Конспект непосредственно образовательной деятельности. Тема -«КТО СТОИТ НА СТРАЖЕ ПОГОДЫ?»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Соколова Екатерина Александровна

Отличительные особенности предполагаемого подхода процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать значительно более интересным, оборудовав  элементарную метеорологическую станцию; Во вторых, занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике; В третьих, у детей в ходе организованной деятельности будут развиваться исследовательские умения (умение выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  непосредственно образовательной деятельности.

Тема -«КТО СТОИТ НА СТРАЖЕ ПОГОДЫ?»

Направление образования и развития: познавательное развитие

Группа – подготовительная к школе.

Методологическая база:Авторский конспект на основе программы«Наш дом – природа». Автор программы: Н.А. РыжоваРыжоваН. А., Мусиенко С.И. Лаборатория в детском саду и дома. Методическое пособие Москва, Издат», 2009 г.
Отличительные особенности предполагаемого подходапроцесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать значительно более интересным, оборудовав  элементарную метеорологическую станцию; Во вторых, занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике; В третьих, у детей в ходе организованной деятельности будут развиваться исследовательские умения (умение выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать)

Цель: Формировать у детей представления о профессии метеоролог, подвести к пониманию особенностей деловых и личностных качеств людей данной профессии познакомить с различными метеорологическими приборами.

Задачи:

Образовательные:  

учить детей анализировать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

учить детей проводить простейшие действия, похожие на явления природы (дождь, ветер, гром); закреплять умение классифицировать явления природы по временам года;

формировать универсальные предпосылки учебной деятельности - умение  работать сверстниками в ходе экспериментальной  деятельности,  работать по правилу, по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Развивающие:

развивать познавательные способности детей;

- развивать наблюдательность, любознательность, мышление;

- развивать мелкую моторику, воздушную струю;

- развивать связную речь, умение правильно строить предложение

Воспитательные:

воспитывать уважение к труду взрослых, интерес к изучению природы, окружающему миру, воспитывать интерес к необычным профессиям.

Работа над словарем:  активизировать словарь детей за счет прилагательных, обозначающих состояние погоды, слов названий приборов: спутник, барометр, флюгер, снегомер, дождемер, осадкомер.

Тип занятия. Занятие-эксперимент с элементами здоровье сберегающих технологий, опытно – экспериментальной деятельности.

Место занятия в учебном курсе – промежуточный итог в проекте «Все профессии важны»

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, исследовательская.

Педагогические  технологии: здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, социо-игровая технология.

Методы и приемы руководства деятельностью детей

-  постановки целей и мотивации деятельности детей:  беседа, придание личностной значимости  предстоящей деятельности;

- активизации деятельности детей в процессе НОД: беседа, игровые упражнения;

 -  организации практической деятельности детей:  выполнение опытов;

-  поддержания интереса у детей: погружение в игровую ситуацию, беседа, загадывание загадок, чтение стихов, поискво-исследовательская деятельность, электронная презентация

-  оценки и самооценки:  анализ результатов деятельности

Интеграция образовательных областей:

«Физическое развитие» –  сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Упражнять  в ходьбе и беге врассыпную.

«Социально-коммуникативное развитие» - доброжелательное отношение между детьми в процессе игрового взаимодействия, взаимопомощь.

«Речевое развитие» - внимательное слушание рассказывания, включение в процесс восприятия необходимой информации.

«Познавательное развитие» - проявление любознательности, высказывание мнения  отражение их в продуктивной деятельности.приучать детей к самостоятельности суждений.

«Художественно-эстетическое развитие» - Учить выразительно выполнять упражнения под музыку.

Предварительная работа:

беседы, рассматривание иллюстраций, наблюдение за погодой и ведение дневника, опыты и эксперименты, чтение художественной литературы, слушание звуков природы

Используемое оборудование Интерактивная доска для мультимедиа презентации, ноутбук,  пена для бритья,  белое конфетти или ветряная вертушка, барабан, ёмкость для развития воздушной струи; картинки с изображениями предметов, которые нужны для работы метеоролога, и лишние предметы; иллюстрации с явлениями природы, на каждого ребёнка цветные карандаши, лист бумаги.

Создание среды для организации и проведения НОД:

  1. Расположение в кругу для игры, релаксации и просмотра видеофильма
  2. Работа за столами

Приемы руководства деятельностью детей в НОД:

1.        Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации.

2.        Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: беседа, создание развивающей среды, загадывание загадок, создание проблемной ситуации, анализ и выводы.

3.        Приемы организации практической деятельности детей: рассказ, комментирование, использование дидактических пособий и наглядного материала, опыты.

4.        Приемы поддержания интереса у детей: музыкальное сопровождение, использование демонстрационного материала, чередование видов детской деятельности.

5.        Приемы оценки и самооценки: поощрение, самооценка, взаимопомощь детей.

Ожидаемые результаты: развитие у воспитанников интереса к  профессии метеоролога. Дети должны приобрести знания об устройстве некоторых измерительных приборов и навыки их использования для наблюдения за погодой

Критерии оценки деятельности детей в НОД  

1. Активность  

2. Самостоятельность

3. Взаимодействие со сверстниками и взрослым.

4. Эмоциональность

5. Самооценка

План НОД

1.Вводная часть

Психологический настрой

Создание проблемной ситуации

Создание мотива для деятельности детей.

Определение цели.

2. Основная часть

Восприятие усвоенного (либо расширение имеющихся представлений)        Динамические паузы

Практическая работа

3.Заключительная часть:        

Самооценка детьми своей деятельности  (рефлексия)

Подведение итогов НОД

        

Ход НОД:

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1Вводная часть (5 мин)

               Создание благоприятного психологического климата  (организационный момент)

Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости, поздороваемся с ними, подарим им улыбку.

Ритмическая игра «Здравствуйте»

Нам сегодня не до скуки,

Мы пожмем друг другу руки.

Если здесь ты встретил друга, Похлопай по плечу друг друга.

Давно не виделся с друзьями –

Поздоровайся локтями.

Наши друзья не дерутся, Спинками друг о друга трутся. Ребята, не стоит стесняться, С соседом можно просто обняться.

Дети заходят под музыку и становятся полукругом.

Дети  выполняют движения в соответствии с текстом.

Постановка проблемы (мотивационный момент)

Воспитатель: Посмотрим от кого же это письмо? «Детский сад «Радуга», детям подготовительной группы «Буратино» Обратный адрес: Лесная заячья поляна.

«Здравствуйте. Пишут вам лесные зайчата. Мы не знаем, пора ли нам менять серые шубки на белые? Кончается осень или нет? Подскажите, когда зима будет в лесу?

Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое».

Воспитатель: Очень интересный вопрос задали зайчата. Вы хотите помочь зайчикам принять правильное решение?

Воспитатель: Как мы сможем им помочь?

Воспитатель: Дети, зайцам очень повезло, мы с вами уже много знаем о временах года, и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.

Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды? О чем рассказывает диктор?

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру, вставайте около стульчиков.

Игра «Погода осенью» (игра с мячом)Мяч волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать» Кому я дам мяч, тот должен ответить на мой вопрос: какая бывает погода?

Когда идет дождь —

Когда дует ветер –

Когда светит солнце —.

Холодно —

Пасмурно —

Сыро —

Хмуро —

Ясно –

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали

Да

Дети высказывают свои мнения

(про температуру воздуха, направление ветра, осадки)

дождливая.

ветреная.

Солнечная

холодная.

пасмурная.

 сырая.

 хмурая.

2.Основная  часть (20 мин)

Восприятие усвоенного (либо расширение имеющихся представлений)  Динамическая пауза

Правильно, как вы думаете, для чего нам нужно знать, какая будет погода?

Воспитатель: Правильно, но знать, какая будет погода, нужно не только для того, чтобы правильно одеться.Прогноз погоды необходим людям многих профессий. Как вы думаете, какие это профессии.(показ слайдов)

Да, хлеборобы обязательно должны знать, можно сажать или сеять семена в ,землю, потому что если будет очень холодная погода, семена не прорастут, а погибнут

Летчикам необходимо знать погоду, если сильный ветер, сильная облачность, то полеты отменяются.

Мы сегодня поговорим о людях, которые предсказывают погоду. Послушайте ещё одну загадку:

Он в любое время года Может предсказать погоду. Зонтик брать или не брать? Нужно ль шапку надевать? Круглый год, зимой и летом, Слушайте его советы!

Воспитатель: Метеоролог – это профессия человека, который изучает погоду. Для наблюдения за состоянием погоды нашей планеты учёные основали множество метеорологических станций, где находится различное оборудование. (Показ мультимедийной презентации о метеостанциях)

Достаточно метеорологу измерить показания приборов: силу и направление ветра, атмосферное давление, и ему будет ясно, какая будет погода: солнце или дождь, град или ураган, будет ветер или нет.

Для составления прогнозов погоды они также пользуются фотографиями земли, сделанными со спутников. Эти спутники беспилотные, они называются зонды.

А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Хорошо – плохо».

Чтобы не простудиться, надо, выходя из дома, одеваться по погоде.

для безопасных полётов лётчикам, штурманам кораблей.

Строители и водители, геологи и хлеборобы – все эти профессии нуждаются в точном прогнозе погоды.

строители- монтажники, крановщики.

Если сильный ветер, высотные строительные работы запрещаются

водители

Если ожидается порывистый, ураганный ветер, то водители не выходят в рейс

(Метеоролог, синоптик)

С помощью картинок дети рассказывают, когда хорошо, когда плохо. Например, «Солнце»: хорошо – тепло, можно ходить в легкой одежде, дает свет, растет все живое, можно загорать и т.д.; плохо – обгореть, засуха, жара, солнечный удар «Дождь»: хорошо – растут грибы, ягоды, все зеленое, прохладно и т.д.; плохо – лужи, грязь, холодно, можно промокнуть, заболеть

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам буду загадывать загадки, а кто отгадает, будет показывать отгаданное явление

Шумит он в поле и в саду, А в дом не попадёт. И никуда я не пойду, Покуда он идёт.

Опыт: «Дождевое облако в банке»Сделать «облака» из пены для бритья поверх воды.

Возьмите  баночку с  водой.

Возьмите краску  и капайте сверху на «облака», излишки просочатся сквозь пену и «пойдет дождь»

Без рук, без ног,

 А двери отворяет.

Рассыпала Лукерья Серебряные перья, Закрутила, замела, Стала улица бела.

Хотите устроить вьюгу в своих бутылочках? Встаньте прямо, левой рукой поднесите бутылочку ко рту в горизонтальном положении, а правой держите соломинку. Сделайте глубокий вдох, а потом долго дуйте в бутылочку, не надувая щек. Вот так.

 В небе молния сверкнёт,

А за нею звук идёт,

Как грохочет камнепад,

Иль петарды, да не в лад.

ВоспитательА сейчас мы отдохнем, а потом узнаем, какие приборы помогают метеорологам делать прогноз погоды.

Подвижная игра «тучка и дети»

Воспитатель: Тучка по небу ходила, тучка детям говорила:

Тучка: Я дождем хочу пролиться, от меня вам не укрыться.

Дети :Нам не страшен дождь и гром. Мы сейчас домой пойдем!

А теперь садитесь ,дети на стульчики, и я расскажу вам о работе метеоролога.

Воспитатель показывает рисунки оборудования метеостанции, объясняет, для чего они используются. Флюгер и ветряной рукав – показывают направление и силу ветра. Осадкомер (снегомер и дождемер) – показывает количество выпавших осадков. Термометр – измеряет температуру воздуха. Барометр – определяет атмосферное давление.

Давайте с вами поиграем в игру «Что нужно для работы метеоролога?» (по типу игры «Четвертый лишний»).

Вы хорошо справились с этим заданием, помогли выбрать для метеоролога нужные приборы. Воспитатель: Как вы думаете, сложно работать метеорологами.

Воспитатель:. Иногда на метеостанции работает один человек. Ему даже поговорить не с кем. Но он не может уехать и оставить свой пост, ведь от его работы зависит жизнь, здоровье людей. Вот это какая важная и нужная профессия – метеоролог! Воспитатель: А вы хотите попробовать себя в роли метеоролога?

Воспитатель: метеорологи заносят в дневник результаты наблюдений (показ). Мы с вами тоже ведём такой дневникРасскажите, какие условные знаки используем для обозначения разных погодных явлений

Предлагаю вам разделиться на две компании «барометр» и «флюгер» Переверните карточки у кого желтый кружок  команда барометр, красный   флюгер

Проходите за столы, возьмите цветные карандаши, листок бумаги и нарисуйте погоду на сегодня. Потом мы отправим наши рисунки  зайцам в лес, чтобы помочь им определить погоду.

Дети подходят к столу, на котором находятся: стаканы с водой, белое конфетти, барабан, ёмкость для развития воздушной струи.

Дождь

Проводят опыт

Ветер. Ребёнок кладет на ладонь конфетти и легко дует– штиль, сильно дует  ураган.

Метель, вьюга.

Дети  дуют в ёмкость для развития воздушной струи, в которой лежат мелкие кусочки пенопласта

Гром

Ребёнок бьёт в барабан

Ведущий – тучка надевает шапочку, детям нужно перебежать из одной части группы в другую по команде.

После этих слов дети пытаются перебежать на другую сторону группы, кого тучка осалила – выходит из игры.

На карточках изображены предметы, которые нужны для работы метеоролога, а также предметы, которые не пригодятся в его работе.

В любую погоду: в дождь и снег, в мороз и жару, при сильном ветре и под градом – метеоролог должен делать замеры утром, днём, вечером и ночью

Дети  делятся на 2 команды.

Во время самостоятельной работы детей звучит негромкая, спокойная музыка.

Затем команды проверяют  работы друг другу.

3.Заключительная часть

Что было сегодня интересно! Что мы сделали полезного? Кому помогли.

Если считаете, что вы много узнали о работе метеоролога, вам было интересно узнавать новое, возьмите символ «солнышко».

- Если было неинтересно, что-то непонятно, затруднялись в чем-то, возьмите тучку.

- А если хотите узнать о профессии метеоролога больше, возьмите легкое облачко.

Самооценка детьми своей деятельности  (рефлексия)

Подведение итогов НОД

        Литература

  1. «Наш дом – природа». Автор программы: Н.А. Рыжова
  2. РыжоваН. А., Мусиенко С.И. Лаборатория в детском саду и дома. Методическое пособие Москва, Издат», 2009 г.
  3. Тайцман И.В., Кляндина Г.А., Балаценко Л.Н., Мусинцева А.Д. Сборник проектов, конспектов, сценариев для работы с детьми дошкольного возраста «По тропинкам открытий». – Братск, 2016.

Самоанализ НОД  по познавательному развитию "Кто стоит на страже погоды?"

Занятие проводила с детьми подготовительной группы присутствовало 15 детей. У детей данной группы сформированы навыки учебной деятельности. Дети легко идут на контакт со взрослым. Умеют слышать и слушать воспитателя.

Тема занятия: «Кто стоит на страже погоды?"

Это занятие по познавательному развитию детей

 Разрабатывая данный конспект занятия ,я прежде всего учитывала возрастные, психические, индивидуальные особенности детей подготовительной группы . Учитывая всё это, я наметила цель, задачи, содержание занятия, определила форму проведения, методы, приёмы и средства, мотивацию– необходимые для положительных результатов.

Цель занятия Формировать у детей представление о профессии метеоролог, подвести к пониманию особенностей деловых и личностных качеств людей данной профессии познакомить с различными метеорологическими приборами.

 Задачи:

 Образовательные:

- учить детей анализировать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

 - учить детей проводить простейшие действия, похожие на явления природы (дождь, ветер, гром); закреплять умение классифицировать явления природы по временам года;

-формировать универсальные предпосылки учебной деятельности - умение работать сверстниками в ходе экспериментальной деятельности, работать по правилу, по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Мною были поставлены следующие

Развивающие:

- развивать познавательные способности детей;

 - развивать наблюдательность, любознательность, мышление;

 - развивать мелкую моторику, воздушную струю;

 - развивать связную речь, умение правильно строить предложение.

Воспитательные:

воспитывать уважение к труду взрослых, интерес к изучению природы, окружающему миру, воспитывать интерес к необычным профессиям.

В занятие внесла проблемную ситуацию "Помочь лесным зайчатам определить погодные условия".

На занятии обучение строила как увлекательную проблемно-игровую деятельность для оказания помощи зайчатам Такая мотивация создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.

В ходе занятия я использовала наглядные, словесные и практические приёмы, направленные на применение речевых, познавательных, двигательных, практических навыков и умений и их совершенствование. На протяжении всего занятия дети были доброжелательны, отзывчивы, общительны.

Все этапы занятия были взаимосвязаны и подчинены заданной теме и целям занятия. Смена вида деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость.

Для получения более высоких результатов деятельности детей были использованы разнообразные материалы: наглядные пособия, дидактический раздаточный материал, магнитофон,  мелодия песня «Буратино», использование интерактивной доски.

Весь материал соответствовал теме и цели занятия.

На всех этапах занятия активизировалась речевая, познавательная, двигательная деятельность детей.

На занятии использовались следующие методы: словесные (были использованы неоднократно) при создании игровой мотивации, решение проблемных ситуаций; наглядные методы использовались на протяжении всего занятия в моментах рассматривания карточек с природными явлениями.

Метод контроля и стимулирования в виде одобрения и похвалы.

Использованные методы соответствовали изучаемому материалу и способам организации деятельности детей в соответствии с уровнем группы.

Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, в меру организованы. Детям предлагались задания, побуждающие их к решению поставленных задач.

Длительность занятия  30 мин, что соответствует нормам Сан ПИНа.

Анализируя проведённое занятие, можно сказать, что поставленные задачи были успешно выполнены. Считаю, что занятие построено логично, а этапы занятия взаимосвязаны.

Логичность построения занятия позволила провести его, не выходя за рамки времени, отведённого на выполнения задания.

Вывод: Я считаю, что цель и задачи поставленные в ходе НОД были достигнуты у детей сформировалось представление о профессии синоптика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема : Стихотворение А. Барто «Кораблик».Элемент.опыт деятельность «Кораблик из бумаги».Игры с корабликами в воде

Конспект непосредственно образовательной деятельности  Тема : Стихотворение А. Барто «Кораблик».Элемент.опыт деятельность «Кораблик из бумаги».Игры с корабликами в воде.  ...

Организованная непосредственно-образовательная деятельность тема «Что нам стоит дом построить»

Задачи: Обучающие:- углублять знания детей  и расширить словарь о людях строительных профессий, о строительстве домов...

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Раздел: Развитие игровой деятельности Конспект образовательной деятельности Тема: «В гости к Хозяюшке»

Цель:  создание радостного настроения у детейЗадачи:Развивать коммуникативные способностиЗакрепить знания детей о домашних животных и птицах. ...

Конспект образовательной деятельности Тема: Квест – игра «В поисках сокровищ» Образовательная область: «Познавательное развитие» Форма организации деятельности: образовательная деятельность Возрастная группа: Средняя группа

Конспект образовательной деятельностиТема: Квест – игра  «В поисках сокровищ»Образовательная область: «Познавательное развитие»Форма организации деятельности: ...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности .Тема непосредственно образовательной деятельности – Экскурсия на книжную выставку «Русские народные сказки»

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности .Тема непосредственно образовательной деятельности – Экскурсия на книжную выставку «Русские народные сказки»...

Конспектнепосредственно-образовательной деятельности во второй группе раннего возраста по ознакомлению с окружающим миром на тему: Домашние животные

Цель: учить детей узнавать и называть домашних животных.Программное содержание:- формировать представления о внешнем виде животных, их питании, детёнышах;- развивать умение узнавать животных по их гол...