«Путешествие по природе родного края»
план-конспект занятия по окружающему миру

Костоломова Надежда Юрьевна

 Конспект образовательной деятельности для детей старшей группы на тему: 

«Путешествие по природе родного края»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od_puteshestvie_po_prirode_rodnogo_kraya.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №29 г.Ельца

        

         Конспект

 образовательной деятельности

для детей старшей группы на тему:

«Путешествие по природе родного края»

Воспитатель: Костоломова Н.Ю.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Программные задачи: обобщить знания детей о растительном и животном мире Липецкой области. Познакомить с заповедником «Галичья Гора», охраняемыми видами растений и животных Липецкой области. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.

Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы.

Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.

Предварительная работа: разучивание стихотворений о родине, рассматривание альбома «Природа Липецкой области», обсуждение ситуаций «Правила поведения в природе».

Оборудование: аудиозапись песни М. Бернесса "С чего начинается родина", дорожка со следами, плакат «Растительный мир Липецкой области», игрушки – животные, презентация «Заповедник Галичья Гора», картинки с изображением правил поведения в природе, кисти,  клей.

Ход  образовательной деятельности:

 Аутотренинг "Мы - друзья природы"

Ребята, закройте глаза и представьте:

Ярко светит солнце,

Дует лёгкий ветерок

Мы вдыхаем его чистый

Свежий воздух.

Нам хорошо и приятно.

Мы хотим жить в мире с природой,

И будем с друзьями защищать всё живое.

А теперь послушайте песню.

(Звучит песня М. Бернесса "С чего начинается родина")

Воспитатель: 

- О чём поётся в этой песне?

- Как вы думаете, что такое Родина?

Воспитатель: Но у  каждого из нас есть малая Родина - место, где мы родились, выросли, ходим в детский сад.  Как называется наша Родина? (Липецкая   область, город Елец)

Да, мы с вами живём в Липецкой области, для нас она родная.

Липецкая область, на карте мира

Ты даже меньше чем кленовый лист.

У нас в сердцах, Липецкий край мой милый.

Ты как цветок прекрасен, юн и чист.

Воспитатель:

Слышишь песенку Ручья?

Дети: Это Родина твоя.

Воспитатель:

Слышишь голос соловья?

Дети: Это Родина твоя.

Воспитатель:

Звон дождей и шум ветвей,

И в саду смородина –

Дети: Это тоже Родина.

(М. Пляцковский)

Воспитатель:  Я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашей Родине, и вспомнить всё, что вы знаете о флоре и фауне нашей области. А, что такое флора и фауна? (ответы детей)

Мы отправляемся в природу, а значит должны быть аккуратны и внимательны. (Дети идут по дорожке "Из следа в след").

А теперь давайте поприветствуем всё живое: (физкультминутка)

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй матушка - Земля,

Здравствуйте мои друзья.

Воспитатель: Путешествие наше начинается с викторины «Растительный мир Липецкой области»

Воспитатель загадывает загадки, дети находят ответ на плакате с растениями.

1. Назовите хвойные деревья нашей местности.

2. Назовите лиственные деревья нашей местности.

3. Весной это дерево стоит нарядное, праздничное, будто все в белой пене. И запах его цветов чувствуется издалека. Жаль только, что из-за цветов люди ломают ветки и сучки этого дерева (черемуха).

4. Это растение чаще всего можно встретить по берегам рек, на сыроватых лугах, по окраинам болот, да в сырых оврагах. Словно стена стоит вдоль реки, лучше ее никто не защитит берега. О каком растении идет речь (Ива)

5. Это растение растет около заборов, по канавам, в мусорных местах, около дорог. Стебель – прямостоячий, покрыт листьями. Листья покрыты короткими волосинками, выделяющее жгучее вещество, если к растению прикоснуться. Майские листья очень богаты витаминами.

(Крапива) .

6.На проталинке в лесу

Первым встретил я весну

Я мороза не боюсь,

Первым из земли пробьюсь. (Подснежник).

7.На зелёном шнурочке

Белые звоночки

Знают даже малыши

То лесные. .. (Ландыши).

8.Как зовут меня, скажи

Часто прячусь я во ржи

Скромный полевой цветок

Синеглазый. .. (Василёк).

 – Молодцы, все загадки отгадали! Хорошо знаете растения, которые произрастают в Липецкой области. Но прежде чем идти дальше, отгадайте ещё одну загадку.

Разбежались по лужайке

Беззаботной лёгкой стайкой

Словно девочки-подростки

Белоствольные. .. (Берёзки).

Воспитатель: Наша белоствольная красавица - берёзка нравится всем. Это дерево - символ нашей Родины.

Ребёнок:

Люблю берёзку русскую

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Динамическая пауза "Берёзка". Дети имитируют покачивание веточек берёзки на ветру.

Дети идут по тропинке к следующей полянке.

Воспитатель подводит их к столу, на котором разложены  игрушки, изображающие животных. Дети рассказывают о некоторых из них (предварительно некоторым детям даются небольшие рассказики о животных). Например: лисица, кукушка, воробей, заяц, и т. д.

Воспитатель: А теперь, ребята, из предложенных животных  выберите тех, которые обитают в Липецкой области.

Внимание детей привлекается к плакату, на котором написано "ТОТ СВОЙ КРАЙ НЕ ЛЮБИТ, КТО ЕГО ПРИРОДУ ГУБИТ".

Вопросы к детям:

- Как вы понимаете эту пословицу?

Воспитатель: Наше путешествие продолжается,  и отправимся мы дальше по заповедным местам  Липецкой области. Дети, а что такое заповедник?

Дети:  Заповедник – это  место,  где оберегаются и сохраняются  редкие и ценные

растения,  животные, уникальные участки природы.

Воспитатель: Правильно, ребята

- Какой самый известный заповедник находится на территории Липецкой области?

Дети: Галичья Гора.

Воспитатель: Галичья Гора - один из самых маленьких заповедников мира, но самый большой в Липецкой области.

Просмотр презентации «Заповедник «Галичья Гора»

Воспитатель:  Ребята!  Природа нашего края красива и многообразна, но она беззащитна перед человеком.

Ребёнок:

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Ребёнок:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок

Если вместе я и ты

Если все сорвут цветы,

То останутся пусты

Все деревья и кусты

И не будет красоты!

Находясь в гостях у природы, необходимо быть добрым и вежливым. Игра «Выбери правильное поведение в лесу». ( Правильно – дети хлопают в ладоши. Неправильно- топают ногами.)

1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

2. В лесу можно играть: листья порвать, венки сплести, букеты огромные собрать. Подумаешь, в лесу и так их много .

3. Наконец-то можно пошуметь, покричать, побегать и главное, никому не мешаешь!

4. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

5. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц, можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

6. Звери всякие важны – звери всякие нужны. Каждый из них делает природе свое полезное дело.

7. Сажать как можно больше деревьев, чтобы мы могли дышать чистым воздухом.

8. В лесу, отдыхая, мусор с травки не убирайте, а там оставляйте.

Воспитатель: Молодцы, ребята, а сейчас я предлагаю вам сделать плакат, который всем расскажет, что можно делать в природе, а чего нельзя. Для этого вам необходимо будет объединиться в две группы. Одна группа выберет из предложенных мной картинок те, которые рассказывают о том, как себя нельзя вести в природе, а вторая группа выберет те картинки, которые говорят о том, как себя можно вести в природе.
На столе лежат картинки, дети делятся на две группы, выбирают картинки.
Воспитатель: А теперь объясните, пожалуйста, свой выбор.
Дети объясняют выбранные картинки.
Воспитатель: Молодцы, а теперь я предлагаю вам выбранные картинки наклеить на плакат. На одной половине плаката наклеены красные фигуры, а на другой зеленые. Как вы думаете, на какие из них мы будем наклеивать те картинки, которые говорят о том, как себя нельзя вести в лесу?
Дети: На красные.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что красный цвет, это цвет опасности. Он говорит о том, что этого делать нельзя.
Дети наклеивают картинки на плакат.
Воспитатель: Молодцы, наш плакат готов. Ребята, а как можно назвать наш плакат?
Дети: Берегите природу, хорошие и плохие поступки.
Воспитатель: Молодцы, давайте подпишем название нашему плакату. А где мы можем повесить наш плакат?
Дети: В группе, возле садика, возле леса.
Воспитатель: Правильно, и благодаря нашему плакату все узнают, как себя нужно вести в природе.

Воспитатель: Наше путешествие в природу Липецкой области подошло к концу. Давайте отдохнём, полежим на солнечной лужайке. (Дети ложатся на ковёр и закрывают глаза).

Релаксация: Представьте себе, что вы лежите на солнечной лужайке, на которой много цветов и бабочек. Выберите себе самую красивую бабочку и проследите за её полётом.

- Дорогие ребята! Понравилось вам наше путешествие? Чем? Что нового вы узнали? (ответы детей) Надеюсь, что вы еще больше будете любить природу родного края, проявлять интерес, оберегать ее.

Дети:

Мы хотим, чтоб птицы пели.

Чтоб вокруг леса шумели.

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы бабочка резвилась

И была на ягодах роса.

Мы хотим, чтоб солнце грело,

И березка зеленела.

И под елкой жил

Смешной, колючий еж,

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала.

Чтобы лил веселый дождь.

Лесная тень, лесная тишь

Полным - полна чудес.

Ты перед сказкой стоишь,

А сказка эта – лес.

Ты эту сказку сохрани,

Люби, жалей и береги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности на тему: "Путешествие из цикла "Природа родного края"

Образовательная деятельность для подготовительной группы компенсирующей направленности (дети с ОНР) (6-7 лет). Задачи коррекционной работы: развивать мелкую моторику рук, зрительно-двигательную коорди...

Конспект занятия "Путешествие в природу родного края"

Программные задачи:1. Познакомить детей с национальным парком «Орловское полесье»,его назначением, показать основные его ценности(богатый животный и растительный мир);2. Формировать ...

Квест игра "Путешествие по природе родного края" на татарском языке

Дети отправляются в путешествие,чтобы спасти Природу и собрать для неё травы для приготовления волшебного напитка.На пути им встречаюся Сова,Лесовичок,Фея цветов.Они дают детям травы.Дети играют ,реша...

Конспект ООД для детей старшей группы «Путешествие по природе родного края»

Цель: формирование у детей основ экологической культуры.Задачи:- формировать представление детей о Красной книге;- познакомить детей с растениями, занесенными в Красную книгу Чувашской Республики;- фо...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию» (ознакомление с природой родного края) на тему «Природа Краснодарского края» для детей старшей группы

Ознакомление с достопримечательностями природного мира Кубани.Познакомить детей с крупной рекой Краснодарского края; конкретизировать знания детей о животном и растительном мире Краснодарского кр...