Конспект занятия по ФЦКМ " Масленица"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

светлана никитична шкляева

Конспект занятия по ФЦКМ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_ftskm.docx666.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  ФЦКМ

в средней группе «Масленица»

Цель: Формировать  представление детей о традициях празднования русским народом Масленицы, дать представление о значении каждого дня Масленицы

Задачи: Познакомиться с традициями праздника   широкой Масленицы, дать представление о значении каждого дня Масленицы,  развивать умение договариваться и сотрудничать       в ходе совместной деятельности, развивать речь, воспитывать интерес и уважение к традициям и праздникам русского народа

Предварительная работа: Разучивание песни «Мы давно блинов не ели»

И игры «Гори, гори ясно», рассматривание книг с иллюстрациями русских народных гуляний

Материал: Аудиозаписи русских народных мелодий, фонограмма песни  «Мы давно блинов не ели», колокольчик, платок для завязывания глаз

Ход занятия:

Воспитатель: Рано мой петушок встал и всем о весне прокричал? А я думаю не рано. Зима-царица ещё правит в наших краях, уступит ли она место весне –красне. Как вы думаете? (Ответы детей)

Воспитатель: Конечно, ребята, ступит. Всему приходит своё время, сколько зиме не лютовать, всё равно придет весенняя пора. Давайте с вами весну поакукаем, позовём. А я вас научу как. (Дети хором повторяют за воспитателем)

Ау, ау, аукаем, весну приаукаем!

Приходи, весна, приходи, красна!

Давай, солнышко -колоколнышко,

Приноси урожай в наш любимый край!

Ау, ау, аукаем, весну приаукаем!

Воспитатель: чтобы не гневалась зима, по-хорошему ушла и в срок положенный, русский народ устраивал ей весёлые пышные проводы - Масленицу. Масленица-это праздник встречи весны и солнца.  

Название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе мясо уже не ели готовились к посту, тому времени, когда не едят мясной и молочной пищи, а молочные продукты и масло ещё можно было кушать. Масленица от слова масло. К празднику пекут блины. Они напоминают солнышки: такие же горячие, румяные и круглые. На улице устраивают гулянья.

Длится праздник всю неделю. Все люди ждут Масленицу с большим нетерпением. Каждый день особенный. А какой вы сейчас сами мне отгадаете.

                              Дидактическая игра «Подскажи словечко»

Воспитатель:

1.Веселись и радуйся

Утро, день и вечер!

Наступает первый день-

Понедельник - (встреча)

В этот день делают куклу-чучело (показ иллюстрации) и строят снежные горки.

И, конечно же, начинают печь блины.

Воспитатель: Сейчас поиграем в народную игру «Перезвон» В эту игру с давних времен играли на Масленицу. Играющие встают в круг. Считалкой выбирается водящий.

Едет Масленица дорогая,

Наша гостьюшка годовая,

Да на саночках расписных,

Да на кониках вороных.

Живёт масленица семь деньков,

Оставайся семь годков.

В середину круга выходят двое: один с колокольчиком, другому завязывают глаза.

Все в круге поют:

Дили-динь, Дили-дон!

Ах, откуда этот звон?

Били-бим, били-бом!

Мы его сейчас найдем.

Участник с завязанными глазами должен по звуку колокольчика найти и поймать участника с бубенцом. После того, как

участник с колокольчиком пойман, он становится «жмуркой» и ему завязывают глаза, а предыдущий «жмурка» становится обычным участником игры.

Воспитатель:

2.У меня ещё вопрос…..

Понедельник пролетел,

Вот и вторник зашумел.

Звучит веселый наигрыш

А вторник у нас (заигрыш)

Воспитатель: В этот день строят ледяные и снежные крепости для игр. Начинаются веселые игры.

Давайте и мы с вами сейчас поиграем

                          П/ига: «Гори, гори ясно»

Играющие выстраиваются парами друг за другом - в колонну. Игроки берутся за руки, поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «Под воротами» и становится впереди. За ней идет следующая пара. «Горящий встает впереди шагов на 5-6 от первой пары, спиной к ним. Все участники приговаривают:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят.

Колокольчики звенят:

-Дин -дон, дин -дон.

Выбегай скорее вон.

По окончании песенки двое играющих, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:

«Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь»

«Горящий старается догнать бегущих. Если игрокам удаётся взять друг друга за руки прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т.е «горит». Если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встанет с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.

 

Воспитатель:

3.Разгулялись,господа,

А на дворе уже среда.

Сладкая маковка

Под названьем (лакомка)

В этот день приходят гости на блины

                        Пальчиковая гимнастика:

Мама нам печёт блины.

Очень вкусные они.

Встали мы сегодня рано

И едим их со сметаной

(попеременно касаться стола ладонью и тыльной стороной ладони)

Стала Маша гостей собирать (хлопать в ладоши)

И Иван приди (загибать поочередно пальчики левой и правой руки, начиная с большого)

И Стас приди,

Да и Костя приди,

Да и Максим приди.

А Женечка,

Ну, пожалуйста (указательным пальцем левой руки поглаживаем мизинец правой руки)

Стала Маша гостей угощать(хлопать в ладоши)

И Ивану блин (загибаем поочередно пальчики левой руки, начиная с большого)

И Стасу блин,

Да и Кости блин,

Да и Максиму блин,

А Женечки -мятный пряничек (большим пальцем правой руки покачиваем мизинец левой руки)

Стала маша гостей провожать(хлопать в ладоши)

Прощай, Иван (поочереди машем пальчиками обеих рук, начиная с больших)

Прощай Стас,

Прощай Костя,

Прощай, Максим,

Прощай, Женечка!

Воспитатель:

4.Он и чистый, и широкий

То четверг уж на пороге

В этот день ты не зевай,

Он зовётся (разгуляй)

Самый весёлый день. Возят чучело на колесе, катаются, поют песни

Рассматривание картины «Масленица- проводы зимы»

C:\Users\Dmitry\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\P1110965.jpg

Воспитатель: Посмотрите на картину. Это артисты. Они выступают перед зрителями (покажите зрителей). Артисты одеты в красивые костюмы. Посмотрите, какие музыкальные инструменты изображены на картинке. У молодого парня в руках гармошка (покажите гармошку). Эта девушка играет на балалайке. А другая бьет в бубен. Найдите бубен и балалайку (показывают). Кто на картинке танцует? (Дети-маленькие артисты) посмотрите, какие у них красивые костюмы.(описывают костюмы)Чей костюм вам больше понравился?(дети отвечают). Девочки машут платочками и кружатся в танце. Посмотрите, как мальчик топает ножкой. Как вы думаете, зрителям на этом празднике весело. А как вы догадались (зрители улыбаются)

Давайте с вами тоже поиграем и потанцуем как артисты на картинке.

Игра с бубном " Ты катись веселый бубен"

Дети передают в кругу бубен со словами: 

Ты катись, веселый бубен. 

Быстро - быстро по рукам. 

У кого остался бубен,

Тот сейчас станцует нам

Воспитатель: Давайте ещё посмотрим на картинку.

Вот соломенное чучело зимы. Это чучело называется «Масленица». На него надели сарафан и украсили лентами. Покажите чучело, сарафан, ленты. Какого цвета ленты у чучела? (розовые, голубые, оранжевые, зеленые).

Дети выходят по одному и составляют рассказ по картине.

Воспитатель:

5.Вот и пятница пришла

Гостей в дом привела

Есть блины, кататься с горки

Это тёщины (вечёрки)

Воспитатель: Тёща - мать жены или по-другому мама вашей мамы

Папа бабушку вечером к себе приглашает, блинами угощает.

Масленичные блины-просто объеденье!

Со сметаной и икрой, с маслом и вареньем.

Почитает весь народ Масленицу нашу.

Веселее не найдешь праздника и краше!

Словесная  дидактическая игра «Какие бывают блины»

Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами. Слушайте внимательно, отвечайте старательно:

На тарелке он один - называем просто….(блин)

Много испекли их мы - тогда назовём…..(блины)

Испекли для дочек - назовём……(блиночек)

Будет кушать их сынок - назовём тогда…..(блинок)

Огромный, как домище - назовём…..(блинище)


Дети поют песню «Мы давно блинов не ели»

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели,

Ой, блины. Блины , блины,

Вы блиночки мои.

Наша старшая сестрица

Печь блины- то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Напекла она поесть,

Сотен пять, наверно, есть.

Ой ,блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

На поднос она кладет

И сама к столу несет.

Ой, блины, блины, блины.

Вы блиночки мои!

Гости, будьте все здоровы,

Вот блины мои готовы

Ой, блины, блины, блины

Вы блиночки мои

Воспитатель:

6.А теперь пришла суббота,

Сидеть девчатам неохота,

И резвятся, словно белки,

Это – золовкины посиделки. Золовка - это сестра мужа, или по-другому, сестра папы

В этот день ходят друг к другу в гости. Дарят подарки, сжигают чучело масленицы и окончательно прощаются с зимой.

Воспитатель:

7.День последний подошёл,

Великий пост с собой привел.

В последний день едим блины печёные

А зовётся воскресение (прощенное)

Прощенным называют потому, что в этот день все друг и друга прощения просят за то, что совершили ошибки, за всё то, что могло обидеть человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЦКМ для детей подготовительной к школе группы

Занятие по экологическому воспитанию, направленное на формирование у детей представлений о состоянии деревьев зимой. Закрепление знаний о плодах и семенах некоторых деревьев. Уточнение и закрепление з...

Конспект занятия по ФЦКМ во 2 младшей группе "Целебная сила ягод"

Знакомство детей 2 младшей группы с целебными свойствами ягод, полезными для здоровья....

Конспект занятия по ФЦКМ в средней группе "Искатели сокровищ"

Развитие познавательных способностей посредством поисковой деятельности....

Конспект занятия по ФЦКМ с элементами экспериментирования «Волшебный воздух»

Я считаю, что в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско-творческое отношение к миру. Широкие возможности для развития исследоват...

Конспект занятия по ФЦКМ у детей старшего дошкольного возраста "Откуда хлеб пришел?"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымский район»(МДОУ «Детский сад «Ладушки» п. Пангоды»)    Конспект занятия в подготовительно...

Конспект занятия по ФЦКМ во 2 младшей группе "Космическое путешествие".

"Космическое путешествие" с детьми младшего возраста....

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе "Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья".

ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.Цели: - дать детям  представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода...