конспект занятия " Приход весны" в средней группе
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Ермолаева Галина Юрьевна

Конспект занятия в средней группе «Весна пришла»

Задачи в области «познавательное развитие»:

- Закрепление представлений о весне, о признаках весны;

-продолжать знакомить детей с первоцветами;

- уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период;

- воспитывать эстетические чувства и любовь к окружающей природе.

Задачи в области «речевое развитие»:

- обогащать словарь детей существительными;

Задачи в области «Социально-коммуникативное развитие»:

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим.

Задачи в области «физическое развитие»:

- учить детей действовать по сигналу воспитателя.

Задачи в области «художественно-эстетическое развитие»:

-учить слушать музыку, пение птиц, звуки природы.

Словарная работа:

Активизировать словарный запас детей словами: скворец, скворечник, грач, гнездо, ласточка, подснежник, одуванчик, мать и мачеха, ландыши, капель, проталины, почки, ледоход.

Предварительная работа:

- показ иллюстраций и фотографий по темам «Признаки ранней весны»; «Перелетные птицы»,

- чтение стихотворений о весне;

- наблюдение за погодой, за птицами;

-рассматривание изображений птиц, беседа о перелетных и зимующих птицах,

- прослушивание аудиозаписей «Голоса птиц», «Звуки весны».

Оборудование и материалы:

- иллюстрации весенних пейзажей, перлетных птиц; иллюстрации с изображением первоцветов, дидактическая игра «Сложи цветок»; аудиозаписи «Голоса птиц», «Звуки весны».

Методы и приемы:

- Наглядные: рассматривание картин.

- Словесные: художественное слово, загадки, вопросы к детям, подсказки.

Ход занятия:

Организационная часть.

В - Рыхлый снег на солнце тает

Ветерок в ветвях играет

Звонче птичьи голоса

Значит к нам пришла …

Д - Весна.

В – Правильно - весна. Весна пришла не только к нам, она заглянула и в лес, и в поле, и в сад, и просто на улицу.

Основная часть:

В - Сегодня мы с вами продолжим разговаривать о весне.

А какие признаки весны вы знаете?

Д - Солнце греет. Снег тает. Капель. Появляются проталины. Бегут ручьи. На речке треснул лед и плывет по реке. Набухают почки на деревьях. Появляются первые подснежники. Птички прилетают из теплых краев. Зайка сменил шубку на серую. Медведь проснулся в берлоге. Просыпается ёж, барсук. Травка растет.

В – Какие вы молодцы, как много знаете.

В – А сейчас послушаем и попробуем узнать звуки. Что это за звуки? (Звучит фонограмма звуков ранней весны: капель, журчание ручейка, пение птиц.)

Д - журчание ручейка, пение птиц.

Пальчиковая гимнастика «Ручеек»

Солнце ласково смеется, - Отчерчиваем в воздухе круг указательным пальцем.

Светит ярче, горячей - Показываем растопыренные ладошки.

Из пригорка звонко льется - Указательный палец левой руки проводим по ладони левой.

Разговорчивый ручей - Указательный палец левой руки проводим по ладони правой.

Я журчу, журчу, журчу - Ладошки вперед, шевеля пальцами

Гладко камешки точу, - Потираем ладошки.

Синей лентой разбегусь, - «Змейками» ладошки

В речку полную вольюсь - Соединить ладошки, разъединенные в стороны.

Хороша моя водица - Массируем большим пальцем все остальные.

Наклонись ко мне напиться - Наклон, руки «горстью»

Речка, травы шевеля, - Шевелим пальцами.

Ручейком зовет меня - Плавными движениями ладонями из стороны в сторону.

Продолжение беседы о весне.

В - А с птицами, что весной происходит?

Д – Прилетают перелётные птицы.

В – А каких перелетных птиц вы знаете?

Д – Ласточка, грач, скворец.

В –А сейчас послушайте загадку:

- По весне к нам с юга мчится

Черная, как ворон, птица,

Для деревьев наших врач …

Угадай, кто это. (Грач) (показываю картинку)

Послушайте как он кричит. (включаю запись пения грача)

В - Расскажите, что вы знаете о граче?

Д - Он черный, у него длинный белый клюв. Он кричит кра-кра.

В - А чем питается грач?

Д - Червяками, жучками, гусеницами, мухами.

В - А теперь ещёодна загадка:

- Труд в саду он уважает,

Гусениц уничтожает,

Есть на дереве «дворец»

В нем живет с семьей… (Скворец) (показываю картинку)

А сейчас послушайте пение скворца. (включаю запись пения скворца).

В - Расскажите, что вы знаете о скворце?

Д - Скворец черная птица, у него острый клюв, короткий хвост, на груди белые блестящие крапинки. Питается жучками, мухами, комарами, насекомыми. Скворец умеет подражать голосам других птиц.

В - А сейчас послушайте стихотворение:

Ласточка в гости к нам прилетела.

Села на домик и песню запела.

Чив-чив-чив, это я

Прилетела к вам друзья. (показываю картинку)

- Послушайте, как поёт ласточка. (включаю запись пения ласточки).

В – А что вы знаете о ласточке?

Д – У ласточки длинные крылья. Она питается насекомыми.

В - У ласточки удлиненные крылья и четкий разрез хвоста. Важно отметить, что ласточка – совершенный обитатель неба, ведь эту птичку редко можно увидеть на земле. Интересно то, что в процессе полета она может даже спать. Питаются ласточки насекомыми.

В - Молодцы дети. Как вы много знайте об этих птицах. А скажите, как, одним словом можно сказать о граче, о скворце, о ласточке?

Д - Перелетные.

В - Правильно. А почему перелетные?

Д - Потому, что они прилетают к нам из теплых краев.

В – Дети, а кто из вас знает, какая первая забота весной у этих птиц?

Д - Строить домики и выводить птенцов.

В - Дети, а какие домики у этих птиц?

Д - Грач строит гнездо из веток. Ласточка строит гнездо из глины, веточек и листьев. А для скворца человек строит скворечник.

В - А сейчас давайте поиграем.

Физкультминутка

Игра «Птички в гнездышках».

Дети становятся на небольшое возвышение – доску, кубики, бруски (высота 5-10 см) – на одной стороне площадки.Инструктор говорит: «На улице солнышко светит, все птички вылетают из гнездышек, ищут зернышки, крошки». Дети спрыгивают с возвышений, летают (бегают, размахивая руками, приседают, клюют зернышки. Со словами инструктора «Дождик пошел! Все птички спрятались в гнездышки!» дети бегут на свои места.

Продолжение беседы о весне.

В - Что с животными происходит весной?

Д - Поменяли зимние шубки на летние.

В - Заяц был зимой какой?

Д - Белый.

В - А весной?

Д - Серый.

В - Медведь зимой что делал?

Д - Спал.

В - А весной?

Д - Проснулся.

Воспитатель обобщает ответы.

В - Весной солнце светит ярко, дни становятся длиннее, а ночи короче. От весеннего тепла растаял снег, оттаяла почва. Маленькими ручейками и бурными потоками сбежала талая вода. Она напоила почву и вместе с весенним теплом разбудила растения от долгого зимнего сна. Весеннем лесу, как только растаял снег, сразу же появились цветы.

-А какой самый первый цветок появляется весной в лесу?

Д - Подснежник.

В - Послушайте стихотворение о подснежнике.

Самый первый

Самый тонкий

Есть цветок с названьем нежным

Как привет капели звонкой,

Называется подснежник.

В - В лесу, когда земля еще не полностью освободилась от снега, раскрываются подснежники, развивающиеся еще под снегом. Поэтому они так и называются- подснежники. Подснежник – цветок нежный, хрупкий, но в то же время гордый и смелый, растет рядом со снегом, его обдувают холодные ветра, а он не боится и прямо стоит на своей тонкой ножке. Мы называем его первоцветом.

В – Но подснежник не единственный цветочек, который радует наши глазки ранней весной. А какие ещё вы знаете первые весенние цветы?

Д – Одуванчики, мать и мачеха, ландыши.

В -Самое замечательное, самое первое растение – это мать-и-мачеха.

Ранней солнечной порой

На проталинке весной

Украшают бугорки

Мать-и-мачехи цветки.

В ярких желтеньких платочках

И зелененьких носочках.

Растёт мать-и-мачеха на открытых местах, это первое растение, которое накормит пчёл, шмелей своим нектаром (сладким соком). Желтая головка похожа на одуванчик, цветочные стебельки покрыты желтоватыми чешуйками. У этого растения сначала появляются цветы, а после, как цветочки отцветут, появляются листья. Одна сторона листочка – мягкая, тёплая, бархатная, ласковая, как мать, другая – гладкая, холодная, как мачеха, отсюда и название цветка.

- А ещё первоцветами называют ландыши. Его мелкие белые цветы похожи на душистые колокольчики, два крупных листа обхватывают стебли. После цветения образуются оранжево-красные ягоды. Они – ядовиты.

- А вот стихотворение ещё про один первоцвет. Послушайте.

Уронило солнце

Лучик золотой

Вырос одуванчик –

Первый, молодой

У него, чудесный

Золотистый цвет

От большого солнца

Маленький портрет.

- Этот цветок похож на солнышко. У одуванчика листья длинные, с зубчиками, растут вокруг цветка. А стебель длинный и гладкий. Цветочки желтые, пушистые, а потом они превращаются в пушистые шарики. Пушинки разлетаются от малейшего дуновения ветерка - это семена – детки летят в разные стороны.

В - А сейчас мы с вами соберем букет из весенних первоцветов. У каждого из вас на столе лежат картинки первоцветов, вам нужно собрать цветочек.

Дидактическая игра «Сложи цветок»

Дети садятся за столы, воспитатель, предлагает каждому разрезные картинки с изображением первых цветов. Детям необходимо собрать целую картинку из частей.

Заключительная часть.

В - О каком времени года мы сегодня говорили?

Д – о весне, о перелетных птицах, о первоцветах.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

В - Наше занятие подошло к концу. Вы много знаете, молодцы.

— Вы очень хорошо сегодня отвечали, были дружными и активными. Молодцы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_vesna.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в средней группе «Весна пришла»

Задачи в области «познавательное развитие»:

- Закрепление представлений о весне, о признаках весны;

-продолжать знакомить детей с первоцветами;

- уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период;

- воспитывать эстетические чувства и любовь к окружающей природе.

Задачи в области «речевое развитие»:

- обогащать словарь детей существительными;

Задачи в области «Социально-коммуникативное развитие»:

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим.

Задачи в области «физическое развитие»:

- учить детей действовать по сигналу воспитателя.

Задачи в области «художественно-эстетическое развитие»:

-учить слушать музыку, пение птиц, звуки природы.

Словарная работа:

Активизировать словарный запас детей словами: скворец, скворечник, грач, гнездо, ласточка, подснежник, одуванчик, мать и мачеха, ландыши, капель, проталины, почки, ледоход.

Предварительная работа:

- показ иллюстраций и фотографий по темам «Признаки ранней весны»; «Перелетные птицы»,

- чтение стихотворений о весне;

- наблюдение за погодой, за птицами;

-рассматривание изображений птиц, беседа о перелетных и зимующих птицах,

- прослушивание аудиозаписей «Голоса птиц», «Звуки весны».

Оборудование и материалы:

- иллюстрации весенних пейзажей, перлетных птиц; иллюстрации с изображением первоцветов, дидактическая игра «Сложи цветок»; аудиозаписи «Голоса птиц», «Звуки весны».

Методы и приемы:

- Наглядные: рассматривание картин.

- Словесные: художественное слово, загадки, вопросы к детям, подсказки.

Ход занятия:

Организационная часть.

В - Рыхлый снег на солнце тает

Ветерок в ветвях играет

Звонче птичьи голоса

Значит к нам пришла …

Д - Весна.

В – Правильно - весна. Весна пришла не только к нам, она заглянула и в лес, и в поле, и в сад, и просто на улицу.

Основная часть:

В - Сегодня мы с вами продолжим разговаривать о весне.

А какие признаки весны вы знаете?

Д - Солнце греет. Снег тает. Капель. Появляются проталины. Бегут ручьи. На речке треснул лед и плывет по реке. Набухают почки на деревьях. Появляются первые подснежники. Птички прилетают из теплых краев. Зайка сменил шубку на серую. Медведь проснулся в берлоге. Просыпается ёж, барсук. Травка растет.

В – Какие вы молодцы, как много знаете.

В – А сейчас послушаем и попробуем узнать звуки. Что это за звуки? (Звучит фонограмма звуков ранней весны: капель, журчание ручейка, пение птиц.)

Д - журчание ручейка, пение птиц.

Пальчиковая гимнастика «Ручеек»

Солнце ласково смеется, - Отчерчиваем в воздухе круг указательным пальцем.

Светит ярче, горячей - Показываем растопыренные ладошки.

Из пригорка звонко льется - Указательный палец левой руки проводим по ладони левой.

Разговорчивый ручей - Указательный палец левой руки проводим по ладони правой.

Я журчу, журчу, журчу - Ладошки вперед, шевеля пальцами

Гладко камешки точу, - Потираем ладошки.

Синей лентой разбегусь, - «Змейками» ладошки

В речку полную вольюсь - Соединить ладошки, разъединенные в стороны.

Хороша моя водица - Массируем большим пальцем все остальные.

Наклонись ко мне напиться - Наклон, руки «горстью»

Речка, травы шевеля, - Шевелим пальцами.

Ручейком зовет меня - Плавными движениями ладонями из стороны в сторону.

Продолжение беседы о весне.

В - А с птицами, что весной происходит?

Д – Прилетают перелётные птицы.

В – А каких перелетных птиц вы знаете?

Д – Ласточка, грач, скворец.

В –А сейчас послушайте загадку:

- По весне к нам с юга мчится

Черная, как ворон, птица,

Для деревьев наших врач …

Угадай, кто это. (Грач) (показываю картинку)

Послушайте как он кричит. (включаю запись пения грача)

В - Расскажите, что вы знаете о граче?

Д - Он черный, у него длинный белый клюв. Он кричит кра-кра.

В - А чем питается грач?

Д - Червяками, жучками, гусеницами, мухами.

В - А теперь ещёодна загадка:

- Труд в саду он уважает,

Гусениц уничтожает,

Есть на дереве «дворец»

В нем живет с семьей… (Скворец) (показываю картинку)

А сейчас послушайте пение скворца. (включаю запись пения скворца).

В - Расскажите, что вы знаете о скворце?

Д - Скворец черная птица, у него острый клюв, короткий хвост, на груди белые блестящие крапинки. Питается жучками, мухами, комарами, насекомыми. Скворец умеет подражать голосам других птиц.

В - А сейчас послушайте стихотворение:

Ласточка в гости к нам прилетела.

Села на домик и песню запела.

Чив-чив-чив, это я

Прилетела к вам друзья. (показываю картинку)

- Послушайте, как поёт ласточка. (включаю запись пения ласточки).

В – А что вы знаете о ласточке?

Д – У ласточки длинные крылья. Она питается насекомыми.

В - У ласточки удлиненные крылья и четкий разрез хвоста. Важно отметить, что ласточка – совершенный обитатель неба, ведь эту птичку редко можно увидеть на земле. Интересно то, что в процессе полета она может даже спать. Питаются ласточки насекомыми.

В - Молодцы дети. Как вы много знайте об этих птицах. А скажите, как, одним словом можно сказать о граче, о скворце, о ласточке?

Д - Перелетные.

В - Правильно. А почему перелетные?

Д - Потому, что они прилетают к нам из теплых краев.

В – Дети, а кто из вас знает, какая первая забота весной у этих птиц?

Д - Строить домики и выводить птенцов.

В - Дети, а какие домики у этих птиц?

Д - Грач строит гнездо из веток. Ласточка строит гнездо из глины, веточек и листьев. А для скворца человек строит скворечник.

В - А сейчас давайте поиграем.

Физкультминутка

Игра «Птички в гнездышках».

Дети становятся на небольшое возвышение – доску, кубики, бруски (высота 5-10 см) – на одной стороне площадки.Инструктор говорит: «На улице солнышко светит, все птички вылетают из гнездышек, ищут зернышки, крошки». Дети спрыгивают с возвышений, летают (бегают, размахивая руками, приседают, клюют зернышки. Со словами инструктора «Дождик пошел! Все птички спрятались в гнездышки!» дети бегут на свои места.

Продолжение беседы о весне.

В - Что с животными происходит весной?

Д - Поменяли зимние шубки на летние.

В - Заяц был зимой какой?

Д - Белый.

В - А весной?

Д - Серый.

В - Медведь зимой что делал?

Д - Спал.

В - А весной?

Д - Проснулся.

Воспитатель обобщает ответы.

В - Весной солнце светит ярко, дни становятся длиннее, а ночи короче. От весеннего тепла растаял снег, оттаяла почва. Маленькими ручейками и бурными потоками сбежала талая вода. Она напоила почву и вместе с весенним теплом разбудила растения от долгого зимнего сна. Весеннем лесу, как только растаял снег, сразу же появились цветы.

-А какой самый первый цветок появляется весной в лесу?

Д - Подснежник.

В - Послушайте стихотворение о подснежнике.

Самый первый

Самый тонкий

Есть цветок с названьем нежным

Как привет капели звонкой,

Называется подснежник.

В - В лесу, когда земля еще не полностью освободилась от снега, раскрываются подснежники, развивающиеся еще под снегом. Поэтому они так и называются- подснежники. Подснежник – цветок нежный, хрупкий, но в то же время гордый и смелый, растет рядом со снегом, его обдувают холодные ветра, а он не боится и прямо стоит на своей тонкой ножке. Мы называем его первоцветом.

В – Но подснежник не единственный цветочек, который радует наши глазки ранней весной. А какие ещё вы знаете первые весенние цветы?

Д – Одуванчики, мать и мачеха, ландыши.

В -Самое замечательное, самое первое растение – это мать-и-мачеха.

Ранней солнечной порой

На проталинке весной

Украшают бугорки

Мать-и-мачехи цветки.

В ярких желтеньких платочках

И зелененьких носочках.

Растёт мать-и-мачеха на открытых местах, это первое растение, которое накормит пчёл, шмелей своим нектаром (сладким соком). Желтая головка похожа на одуванчик, цветочные стебельки покрыты желтоватыми чешуйками. У этого растения сначала появляются цветы, а после, как цветочки отцветут, появляются листья. Одна сторона листочка – мягкая, тёплая, бархатная, ласковая, как мать, другая – гладкая, холодная, как мачеха, отсюда и название цветка.

- А ещё первоцветами называют ландыши. Его мелкие белые цветы похожи на душистые колокольчики, два крупных листа обхватывают стебли. После цветения образуются оранжево-красные ягоды. Они – ядовиты.

- А вот стихотворение ещё про один первоцвет. Послушайте.

Уронило солнце

Лучик золотой

Вырос одуванчик –

Первый, молодой

У него, чудесный

Золотистый цвет

От большого солнца

Маленький портрет.

- Этот цветок похож на солнышко. У одуванчика листья длинные, с зубчиками, растут вокруг цветка. А стебель длинный и гладкий. Цветочки желтые, пушистые, а потом они превращаются в пушистые шарики. Пушинки разлетаются от малейшего дуновения ветерка - это семена – детки летят в разные стороны.

В - А сейчас мы с вами соберем букет из весенних первоцветов. У каждого из вас на столе лежат картинки первоцветов, вам нужно собрать цветочек.

Дидактическая игра «Сложи цветок»

Дети садятся за столы, воспитатель, предлагает каждому разрезные картинки с изображением первых цветов. Детям необходимо собрать целую картинку из частей.

Заключительная часть.

В - О каком времени года мы сегодня говорили?

Д – о весне, о перелетных птицах, о первоцветах.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

В - Наше занятие подошло к концу. Вы много знаете, молодцы.

— Вы очень хорошо сегодня отвечали, были дружными и активными. Молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа о весне. Наблюдение за ветками вербы и черноплодной рябины. Конспект занятия с детьми средней группы.

Беседа о весне.  Закрепление знаний детей о весне, выделять приметы весны. Наблюдения за изменениями в природе. Сравнение веток вербы и черноплодной рябины....

Конспект занятий для детей средней группы "Весна"

Цель: способствовать обогащению, активизации словаря. Задачи:- воспитывать интерес к явлениям природы,- подвести детей к умению составлять рассказ о весне,- развивать связную речь. Методы: с...

Конспект занятия для детей средней группы на тему: «Слушай тихо и гляди, сказка, в гости приходи»

Цель: Приобщение детей к истокам русского народного фольклора через сказку. Задачи:1. Продолжать учить детей понимать образное содержание и идею сказок;2. Стимулировать желание придумывать новые ...

Конспект занятия рисование в средней группе «Весна – красна пришла»

Цель: учить детей замечать изменения в природе с приходом весны, передавать в рисунке характерные особенности весенней природы...

Конспект занятия по математике средняя группа: Пришла весна

Конспект щанятия по математике средняя группа...