; беседы о воде, ее роли в жизни человека; рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

Способы:  сюрпризный момент, рассматривание схем  («Кому нужна вода», «Как человек использует воду»), рассматривание символов свойств воды, загадка о воде, чтение стихотворения «Вы слыхали о воде?», беседа, вопросы поискового характера, рассказ воспитателя.

Средства: стакан с водой, стакан с молоком, ложки, емкости: с солью, с сахарным песком, аскорбиновой кислотой, растительным маслом, мукой; трубочки для коктейля, акварельная краска, кубик, шарик, любая картинка. На каждого ребенка: пластиковые стаканчики, ложки, формочки с соль и сахаром, «розетки» разной формы, баночки пластиковые, кисточки.

Ход НОД:

Воспитатель: ребята, сегодня я приготовила для вас загадку. Отгадав ее, вы узнаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить.

В морях и реках обитает,

Но часто по морю летает,

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять (ответы детей)

Воспитатель: правильно, сегодня мы будем говорить о воде (запись шума воды).

Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает.

На плите у вас кипит, паром чайника шипит,

Без нее нам не умыться, не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить: без воды нам не прожить!

-Ребята, для чего нужна вода? Кому она нужна? (ответы детей)

-Как человек использует воду? (ответы детей).

Вы хотите больше узнать о воде? (ответы детей). Тогда проходите к столу, где нас ждут различные предметы для ее исследования.

Опыт № 1. «У воды нет запаха».

- Посмотрите, ребята. На столе что- то стоит. Как вы думаете, что это? (ответы детей). А, может быть, сок? Почему вы думаете, что это вода? (ответы детей). Давайте понюхаем ее. Она пахнет? (ответы детей).

Вывод: правильно, вода не имеет запаха.

Выкладывание на доске символа, обозначающего отсутствие запаха у воды.

Опыт 2. «Вода пресная».

- Перед вами стаканчики с водой. Попробуйте ее. Есть ли у воды вкус? (ответы детей). А теперь добавьте в воду соль. Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (ответы детей). А теперь добавьте в воду сахар. Попробуйте. Какая стала на вкус вода? (ответы детей). А какая будет на вкус вода, если добавить в воду аскорбиновую кислоту? Попробовали? (ответы детей). Что изменилось, когда мы добавили в воду разные вещества? (ответы детей).

Правильно, у воды появился вкус. Она стала соленая, сладкая, кислая.

Вывод: своего вкуса у воды нет. Как вы это определили? (попробовали)Она принимает вкус растворяемых в ней веществ.

Выкладывание на доске символа, обозначающего отсутствие вкуса у воды.

-Ребята, а ведь воду моно не только пить, в ней можно плавать давайте представим, что мы очутились на речке и немножко поплаваем.

Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.

Опыт № 3. «Вода прозрачная»

- Ребята, когда вы плавали, вы заметили, какого цвета вода? (ответы детей).

Возьмем с вами два стакана – один с водой, другой – с молоком. Поставим за стаканом с молоком картинку. Нам ее видно? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с водой. Что мы обнаружили? (ответы детей). Какой вывод мы можем сделать? (ответы детей). Правильно, вода прозрачная, но и прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и обмакнем ее в краску, добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды , смотрим через нее на картинку, картинку не видно.

Вывод: вода – прозрачная жидкость.

Выкладывание символа, обозначающего прозрачность воды.

Опыт № 4. «Какой формы вода?»

На столе лежат кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы ти предметы (ответы детей).

-А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется. Что происходит? (ответы детей). Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, в землю впитывается и их не видно, только земля влажная.

Вывод6 вода – жидкость, не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.

Воспитатель добавляет на доску символ, обозначающий, что у воды нет формы.

Опыт № 5. «Вода – растворитель»

-Мы с вами растворяли в воде сахар и соль. Что случилось с ними веществами? (ответы детей). Пряча в себе соль и сахар, вода не дает их увидеть, не дает потрогать  и взять назад, но, при этом, она хранит их в себе. На самом деле соль и сахар не исчезли в воде, а растворились. Значит, вода является растворителем.

- А все ли вещества растворяются в воде, как вы думаете? (ответы детей).

Давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло (дети выполняют).

- Если в воду добавить муку и масло, они тоже растворяются, как соль и сахар?. Что произошло с маслом в воде? (ответы детей). А с мукой? (ответы детей). Масло плавает на поверхности воды капельками, а мука не растворилась полностью, ее осадок опустился на дно стакана.

 - Молодцы, ребята.  С каким новым свойством воды вы познакомились?

Вывод: одни вещества растворяются на дне, а другие нет.

Выкладывается символ, обозначающий, что вода – растворитель.

- Ребята, сегодня мы узнали о новых свойствах воды, а знаете ли вы, что воду нужно беречь? Как вы думаете, почему? (ответы детей).

Воды в природе очень много, но для умывания и приготовления пищи нужна только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Поэтому ее нужно беречь, плотно закрывая краны после мытья рук. Чтобы все об этом помнили, я изготовила памятку «Помыл руки – плотно закрой кран». Давайте повесим ее у нас в умывальной комнате. Согласны? (ответы детей). А сейчас у меня для вас есть сюрприз! (вносятся цветные льдинки). Как вы думаете, что это? Как можно получить такие льдинки? (ответы детей).

 Воспитатель предлагает украсить цветными льдинками участок.

В конце образовательной деятельности дети рассматривают свои игрушки, показывают их друг другу, вместе любуются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по экспериментальной деятельности с водой и снегом в средней группе.

Конспект  непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы.Образовательные задачи:1. Расширить представление детей о снеге и его свойствах, о зимних явлениях.2. Познакомить ...

Конспект по экспериментально-исследовательской деятельности «Водичка-водичка»

Задачи: Познакомить детей со свойствами воды. Развивать у детей способность к экспериментальной деятельности. Познакомить детей со свойствами мячей, тонут не тонут. Закрепить знание детей основных цве...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности "Секреты воды"

Цель: формирование  познавательного развитиия детей 3-4 лет в процессе познавательно-исследовательской деятельности при исследовании воды и ее свойств....

Конспект позновательно – экспериментальной деятельности «Волшебница вода»

Цель: формирование у детей целостной картины мира, расширение кругозора, развитие познавательных способностей дошкольников....

Конспект опытно-экспериментальной деятельности Свойства воды: Прозрачность. Три состояния воды

Цели: Формирование представлений об агрегатных состояниях воды: жидкое, газообразное, твёрдое...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности Свойства воды. Откуда берется вода?

Цель: Формирование представления о значении воды в нашей жизни, где и в каком виде существует вода в окружающей среде....