Консультация для воспитателей «Как познакомить дошкольников с явлениями неживой природы»
консультация по окружающему миру

Жукова Светлана Владимировна

знакомство дошкольников с объектами неживой природы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_konsultatsiya.docx29.06 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Как познакомит дошкольников с явлениями неживой природы»

подготовила: Жукова С.В.

Дошкольное воспитание – начальное звено системы непрерывного экологического образования. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, позитивное отношение к природе, себе и окружающим людям, ребенок начинает осознавать свое место в природе.

В 90-е годы XX века России было создано значительное количество программ экологического образования дошкольников. Среди них стоит отметить такие программы, как «Семицветик» В. И. и С. Г. Ашиковых, «Наш дом – природа» Н А. Рыжовой, «Юный эколог» С. Николаевой, «Мы земляне» А. Вересова и др.

Ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе экологического воспитания, поскольку предмет ознакомления постоянно присутствует в ближайшем окружении дошкольника, оказывает своё влияние и непрерывно воздействует на развитие ребёнка.

Что мы понимаем под «неживой природой»«физическими явлениями»?

Природой обозначают все явления и предметы, которые нас окружают, кроме сделанного человеком. Природа делится на живую (растения, животные, насекомые, грибы, человек, бактерии, вирусы) и неживую (Солнце, Луна, воздух, горы, почва, радуга, вода, небо, камни, планеты и галактики и т. д.).

Если внимательно посмотреть на наш мир, то можно обнаружить, что нас повсюду окружают тела неживой природы. Само понятие «неживая природа» настолько обширно, что одна конкретная наука не в состоянии изучить все её элементы, поэтому этим занимается химия, физика, геология, астрономия и др. дисциплины. При этом чёткого определения для такого простого понятия до сих пор не существует. В состав неживой природы учеными включены элементарные частицы; атомы; химические элементы; небесные тела, звезды; галактика; Вселенная [12].

Неживая природа – это то, с чем человек сталкивается с самого первого момента своей жизни и непроизвольно познает ее. С самого рождения дети днем видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. У человека связь с неживой природой еще сильнее, чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода, но не любая, а только чистая. Человечество научилось использовать природные ресурсы: добывать уголь, нефть, руду, использовать глину и песок в строительстве, изготовлении предметов быта.

Таким образом, все явления и объекты неживой природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы экологического воспитания.

Для успешного формирования знаний о физических явлениях, предлагаю некоторые методические рекомендации :

  • Воспитателю необходимо в начале учебного года разработать перспективный план по ознакомлению старших дошкольников с неживой природой.
  • Педагог должен не только объяснить и проконтролировать выполнение действий ребенка на занятии или при выполнении различных заданий, но и оказать ему помощь в ходе выполнения какой-либо работы.
  • Воспитателям и родителям важно пробуждать у детей интерес и желание к активной практической деятельности на природе (уборка снега, вскапывание земли и др.).
  • Воспитателям и родителям рекомендуется проводить экскурсии с детьми в природу, организовывать наблюдение и элементарные опыты с объектами неживой природы в разное время года.
  • Взрослые обязательно должны выслушать впечатления детей об увиденном и услышанном на занятии, на экскурсии или прогулке.
  • Во время прогулок, экскурсий на природу воспитатель может организовать сбор природного материала (камушки, песок, др., который способствует активному восприятию детьми формы, цвета.
  • Воспитателям важно проводить занятия по сенсорному воспитанию детей в первой половине дня. Для того, чтобы дети не уставали и не утомлялись от однообразия, не следует затягивать время занятий.
  • Воспитатель должен знать хорошо психологические особенности развития ребёнка на разных возрастных этапах. Это позволит воспитателю серьёзно и вдумчиво отобрать наиболее эффективные методы и приёмы, создать необходимые педагогические условия, а также правильно организовать работу для ознакомления с физическими явлениями и развития наблюдения.

Так, ознакомление с объектами и явлениями неживой природы начинается на 2 году жизни. При формировании культурно-гигиенических навыков воспитатель учит детей называть воду и её признаки: вода бывает тёплая, холодная, льётся, течёт. На прогулке называет другие явления неживой природы,предлагает детям назвать их: песок, камни, идёт дождь. На 3-ем году жизни дети уже в состоянии самостоятельно называть признаки объектов в непосредственном контакте с ними. Взрослый предлагает детям называть признаки воды при мытье рук, на прогулке называть явления: дождь идёт, солнце светит. На занятиях по развитию речи при рассматривании иллюстраций закрепляются все названия и явления неживой природы.

В группе 4-го года жизни программа с явлениями неживой природы усложняется. Детям даются знания о том, что одни и те же предметы имеют разные признаки, т. е. это то, чем предметы отличаются один от другого. А чтобы об этом узнать, их нужно сравнить. Детей необходимо учить выделять признаки и находить одинаковые для однородной группы предметов. Рассматривая песок и камни, воспитатель обращает внимание на то, что они разные по форме и цвету, но вместе с тем, песок и камни имеют одинаковые признаки (твёрдые, колются, если сравнивать их с водой (течёт, льётся, её нельзя взять в руки или положить на стол). Песок и камни, глину и землю можно взять в руки, положить на стол. Итак, воспитатель подводит детей к простому умозаключению: вода жидкая, её нужно наливать в посуду, а глина, песок, земля – твёрдые. Знания о твёрдых и жидких предметах уточняются в повседневной жизни.

В средней группе дети знакомятся с признаками воздуха. Он есть везде. Воздух бывает тёплый, холодный. Для закрепления этих признаков нужно провести ряд опытов: помахать книжкой, подуть на бумагу. При ознакомлении с неживой природой, необходимо учить детей не только правильно называть предмет, но и их признаки (дождь идёт, льёт, капает). Когда дождик начинается, воспитатель обращает внимание на то, как падают первые капельки. Они бьют по крыше, падают на землю, а когда дождь усиливается, капельки дождя сливаются в тоненькие струйки, струйки соединяются в ручейки, а ручейки образуют лужи. В холодное время года дети должны знать, когда холодно – падает снег. Зимой солнечного тепла мало. При ознакомлении с явлениями неживой природы, детей младшего дошкольного возраста обращают внимание только на простейшие признаки этих явлений. Дети должны знать их и называть.

В старших группах необходимо постоянно учить устанавливать причинно следственные связи, не соприкасаясь непосредственно с предметами и явлениями не живой природы. Причинно следственные связи они могут устанавливать лишь тогда, когда одно явление непосредственно связанно с другим. В играх с песком, землёй, водой учат устанавливать простейшие связи. Вода чистая, прозрачная, помыли игрушки после песка, вода становится мутной. Или из сухого песка нельзя лепить, он рассыпается, если помочить его водой, он становится сырой и тогда из него можно лепить. Дошкольникам можно самостоятельно устанавливать связи между другими предметами - глиной, землёй, водой.

Так можно обратить их внимание на признаки воды в лужах, песка в песочницах, земли в цветнике. Воспитатель учит видеть и подмечать изменения с предметами и правильно устанавливать причинно – следственные связи. Почему вода в лужах мутная? Песок был сухой, а стал сырой. Почему?

Умение обращать внимание не только на видимые и ощущаемые связи и отношения, но и на скрытые от непосредственного восприятия причины станет основой для формирования у детей полноценных физических знаний при дальнейшем обучении в школе. Существенно важно, что ребенок начнет подходить к пониманию явлений с правильных научных позиций. При этом будут формироваться пусть неполные, но достоверные представления о явлениях и принципах их протекания.

  О чем нужно подумать, прежде чем начать знакомить с физическими явлениями:

  • Для начала нужно подготовить место для опытов, отвечающее всем требованиям техники безопасности. Ведь во время знакомства со свойствами льда и огня неосторожные движения ребенка и взрослого могут привести к пожару или повреждению электроприборов, которое часто случается при попадании воды внутрь устройства.
  • Имейте в виду, что после того, как взрослый закончит демонстрацию того или иного опыта, у ребенка естественным образом появится желание сделать то же самое самостоятельно. Поэтому во время самой демонстрации обращайте внимание малыша на запах, цвет, форму и другие аспекты.
  • Позволяйте детям помогать Вам в процессе подготовки реактивов, дайте им почувствовать то, что законы физики и химии понятны и просты, и даже «маленький Эйнштейн» может влиять на мир, используя знания во благо.
  • Чтобы у ребенка возникла заинтересованность при проведении опыта, старайтесь не выкладывать все сразу, а создайте атмосферу таинственности. Такой подход поможет привлечь внимание детей и вызовет главный вопрос, который задают все ученые: «Почему это происходит?».
  • Продумайте не только процесс демонстрации физического опыта, но и то, как Вы будете объяснить причину явления природы, при этом учитывайте возрастные особенности когнитивного развития данного возраста. Для дошкольника достаточно краткого и ясного ответа, который упростит понимание продемонстрированного явления.
  • Самое важное, что хочет узнать ребенок во время опыта, это причина, вызывающая то или иное изменение, происходящее с предметами при определенных условиях. Поэтому продумайте все «Потому» для того, чтобы удовлетворить потребность маленького почемучки.

Вот некоторые физические опыты для детей:

«Волшебная игла»

«Посмотри, у меня есть две иголки: одна простая, а другая - волшебная. Простая иголка может легко утонуть в этой чашке с водой, а вот волшебная - будет держаться на поверхности. Не веришь? Давайте проверим!

Берем небольшой кусочек тонкой бумаги и аккуратно выкладываем его на поверхность воды в нашей чашке. Возьмем иглу, посмотри, она должна быть совершенно сухой, чтобы с ней произошло это «волшебство». Аккуратно пинцетом кладем иголку на листочек бумаги и обнаруживаем, что она не тонет!

Конечно, ты скажешь, что секрет - в бумаге. Отчасти ты прав, бумага поддерживает иглу, как плот, и не дает ей утонуть. Но все на так просто, и чудеса продолжаются.

Берем наш пинцет и аккуратно погружаем в воду сначала края бумажного листка, затем и весь клочок. Посмотри, бумага утонула, а игла продолжает держаться на воде. Я же говорил тебе, что наша иголочка - необычная».

Объяснение «секрета» опыта: Игла сделана из стали, и поэтому должна тонуть в воде, как и другие предметы из металла. В нашем опыте иголка не тонет, потому что ее поддерживает сила поверхностного натяжения воды, которая помогает даже некоторым насекомым скользить по воде, таким как клопы-водомерки.

«Приключение ледяного кубика»

«Посмотри на этот кубик льда. Он образовался в морозильной камере из обычной воды, которую мы налили в специальный контейнер. А ты знаешь, что ледяной кубик может плавать по поверхности воды и даже умеет нырять. Давай посмотрим, как это у него получается.

Берем стеклянный стакан, наполняем его до половины чистой водой и опускаем льдинку. Видишь, она не тонет! А теперь мы сделаем так, что ледяной кусочек погрузится поглубже. Наливаем две столовые ложки растительного масла в стакан с водой, и что получается? Ледяной «пловец» не хочет всплывать! В чем же секрет волшебства? Ну-ка догадайся!»

Объяснение опыта: Причина кроется в том, что все вещества: лед, вода и масло - состоят из маленьких частичек, но у разных веществ эти частицы находятся на неодинаковом расстоянии. Чем ближе и плотнее они друг к другу, тем выше плотность вещества. У кубика льда плотность больше, чем у масла, но меньше, чем у воды, поэтому он и утонул в жирном масле, но всплыл на поверхности воды.

«Как растения поднимают воду вверх, к самым лепесткам?»

«Зачем ты поливаешь цветок прямо на лепестки, ведь он пьет воду только из земли. Видишь, в горшке видны маленькие корни - это такие трубочки, по которым вода идет вверх. Да, да! Вода не только может литься вниз, но и подниматься вверх. Давай проведем опыт, и ты поймешь, как все происходит.

Нам нужна плотная салфетка. Отрежь от нее не узкую полоску, примерно 3 см шириной. Теперь нарисуем на полоске деления, чтобы она стала похожа на линейку. Готово!

А теперь берем чашку с водой, капнем немного акварели и опустим в нее нижний конец полосы из салфетки. А второй кончик придерживаем рукой или закрепляем с помощью прищепки.

Будь внимателен, видишь, цветная вода стала подниматься вверх, и наша полоска из белой медленно превращается в цветную. Вот такие чудеса!»

Объяснение опыта с водой: салфетка, как и трубочки в корнях растений, содержат небольшие пустоты. В них и затекает вода, заполняя полости одну за другой. Благодаря такой пористой структуре обычная салфетка или капилляры корней помогают воде быстро подниматься вверх».

«Почему комар пищит, а шмель жужжит»

Задача: выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука).

Материалы: пластмассовые расчески с разной частотой и размером зубьев, иллюстрации комара и шмеля.

Детям предлагается провести пластмассовой пластиной по зубьям разных расчесок, определить, одинаковый ли звук, и от чего зависит частота звука. Дети обращают внимание на частоту зубьев и размер расчесок. Выясняют, что у расчесок с крупными редкими зубьями звук низкий, грубый, громкий; у расчесок с частыми мелкими зубьями - звук тонкий, высокий.

Дети рассматривают иллюстрации комара и шмеля, определяют их величину. Затем имитируют звуки, издаваемые ими:

у комара звук тонкий, высокий, он звучит, как “з-з-з”;

у шмеля - низкий, грубый, звучит как “ж-ж-ж".

Дети рассказывают, что комар маленькими крыльями машет очень быстро, часто, поэтому звук получается высокий; шмель машет крыльями медленно, летит тяжело, поэтому звук получается низкий.

«Инерция»

Предметы не виноваты, что они ленивые и упрямые. И чтобы их не обижать, физики вместо слов «лень» и «упрямство» говорят «инерция». Инерция есть у всех предметов.

Ехал Леня на роликовых коньках по тротуару, разогнался, а на тротуаре маленькая ямка была. Коньки остановились, а сам Леня вперед по инерции едет, да не едет, а прямо летит, руки вперед выставил, чтобы носом об асфальт не удариться. Встал Леня, а на лбу шишка. И все из-за инерции!

Наверное, и ты встречался с инерцией. Вспомни, бежишь и вдруг ноги за что-нибудь запнулись, остановились, а ты вперед летишь по инерции, пока не упадешь на землю. Бывает и наоборот, стоит автобус на месте, а потом резко трогается. Автобус уже поехал, а пассажиры еще сидят неподвижно, и от этого все откидываются назад.

У меня на столе лежит открытка, на открытке – монета, если я потяну за открытку, что произойдет с монетой? Как ты думаешь? А ты?

 Выдернуть открытку.

 - Почему монета не упала? (Монета лежала неподвижно, поэтому по инерции старалась сохранить свою неподвижность)

Нужно обратить внимание ребенка на то, что инерция — это неотъемлемое свойство предметов, что нет предметов, которые не обладали бы инерцией.

Очень важно, что инерция проявляется не только в момент, когда движущиеся тела останавливаются, но и в момент, когда покоящееся тело начинает двигаться. Вообще всякое изменение скорости тела или направления его движения приводит к тому, что проявляется инерция.

Литература:

1. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет / Т. М. Бондаренко.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2009. – 190 с.

2. Вербин, С. Как повысить эффективность умственной деятельности / С. Вербин // Воспитание школьников. - 2004. - N: 5. - С. 45-49.

3.Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 112 с.

4. Дошкольная педагогика / под ред. В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. - М.: Просвещение, 1986. - 415 с.

5. Еник, О. А. Современный подход к вопросу о формирование естественнонаучных знаний у дошкольников при изучении неживой природы / О. А. Еник // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 581-583.

6. Зенина, Т. Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами / Зенина. – М.: Педагогическое общество России, 2006г. – 142 с.

7. Иванова, А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ. - 2004. - N 4. - с. 84 - 92.

8. Казаручик, Г. Н. Развитие экологических представлений у дошкольников / Г. Н. Казарчук // Дошкольная педагогика. - 2009. - №1. - с. 33-37.

9. Никандров, Н. Н.Малышам о природе: Мир физики и техники : пособие для детского сада и начальной школы / Н. Н. Никандров.- Чебоксары : Чувашкнигоиздат, 1993. - 128 с.

10. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 208 с.

11. Дыбина О.В.,  Поддъяков Н.Н.,Рахманова Н.П., Щетинина В.В «Ребенок в мире поиска». Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста.2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.

12.Большая книга экспериментов для дошкольников/ под ред. Мейяни А. ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС»2006.

13. В. Сикорука «Физика для малышей» М.: Педагогика, 1979.

14. Источник: https://doshvozrast.ru/roditeli/roditeli18.htm