Формирование экологического воспитания в доу
статья по окружающему миру (старшая группа)

Каравайчик Наталья Юрьевна

Без экологических знаний сегодня жить невозможно, мы нуждаемся в них как в воздухе и воде. В период раннего детства у детей существует большое желание общаться с природой, поэтому экологическое воспитание дошкольников должно стать первым уровнем системы природосберегающего обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_ekologicheskogo_vospitaniya_v_dou.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОУ

Автор: Каравайчик Н.Ю.

Есть твёрдое правило: встал поутру, умылся, привёл

себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету.

Антуан Сент-Экзюпери

Без экологических знаний сегодня жить невозможно, мы нуждаемся в них как в воздухе и воде. В период раннего детства у детей существует большое желание общаться с природой, поэтому экологическое воспитание дошкольников должно стать первым уровнем системы природосберегающего обучения. Это положение отражено в «Программе воспитания и обучения в детском саду», формулирующей две главные задачи:

•        воспитание любви к природе родного края, умения понимать и чувствовать её красоту, бережно относиться к растениям и животным;

•        создание условий для получения воспитанниками элементарных знаний о природе и формирование у них ряда представлений о явлениях живой и неживой природы.

Весь образовательный  процесс простроен в форме игры. Сотрудничество взрослого и ребенка способствует их совместной деятельности, в результате чего происходит эмоциональное и психологическое сближение. Я считаю, что главный талант педагога заключается в способности создать условия, донести важную и значимую информацию о природе и человеке.

В своей работе я использую разнообразные средства ознакомления детей с окружающим миром: экскурсии по территории сада, беседы с воспитателем о живой и неживой природе, рассказы о содержании и уходе за животными и домашними питомцами, чтение художественной литературы о природе и животных, акции, элементарное экспериментирование, дневник наблюдений, тематические игры, рисование, разные виды конструирования, наблюдения, викторины. Таким образом, программы по экологическому воспитанию предусматривают большое разнообразие форм занятий с детьми, начиная с игр и заканчивая серьёзными проектами.

В результате обучающей деятельности начинает формироваться экологическая культура дошкольника, основы нравственности, развитие интеллекта, возрастает способность ощущать красоту природы, развивается эстетическое чувство. Наблюдения за природными явлениями, растениями, животными развивают внимание, способность концентрироваться, память. Уход за растениями помогает воспитать аккуратность и ответственность, отзывчивость и умение сострадать.

В процессе экологического образования в детском саду я уделяю особое внимание исследовательской деятельности детей. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. В этом мне помогает разработка различных проектов, которые могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными. Краткосрочные проекты более удобны для дошкольных учреждениях. Тем не менее и долгосрочные проекты вполне по силам детям дошкольного возраста. Следует обратить внимание на такие темы: «Покормите птиц», «Посадили мы репку», «Огород на подоконнике» и т.п. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

Формируя систему знаний о природе, я помогаю воспитанникам:

- развивать познавательную инициативу (любознательность);

- видеть и понимать связи между явлениями природы, находить родо-видовые и причинно-следственные отношения;

- эмоционально откликаться и оценивать то, что он видит, наблюдает;

- практически осваивать природу, создавая необходимые условия для нормальной жизнедеятельности живых организмов.

Важным условием экологического воспитания детей дошкольного возраста является развивающая среда. Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Началом работы по экологическому воспитанию воспитанников в учреждении дошкольного образования является правильная организация зоны познавательного развития, которая обязательно включает в себя уголок природы. Говоря о специфике методики экологического воспитания дошкольников, следует отметить, что характерной чертой ее является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с природой, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Продуманная организация и оборудование зоны природы должны также обеспечить возможность осуществлять экологическое воспитание детей соответствующими методами. (Многоразовые наблюдения, фиксирования наблюдений, обсуждение увиденного, отображать впечатления в самостоятельной игровой деятельности).

Главным элементом дошкольного природоохранного воспитания является личный пример педагогов и родителей и их способность вызвать у детей интерес и любовь к природе. Поскольку формирование экологического воспитания это непрерывный процесс, то без поддержки родителей полноценное обучение невозможно.

В своей группе я стараюсь привлечь взрослых членов семьи (даже бабушек и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к совместной работе. Считаю, что семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Так например, если нет возможности содержать в саду животных или выращивать цветы, можно учить малыша любви к природе в специально созданных для этого местах.

Зоопарк — хорошее место для длинной воскресной прогулки. Сильнейшие впечатления от знакомства с представителями животного мира могут внушить малышу уважение к природе на всю жизнь.

Выставки собак и кошек. Но будьте готовы к тому, что после каждого посещения малыш будет просить завести питомца.

Эко-фермы, где проводятся познавательные экскурсии для детей и взрослых. Там же можно увидеть, как растут на полях и в садах фрукты и овощи, которые горожане покупают в магазинах.

Выбирая, куда сходить с ребенком, не забывайте про дендрарии, ботанические сады и выставки цветов, комнатных и садовых растений. Очень интересным может стать посещение краеведческого и зоологического музея.

После возвращения с экскурсии предложите ребенку нарисовать то, что он видел и запомнил.

Наша главная задача — сделать так, чтобы ощущение неразрывной связи с окружающим миром, возникшее в раннем детстве, осталось на всю жизнь. В этом случае экологическое воспитание станет фундаментом для формирования экологического мировоззрения, которое считается одной из труднейших задач в педагогике. Экологическое образование дошкольников нужно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Поощрение исследовательского интереса детей развивает их мыслительные способности и стимулирует дальнейшую познавательную активность. У ребят формируется представление о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее. Учатся укреплять свое здоровье в процессе общения с природой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Происходит интенсивное изменение окружаю¬щей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства ...

Роль семьи в формировании экологического воспитания

Этот доклад  поможет родителям обратить внимание на экологическое воспитание своих детей, т. к." ребёнок учится тому, что видит  у себя в дому"....

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ЭКСКУРСИИ В ПРИРОДУ

Данная тема выбрана потому, что походы с детьми в природу или экскурсии – это полезное и интересное педагогическое мероприятие. Подготовка к экскурсии, ожидание сильных впечатлений от выхода в новое м...

Методическая разработка: Формирование основ мировидения для формирования экологического воспитания!

                     Дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и представляет широкие возможности для экологиче...

Мастер – класс для педагогов ДОУ на тему: «Использование экологических игр в формировании экологического воспитания детей дошкольного возраста». «Путешествие по временам года»

Познакомить педагогов с экологическими играми, которые способствуют в развитие экологического  воспитания дошкольников....