Проект "Почему некоторые животные впадают в спячку?"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Некоторые животные впадают в спячку не только зимой, но и летом. Спячка - это способ перенесения неблагоприятных условий окружающей среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pro_spyachku.docx321.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №241

«Детский сад комбинированного вида»

Тема: «Почему некоторые животные впадают в спячку?»

(проект)

Автор работы:

Стародубова Александра Сергеевна, 6 лет

Научный руководитель:

Рославлева Д. А.,

Педагог дополнительного образования МАДОУ №241

Кемерово 2021

Введение

Тип проекта: индивидуальный, исследовательский.

Продолжительность проекта: 4 недели.

Участники проекта: педагог дополнительного образования, ребенок, родители.

Проблема: разговаривая о зиме, признаках зимы, о жизни животных в зимнее время, у меня возник вопрос: почему некоторые животные впадают в спячку?

Гипотеза ребенка: потому что на улице холодно.

Актуальность: многие дети при разговоре о зиме, ее признаках, жизни животных зимой и о том, как они приспосабливаются к таким суровым условиям, думают, что некоторые животные впадают в спячку, потому что наступают холода. Но ведь причина кроется не только в этом: их несколько. Поэтому очень важно раскрыть ребенку все причины, по которым некоторые животные впадают в спячку. И не просто рассказать о причинах, а еще и подвести к пониманию причинно-следственных связей.

Цель ребёнка: выяснить причины, по которым некоторые животные впадают в спячку.

Цель педагога: удовлетворить любознательность ребенка и раскрыть причины, по которым некоторые животные впадают в спячку.

Задачи для ребёнка:

1. Выяснить какие животные впадают в спячку.

2. Выяснить, когда некоторые животные впадают в спячку.

3. Узнать причины, по которым некоторые животные впадают в спячку.

4. Проявить фантазию, сделать «спальню» (берлога, нора и т. д.) какого-нибудь животного, впадающего в спячку.

 5. Узнать одинаковая ли «спячка» у животных, впадающих в спячку.

Задачи для педагога:

1. Расширять представление ребенка о видах спячки.

2. Познакомить с причинами спячки и ее значением в жизни некоторых животных.

3. Активизировать исследовательскую деятельность, мыслительные способности.

4. Вовлекать родителей в совместную проектную деятельность по ознакомлению с миром животных и причинами, по которым некоторые животные впадают в спячку.

Предполагаемый результат:

  1. Знать виды спячки.
  2. Знать, какие животные впадают в спячку.
  3. Знать причины, по которым некоторые животные впадают в спячку.

Этапы работы

1. Выяснение, что такое спячка, ее виды, причины:

-поиск в интернете, в энциклопедии.

2. Беседа ребенка с родителями.

3. Дидактические игры «Теплокровные и холоднокровные», «Кто чем питается?», «Третий лишний».

4. Работа с иллюстрациями виды берлоги и других мест, в которых некоторые животные проводят период спячки.

4. Создание поделки «Спальня для медведя».

Ход проекта:

1.Мне очень интересно стало, почему белый медведь, который живет в более жестких климатических условиях, не впадает в спячку на зиму, а бурый медведь, обитающий в нашей местности с более мягким климатом (по сравнению с севером) спит несколько месяцев? И почему вообще одни животные впадают в спячку, а другие – нет? Тогда я задала этот вопрос Диане Анатольевне (она ведет у нас занятия по экологии). Она помогла мне найти на него ответ.

Сначала мы послушали шутливую песенку «Почему медведь зимою спит?». Конечно же и ответ на вопрос - тоже шутка. Потом я узнала, что все животные делятся на холоднокровных и теплокровных. Холоднокровные животные - это те животные, которые не могут сами поддерживать температуру своего тела. Для того, чтобы вести активный образ жизни им нужно, чтобы тепло поступало из вне. К таким животным относятся пресмыкающиеся, земноводные, рыбы и все беспозвоночные: насекомые, моллюски, черви и т.д. Как только температура воздуха падает до определенной отметки, они все впадают в спячку. Но спят не только они.  Зимою спят и некоторые теплокровные животные: многие грызуны, ежи, барсуки, еноты. И, конечно же, самый знаменитый из сонь - медведь. После этого я по картинке определяла, какое животное – холоднокровное, а какое – теплокровное.

карточки для занятий на тему зима

2. Потом мы стали изучать вопрос, где проводят период спячки те животные, которые его имеют.

Я знала, что бурый медведь спит в берлоге (в закрытой (грунтовой) - вырытой в земле или в верховой, т.е. попросту ямке прямо под снегом – этого я не знала раньше, теперь знаю), а вот где спят остальные?

Я узнала, что еж спит в норе, которую роет сам глубиной до полутора метров, куда еще натаскивает много опавших листьев. А у барсука нора с ответвлениями – «комнатами», одна из которых «спальня», но в южных районах барсук может не впадать в спячку. Лягушка спит на дне водоемов, кстати ее спячка называется анабиоз (ил оцепенение). Насекомые пережидают зиму под корой деревьев, в земле, в дуплах (дикие пчелы) или других укромных местах и называется их спячка «диапауза».

3.Но ведь холод – не единственная причина спячки? Диана Анатольевна спросила: чем зима отличается от других времен года? Я ответила, что зимой нет листьев и травы. Поэтому травоядные животные, которые питались преимущественно ими, испытывают большие трудности с питанием. Тогда Диана Анатольевна спросила: каких я знаю диких животных, которые питаются растительностью? Это олени, лоси, косули, кабаны и другие копытные. Это многие виды птиц и рыб. Это грызуны. И если крупные травоядные животные могут как-то раздобыть себе еду: выкапывая ее из-под снега, переходя на питание ветками и корой растений, мхом и т.п., то мелким животным без растений не прожить. Поэтому они и впадают в спячку. Зимою спят многие грызуны: суслики, хомяки, сурки, сони. А раз зимою нет не только растительности, но и мелких грызунов, лягушек, червей, моллюсков и прочей мелкой живности, а также насекомых, то становится нечего есть животным, которые ими питались: многим птицам, ежам, землеройкам, летучим мышам, барсукам, енотам-полоскунам и медведям. И им приходится либо перебираться в теплые края, где насекомые не спят (как это делают птицы), либо впадать в спячку (как это делают ежи). 

4. После этого рассказа мы поиграли в игру «Кто чем питается?» (составляли цепи питания).

карточки для занятий с дошкольниками

5. А еще я узнала, что спячка бывает не только зимняя, но и летняя (от жары). В нее впадают те животные, которые не могут поддерживать нужную им температуру тела в условиях высокой температуры и засухи. Это некоторые рыбы и амфибии, а также млекопитающие. Например, африканский еж и тенрек (мадагаскарский насекомоядный зверек). В летнюю спячку в июне месяце от жары впадает и песчаный суслик, который проживает в Средней Азии, Казахстане и в Поволжье. Самое удивительное, что его летняя спячка без перерыва переходит в зимнюю!   И просыпается он только в феврале-апреле. То есть не спит этот суслик только 2-4 месяца в году!

6. Бывает спячка глубокая (она же настоящая) как у суслика, и поверхностная как у медведя и бурундука, когда животное легко разбудить. Есть спячка нерегулярная – у белки, когда наступают совсем уж лютые холода; суточная – у летучих мышей (они не могут самостоятельно поддерживать температуру тела, поэтому ночью, в период похолодания, впадают в оцепенение, длящееся до утра).

7. Затем поиграли в игру «Третий лишний?»  (из трех картинок с животными нужно было выбрать лишнюю и объяснить свой выбор).

8. А дома с мамой и папой я сделала «спальню» медведя – берлогу. Вот что у нас получилось!

 

 

Заключение

Теперь я знаю, что некоторые животные впадают в спячку не столько от холода, сколько от отсутствия пищи. Спячка – это приспособление для перенесения неблагоприятных условий окружающей среды.

Список использованной литературы:

  1. Энциклопедия для малышей в сказках[Текст] / Елена Ульева. – 11-е издание. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 95 с.
  2. Звери Сибири[Текст] / Н. В. И Т. А. Скалон. – Кемерово: «СКИФ»: ИПП «Кузбасс», 2008. – 128 с.
  3. Большая энциклопедия живой природы[Текст] / И. В. Травина. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. – 200 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему некоторые дети не произносят некоторые звуки (консультация)

Почему некоторые дети не произносят некоторые звуки (консультация для родителей)...

: «В некотором царстве, в некотором государстве».

Итоговое занятиепо математикево второй младшей группетема: «В гостях у Петрушки»составитель: Ануфарьян К.С.          2011 го...

Экологическая сказка "В некотором царстве, в некотором государстве"

Театрализованное развлечение для детей старшей группы...

«В некотором царстве, в некотором государстве»

Конспект по технологии художественно – творческих способностей детей....

Проектпочему хлеб всему голова

Проект «Почему хлеб всему голова» Цель: Сформировать у детей представление о том, как выращивают хлеб, о составных компонентах хлеба, о пользе и составных его ценности в рационе питания, формиров...

Каких насекомых можно встретить осенью? С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пережить зиму и опять встретить солнышко. Сентябрь, пожалу

Каких насекомых можно встретить осенью?С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пере...