Конспект НОД по ознакомлению с социальным миром "Семья" (подготовительная группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Сигаева Алена Александровна

Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени родителей, своего рода и родословной.
Задачи:
- формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;
- вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье;
- воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям, желание заботиться о близких , развивать чувство гордости за свою семью;
- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_semya_podgotovitelnaya.docx19.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с социальным миром по теме «Семья»

(подготовительная группа)

Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени родителей, своего рода и родословной.
Задачи:
- формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;
- вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье;
- воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям, желание заботиться о близких , развивать чувство гордости за свою семью;
- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье.
Материал: ноутбук, альбомы с фотографиями членов семьи, семейное фото, лучики, тучки, кружочки красного и черного цвета, мяч.

Ход НОД:

Организационный момент.
Дорогие дети! Я рада вас приветствовать в нашем дружном кружочке. Мне очень приятно, что у вас хорошее настроение и мне хочется, чтобы хорошее настроение не покидало вас в течение всего дня! Я предлагаю вам взяться за руки, посмотреть ласково друг другу в глаза и передать тепло и доброту чувств, радости от нашей встречи!

Мы скажем небу: «Здравствуй!»
«Пусть утро будет ясным!»
— Природе скажем мы.
Пусть будет мир прекрасным!
И даже в день ненастный
Ему желаем счастья, любви и красоты!
Только глазки мы откроем,
Только личико умоем,
Мамино лицо родное
— С добрым утром, — скажет нам.
— С добрым утром, мама, папа!
— Здравствуйте, в саду ребята,
— Солнце, небо и зверята
— Утра доброго всем вам!

Воспитатель: - Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья.
У меня есть волшебный цветок, на каждом лепестке для вас загадки, которые помогут нам догадаться, о чём мы сегодня будем беседовать.

1 лепесток.
Кто стирает, варит, шьет,
На работе устает,
Просыпается так рано? —
Лишь заботливая... (мама)
2 лепесток.
Кто же трудную работу
Может делать по субботам? —
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш... (папа)
3 лепесток
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша... (бабушка)
4 лепесток
Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии уж много лет
Нестареющий наш... (дед)

5 лепесток
Кто веселый карапузик —
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка —
Это младший мой... (братишка)
6 лепесток
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая... (сестренка)

7 лепесток
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... (семья)

Воспитатель: Дети, вы догадались о чём у нас сегодня пойдёт речь?
Посмотрите пожалуйста на экран и отгадайте ребус.

Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (Семья)

Воспитатель: Дети, а что такое семья? (ответы детей)

Воспитатель: Я прочитаю вам стихотворение, которое называется:

«Семья – большое счастье»

У каждого на свете
Должны быть папа с мамой -
У тех, кто всех послушней,
И непослушных самых.

У каждого на свете
Должны быть братья, сёстры…
Чтоб жизнь была весёлой
И от улыбок пёстрой.

У каждого на свете:
Детишек, птиц, зверья,
Должны быть те, кто дорог -
Родимая семья!

У каждого на свете
Должны быть папа с мамой,
Семья большое счастье -
Подарок самый-самый!
Воспитатель: Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные «семьи» не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей.
Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям. Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас.

Воспитатель: Дети, какие пословицы вы знаете о семье?
Пословицы:
*Коли вся семья вместе ,так и душа на месте.
*Семья в куче – не страшна и туча.
*Семья без детей – что цветок без запаха.
*Полна хата детей, так и счастливо в ней.
*В семье разлад, так и дому не рад.
*Не будет добра, коли в семье вражда.
*Всякая пташка хлопочет – своего гнезда хочет.


Воспитатель: А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.
Поиграем в игру: «Назови родственников» ( игра с мячом.)
Мальчик для папы и мамы кто?
Мальчик для дедушки и бабушки?
Девочка для папы и мамы?
Девочка для дедушки и бабушки?
Папа для дедушки и бабушки?
Мама для дедушки и бабушки?
Мальчик для девочки в семье кто?
Девочка для мальчика в семье кто? (Ответы детей).

Воспитатель: Молодцы, хорошо вы разбираетесь в родственных отношениях.
- А какие же они, родные и дорогие нам люди? Расскажите о своих родственниках, какие они?
Дидактическая игра «Подбери признаки»:
Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.
Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:
Папа - строгий, умный, сильный:
Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:
Дедушка - старый, мудрый, седой:
Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:
Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный:

Физминутка:
Раз, два, три, четыре (хлопки )
Кто живёт у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре, пять
Всех могу пересчитать: (приседаем)
Папа, мама, брат, сестрёнка,
Кошка Мурка, два котёнка,
Мой щегол, сверчок и я,
Вот и вся наша семья.

Дидактическая игра: «Старше младше»: 
Папа старше сына, а сын младше папы.
Внук младше дедушки, а дедушка старше внука.
Дедушка старше сына, а сын младше дедушки.
Мама старше дочки, а дочь младше мамы.
Дочь младше папы, а папа старше дочери.
Бабушка старше мамы, а мама младше бабушки.

Беседа по фотографиям.
Воспитатель берет в руки альбом с фотографиями и читает стихотворение:
Есть в доме любом семейный альбом,
Как в зеркале мы отражаемся в нём.
Пускай не всегда мы красивы,
Зато эти фото – правдивы.
Хранится альбом в нашем доме,
Семейные снимки хранятся в альбоме.

Воспитатель: У каждого из вас есть семейный альбом. И обычно на первой страничке помещают фотографии самых главных членов семьи. Как вы думаете кого? (Бабушки и дедушки.) Затем фотографии мам, пап, детей.
- В каждой семье есть фотографии, на которых запечатлены моменты вашей жизни. У кого то они хранятся вот в таких альбомах, у кого-то в компьютере .

А сейчас поиграем в игру: «Какая ваша семья»:
родная
дружная
счастливая
трудолюбивая
хозяйственная
спортивная
культурная
крепкая
жизнерадостная
гостеприимная
здоровая

- Как вы думаете, что разрушает семью?
ссоры, обиды
непонимание
невнимание
непослушание
лень

ложь
неправильные поступки

Игра: «Радость или огорчение?»
В семье вас любят, заботятся о вас. А ваши поступки могут радовать или огорчать близких вам людей.
У меня два кружка: красный и чёрный. Как вы думаете, какой из них обозначает радость (красный, а какой огорчение (чёрный?)
Сейчас я вам раздам кружочки и мы поиграем: я называю поступок, а вы с помощью кружка показываете, порадует или огорчит этот поступок ваших близких.
• Вы съели на завтрак всю кашу
• Вы подрались с братом
• Разбросали по комнате все игрушки
• Помогли маме вымыть посуду
• Нагрубили бабушке
• Нарисовали и подарили папе красивый рисунок
• Перед сном пожелали всем «спокойной ночи»
• Порвали новую книжку
• Хорошо вели себя в детском саду
Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить ваших близких. И надеюсь, что впредь вы будете совершать только хорошие поступки.

Заключение: 
Дети, что нового вы сегодня узнали? Трудные были задания? Что вам понравилось больше всего?

Я очень рада, что у каждого из вас есть родной дом, где вас любят, ждут, заботятся, приходят на помощь. Вы должны тоже ценить близких, стараться никогда не огорчать, а помогать им.
Я желаю вам, чтобы в вашей семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Предлагаю каждому из вас нарисовать свою семью, а вечером подарить рисунок своим близким.