Программа по экологическому воспитанию старших дошкольников «Юный натуралист»
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)
Программа по экологическому воспитанию старших дошкольников «Юный натуралист» (для детей 5-6 лет) разработана на основе взаимодействия с Государственным природным заповедником «Воронинский»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рограмма по экологическому воспитанию старших дошкольников «Юный натуралист» | 164 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
по экологическому воспитанию старших дошкольников
«Юный натуралист»
(для детей 5-6 лет)
(на основе взаимодействия с Государственным природным заповедником «Воронинский»)
Блок №1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Последние годы уделяется большое внимание экологическому образованию дошкольников. Дошкольное детство - благоприятный возраст для решения задач экологического воспитания.
Основная цель экологического воспитания - формирование основ экологической культуры: воспитание у детей правильного отношения к природе, умения понимать и любить окружающий мир, относиться к природе бережно и чутко.
Многие известные педагоги прошлого придавали большое значение природе, как средству воспитания детей. Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств. К.Д. Ушинский считал особо важным в воспитании детей именно природе, определяя природу, как одно «из могущественных агентов в воспитании человека», считал необходимым «вести детей в природу», сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Любовь к природе помогает человеку быть добрее, великодушнее, ответственнее. Недаром великий педагог В.А. Сухомлинский отмечал: «К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность».
Чтобы человек мог понимать природу, видеть её красоту, богатства, нужно учить его этому с раннего детства. Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами природы родного края, страны. Через любовь к природе проявляются самые высокие нравственные качества, в том числе любовь к Родине. Дети – наше будущее, им беречь и охранять нашу Родину, её красоты и богатства.
Актуальность программы. В настоящее время разработано немало программ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Большинство из них направлены на повседневную работу педагога с детьми в детском саду, ориентированы на описание конкретных объектов, выполнение различных заданий, конечная цель которых - закрепить у детей желание беречь и заботится о природе.
Данная Программа разработана с учётом регионального компонента, акцентирует внимание на знакомстве дошкольников с растительным и животным миром Государственного природного заповедника «Воронинский», и адаптирована в условиях работы в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Инжавинский детский сад «Берёзка».
Данная Программа ориентирована на формирование у дошкольников 5-7 лет чувства ответственности.
Отличительные особенности программы. Программы делает акцент на знакомстве обучающихся не только с различными видами животных и растений родного края, но главное - на изучении редких, исчезающих их видах. Большое внимание отводится объяснению причин, ведущих их к исчезновению, в процессе чего у детей формируются навыки поведения, необходимые для сохранения объектов природы. Детям даются экологические знания о мире природы, которая его окружает, и за которой он может наблюдать.
Взгляд на экологическое воспитание дошкольников через призму сохранения редких растений, птиц и животных, находящихся на территории Инжавинского района, и является отличительной чертой программы «Юный натуралист».
Педагогическая целесообразность. Программа позволяет пробудить интерес детей к новой деятельности, привить интерес к изучению природы родного края, трудолюбие, терпение, упорство в достижении результата, уверенности в себе, самостоятельность, открытость, помощь и взаимовыручку, общение друг с другом. Это ведущие моменты в процессе обучения.
Реализация программы позволяет решать многие проблемы воспитания подрастающего поколения: социального, нравственного, художественно-эстетического и гражданского характера.
Адресат программы. Программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 7 лет.
Объем и срок освоения программы. Срок реализации – 1 год, общее количество часов – 33.
Количество учебных недель – 33
Количество учебных дней – 33
Начало занятий групп – с 1 октября, окончание занятий – 30 мая.
Продолжительность каникул – с 1 июня по 31 августа.
Форма обучения - очная.
Особенности организации образовательного процесса. По виду деятельности программа профессионально ориентированная, по форме реализации групповая. Состав группы постоянный. Набор обучающихся свободный, без предварительного отбора.
Основная форма образовательной работы с детьми: теоретические и практические занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное формирование экологического воспитания обучающихся.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий. Единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебно-воспитательного процесса является учебное занятие. Занятия проводятся 1 час в неделю. Учебный час составляет 30 мин.
Наполняемость группы 15 человек в возрасте 5-7 лет.
Цель и задачи программы
Цель: познакомить с животными и растениями, занесенными в Красную книгу, в том числе Красную книгу Тамбовской области, с назначением особо охраняемых территорий, в частности государственного природного заповедника «Воронинский».
Задачи программы:
Обучающие:
- формирование первоначальных знаний о Государственном природном заповеднике «Воронинский», как особо охраняемой территории;
Развивающие:
- формирование навыков рационального природопользования;
- развитие желания больше узнать о животных и ореоле их обитания, о растениях заповедника «Воронинский»;
- развитие умение видеть красоту окружающего природного мира, его разнообразия;
Воспитывающие:
- воспитывать интереса к изучению редких видов растений и животных Тамбовщины и Инжавинского района в том числе;
- воспитание ответственного, бережного отношения к природе, желания участвовать в охране и защите природы родного края, её исчезающих видов.
Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Вводное занятие | 1 | 1 | 0 | Наблюдение | |
1 раздел «Растительный и животный мир Инжавинского района» | |||||
1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 1.7. 1.8. | Наш дом – природа Животный и растительный мир Инжавинского района. Экскурсия «Осенние цветы» Золотая осень. Экскурсия в парк О чем мочит природа. Логические задачи по экологии Экологические проблемы нашего края Выставка детских рисунков «Сбережём планету вместе» Чтение художественной литературы: Экологические сказки и рассказы (Рыжова Н.А., Рыжов И.Н.) | 1 1 1 1 1 1 1 2 | 0,5 0,5 0,5 0 0,5 0,5 0,5 2 | 0,5 0,5 0,5 1 0,5 0,5 0,5 0 | Первичная диагностика Оценка качества исполнения контрольных упражнений. |
9 | 5 | 4 | |||
2 раздел «Знай, люби и сохраняй!» | |||||
2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 2.7. 2.8. | «Государственный природный заповедник» «Воронинский» «Заповедный мир». Экскурсия в визит-центр заповедника «Воронинский» «Жители Заповедника «Воронинский» Экскурсия «Путешествие по экотропе» «Птичий дом» «Приключение в заповедном лесу» | 2 1 1 2 1 5 1 | 1 0,5 0,5 0,5 0 2 0,5 | 1 0,5 0,5 1,5 1 3 0,5 | Наблюдение Контроль Оценка качества исполнения заданий |
13 | 5 | 8 | |||
3 раздел «О чем расскажет Красная книга» | |||||
3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6. 3.7. | НОД «Знакомство с Красной книгой Тамбовской области» «Редкие растения» «Ознакомление с дикими животными, проживающими на территории Тамбовщины» «Путешествие в речное царство» «Подводный мир реки Вороны» «Речные обитатели нашего заповедника» Игра КВН «Мы – экологи» | 1 2 2 1 2 1 1 | 0,5 1 1 0,5 1 0,5 0,5 | 0,5 1 1 0,5 1 0,5 0,5 | Наблюдение, оценка эмоционального состояния ребёнка. |
10 | 5 | 5 | |||
Всего: | 33 | 16 | 17 |
Содержание
Вводное занятие.
Теория: Знакомство с детьми. Знакомство с правилами поведения на занятиях. Дисциплина на занятиях. Расписание занятий. Внешний вид. Инструктаж по технике безопасности.
Практика: Игры на сплочение коллектива.
Раздел 1. «Растительный и животный мир Инжавинского района»
Тема 1.1. «Наш дом – природа»
Теория: Бережное отношение к природе и ее обитателям
Практика: Беседа с детьми по теме
Тема 1.2. «Животный и растительный мир Инжавинского района»
Теория: Редкие виды растений и животных родного края
Практика: Беседа с детьми по теме
Тема 1.3. Экскурсия «Осенние цветы»
Теория: Осенние цветы
Практика: Знакомство с приметами осени, особенностями природы осенью
Тема 1.4. Золотая осень. Экскурсия в парк
Теория: Понятие «Парк», «золотая осень»
Практика: Экскурсия в парк.
Тема 1.5. О чем мочит природа. Логические задачи по экологии
Теория: Логические задачи
Практика: Логические задачи по экологии
Тема 1.6. Экологические проблемы нашего края
Теория: Понятие «Экологические проблемы»
Практика: Беседа об экологических проблемах нашего края
Тема 1.7. Выставка детских рисунков «Сбережём планету вместе»
Теория: Выставка рисунков.
Практика: Детское творчество - рисование на тему «Сбережём планету вместе»
Тема 1.8. Чтение художественной литературы
Теория: Экологические сказки и рассказы
Практика: Чтение экологических сказок и рассказов Рыжовой Н.А., Рыжова И.Н.
Раздел 2. «Знай, люби и сохраняй!»
Тема 2.1. Государственный природный заповедник» «Воронинский
Беседы: Что такое - заповедник?; - Озеро Кипец.
Цель: познакомить с
Теория: Понятия «заповедник», «особоохраняемая территория»
Практика: Беседа по теме
Тема 2.2. Заповедный мир
Теория: Животные Тамбовского края. Подводный мир реки Вороны. Насекомые заповедника «Воронинский». Достопримечательности заповедника «Воронинский».
Практика: Рассматривание иллюстраций «Животные Тамбовского края», «Подводный мир реки Вороны»; «Насекомые заповедника «Воронинский»; «Достопримечательности заповедника «Воронинский». Просмотр видеороликов «Заповедный мир».
Тема 2.3. Экскурсия в визит-центр заповедника «Воронинский»
Теория: Правила поведения во время экскурсий
Практика: Экскурсия в визит-центр заповедника «Воронинский»
Тема 2.4. Жители Заповедника «Воронинский
Теория: Животные и растения, проживающие и растущие на территории заповедника «Воронинский».
Практика: Викторина «Поле чудес», тема «Жители Заповедника «Воронинский»
Тема 2.5. Путешествие по экотропе
Теория: Познавательное, оздоровительное, практическое, эстетическое значение природы в жизни людей.
Практика: Экологические игры
Тема 2.6. Птичий дом
Теория: Как птицы строят гнездо. Редкие виды птиц, места их обитания. Виды птиц Тамбовского края. Кормушки для птиц.
Практика: Наблюдение «Как птицы строят гнездо? Инсценировка экологической сказки «Кто, кто в теремочке живет?» Изготовление кормушек для птиц. Участие в конкурсе рисунков и поделок «Марш парков». Участие в проекте заповедника «Воронинский «Покормите птиц зимой». Оригами «Птицы». Лепка «Птицы» (из соленого теста). «Птицы» (нетрадиционные техники рисования). Проектная деятельность: игровой уголок «Заповедный мир» (изготовление различных видов панно на заповедную тематику). Физкультурный досуг «Приключение в заповедном лесу».
Раздел 3. «О чем расскажет Красная книга»
Тема 3.1. Красная книга Тамбовской области
Теория: Знакомство с Красной книгой Тамбовской области
Практика: Беседа по теме
Тема 3.2. Редкие растения
Теория: Прекрасный мир цветов. Редкие растения
Практика: Выставка детских рисунков: «Прекрасный мир цветов»
Тема 3.3. Дикие животные Тамбовщины
Теория: Ознакомление с дикими животными, проживающими на территории Тамбовщины.
Практика: Беседа по теме
Тема 3.4. Путешествие в речное царство
Теория: Вода. Подводный мир реки.
Практика: Экспериментирование «Путешествие в речное царство».
Тема 3.5. Подводный мир реки Вороны.
Теория: Подводный мир реки Вороны Рыбы заповедника «Воронинский».
Практика: Рассматривание: иллюстраций «Подводный мир реки Вороны»; «Рыбы заповедника «Воронинский».
Тема 3.6. Речные обитатели нашего заповедника
Теория: Речные обитатели
Практика: Комплексное занятие с изодеятельностью «Речные обитатели нашего заповедника».
Тема 3.7. Игра КВН «Мы – экологи»
Практика: Игра КВН «Мы – экологи».
Раздел 4. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»
Тема 4.1. Экскурсия к реке Ворона
Теория: знакомство с рекой, протекающей на территории родного края, закрепление знаний детей о значении воды в жизни растений, животных и человека
Практика: Экскурсия к реке Ворона. Ознакомление с речными рыбами. Щука, карась, сом, белуга
Тема 4.2. Сбережём чистоту воздуха и воды
Теория: воспитание бережного отношения к чистоте воздуха и воды
Практика: Экспериментирование «Чем мы дышим?»
Тема 4.3. Экологическая сказка «Сказочный лес»
Практика: Экологическая сказка «Сказочный лес»
Тема 4.4. Праздник «Сохраним планету»
Практика: Участие в празднике «Сохраним планету»
Планируемые результаты
В результате освоения данной программы у обучающихся сформируются определенные знания, умения и навыки.
К концу обучения дети будут обладают следующими знаниями и умениями
Будут знать:
о Государственном природном заповеднике «Воронинский», как особо охраняемой территории;
животный и растительный мир своего района, области;
наиболее ярких представителей флоры и фауны Тамбовщины, в частности находящихся на территории Государственного заповедника «Воронинский»;
природоохранные объекты, расположенные на территории Инжавинского района;
условия жизни и обитания животных;
правила экологически безопасного поведения в природе;
запрещающие и разрешающие экологические знаки;
растения заповедника «Воронинский».
Будут уметь:
исследовать объекты живой и неживой природы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
проявлять интерес к природным объектам и явлениям;
обращать своё внимание и внимание взрослых и сверстников на «беспорядки» в природном окружении;
заботиться о животных и растениях;
видеть красоту окружающего природного мира, его разнообразия;
ответственно, бережно относиться к природе, участвовать в охране и защите природы родного края, её исчезающих видов.
Блок №2 Комплекс основных характеристик
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
аудиоаппаратура;
видео-, фото-интернет ресурсы;
ноутбук;
проектор.
Информационное обеспечение:
аудиоматериалы;
видеоматериалы;
фотоматериалы по темам.
Кадровое обеспечение: педагог (воспитатель) с педагогическим образованием.
2.2. Формы аттестации
Формы проведения итогов
реализации дополнительной образовательной программы
Открытые занятия, в том числе с элементами проектной деятельности;
Экологические акции: «Покормим птиц зимой», «Марш парков», «Укрась живую ёлку», «Первоцвет» и др.;
Выпуск экологической газеты «Берегите природу» (ДОУ);
Выставка рисунков на экологическую тематику «Редкие растения и животные родного края».
Совместные занятия с детьми и родителями, походы по экологической тропе Государственного природного заповедника «Воронинский», экскурсии в визит-центр заповедника.
Способы проверки уровня экологических знаний у детей
Наблюдение за детьми на прогулке, в группе;
Беседы с родителями, вечера загадок, КВН, викторины и т.д.;
В рамках посещения визит-центра Государственного природного заповедника «Воронинский».
- Оценочные материалы
Для фиксации результатов усвоения программы обучающимися в зависимости от особенностей группы могут быть использованы следующие оценочные материалы:
- Информационная карта освоения обучающимися образовательной программы;
- Информационная карта «Мониторинг результатов освоения обучающимися дополнительной образовательной программы «Юный натуралист».
Оценка знаний об окружающем мире
Полнота знаний - соотношение объёма знаний ребёнка и объёма, предлагаемого материала.
Осознанность - степень осмысленности знаний и их применения в ситуации общения ребёнка с окружающим миром.
Доказательность - умение обосновать свои взгляды, используя имеющиеся знания и опыт.
Глубина - умение устанавливать связи и зависимости.
Оценка отношения к окружающему миру.
Осознанность - способность оценивать свои и чужие поступки.
Действительность - умение определять состояние животных, растений и желание стремиться оказать им необходимую помощь.
Направленность - познавательный интерес к получению информации, умение воспринимать красоту окружающего мира, желание следовать экологически обоснованным нормам и правилам.
2.4. Методические материалы
Методы обучения
В экологическом воспитании детей поданной Программе используются следующие методы обучения: наглядные, практические, словесные.
Наглядные методы - наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, видеофильмов, презентаций.
Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.
Практические методы – игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов позволяет уточнять представления обучающихся, углублять их, приводить в систему полученные знания, упражнять в применении знаний.
Словесные методы - чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Данные методы помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе.
Организация обучения
Формы занятий:
- Игра
- Беседа
- Экскурсия
- Наблюдение
- Экспериментальная деятельность
- Выставка
- Защита проектов
- Конкурс
- Викторина
- Открытое занятие
- Практическое занятие
- Презентация
Режим занятий:
Занятия по программе «Юный натуралист» начинаются с 1-й декады сентября, проводятся 1 раз в неделю, длительность занятия – 30 мин. Праздники, развлечения, экскурсии могут иметь большую продолжительность.
Литература
1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ [Текст]. - Воронеж: Учитель, 2002.
2. Градобаева Т. Создание экологической тропы и методика работы на ней [Текст] // Дошкольное воспитание 1993 - № 7.
3. Николаева С.Н. Начало экологической культуры: возможности ребенка, идущего в школу[Текст] / С.Н. Николаева // Начальная школа. -1993. - № 9.
4. Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей: Методические рекомендации для дошкольных учреждений [Текст]. - М.: Новая школа, 1993.
5. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников [Текст].М.: Мозаика-Синтез, 2002.
6. Рыжова Н.А. Экологизация развивающей предметной среды [Текст] / Н.А. Рыжова //Дошкольное воспитание. - 1999.
7. Рыжова Н.А. Экологическая тропинка [Текст] / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 4.
8. Рыжова Н.А. Экологическое воспитание дошкольников с позиции новой парадигмы [Текст] / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание.-2001. - № 7.
9. Смирнова В.В. Тропинка в природу [Текст]. - Санкт-Петербург, 2001
10. Яковлева Е. В. Важность экологического воспитания дошкольника// Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015.
11. В гости к опасным растениям. Дошкольное воспитание, №7, 1994.
12. Наш дом – природа. Дошкольное воспитание, №7, 1994.
12. В гости к деревьям. Дошкольное воспитание, №8, 1995.
14. Знакомство с Подземным царством. Дошкольное воспитание, №7, 1997.
15. Программа "Наш дом – природа". Дошкольное воспитание, №7, 1998.
16. Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду», Москва-Синтез, 2009 г.
17. Сборник экологических сказок и рассказов для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Экологические сказки и рассказы». Рыжова Н.А., Рыжов И.Н.. 2017 г.
18. «Здравствуй, соболь, как живёшь?» Рыжова Н.А.,2017 г.
Приложение
№ п/п | месяц | Дата проведения занятия | Тема занятия | Место проведения | Формы аттестации/ контроля | |||
1 | Вводное занятие | Игровая комната | Наблюдение | |||||
1 раздел «Растительный и животный мир Инжавинского района» | ||||||||
2 3 4 5 6 7 8 9-10 . | Ок-тябрь Ноябрь Декабрь | Наш дом – природа Животный и растительный мир Инжавинского района. Экскурсия «Осенние цветы» Золотая осень. Экскурсия в парк О чем мочит природа. Логические задачи по экологии Экологические проблемы нашего края Выставка детских рисунков «Сбережём планету вместе» Чтение художественной литературы: Экологические сказки и рассказы (Рыжова Н.А., Рыжов И.Н.) | Игровая комната Парк Игровая комната | Первичная диагностика Оценка качества исполнения контрольных упражнений. | ||||
2 раздел «Знай, люби и сохраняй!» | ||||||||
11-12 13 14 15-16 17 18-22 23 | Январь Февраль Март | «Государственный природный заповедник» «Воронинский» «Заповедный мир». Экскурсия в визит-центр заповедника «Воронинский» «Жители Заповедника «Воронинский» Экскурсия «Путешествие по экотропе» «Птичий дом» «Приключение в заповедном лесу» | Игровая комната визит-центр заповедника «Воронинский» ДОУ Музыкальный зал | Наблюдение Контроль Оценка качества исполнения заданий | ||||
3 раздел «О чем расскажет Красная книга» | ||||||||
24 25-26 27-28 29 30-31 32 33 | Апрель Май | НОД «Знакомство с Красной книгой Тамбовской области» «Редкие растения» «Ознакомление с дикими животными, проживающими на территории Тамбовщины» «Путешествие в речное царство» «Подводный мир реки Вороны» «Речные обитатели нашего заповедника» Игра КВН «Мы – экологи» | Игровая комната Экскурсия на р. Ворона Музыкальный зал | Наблюдение, оценка эмоционального состояния ребёнка. |
Перспективный план работы с родителями по экологическому образованию детей
Сентябрь
Конкурс рисунков «Наш дом – природа».
Изготовление поделок из природных материалов.
Октябрь
Беседа «Живая и неживая природа», «Сохраним природу вместе».
Сбор листьев и их семян для гербария. Оформление гербария.
Экскурсия в визит-центр Государственного заповедника «Воронинский».
Мастер-класс по изготовлению из шишек и др. природных материалов поделки «Лесовичок».
Ноябрь
Беседа «Знакомство с Красной книгой Тамбовской области»
Беседа «Правила поведения в заповеднике».
Экскурсия в заповедник «Воронинский».
Декабрь
Папка передвижка «Животные нашего края».
Беседа «Животные, занесенные в Красную книгу».
Инсценировка экологической сказки «Кто, кто в теремочке живет?»
Стенд «Растения и животные, занесенные в Красную книгу Тамбовской области».
Январь
Изготовление кормушек для птиц. Вывешивание на территории.
Участие в конкурсе рисунков и поделок «Марш парков»
Изготовление поделок птиц из природного материала.
Экскурсия (совместная – дети и родители) в Инжавинский краеведческий музей.
Февраль
Экологическая викторина «Поле чудес — чудеса подводного мира»
Изготовление знаков по правилам поведения в заповеднике и запрещающих загрязнение окружающей
среды.
Участие в проекте заповедника «Воронинский «Покормите птиц зимой»
Март
Физкультурный досуг «Приключение в заповедном лесу»
Беседа: «Редкие растения нашего края»
Участие в выставке детских рисунков: «Прекрасный мир цветов»
Апрель
Беседа «Первоцветы, занесенные в Красную Книгу, встречающиеся на территории нашего края»
Аппликация «Цветы»
Высадка цветочных культур на территорию д/с
Игра КВН «Мы – экологи»
Май
Экскурсия к реке Ворона.
Оформление фотоматериалов, собранных за учебный период, к презентации проекта «Красная книга Тамбовской области».
Участие родителей в организации и проведении экологической сказки «Сказочный лес» и Празднике «Сохраним планету»
Беседа «Ознакомление с Государственным природным заповедником «Воронинский»
Цель: познакомить детей с Государственным природным заповедником «Воронинский» и Красной книгой Тамбовской области; растениями и животными, занесенными в нее; формировать бережное отношение к родной природе.
Материалы: Карта Тамбовской области, фото заповедника «Воронинский», изображения животных и растений, занесенных в Красную книгу Тамбовской области. Папка для создания Красной книги.
Ход занятия:
Воспитатель: В жизни каждого человека важное значение имеет природа: она дает человеку то, без чего жить невозможно – воздух, солнце, вода, ягоды, грибы, а ещё природа дарит нам красоту и прекрасное настроение. Человек живет в природе, от природы зависит его жизнь.
А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы? (люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и др.)
А всегда ли человек помогает природе? А может ли человек губить природу? (загрязняет реки, вырубает леса, отлавливает животных и др.)
Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся. В истории человечества встречается много примеров, когда человек наносил огромный вред растительному и животному миру. Ученые установили, что уже исчезли многие виды живых существ. Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Более ста лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповедники. Что же такое заповедник?
Заповедник – это место, где природа живет по своим законам, где запрещено рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных. В заповедник можно прийти только на экскурсию, и там познакомится с красотой и богатством заповедных мест.
Ребята, а вы знаете, что в нашем родном крае тоже есть заповедник? (На карте Тамбовской области педагог показывает территорию заповедника «Воронинский»)
Заповедник – это островки спасения природы от человека. Заповедники – это наше богатство, которым каждый из нас может гордиться.
Воронинский заповедник расположен в долине реки Вороны на территории Кирсановского и нашего Инжавинского районов. Создан заповедник 12 августа 1994 года. Площадь заповедника составляет 10320 га. Главной водной артерией заповедника является правый река Ворона.
Ребята, а как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу? (ответы детей). Правильно, охранять родную природу надо в любом месте. Ребята, на Земле очень много разных животных. Есть такие, которых мы видим каждый день в нашем доме. Каких?
А какие живут в лесах нашего края?
Какие живут в дальних странах.?
Каких можно увидеть только в зоопарке.?
Есть и такие животные и птицы, которых на Земле очень мало. Их так и называют – редкие.
Почему их называют редкими? (редко встречаются, люди уничтожили, исчезли из-за перемены климата и загрязнения окружающей среды и др.)
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Редкие животные и растения охраняются законом. В 1960-х ученые решили издать Красную книгу. Почему именно Красную? Потому что красный цвет – это цвет надвигающейся опасности. Внимание! Остановись. Оглянись, подумай, человек! Подумай о природе! Первое издание Красной книги вышло в свет в 1963 году. С тех пор вышли пять томов. Четыре из них – о животных, пятый посвящен растениям. В Тамбовской области издана своя Красная книга животных Тамбовской области, созданная в 2000 году. В нее включены 334 вида животных. 187 видов насекомых, 1 вид круглоротых, 13 видов рыб, 3 вида земноводных, 3 вида паукообразных, 5 видов пресмыкающихся, 70 видов птиц, 17 видов млекопитающих.
Это официальный документ, содержащий сведения о состоянии, численности, распространении, особенностях биологии, мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений.
Среди исчезающих насекомых - Жук – олень. Живет большей частью в дубовых лесах. В Красную книгу Тамбовской области внесён русский выхухоль, обитающий в реках области. Среди редких птиц - Змееяд (орел-змеятни), Среди животных - Степной сурок или Байбак. (рассказ сопровождается показом слайдов)
Ребята, мы с вами сделаем свою Красную книгу, которая будет находиться у вас в группе. Будем пополнять ее картинками, иллюстрациями, чтобы каждый запомнил растения и животных на тревожных страницах Красной книги.
Мы узнали на этом занятии, что есть Красная книга, в которой перечислены редкие животные и растения. Если их не сберечь, то они исчезнут. Но не забывайте, бережно нужно относиться ко всей природе. Так давайте дружить так, как говорится в стихотворении:
Давайте, люди,
Дружить друг с другом,
Как птица с небом,
Как травы с лугом.
Как ветер – с морем.
Поля – с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами!
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь, и птица
И доверяли
Повсюду нам
Как самым верным своим друзьям.
Давайте, люди,
Беречь планету –
Во всей Вселенной
Похожей нету.
Во всей Вселенной
На всех одна.
Что будет делать
Без нас она?
(И. Мазнин)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы "Экологические сказки в экологическом воспитании старших дошкольников"
Сообщение из опыта работы...
Программа тематического контроля «Организация воспитательно-образовательного процесса по экологическому воспитанию старших дошкольников в рамках НРК»
Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в рамках национально-регионального компонента....
Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию старших дошкольников «Прогулка по экологической тропе»
учить детей различать и называть деревья и кустарники на участке своей группы и на территории детского сада, лекарственные травы....
Программа естественнонаучного направления «Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями»
Рабочая программа дополнительного образованияПрограмма естественнонаучного направления «Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями» направлена на развитие интереса...
Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию старших дошкольников "Эколята"
laquo;Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»В. Сухомлинск...
Программа по экологическому воспитанию старших дошкольников
Рекомендации по проведению занятий по экологии со старшими дошкольниками...
Педагогический проект Работа с родителями по экологическому воспитанию Младших дошкольников «Юные-экологи»
Создать экологически благоприятную среду на территории ДОУ для реализации данного направления, через неё воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе родного кра...