Программа по экологическому воспитанию старших дошкольников «Юный натуралист»
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)

Светлана Валентиновна Кондратюк

Программа по экологическому воспитанию старших дошкольников «Юный натуралист» (для детей 5-6 лет) разработана на основе взаимодействия с Государственным природным заповедником «Воронинский»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа

по экологическому воспитанию старших дошкольников

«Юный натуралист»

(для детей 5-6 лет)

(на основе взаимодействия с Государственным природным заповедником «Воронинский»)

Блок №1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Пояснительная записка

Последние годы уделяется большое внимание экологическому образованию дошкольников. Дошкольное детство - благоприятный возраст для решения задач экологического воспитания.  

Основная цель экологического воспитания - формирование основ экологической культуры: воспитание у детей правильного отношения к природе, умения понимать и любить окружающий мир, относиться к природе бережно и чутко.

Многие известные педагоги прошлого придавали большое значение природе, как средству воспитания детей. Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств. К.Д. Ушинский считал особо важным в воспитании детей именно природе, определяя природу, как одно «из могущественных агентов в воспитании человека», считал необходимым «вести детей в природу», сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Любовь к природе помогает человеку быть добрее, великодушнее, ответственнее. Недаром великий педагог В.А. Сухомлинский отмечал: «К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность». 

Чтобы человек мог понимать природу, видеть её красоту, богатства, нужно учить его этому с раннего детства. Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами природы родного края, страны. Через любовь к природе проявляются самые высокие нравственные качества, в том числе любовь к Родине. Дети – наше будущее, им беречь и охранять нашу Родину, её красоты и богатства. 

Актуальность программы. В настоящее время разработано немало программ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Большинство из них направлены на повседневную работу педагога с детьми в детском саду, ориентированы на описание конкретных объектов, выполнение различных заданий, конечная цель которых - закрепить у детей желание беречь и заботится о природе.

Данная Программа разработана с учётом регионального компонента, акцентирует внимание на знакомстве дошкольников с растительным и животным миром Государственного природного заповедника «Воронинский», и адаптирована в условиях работы в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Инжавинский детский сад «Берёзка».

Данная Программа ориентирована на формирование у дошкольников 5-7 лет чувства ответственности.

Отличительные особенности программы. Программы делает акцент на знакомстве обучающихся не только с различными видами животных и растений родного края, но главное - на изучении редких, исчезающих их видах. Большое внимание отводится объяснению причин, ведущих их к исчезновению, в процессе чего у детей формируются навыки поведения, необходимые для сохранения объектов природы. Детям даются экологические знания о мире природы, которая его окружает, и за которой он может наблюдать.

  Взгляд на экологическое воспитание дошкольников через призму сохранения редких растений, птиц и животных, находящихся на территории Инжавинского района, и является отличительной чертой программы «Юный натуралист». 

Педагогическая целесообразность. Программа позволяет пробудить интерес детей к новой деятельности, привить интерес к изучению природы родного края, трудолюбие, терпение, упорство в достижении результата, уверенности в себе, самостоятельность, открытость, помощь и взаимовыручку, общение друг с другом. Это ведущие моменты в процессе обучения.

           Реализация программы позволяет решать многие проблемы воспитания подрастающего поколения: социального, нравственного, художественно-эстетического и гражданского характера.

Адресат программы. Программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 7 лет.

Объем и срок освоения программы.  Срок реализации – 1 год, общее количество часов – 33.

Количество учебных недель – 33

Количество учебных дней – 33

Начало занятий групп – с 1 октября, окончание занятий – 30 мая.

Продолжительность каникул – с 1 июня по 31 августа.

Форма обучения - очная.

Особенности организации образовательного процесса. По виду деятельности программа профессионально ориентированная, по форме реализации групповая. Состав группы постоянный. Набор обучающихся свободный, без предварительного отбора.

Основная форма образовательной работы с детьми: теоретические и практические занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное формирование экологического воспитания обучающихся.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.                  Единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебно-воспитательного процесса является учебное занятие. Занятия проводятся 1 час в неделю. Учебный час составляет 30 мин.

Наполняемость группы 15 человек в возрасте 5-7 лет.

Цель и задачи программы

Цель: познакомить с животными и растениями, занесенными в Красную книгу, в том числе Красную книгу Тамбовской области, с назначением особо охраняемых территорий, в частности государственного природного заповедника «Воронинский».

Задачи программы:

Обучающие:           

- формирование первоначальных знаний о Государственном природном заповеднике «Воронинский», как особо охраняемой территории;

Развивающие: 

- формирование навыков рационального природопользования;

- развитие желания больше узнать о животных и ореоле их обитания, о растениях заповедника «Воронинский»;

- развитие умение видеть красоту окружающего природного мира, его разнообразия;

Воспитывающие:

- воспитывать интереса к изучению редких видов растений и животных Тамбовщины и Инжавинского района в том числе;

-  воспитание ответственного, бережного отношения к природе, желания участвовать в охране и защите природы родного края, её исчезающих видов.

Содержание программы

Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие

1

1

0

Наблюдение

1 раздел «Растительный и животный мир Инжавинского района»

   1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5.

1.6.

1.7.

1.8.

 Наш дом – природа

Животный и растительный мир Инжавинского района.

Экскурсия «Осенние цветы»

 Золотая осень. Экскурсия в парк

О чем мочит природа. Логические задачи по экологии

Экологические проблемы нашего края

Выставка детских рисунков «Сбережём планету вместе» 

Чтение художественной литературы:

Экологические сказки и рассказы (Рыжова Н.А., Рыжов И.Н.)

1

1

1

1

1

1

1

2

0,5

0,5

0,5

0

0,5

0,5

0,5

2

0,5

0,5

0,5

1

0,5

0,5

0,5

0

Первичная диагностика

Оценка качества исполнения контрольных упражнений.

9

5

4

2 раздел «Знай, люби и сохраняй!»

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

2.5.

2.6.

2.7.

2.8.

«Государственный природный заповедник» «Воронинский»

«Заповедный мир».

Экскурсия в визит-центр заповедника «Воронинский»

«Жители Заповедника «Воронинский»

Экскурсия «Путешествие по экотропе»

«Птичий дом»

«Приключение в заповедном лесу»

2

1

1

2

1

5

1

1

0,5

0,5

0,5

0

2

0,5

1

0,5

0,5

1,5

1

3

0,5

Наблюдение

Контроль

Оценка качества исполнения заданий

13

5

8

3 раздел «О чем расскажет Красная книга»

   3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

3.5.

3.6.

3.7.

НОД «Знакомство с Красной книгой Тамбовской области»

«Редкие растения»

«Ознакомление с дикими животными, проживающими на территории Тамбовщины»

«Путешествие в речное царство»

«Подводный мир реки Вороны»

«Речные обитатели нашего заповедника»

Игра КВН «Мы – экологи»

1

2

2

1

2

1

1

0,5

1

1

0,5

1

0,5

0,5

0,5

1

1

0,5

1

0,5

0,5

Наблюдение, оценка эмоционального состояния ребёнка.

10

5

5

Всего:

 33

16

17

Содержание

Вводное занятие. 

Теория: Знакомство с детьми. Знакомство с правилами поведения на занятиях. Дисциплина на занятиях. Расписание занятий. Внешний вид. Инструктаж по технике безопасности.

Практика: Игры на сплочение коллектива.

Раздел 1. «Растительный и животный мир Инжавинского района»

Тема 1.1. «Наш дом – природа» 

Теория: Бережное отношение к природе и ее обитателям

Практика: Беседа с детьми по теме

Тема 1.2. «Животный и растительный мир Инжавинского района»

Теория: Редкие виды растений и животных родного края 

Практика: Беседа с детьми по теме

Тема 1.3. Экскурсия «Осенние цветы»

Теория: Осенние цветы

           Практика: Знакомство с приметами осени, особенностями природы осенью

Тема 1.4. Золотая осень. Экскурсия в парк

Теория: Понятие «Парк», «золотая осень»

 Практика: Экскурсия в парк.

Тема 1.5. О чем мочит природа. Логические задачи по экологии

Теория: Логические задачи

Практика: Логические задачи по экологии

Тема 1.6. Экологические проблемы нашего края

Теория: Понятие «Экологические проблемы» 

Практика: Беседа об экологических проблемах нашего края

Тема 1.7. Выставка детских рисунков «Сбережём планету вместе» 

Теория: Выставка рисунков.

Практика: Детское творчество - рисование на тему «Сбережём планету вместе»

Тема 1.8. Чтение художественной литературы

Теория: Экологические сказки и рассказы

            Практика: Чтение экологических сказок и рассказов Рыжовой Н.А., Рыжова И.Н.

Раздел 2. «Знай, люби и сохраняй!»

Тема 2.1. Государственный природный заповедник» «Воронинский

Беседы: Что такое - заповедник?; - Озеро Кипец.

Цель: познакомить с

               Теория: Понятия «заповедник», «особоохраняемая территория»

Практика: Беседа по теме

Тема 2.2. Заповедный мир

Теория: Животные Тамбовского края. Подводный мир реки Вороны. Насекомые заповедника «Воронинский». Достопримечательности заповедника «Воронинский».

           Практика: Рассматривание иллюстраций «Животные Тамбовского края», «Подводный мир реки Вороны»; «Насекомые заповедника «Воронинский»; «Достопримечательности заповедника «Воронинский». Просмотр видеороликов «Заповедный мир».

Тема 2.3. Экскурсия в визит-центр заповедника «Воронинский»

Теория: Правила поведения во время экскурсий

Практика: Экскурсия в визит-центр заповедника «Воронинский»

Тема 2.4. Жители Заповедника «Воронинский

Теория: Животные и растения, проживающие и растущие на территории заповедника «Воронинский».

Практика: Викторина «Поле чудес», тема «Жители Заповедника «Воронинский»

Тема 2.5. Путешествие по экотропе

Теория: Познавательное, оздоровительное, практическое, эстетическое значение природы в жизни людей. 

Практика: Экологические игры

Тема 2.6. Птичий дом

Теория: Как птицы строят гнездо. Редкие виды птиц, места их обитания. Виды птиц Тамбовского края. Кормушки для птиц.

Практика: Наблюдение «Как птицы строят гнездо? Инсценировка экологической сказки «Кто, кто в теремочке живет?» Изготовление кормушек для птиц. Участие в конкурсе рисунков и поделок «Марш парков». Участие в проекте заповедника «Воронинский «Покормите птиц зимой». Оригами «Птицы». Лепка «Птицы» (из соленого теста). «Птицы» (нетрадиционные техники рисования). Проектная деятельность: игровой уголок «Заповедный мир» (изготовление различных видов панно на заповедную тематику). Физкультурный досуг «Приключение в заповедном лесу».

Раздел 3. «О чем расскажет Красная книга»

Тема 3.1. Красная книга Тамбовской области

Теория: Знакомство с Красной книгой Тамбовской области 

Практика: Беседа по теме

Тема 3.2. Редкие растения

Теория: Прекрасный мир цветов. Редкие растения

Практика: Выставка детских рисунков: «Прекрасный мир цветов»

Тема 3.3. Дикие животные Тамбовщины

 Теория: Ознакомление с дикими животными, проживающими на территории Тамбовщины.

 Практика: Беседа по теме

Тема 3.4. Путешествие в речное царство

Теория: Вода. Подводный мир реки.

Практика: Экспериментирование «Путешествие в речное царство».

Тема 3.5. Подводный мир реки Вороны.

Теория: Подводный мир реки Вороны Рыбы заповедника «Воронинский».

Практика: Рассматривание: иллюстраций «Подводный мир реки Вороны»; «Рыбы заповедника «Воронинский».

Тема 3.6. Речные обитатели нашего заповедника 

Теория: Речные обитатели

Практика: Комплексное занятие с изодеятельностью «Речные обитатели нашего заповедника».

Тема 3.7. Игра КВН «Мы – экологи»

Практика: Игра КВН «Мы – экологи».

Раздел 4. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»

Тема 4.1. Экскурсия к реке Ворона

Теория: знакомство с рекой, протекающей на территории родного края, закрепление знаний детей о значении воды в жизни растений, животных и человека

Практика: Экскурсия к реке Ворона. Ознакомление с речными рыбами. Щука, карась, сом, белуга

Тема 4.2. Сбережём чистоту воздуха и воды

Теория: воспитание бережного отношения к чистоте воздуха и воды

Практика: Экспериментирование «Чем мы дышим?»

Тема 4.3. Экологическая сказка «Сказочный лес»

Практика: Экологическая сказка «Сказочный лес»

Тема 4.4. Праздник «Сохраним планету»

Практика: Участие в празднике «Сохраним планету»

Планируемые результаты

В результате освоения данной программы у обучающихся сформируются определенные знания, умения и навыки.

 К концу обучения дети будут обладают следующими знаниями и умениями

Будут знать: 

о Государственном природном заповеднике «Воронинский», как особо охраняемой территории;

животный и растительный мир своего района, области;

наиболее ярких представителей флоры и фауны Тамбовщины, в частности находящихся на территории Государственного заповедника «Воронинский»;

природоохранные объекты, расположенные на территории Инжавинского района;

условия жизни и обитания животных;

правила экологически безопасного поведения в природе;

запрещающие и разрешающие экологические знаки;

растения заповедника «Воронинский».

Будут уметь:

исследовать объекты живой и неживой природы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

проявлять  интерес к природным объектам и явлениям;

обращать своё внимание и внимание взрослых и сверстников на «беспорядки» в природном окружении;

заботиться о животных и растениях;

видеть красоту окружающего природного мира, его разнообразия;

ответственно, бережно относиться к природе, участвовать в охране и защите природы родного края, её исчезающих видов.

Блок №2 Комплекс основных характеристик

 дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

     

2.1. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

аудиоаппаратура; 

            видео-, фото-интернет  ресурсы;

ноутбук;

проектор.

Информационное обеспечение:

аудиоматериалы;

видеоматериалы;

фотоматериалы по темам.

Кадровое обеспечение: педагог (воспитатель) с педагогическим образованием.

2.2. Формы аттестации

Формы проведения итогов

реализации дополнительной образовательной программы

Открытые занятия, в том числе с элементами проектной деятельности;

Экологические акции: «Покормим птиц зимой», «Марш парков», «Укрась живую ёлку», «Первоцвет» и др.;

Выпуск экологической газеты «Берегите природу» (ДОУ);

Выставка рисунков на экологическую тематику «Редкие растения и животные родного края».

Совместные занятия с детьми и родителями, походы по экологической тропе Государственного природного заповедника «Воронинский», экскурсии в визит-центр заповедника.

Способы проверки уровня экологических знаний у детей

Наблюдение за детьми на прогулке, в группе;

Беседы с родителями, вечера загадок, КВН, викторины и т.д.;

В рамках посещения визит-центра Государственного природного заповедника «Воронинский».

  1. Оценочные материалы

Для фиксации результатов усвоения программы обучающимися в зависимости от особенностей группы могут быть использованы следующие оценочные материалы:

- Информационная карта освоения обучающимися образовательной программы;

- Информационная карта «Мониторинг результатов освоения обучающимися дополнительной образовательной программы «Юный натуралист».

Оценка знаний об окружающем мире 

Полнота знаний - соотношение объёма знаний ребёнка и объёма, предлагаемого материала.

Осознанность - степень осмысленности знаний и их применения в ситуации общения ребёнка с окружающим миром.

Доказательность - умение обосновать свои взгляды, используя имеющиеся знания и опыт.

 Глубина - умение устанавливать связи и зависимости.

Оценка отношения к окружающему миру.

Осознанность - способность оценивать свои и чужие поступки.

Действительность - умение определять состояние животных, растений и желание стремиться оказать им необходимую помощь.

Направленность -  познавательный интерес к получению информации, умение воспринимать красоту окружающего мира, желание следовать экологически обоснованным нормам и правилам.

2.4. Методические материалы

Методы обучения

В экологическом воспитании детей поданной Программе используются следующие методы обучения: наглядные, практические, словесные.

Наглядные методы -  наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, видеофильмов, презентаций.

Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.

Практические методы – игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов позволяет уточнять представления обучающихся, углублять их, приводить в систему полученные знания, упражнять в применении знаний.

Словесные методы - чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Данные методы помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе.

Организация обучения

Формы занятий:

  • Игра
  • Беседа
  • Экскурсия
  • Наблюдение
  • Экспериментальная деятельность
  • Выставка
  • Защита проектов
  • Конкурс
  • Викторина
  • Открытое занятие
  • Практическое занятие
  • Презентация

Режим занятий:

 Занятия по программе «Юный натуралист» начинаются с 1-й декады сентября, проводятся 1 раз в неделю, длительность занятия – 30 мин. Праздники, развлечения, экскурсии могут иметь большую продолжительность.

Литература

1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ [Текст]. - Воронеж: Учитель, 2002.

2. Градобаева Т. Создание экологической тропы и методика работы на ней [Текст] // Дошкольное воспитание 1993 - № 7.

3. Николаева С.Н. Начало экологической культуры: возможности ребенка, идущего в школу[Текст] / С.Н. Николаева // Начальная школа. -1993. - № 9.

4. Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей: Методические рекомендации для дошкольных учреждений [Текст]. - М.: Новая школа, 1993.

5. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников [Текст].М.: Мозаика-Синтез, 2002.

6. Рыжова Н.А. Экологизация развивающей предметной среды [Текст] / Н.А. Рыжова //Дошкольное воспитание. - 1999.

7. Рыжова Н.А. Экологическая тропинка [Текст] / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 4.

8. Рыжова Н.А. Экологическое воспитание дошкольников с позиции новой парадигмы [Текст] / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание.-2001. - № 7.

9. Смирнова В.В. Тропинка в природу [Текст]. - Санкт-Петербург, 2001

10. Яковлева Е. В. Важность экологического воспитания дошкольника// Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015.

11. В гости к опасным растениям. Дошкольное воспитание, №7, 1994. 

12. Наш дом – природа. Дошкольное воспитание, №7, 1994. 

12. В гости к деревьям. Дошкольное воспитание, №8, 1995. 

14. Знакомство с Подземным царством. Дошкольное воспитание, №7, 1997.  

15. Программа "Наш дом – природа". Дошкольное воспитание, №7, 1998. 

16. Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду», Москва-Синтез, 2009 г.

 17. Сборник экологических сказок и рассказов для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Экологические сказки и рассказы». Рыжова Н.А., Рыжов И.Н.. 2017 г.

18. «Здравствуй, соболь, как живёшь?» Рыжова Н.А.,2017 г.

19. www.voroninsky.ru

Приложение

п/п

месяц

Дата проведения занятия

Тема занятия

Место проведения

Формы аттестации/ контроля

1

Вводное занятие

Игровая комната

Наблюдение

1 раздел «Растительный и животный мир Инжавинского района»

2

3

4

5

6

7

8

9-10

.

Ок-тябрь

Ноябрь

Декабрь

 Наш дом – природа

Животный и растительный мир Инжавинского района.

Экскурсия «Осенние цветы»

 Золотая осень. Экскурсия в парк

О чем мочит природа. Логические задачи по экологии

Экологические проблемы нашего края

Выставка детских рисунков «Сбережём планету вместе» 

Чтение художественной литературы:

Экологические сказки и рассказы (Рыжова Н.А., Рыжов И.Н.)

Игровая комната

Парк

Игровая комната

Первичная диагностика

Оценка качества исполнения контрольных упражнений.

2 раздел «Знай, люби и сохраняй!»

11-12

13

14

15-16

17

18-22

23

Январь

Февраль

Март

«Государственный природный заповедник» «Воронинский»

«Заповедный мир».

Экскурсия в визит-центр заповедника «Воронинский»

«Жители Заповедника «Воронинский»

Экскурсия «Путешествие по экотропе»

«Птичий дом»

«Приключение в заповедном лесу»

Игровая комната

визит-центр заповедника «Воронинский»

ДОУ

Музыкальный зал

Наблюдение

Контроль

Оценка качества исполнения заданий

3 раздел «О чем расскажет Красная книга»

24

25-26

27-28

29

30-31

32

33

Апрель

Май

НОД «Знакомство с Красной книгой Тамбовской области»

«Редкие растения»

«Ознакомление с дикими животными, проживающими на территории Тамбовщины»

«Путешествие в речное царство»

«Подводный мир реки Вороны»

«Речные обитатели нашего заповедника»

Игра КВН «Мы – экологи»

Игровая комната

Экскурсия на р. Ворона

Музыкальный зал

Наблюдение, оценка эмоционального состояния ребёнка.

Перспективный план работы с родителями по экологическому образованию детей

Сентябрь
Конкурс рисунков «Наш дом – природа».
Изготовление поделок из природных материалов.

Октябрь
Беседа «Живая и неживая природа», «Сохраним природу вместе».
Сбор листьев и их семян для гербария. Оформление гербария.
Экскурсия в визит-центр Государственного заповедника «Воронинский».
Мастер-класс по изготовлению из шишек и др. природных материалов поделки «Лесовичок».

Ноябрь
Беседа «Знакомство с Красной книгой Тамбовской области»
Беседа «Правила поведения в заповеднике».
Экскурсия в заповедник «Воронинский».
Декабрь
Папка передвижка «Животные нашего края».
Беседа «Животные, занесенные в Красную книгу».
Инсценировка экологической сказки «Кто, кто в теремочке живет?»
Стенд «Растения и животные, занесенные в Красную книгу Тамбовской области».

Январь
Изготовление кормушек для птиц. Вывешивание на территории.

Участие в конкурсе рисунков и поделок «Марш парков»
Изготовление поделок птиц из природного материала.
Экскурсия (совместная – дети и родители) в Инжавинский краеведческий музей.
Февраль
Экологическая викторина «Поле чудес — чудеса подводного мира»
Изготовление знаков по правилам поведения в заповеднике и запрещающих загрязнение окружающей
среды.
Участие в проекте заповедника «Воронинский «Покормите птиц зимой»

Март
Физкультурный досуг «Приключение в заповедном лесу»

Беседа: «Редкие растения нашего края»

Участие в выставке детских рисунков: «Прекрасный мир цветов»

Апрель 
Беседа «Первоцветы, занесенные в Красную Книгу, встречающиеся на территории нашего края»
Аппликация «Цветы»
Высадка цветочных культур на территорию д/с
Игра КВН «Мы – экологи»

Май
Экскурсия к реке Ворона.

Оформление фотоматериалов, собранных за учебный период, к презентации проекта «Красная книга Тамбовской области».
Участие родителей в организации и проведении экологической сказки «Сказочный лес» и Празднике «Сохраним планету»

Беседа «Ознакомление с Государственным природным заповедником «Воронинский»

Цель: познакомить детей с Государственным природным заповедником «Воронинский» и Красной книгой Тамбовской области; растениями и животными, занесенными в нее; формировать бережное отношение к родной природе.

Материалы: Карта Тамбовской области, фото заповедника «Воронинский», изображения животных и растений, занесенных в Красную книгу Тамбовской области. Папка для создания Красной книги.

Ход занятия:

 Воспитатель: В жизни каждого человека важное значение имеет природа: она дает человеку то, без чего жить невозможно – воздух, солнце, вода, ягоды, грибы,  а ещё природа дарит нам красоту и прекрасное настроение. Человек живет в природе, от природы зависит его жизнь.

А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы? (люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и др.)

А всегда ли человек помогает природе? А может ли человек губить природу? (загрязняет реки, вырубает леса, отлавливает животных и др.)

Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся. В истории человечества встречается много примеров, когда человек наносил огромный вред растительному и животному миру. Ученые установили, что уже исчезли многие виды живых существ. Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Более ста лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповедники. Что же такое заповедник?

Заповедник – это место, где природа живет по своим законам, где запрещено рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных. В заповедник можно прийти только на экскурсию, и там познакомится с красотой и богатством заповедных мест.

Ребята, а вы знаете, что в нашем родном крае тоже есть заповедник? (На карте Тамбовской области педагог показывает территорию заповедника «Воронинский»)

Заповедник – это островки спасения природы от человека. Заповедники – это наше богатство, которым каждый из нас может гордиться.

Воронинский заповедник расположен в долине реки Вороны на территории Кирсановского и нашего Инжавинского районов. Создан заповедник 12 августа 1994 года.  Площадь заповедника составляет 10320 га. Главной водной артерией заповедника является правый река Ворона.

Ребята, а как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу? (ответы детей). Правильно, охранять родную природу надо в любом месте. Ребята, на Земле очень много разных животных. Есть такие, которых мы видим каждый день в нашем доме. Каких?

А какие живут в лесах нашего края?

             Какие живут в дальних странах.?

Каких можно увидеть только в зоопарке.?

Есть и такие животные и птицы, которых на Земле очень мало. Их так и называют – редкие.

Почему их называют редкими? (редко встречаются, люди уничтожили, исчезли из-за перемены климата и загрязнения окружающей среды и др.)

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

          Редкие животные и растения охраняются законом. В 1960-х ученые решили издать Красную книгу. Почему именно Красную? Потому что красный цвет – это цвет надвигающейся опасности. Внимание! Остановись. Оглянись, подумай, человек! Подумай о природе! Первое издание Красной книги вышло в свет в 1963 году. С тех пор вышли пять томов. Четыре из них – о животных, пятый посвящен растениям. В Тамбовской области издана своя Красная книга животных Тамбовской области, созданная в 2000 году. В нее включены 334 вида животных. 187 видов насекомых, 1 вид круглоротых, 13 видов рыб, 3 вида земноводных, 3 вида паукообразных, 5 видов пресмыкающихся, 70 видов птиц, 17 видов млекопитающих.

Это официальный документ, содержащий сведения о состоянии, численности, распространении, особенностях биологии, мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений.

Среди исчезающих насекомых -  Жук – олень. Живет большей частью в дубовых лесах. В Красную книгу Тамбовской области внесён русский выхухоль, обитающий в реках области. Среди редких птиц -  Змееяд (орел-змеятни), Среди животных - Степной сурок или Байбак.  (рассказ сопровождается показом слайдов)

Ребята, мы с вами сделаем свою Красную книгу, которая будет находиться у вас в группе. Будем пополнять ее картинками, иллюстрациями, чтобы каждый запомнил растения и животных на тревожных страницах Красной книги.

Мы узнали на этом занятии, что есть Красная книга, в которой перечислены редкие животные и растения. Если их не сберечь, то они исчезнут. Но не забывайте, бережно нужно относиться ко всей природе. Так давайте дружить так, как говорится в стихотворении:

Давайте, люди,

Дружить друг с другом,

Как птица с небом,

Как травы с лугом.

Как ветер – с морем.

Поля – с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами!

К тому стремиться,

Чтоб нас любили

И зверь, и птица

И доверяли

Повсюду нам

Как самым верным своим друзьям.

Давайте, люди,

Беречь планету –

Во всей Вселенной

Похожей нету.

Во всей Вселенной

На всех одна.

Что будет делать

Без нас она?

(И. Мазнин)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа тематического контроля «Организация воспитательно-образовательного процесса по экологическому воспитанию старших дошкольников в рамках НРК»

Цель:  определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ  по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста  в рамках национально-регионального компонента....

Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию старших дошкольников «Прогулка по экологической тропе»

учить детей различать и называть деревья  и кустарники на участке своей группы и на территории детского сада, лекарственные травы....

Программа естественнонаучного направления «Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями»

Рабочая программа дополнительного образованияПрограмма естественнонаучного направления «Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями» направлена на развитие интереса...

Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию старших дошкольников "Эколята"

laquo;Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»В. Сухомлинск...

Программа по экологическому воспитанию старших дошкольников

Рекомендации по проведению занятий по экологии со старшими дошкольниками...

Педагогический проект Работа с родителями по экологическому воспитанию Младших дошкольников «Юные-экологи»

Создать экологически благоприятную среду на территории ДОУ для реализации данного направления, через неё воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе родного кра...