Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе "Масленица"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Давыдова Вера Юрьевна

Конспект образовательной деятельности

в подготовительной группе

«Масленица»

 

Цель: Расширение знаний и воспитание у детей интереса к русским народным праздникам, традициям, связанным с приходом весны, - пробуждением природы через знакомство с обрядовым праздником «Масленица». 

Задачи:

1. Обобщение и углубление знаний воспитанников о русском народном празднике «Масленица».

2. Развитие чувства уважения и любви к родному народу через приобщение к истокам русской культуры, её духовно-нравственным ценностям; обогащение эмоционально-эстетического восприятия дошкольников через поэтическое слово, музыку, живопись.

3. Воспитание чувства сопричастности и любви к своему народу, его традициям, обычаям и духовным ценностям.

 

«Познание»

Расширение представлений детей об истории традиций русского народа. Развивать чувство гостеприимства и желание играть в народные игры.

«Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность)

Приобщать детей к музыкальной культуре русского народа. Воспитывать у детей чувство музыкального ритма. Развивать певческие навыки детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_maslenitsa.docx25.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

в подготовительной группе

«Масленица»

Цель: Расширение знаний и воспитание у детей интереса к русским народным праздникам, традициям, связанным с приходом весны, - пробуждением природы через знакомство с обрядовым праздником «Масленица». 

Задачи:

1. Обобщение и углубление знаний воспитанников о русском народном празднике «Масленица».

2. Развитие чувства уважения и любви к родному народу через приобщение к истокам русской культуры, её духовно-нравственным ценностям; обогащение эмоционально-эстетического восприятия дошкольников через поэтическое слово, музыку, живопись.

3. Воспитание чувства сопричастности и любви к своему народу, его традициям, обычаям и духовным ценностям.

«Познание»

Расширение представлений детей об истории традиций русского народа. Развивать чувство гостеприимства и желание играть в народные игры.

«Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность)

Приобщать детей к музыкальной культуре русского народа. Воспитывать у детей чувство музыкального ритма. Развивать певческие навыки детей.

«Речевое развитие» (чтение художественной литературы)

Совершенствование художественно-речевых исполнительских навыков при чтении стихотворений: эмоциональность исполнения, умение интонацией, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы.

Оборудование: музыкальная колонка, минусовки, выставка в книжном уголке.

Демонстрационный материал: иллюстрации и репродукции художников с изображением празднования масленицы.

Предварительная работа: - Заучивание стихотворений, закличек и песен о масленице. Рассматривание репродукций художников: Куплина «Деревенская масленица», Б. Кустодиева «Масленица», В.И. Сурикова «Взятие снежного городка», Дмитрия Холина «Кулачный бой», рисунки детей «Масленица».

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель: Дети, на этой неделе, мы с вами говорили о русском народном творчестве, праздниках, традициях. А сегодня на этом открытом занятии вы должны показать свои полученные знания и умения. Послушать вас пришли гости, поздоровайтесь с ними.

Звучит минусовка «Масленница».

Воспитатель: Дети, о каком празднике вам напомнила эта музыка? А кто вас веселит на празднике Масленница?

Воспитатель: Да, это Скоморох. О каком приближающемся празднике пришел напомнить нам Скоморох? Правильно, о Масленице. Сегодня мы об этом празднике и поговорим, а Скоморох вас послушает.

Сказка о Масленице.

В некотором царстве, в тридесятом государстве жили-были Зима и Масленица. Зима напоминала Снежную королеву. Она была красивая, но холодная. Вместо глаз у нее были колючие льдинки. Губы - покрыты инеем. У нее были длинные белые волосы. Ее наряд удивлял своей белизной. Были у нее слуги: холодный ветер и злая вьюга.

А Масленица была добрая, красивая, приветливая. Глаза голубые, словно весеннее небо. Губки алые, щечки румяные. Она всегда ходила в длинном, ярком сарафане. Ее верными друзьями были птицы и животные.

Люди очень любили Масленицу. В конце февраля все с нетерпением ждали с ней встреч. Они знали, что как только придет Масленица, все проводят зиму и будут встречать весну.

Один раз рассердилась Зима на людей и решила не допустить встречи Масленицы с людьми. Уж очень все хотели поскорее проводить ее, а Зима задумала завладеть всем царством. Она мечтала, чтобы царство превратилось в ледяное королевство.

Приказала тогда Зима своим слугам:

- Ветер, вьюга, занесите снегом все дороги, закружите так, чтобы люди не смели выходить из дома. Если они не встретятся с Масленицей, то и Весна к ним не придет!

И задул ветер, и разыгралась вьюга. Сидят люди дома, на улицу боятся выйти. Видит Масленица – плохо дело. Что делать, как людям помочь? Солнце не показывается, а снега все больше и больше становится. Не растопить солнышку сугробы, не доберется весна по такому снегу к людям.

Осталась одна неделя, и Масленица придумала вот что. Стала она ходить по дворам. Да говорить людям, чтобы стряпали они блины без устали всю неделю. Послушались ее люди. Пекли каждый день блины. Забирала Масленица блинчики и раскидывала их по дорогам. А блинчики горячие, румяные, круглые, словно солнышко. Куда блин попал, там проталинка появилась.

Детишек Масленица заставила горки строить да громче смеяться, когда кататься будут. Пусть Зима позлиться! И обязательно есть всем блины, чтобы душа не смогла в льдинку превратиться, чтобы не стать холодными, бездушными слугами Зимы.

Делали люди все, что Масленица подсказала, но этого оказалось мало. Нужно было много тепла. Что делать?

- Сожгите меня, - сказала Масленица.

Жалко людям Масленицу, да ничего не поделаешь. Попросили люди у нее прощения за все, друг у друга попросили прощения и уже хотели Масленицу поджечь, как какой-то мальчик закричал:

- Стойте! Давайте сделаем соломенное чучело!

Обрадовались люди, построили огромное чучело и сожгли его. Пламя было такое, что последний снег растаял. Теперь люди знали, что весна обязательно до них доберется. А за доброту Масленицы, за ее открытую душу стали ее называть Широкой Масленицей.

Воспитатель: Понравилась вам сказка?

- О ком она?

- Какая была Зима?

- Какая была Масленица?

- Что задумала Зима?

- Что придумала Масленица?

- Зачем нужно было есть блины?

- Почему Масленица хотела, чтобы люди ее сожгли?

- Из чего люди сделали чучело?

Игра «Горячий блин»

Воспитатель: Дети, сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Горячий блин». Нужно под слова стихотворения быстро передавать блин по кругу. У кого на последних словах в руках останется блин, тот выбывает из игры.

Как на масленой неделе

Из печи блины летели!

С пылу, с жару, разбирайте,

Похвалить не забывайте!

С пылу, с жару, из печи,

Все румяны, горячи!..

Воспитатель: Хороша была игра. А теперь садитесь на свои места.

Масленицу празднуют целую неделю.

Будем праздник справлять,

Зиму провожать,

Весну-красну встречать,

Масленицу зазывать!

Начинается Масленица в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу, наряжают куклу-чучело, строят снежные горы.

Дети читают стихотворения.

  1. Солнце ярче и теплее,

Люди лучше и добрее.

Масленица в дверь стучится,

Никому с утра не спится.

Высыпает весь народ,

Дружно водит хоровод.

Игры, пляски и веселье,

Поднимают настроенье.

  1. Масленица, Масленица,

Дай блинком полакомиться.

Прогони от нас метели,

Прокати на карусели.

Растопи холодный лёд,

Пусть весна скорей придёт!

Воспитатель: Во вторник начинался Заигрыш. С этого дня начинались всякого рода развлечения.

А пока вам работа для ума. Отгадайте загадки.

1.Она приходит с ласкою

И со своею сказкой

Волшебной палочкой взмахнет

В лесу подснежник расцветет.(Весна)

Ежедневно по утрам оно в окошко входит к нам,

Ежели оно вошло, значит, день пришел давно. (Солнце)

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет –

Когда это бывает? (Зимой)

Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает. (Подснежник)

Бел, да не сахар

Нет ног, а идет. (Снег)

Без рук, без ног,

А рисовать умеет. (Мороз)

Воспитатель: Загадки отгадывать вы мастера!

Среда - лакомка. Ребята, а как вы думаете, почему масленицу еще называют «лакомкой»? Ответы детей.

Потому, что существует давняя традиция поедать блины, угощать ими всех родных, друзей и знакомых. А почему пекли именно блины? (Блины похожи на солнце, которого так не хватает зимой. Это символ солнца, солнечных дней, хорошего урожая, здоровья людей).

Все верно. Каждый блинчик похож на маленькое солнце, которое согреет вас своим теплом.

Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»

Воспитатель: Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами, слушайте внимательно, подсказывайте старательно:

На тарелке он один - называем просто (блин).

Много испекли их мы - тогда назовем (блины).

Испекли для дочек - назовем (блиночек).

Будет кушать их сынок - назовем тогда (блинок).

Огромный, как домище - назовем (блинище).

- Четверг - разгул, самый веселый день. Возят чучело на колесе, катаются, песни поют.

Исполнение детьми песни о блинах.

Песня «Мы давно блинов не ели....»

Мы давно блинов не ели, 
Мы блиночков захотели, 
Ой, блины, блины, блины, 
Вы блиночки мои! 

Наша старшая сестрица 
Печь блины-то мастерица. 

Ой, блины, блины, блины, 
Вы блиночки мои! 

Гости будьте же здоровы, 
Вот блины мои готовы.

Ой, блины, блины, блины, 
Вы блиночки мои!

Воспитатель: Пятница - тещины вечерки. Зять тещу к себе приглашает, блинами угощает.

- Суббота - золовкины посиделки.

Дети, а какие продукты нужны для того, чтобы испечь блины? (Воспитатель показывает картинки с изображением продуктов, дети хлопают в ладоши, если на картинке «правильный» продукт, если нет – то топают ногами).

Воспитатель: Последний день Масленицы - Прощеное воскресенье, или проводы. Все люди в этот день просили друг у друга прощение, мирились кто был в ссоре. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", - отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили:- "Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Собирались все вместе, несли чучело через всю деревню на гору, где торжественно ее сжигали, а пепел рассыпали по полю, для хорошего урожая на следующий год. Так заканчивалась Масленица.

Чтение стихотворений детьми о солнце и масленице.

  1. Этот праздник к нам идет
    Раннею весною,
    Сколько радостей несет
    Он всегда с собою!
    Ледяные горы ждут,
    И снежок сверкает,
    Санки с горок вниз бегут,
    Смех не умолкает.
    Дома аромат блинов
    Праздничный чудесный,
    На блины друзей зовем,
    Будем есть их вместе.
    Шумно, весело пройдет
    Сырная Седмица,
    А за ней - Великий пост,
    Время, чтоб молиться.

4. Блины манящим ароматом

Зовут гостей за щедрый стол.

Зима на выдумки богата,

Но всё ж весну-красну мы ждем.

Всех с Масленицей поздравляем,

Желаем счастья всей душой.

Пусть праздник воодушевляет

И не проходит стороной!

  1. Встанем утром рано,

Напечём блинов

С творогом, сметаной,

С мёдом. Будь здоров!

С маслом и вареньем,

Вот Вам угощенье!

Масленицу встретим.

Чучело сожжём.

Праздник мы отметим.

Радость – в каждый дом!

Яркий лучик солнца –

Каждому в оконце!


- Молодцы, ребята! Наш гость Скоморох послушал вас, просмотрел ваши рисунки и остался очень доволен. А теперь он приглашает всех на улицу на масленичные забавы.

 Подведение итогов. Рефлексия.

Воспитатель: Дети, о чем мы с вами сегодня говорили? Что вам больше всего понравилось на занятии?

- Почему праздник Масленица так называется? (т.к. на этом празднике пекли блины и обильно поливали маслом).

На этом наше занятие окончено, всем спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с особыми образовательными потребностями в рамках «Школы родителей» на тему «Прогулка в лес»

Конспект образовательной деятельностив подготовительной группе для детей с особыми образовательными потребностями в рамках «Школы родителей»на тему «Прогулка в лес»...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Приятный сюрприз» Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие.

Данный конспект с презентацией демонстрирует широкий спектр возможностей использование ИКТ в качестве заданий и в качестве проверки выполнения заданий. Соответствует ФГОС....

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие». Тема: «Кукольники – мультипликаторы»

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группеОбразовательная область «Художественно – эстетическое развитие»Тема: «Кукольники – мультипликаторы»Це...

Конспект образовательной деятельности детей подготовительной группы по познавательному развитию с использованием исследовательской деятельности на тему «Мир тканей»

Конспект подготовительной группы по познавательному развитию с использованием исследовательской деятельности на тему «Мир тканей»...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития. Образовательная область: речевое развитие (подготовка к обучению грамоте). Тема: "Звуки и буквы [К] — [Г]"

Закрепление в самостоятельной деятельности умения дифференцировать звуки [К] — [Г]», проводить  звукобуквенный анализ обратных и прямых слогов, слова «гуси»...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема недели: "Перелётные птицы" Тема: «Птицы наши друзья» Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие (ФЭМП)

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема недели: "Перелётные птицы" Тема: «Птицы наши друзья» Приоритетная образовательная область: Познава...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности «Золушка» на тему: «Военная пилотка» по образовательной области «Познавательное развитие»

Цель: формирование представлений детей о защитниках Отечества.Основные задачи. Образовательные задачи:- дать представления о защитниках Отечества; об истории возникновения военного приветствия в Росси...