НОД: "Путешествие в Африку" для детей 5 - 7 лет
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Макарова Татьяна Михайловна

            Чтобы дети воспринимали жизнь в саду как единый праздник, нам взрослым: родителям и педагогам необходимо организовать пребывание в детском саду с максимальной пользой для ребят. Всем известно, что детей 5 - 7 лет называют " почемучками". Познавательная активность очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Поэтому в детском саду, мы, педагоги, организуем для детей интересные, развивающие занятия - пушествия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_puteshestvie_v_afriku.docx22.93 КБ

Предварительный просмотр:

НОД: " Путешествие в Африку" для детей 5 – 7 лет

Подготовила: Макарова Т. М.

Цель.

Развитие интегративных качеств воспитанников в процессе познавательной деятельности.

Задачи.

Воспитательные:

- воспитывать общую культуру поведения, бережное отношение к окружающему миру;

- формировать гендерную и гражданскую принадлежность, патриотические чувства;

- закреплять навыки самостоятельного выбора действий;

- воспитывать уважение к людям другой национальности;

- воспитывать дружеские отношения к своим сверстникам, умение говорить друг другу добрые слова.

Развивающие:

- развивать интерес к совместной деятельности со сверстниками;

- развивать все компоненты устной и связной речи;

- активизировать коммуникативные навыки связной речи в логическом изложении ситуации;

- формировать познавательный интерес в опытно - исследовательской деятельности;

- развивать наблюдательность, воображение, умение сопоставлять, делать выводы;

- развивать художественно - творческие способности, поэтический и музыкальный слух.

Образовательные:

- формировать предпосылки учебной деятельности;

- формировать целостную картину мира, расширять кругозор;

- формировать представления о планете Земля как об общем доме, учить отмечать на карте континенты, океаны, моря; расширять представления о " малой" и " большой" Родине, ее природе и ценностях;

- формировать знания о свойствах песка: бывает сухой и мокрый, сухой - движется, не растворяется, как сахар;

- формировать математические представления;

- формировать умение различать буквы, читать слова;

- упражнять в назывании экзотических фруктов.

Работа над словарем.

Бамбо, всласть, Африка, континент, водопад, Замбези, Нил, Египет, Атлантический океан, Индийский океан, Средиземное море, пирамиды, гробница, фараоны, вельможи, Сахара, оазис, тропики, саванна, рептилии, барханы, негритята.

Приемы руководства деятельностью детей.

1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей.

Сообщение о поездке, чтение письма, комментирование, чтение стихотворения.

2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД.

Вопросы к детям, создание развивающей среды, предложение рассказать, создание проблемных ситуаций, обследование, анализ и выводы.

3. Прием организации практической деятельности детей.

Комментирование, фотографирование, исследование, анализ, выводы, определение и демонстрация способов исследования.

4. Приемы поддержания интереса у детей.

Частая смена деятельности, необычная форма проведения НОД, музыкальная физминутка, различные игры, разная по характеру музыка.

5. Приемы оценки и самооценки.

Поощрение, совместное с педагогом и детьми определение правильности выполнения заданий и опытов, взаимопомощь детей.

Создание среды для организации и проведения НОД.

Физическая карта мира, карточки - модели ( с изображениями - пирамида, солнце, туча, кактус, оазис, река, флаг Африки, о + 5), рюкзаки, сок, матрешки, панамки, фотоаппараты, флаг России, макет корабля, карточки - билеты ( по количеству детей), штурвал, флажки, бинокль, стульчики, табличка с названием корабля " Дружба", ширма - на ней нарисованы кактусы, табличка с названием материка, животные - игрушки мягкие, нарисованные, муляжи экзотических фруктов, по 2 стакана на каждого ребенка, песок, ложки, тарелочки, трубочки, свечка, куб, бусы, магнитофон, диски с песнями и музыкой, поднос, костюмы для негров, компас, бескозырка, двойной скотч, указка, касса, настоящие фрукты: киви, апельсины, мандарины, ананас и т. д.

Виды детской деятельности.

Игровая.

Коммуникативная.

Трудовая.

Познавательно - исследовательская.

Продуктивная.

Двигательная.

Чтение художественной литературы.

Музыкально - танцевальная.

Планируемые результаты.

Личностные:

- умение детей действовать самостоятельно;

- проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;

- воспитание нравственных качеств.

Интеллектуальные:

- сформированность представлений об окружающем мире;

- сформированность представлений о материке - Африка;

- сформированность математических представлений - умение решать интеллектуальные задачи;

- сформированность представлений о свойствах песка;

- формирование универсальных предпосылок к учебной деятельности;

- расширение и активизация словарного запаса.

Физические:

- сформированность общей культуры поведения и потребности в ЗОЖ.

Критерии оценки деятельности детей в НОД.

1. Активность участия в познавательно - исследовательской деятельности.

2. Самостоятельность в выполнении поставленных задач.

3. Взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

4. Сопереживание.

5. Эмоциональность.

6. Проявление волевых усилий.

7. Умение дать оценку своим действиям, аргументировать оценку деятельности сверстников.

                                               План НОД.

1. Вводная часть.

Сюрпризный момент - показ письма.                                                                                        5 мин.

Чтение стихотворения о чернокожем мальчике Бамбо.

Чтение письма - приглашения в гости.

Беседа о зиме и предстоящем празднике.

Приглашение в путешествие.

2. Основная часть.

Рассказы детей об Африке с использованием карточек - моделей.                                       27 мин.

Решение проблемных ситуаций: " Что взять с собой в путешествие?"; " На чем добраться?".

Раздача билетов.

Сборы в путешествие.

" Путешествие на пароходе", пение песни.

Чтение названия материка.

" Путешествие по материку" - фотографирование.

Игра " Угадай дерево по плодам".

Выполнение заданий, написанных на фруктах.

Опытно - исследовательская деятельность:

Опыт № 1.

Опыт № 2.

Выводы о свойствах песка.

Музыкальная физ. минутка.

Коммуникативная игра " Скажем добрые слова".

Танец негритят.

Украшение привезенной елки.

Совместный танец " Дружба".

Обмен подарками.

Заключительная часть.

Возвращение на пароходе.                                                                                                          3 мин.

Беседа о прошедшем путешествии.

Оценка деятельности и самооценка.

Длительность НОД: 35 минут                                                                                                              

 

 Части НОД

                                         

                                        Содержание

Вводная часть.

Сюрпризный момент - показ письма.

Чтение стихотворения

о чернокожем мальчике.

Чтение письма - приглашения в гости.

Беседа о зиме и предстоящем празднике.

                                                                     

- Посмотрите, ребята, что у меня в руках? Правильно, это письмо. Оно от мальчика Бамбо, который живет в Африке.

                           Наш ровесник Бамбо

                           В Африке живет.

                           Чернокожий Бамбо

                           С солнышком встает.

                           Вот бы нам бы к Бамбо

                           На денек попасть

                           Вот бы нам бы с Бамбо

                           Наиграться всласть.

- Кто хочет прочитать, что нам пишет Бамбо?

               

                           Чтение письма.

- Он нас приглашает в гости.

- А, вы хотите поехать к африканскому мальчику Бамбо? (ответы детей).

- Африка - это удивительная страна. Там всегда лето и не бывает ни зимы, ни весны, ни осени. Скажите, а у нас сейчас какое время года? (ответы детей). А вам нравится это время года? Чем нравится? А какой праздник наступит очень - очень скоро?

(ответы детей). А вы знаете в Африке нет снега и елки у них не растут, нет такого веселого праздника и подарки они новогодние не получают. Как же нам можно исправить это положение? (ответы детей). А правда, давайте возьмем елочку, игрушки и поделимся с африканскими жителями своей радостью. Они, наверно, будут очень рады такому подарку.

             

Основная часть.

Рассказы детей об Африке с использованием карточек - моделей

Решение проблемных ситуаций.

Раздача билетов.

Сборы в путешествие.

Путешествие на пароходе.

Чтение названия материка.

" Путешествие по Африке" - фотографирование

Игра " Угадай дерево по плодам"

Выполнение заданий, написанных на фруктах.

Опытно - исследовательская деятельность:

Опыт № 1.

Опыт № 2.

Выводы о свойствах песка.

Музыкальная физ. минутка.

Коммуникативная игра: " Скажем добрые слова".

Танец негритят.

Украшение елки.

Совместный танец " Дружба" вокруг елки.

Обмен подарками.

 

- Хорошо, тогда мы с вами сегодня отправимся в Африку. Только прежде, чем попасть в другую страну, необходимо изучить климат, выяснить какие жители там живут, какие животные там обитают и какие растения там растут.

           

            Рассказы детей об Африке.

 

1. Африка - самый жаркий из всех континентов. Она занимает третье место по величине. Ее омывают Атлантический океан и Индийский океан, а отделяется Африка от материка Евразия Красным морем и Средиземным морем.

2. Реки в Африке очень длинные и многоводные. Река - Нил - самая длинная река в мире. Еще есть реки - Конго, Замбези, Лимпопо и др. Там есть водопад - Виктория.

3. На территории Африки есть государство - Египет. Большую часть территории Египта занимает пустыня, где ничего не растет. В Египте есть пирамиды. Пирамиды - это огромные гробницы для погребения фараонов и важных вельмож.

4. Пустыня Сахара - самая крупная пустыня на Земле. Днем воздух в пустыне нагревается до 50 градусов, а почва до 70 - 80 градусов. Но над пустынями почти нет облаков, поэтому ночью в пустыне температура падает почти до 0 градусов.

5. Пустыня - самое засушливое место на Земле. Но там есть оазисы - это небольшой участок плодородной земли. Там богатая растительность. Большинство жителей живут около оазисов.

6. Жители Африки имеют черные волосы кудрявые и черную кожу. Они носят свободную одежду, закрывающее все тело и головные уборы, спасающие от палящего солнца. Жители выращивают: мандарины, ананасы, бананы, финики и т .д.

7. У растений, которые растут в пустыне корневая система очень глубокая. Их плотные листья и листья колючки испаряют мало влаги. Кактусы запасают воду в толстых стеблях.

8. Тропики расположены вдоль экватора. Это самые жаркие регионы Земли. Там не 4 времени года, а 2. Это сезон дождей и сухой сезон, когда дождей совсем не бывает. Растения и деревья в месяцы засухи погибают, и поэтому животные уходят за сотни километров в поисках пищи и воды.

9. Африканская саванна - травянистая равнина с редкими деревьями. Там живут много животных - от насекомых, птиц и рептилий до крупных животных - слонов, бегемотов, жирафов, львов, антилоп и зебр.

После каждого рассказа ребенок ставит определенный символ - карточку на карту Африки.

- Молодцы, много знаете об Африке, теперь давайте решим, раз мы собираемся в Африку, то нам необходимо с собой что - нибудь взять. Как вы думаете, что нам может пригодиться?

- Рюкзаки, воду, панамки, фотоаппараты, компас, солнцезащитные очки, телефоны.

- Молодцы, все предусмотрели. Мы с вами едем в гости к африканскому мальчику, а значит, мы должны взять с собой подарки. Ведь люди, когда ходят в гости, всегда берут с собой подарки. А как вы думаете, какой подарок мы можем взять?

- Матрешки - символ нашего государства, флаг России, а также кораблик, т. к. наш сад называется - " Кораблик", а также елочку и коробку с игрушками.

 

                                   

            Сборы детей в поездку.

- Молодцы, все готовы к путешествию, осталось только взять билеты в кассе. Вот только на чем мы будем добираться?

- На пароходе.

- А почему нельзя на машине или на поезде?

- Потому, что наши материки разделяют моря и туда очень долго добираться.

                  Раздача билетов.

Затем воспитатель назначает капитана, он одевает фуражку, берет бинокль. Дети занимают места соответственно номерам билетов: сначала девочки, а потом мальчики. Звучит музыка из сказки " Красная шапочка". ( Если только по тропинке... ). После того, как спели песню, капитан кричит:" Земля". Воспитатель выходит из парохода.

- Сейчас мы с вами посмотрим, куда мы попали? Надо прочитать название материка.

Воспитатель убирает по одному листочку, дети называют буквы, а затем называют все слово целиком - Африка.

- Значит, мы с вами правильно добрались. Мы прибыли по месту назначения. Готовьте фотоаппараты, если увидите, что - то интересное, тогда непременно фотографируйте. Вставайте парами, не отставайте, чтобы не попасть в неприятную ситуацию. Здесь живут животные, которые могут быть опасными.

Дети вместе с воспитателем идут парами вокруг зала. Подходят к пальмам и другим деревьям: там на ветках висят мандарины, лимоны, бананы, кокосы и др. Дети фотографируют и говорят, какие деревья.

- Посмотрите, а деревья - то необыкновенные, а с сюрпризом. Это нам африканские ребятишки оставили задания. Будем подходить по - одному и выполнять задания

Выполнение заданий, написанных на фруктах.

После того, как все дети выполнят задания, воспитатель предлагает продолжить путешествие. Дети идут вокруг зала под музыку (Дискотека Авария " Солнышко жгучее...).

Выполняют движения - имитация ходьбы по песку.

Останавливаются возле столов.

- Очень тяжело идти по песку и очень жарко (машет шляпой).

- В пустыне очень много песка. А вы знаете, что песок движется? А кто его двигает в пустыне?

(ответы детей).

- Правильно, ветер. А какой песок лучше двигается: мокрый или сухой?

- Правильно - сухой, потому, что легкий, а мокрый - тяжелый.

- Сегодня ветра нет, наш песок не двигается. А вы хотите посмотреть, как он двигается и как образуются барханы?

 (ответы детей). Мы проведем опыты, только надо быть очень осторожными, чтобы не причинить кому – нибудь неприятности. Если песок попадет в глаза - будет больно.

Будем дуть потихоньку.

Дети снимают рюкзаки, кладут в него фотоаппараты, одевают фартуки.

 

 Опытно - исследовательская деятельность.

                         Опыт № 1.

Дети садятся за столы, берут тарелочки с песком и трубочку. Осторожно дуют на песок.

- Что вы видите? Расскажите. (ответы детей).

- Вот так песок движется в пустыне постоянно, поэтому не всякие растения могут расти на барханах. Песок всегда в движении.

Вывод: песок движется.

                                       

                          Опыт № 2.

- А теперь давайте посмотрим: растворяется ли песок в воде?

Дети ставят стаканы с водой, берут ложечкой песок и размешивают.

- Ребята, расскажите, что вы видите? (ответы детей)

- Правильно, песок не растворяется, а оседает. Посмотрите, какая грязная вода от песка - поэтому надо мыть руки после игры с песком. А, что может растворяться в воде? (сахар, соль и др.).

- Какой делаем вывод?

Вывод: песок не растворяется.

- А что было, если бы песок растворился, как сахар?

 (растения не смогли бы расти и животным негде было бы жить и укрываться от палящего солнца. Давайте еще раз повторим, что мы с вами узнали о свойствах песка? (ответы детей).

После опытно - исследовательской деятельности воспитатель предлагает выйти из - за столов.

- Хорошо отвечаете, молодцы. Пока мы с вами путешествовали по Африке, каких животных вы видели?

(ответы детей).  А вы хотите на миг превратиться в маленьких зверей?

          Проводится динамическая пауза под музыку.

- Пока мы с вами играли, не заметили, как наступил вечер. Ночью в Африке бывает холодно, и чтобы не замерзнуть, нам нужно развести костер.

На середину зала выносят куб со свечкой. Дети садятся вокруг куба.

- Давайте, подумаем, о чем – ни будь приятном, добром. Возьмитесь за руки, нам тепло от этого пламени и от того, что мы все вместе. Нам хорошо быть вместе, никто нас не разлучит. Нам не грозит никакая опасность потому, что мы крепко держимся за руки. Давайте скажем друг - другу добрые, нежные слова. Я начну, а вы продолжайте: Катя я тебя люблю потому, что ты добрая и т. д.

            Проводится коммуникативная игра: " Скажем добрые слова ".

- Пока мы с вами грелись около костра и мирно беседовали, прошла ночь, никто не замерз?

Потому, что теплые, добрые лучики от пламени и наших слов поселились в наших сердцах и будут жить там всегда. Вы что – нибудь слышите? Что это?

В это время звучит барабан, все громче и громче, дети садятся на стульчики, появляются дети подготовительной группы в костюмах негров. Воспитатель убирает куб со свечкой.

                 Исполняется танец негритят.

- Ребята, кто это? (это негры, местные жители).

- А вот наш друг Бамбо. Как дела? А мы вам привезли елочку и подарки, ведь у нас в России - скоро Новый год и все наряжают елочки, украшают свои дома. Поможете нам в украшении елочки?

           Украшение елочки шарами и конфетами.

- Смотрите, какая красивая елочка у нас получилась, нарядная. А давайте спляшем вокруг нашей елочки.

                 Исполняется танец: " Дружба".

- Ребята, а вы не забыли, что мы привезли подарки.

Дети достают из рюкзаков матрешек, кораблик, российский флаг и дарят африканским детям.

Они убегают и выносят поднос с фруктами, дарят детям. Друг - друга благодарят. Негритята уходят, а мы им обещаем еще приехать в гости.

Заключительная часть.

Возвращение на пароходе.

Беседа о прошедшем путешествии.

Оценка деятельности  и самооценка.

- Ребята, нам пора возвращаться. А в какой стране мы с вами живем? (В России).  А как называется наш город?

(Оренбург), А на какой улице находится наш детский сад?

(на улице Ноябрьской).

Все садятся в пароход на свои места. Во время возвращения домой воспитатель спрашивает детей: где были, что видели, что понравилось, что запомнилось? Дети по очереди рассказывают свои впечатления.

- Я вижу у вас веселые и счастливые глаза, радостное настроение, это значит вам понравилось наше путешествие. Вы были большие молодцы: правильно отвечали, хорошо себя вели. Я за вас рада.

Длительность НОД: 35 минут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе на тему: «Путешествие в сказку» ( Детям о правах )

Конспект занятия в старшей группена тему:«Путешествие в сказку»( Детям о правах )...

Конспект досуга «Путешествие Лунтика» для детей средней группы детского сада (посвящен Дню матери)

Данный конспект можно использовать для проведения тематических праздников: "День Матери", "8 Марта"....

"Космическое путешествие" ( развлечение для детей старшего дошкольного возраста с применением ИКТ)

Развлечение может быть использовано как обобщающее мероприятие по лексической теме "Космос", либо его проведение может быть приурочено к Дню космонавтики. В данном материале представлены доступные дет...

Конспект НОД с использованием развивающих игр "Путешествие Колобка" для детей подготовительной к школе группы.

В занятии используются развивающие игры: палочки Кюизенера, кубики "Сложи узор", квадрат Воскобовича, "Да-нетка", упражнения ТРИЗ....

Конспект игры-путешествия "Космос глазами детей"

Для того, чтобы увлечь детей нетрадиционными техниками рисования, я использую самые разные возможности. Звездное небо - отличный пейзаж, который так интересно нарисовать, используя методы кляксографии...

«Большое космическое путешествие» Проектная деятельность детей. (познавательный, практико – ориентированный проект для детей 6-7 лет по ознакомлению с космосом)

Пояснительная записка.…Когда космические корабли бороздят просторы Вселенной…Современные дети проявляют всё меньше и меньше интереса  к теме освоения космоса, практически никто из них не ме...