Конспект совместной организованной образовательной деятельности педагога с детьми "Крахмал и его свойства"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Мельникова Ольга Ивановна

Конспект

совместной организованной образовательной деятельности педагога с детьми 

"Крахмал и его свойства"

image

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 общеразвивающего вида» с.Койгородок

Конспект

совместной организованной  образовательной деятельности

воспитателя с детьми в подготовительной к школе группе

Тема: «Крахмал и его свойства»

                                                                     

             

                                                                                  Разработал: воспитатель                                                                      

                                                                                  Мельникова  Ольга Ивановна

с. Койгородок

2020 г.

ТемаКрахмал и его свойства.

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Возрастная группа: подготовительная к школе группа (дети 6-7 лет)

Форма организации: групповая, индивидуальная

Технологии: технология исследовательской  деятельности, игровая технология,  технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми

Методы: беседа, обсуждение, игровая ситуация, проблемная ситуация, совместное  с воспитателем занимательное дело, работа в группах, исследование, самостоятельная  работа, творческая деятельность

Целевые ориентиры: активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, устойчивый интерес к различным видам детской деятельности

Взаимодополняющие образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие»

Программное содержание:

Цель создать условия для формирования представлений детей о крахмале и его свойствах

Задачи образовательной программы

Воспитательные:

-воспитывать творческую, самостоятельную личность ребенка

-поддерживать  у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность

-совершенствовать умение работать в коллективе, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка

Образовательные:

- закреплять и расширять знания детей о крахмале, познакомить с новыми свойствами крахмала: тонет, густеет, скрипит, меняет цвет

- формировать навыки  постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов

-формировать в детях умение отбирать средства для изготовления игрушек-мнюшек, на основе знаний полученных в результате практических действий с материалом, через включение в простейшую исследовательскую деятельность

-учить работать детей с алгоритмом последовательных действий через включение детей в разработку плана выполнения игрушки

-упражнять детей в умении пользоваться в своей работе  карточками (схемами)- подсказками, для обобщения знаний, выводов

-способствовать развитию всех компонентов устной речи детей 
Развивающие:

-развивать у детей познавательный  интерес, стремление к поисково-исследовательской деятельности

-развивать психические процессы, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, эмоциональную сферу ребенка

-развивать речь в процессе решения проблемных вопросов

 

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

-формировать предпосылки ответственного отношения к порученному заданию

- использовать опыт практической деятельности, игровой опыт в жизненных ситуациях

Методическое сопровождение: От рождения до школы Основная образовательная программа дошкольного образования /Под. Ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-3-е изд., испр. и доп.- М.: Мозайка-Синтез, 2018.-368с.

Оборудование: экран, видеопроектор, флешка  с видео физминуткой, ноутбук, в уголке эксперементирования бутылочка-распылитель  с водой, в которой йод, увеличительные стекла,  в книжном уголке энциклопедия, в уголке творчества краски, ножницы, цветные карандаши, фломастеры, посылка, письмо.

Раздаточный материал: прозрачные мерные стаканчики водой, воронки, ручка, воздушные шарики, глазки, ротики, шерстяные нитки, йод, пипетки, подносы, мешочки, крахмал, листы белой бумаги, коктельные трубочки, карточки-подсказки,  по количеству детей.

Структура занятия. 

1. Мотивационно-побудительный этап- 3 минут.

2. Организационно-поисковый этап-25  минуты.

3. Рефлексивно-корригирующий этап -  2 минуты.

ХОД ООД

  1. Мотивационно-побудительный этап.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте дружно поздороваемся с гостями / дети здороваются с гостями/.

Воспитатель: Ребята, с гостями мы поздоровались, а сейчас давайте поприветствуем друг друга. Ребята, кто из вас мне напомнит, как мы приветствуем друг друга каждое утро? / дети предлагают игру приветствие, один ребенок начинает, другие его подхватывают/.

  1. Организационно-поисковый этап.

 Воспитатель: Ребята, я сегодня, когда пришла в детский сад утром, вас еще не было, вы еще только собирались, я обнаружила вот такую посылку. Может быть, кто-то из вас ее вчера оставил?  

Ответы детей: Нет, мы вчера не оставляли посылку.

Воспитатель: Точно не вы,  а может быть, тогда ее откроем и узнаем, что там внутри?

Ответы детей: Да, давайте откроем и  посмотрим.

Воспитатель: Ребята, а какие ваши предположения, что же может быть в этой посылке? \ воспитатель выслушивает различные ответы детей/.

Воспитатель: Ну что ребята точно открываем?

Ответы детей: Да точно открываем!

Воспитатель: Хорошо открываем, сейчас мы узнаем, кто же из вас был прав.

Воспитатель: Интересно, что тут? / дети вместе с воспитателем заглядывают в посылку и перечисляют ее содержимое/.

Ответы детей: Смотрите здесь шарики воздушные, воронки, карточки и т.д.

Воспитатель: А, это что? 

Ответы детей: Это письмо, послание какое-то.

Воспитатель: Что будем с ним делать?

Ответы детей: Будем его читать.

Воспитатель: Читать? Можно я прочитаю. Дорогие ребята, значит это точно к  нам, правда? Пишут вам сказочные гномики, нам очень нужна ваша помощь, на нашей сказочной фабрике игрушек, мы изготавливали игрушки- мнюшки, но закончился чудесный белый порошок, который тонет в холодной воде, меняет цвет, скрипит, а может превратиться еще и в твердую жидкость в горячей воде. А где его взять мы не знаем, подсказка на белом листе. А, чтобы вы не забыли, какой порошок нужно искать мы отправляем вам карточки-подсказки. Ребята, где белый лист и карточки подсказки?

Ответы детей: Вот они.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, гномики нам нарисовали все свойства чудесного порошка на этих карточках. Давайте вместе проговорим их. /воспитатель раздает карточку каждому ребенку, затем показывает и совместно с детьми проговаривает знаки-подсказки на карточках/.

Воспитатель: Ребята, а что там такое на белых листах, есть подсказка?

Ответы детей: Нет, листы пустые, чистые. Кажется там, невидимые чернила.

Воспитатель: Ребята, а как же мы узнаем, что здесь за подсказка? Какие будут предложения, как мы узнаем, что это за белый порошок?

Ответы детей: Можно эти листы  разукрасить, нарезать ножницами, порисовать на них карандашами, помять, намочить водой, посмотреть через лупу. /воспитатель выслушивает все предложения детей, раздает каждому лист белой бумаги  и одновременно предлагает им сделать то, что они хотят со своим листом бумаги, чтобы найти подсказку/.

Воспитатель: Ребята, что-то получается у вас. Может кто-то уже нашел подсказку? /воспитатель обращается к каждому ребенку, дети комментируют свои действия, подсказку обнаруживает ребенок, который предложил намочить бумагу/.

Ответы детей: Ольга Ивановна, посмотрите, у меня проявился рисунок.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что проявилось на листе Маши. Давайте встанем, чтобы всем видно было. Что это?

Ответы детей: Это же нарисованный картофель.

Воспитатель: А, что мы с вами недавно делали с картофелем?

Ответы детей: Мы недавно делали из картофеля порошок, который называется крахмал.

Воспитатель: Ребята, а кто из вас вспомнит, какого был цвета наш крахмал?

Ответы детей: Крахмал был белого цвета.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на карточки-подсказки, какой волшебный порошок нас просили найти гномики?

Ответы детей: Гномики просили нас найти чудесный белый порошок, который тонет в холодной воде, меняет цвет, скрипит, а может превратиться еще и в твердую жидкость в горячей воде

Воспитатель: Ребята, а может быть, кто-то из вас знает, что за это была волшебная вода, которая помогла нам найти подсказку на листе бумаги?

Ответы детей: Нет.

Воспитатель: Ребята, а хотите, я  открою вам один небольшой секрет?

Ответы детей: Хотим, очень хотим.

Воспитатель: В этой бутылочке, была необычная вода, посмотрите. Какого она цвета?

Ответы детей: Она оранжевого цвета.

Воспитатель: Ребята это йод. Вы знакомы с ним?

Ответы детей: Да его можно купить в аптеке, им обрабатывают раны и т.д.

Воспитатель: Ребята, йод при взаимодействии с крахмалом дает какой цвет?

Ответы детей: Он дает синий цвет.

Воспитатель: Правильно синий цвет. Ребята, а  чтобы нам узнать действительно ли крахмал именно тот чудесный порошок, который ищут гномики, предлагаю вам пройти в нашу мини лабораторию.

Воспитатель: Ребята,  посмотрите на свои столики. Назовите, что лежит на ваших столиках.

Ответы детей: У нас есть крахмал, вода, йод, ложечки, ручка и пипетки.

Воспитатель: Ребята, как нам узнать, тонет ли крахмал в холодной воде, ваши предположения?

Ответы детей: Нам нужно крахмал положить в стакан с холодной водой и понаблюдать.

Воспитатель: Давайте, сделаем так, как предлагаете вы, приступайте. Итак, друзья, какой можно сделать вывод.

Ответы детей: Крахмал в холодной воде тонет, потому, что он опустился на дно.

Воспитатель: Покажите мне, и правда, крахмал опустился в холодной воде на дно стакана, вот это чудеса, правда ребята.  Отметьте,  пожалуйста,  знаком «+» в своей карточке это свойство крахмала под нужной картинкой /воспитатель отмечает на карточке, которая висит на доске/.

Воспитатель: Ребята, как мы узнаем, меняет ли крахмал цвет, ну-ка кто у нас самый внимательный, об этом я вам говорила в начале занятия? Ваши предположения.

Ответы детей: Можно в эту воду с крахмалом добавить йод и понаблюдать.

Воспитатель: Молодцы, а поможет нам в этом, что?

Ответы детей: Поможет нам пипетка.

Воспитатель: Ребята, внимание, достаточно будет всего 1-2 капелек йода. Приступайте, работать надо аккуратно, чтобы не запачкаться и не пролить на себя или на друга. Итак, друзья, какой можно сделать вывод.

Ответы детей: Крахмал меняет цвет, он становиться синим.

Воспитатель: Здорово, ребята, мы с вами узнали еще одно свойство крахмала, отметьте,  пожалуйста,  знаком «+» в своей карточке это свойство крахмала под нужной картинкой /воспитатель отмечает на карточке, которая висит на доске/.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на карточку подсказку, что еще необходимо нам узнать о крахмале?

Ответы детей: Мы должны узнать может ли крахмал скрипеть?

Воспитатель: Ребята, как мы узнаем, может  ли крахмал скрипеть? Ваши предположения.

Ответы детей: Мы можем его потрогать, прощупать и послушать.

Воспитатель: Давайте, сделаем так, как предлагаете вы. У вас на столиках есть мешочки с крахмалом, возьмите их и  приступайте к вашему  исследованию. Итак, уважаемые исследователи, какой вы сделали вывод?

Ответы детей: Крахмал скрипит и издает звуки.

Воспитатель: Отлично, отметьте,  пожалуйста,  знаком «+» в своей карточке это свойство крахмала под нужной картинкой /воспитатель отмечает на карточке, которая висит на доске/.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на карточку подсказку, что нам осталось узнать о крахмале?

Ответы детей: Нам нужно узнать может ли крахмал превратиться в твердую жидкость в горячей воде.

Воспитатель: Ребята, разрешите, пожалуйста, это исследование провести мне, так как работать с горячей водой вам еще опасно. А почему ребята опасно.

Ответы детей: Потому, что вода горячая и если мы ее прольем на себя, можем получить ожог.

Воспитатель: Правильно. Ребята внимание, вот  у меня емкость  с горячей водой и я аккуратно добавляю в него крахмал и перемешиваю. Ребята, посмотрите, на что похож, стал крахмал в горячей воде?

Воспитатель: Крахмал в горячей воде стал похож на молоко, потому, что он стал  белого цвета.

Воспитатель: А еще на что посмотрите внимательно?

Ответы детей: Еще крахмал стал похож чем-то на кисель.

Воспитатель: Друзья, внимание, посмотрим, стал ли крахмал, похож на твердую жидкость / воспитатель проводит демонстрацию полученного продукта/.

Ответы детей: Да крахмал стал похож на твердую жидкость.

Воспитатель: Действительно это так, отметьте,  пожалуйста,  знаком «+» в своей карточке это свойство крахмала под нужной картинкой /воспитатель отмечает на карточке, которая висит на доске/.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на свою карточку подсказку, что еще нам нужно узнать, что понять может ли быть крахмал чудесным белым порошком. 

Ответы детей: Ничего, ведь мы заполнили всю карточку подсказку.

Воспитатель: И правда, мы с вами заполнили всю карточку подсказку. Ребята, значит, какой вывод мы с вами можем сделать?

Ответы детей: Мы можем сделать вывод, что чудесный белый порошок, который искали сказочные гномики это крахмал.

Воспитатель: Друзья, давайте еще раз перепроверим, чтобы не получилось так, что мы ошиблись и отправили гномикам не тот порошок. Сейчас я еще раз возьму и прочитаю их письмо, а вы, если есть это свойство у крахмала, отвечайте мне: «Да-да, конечно да», громко хлопайте   в ладоши и прыгате на месте. Договорились?

Ответы детей: Договорились. /воспитатель перечисляет свойства крахмала описанные в письме, дети отвечают «Да-да, конечно да»./

Воспитатель: Тогда вставайте и слушайте внимательно.

Игра - физминутка «Да-да, конечно да».

Воспитатель: Какие мы все молодцы, мы с вами нашли чудесный белый порошок и это ребята скажем хором, крахмал, правильно и он поможет нашим сказочным гномикам сделать… Ой ребята  я забыла что же поможет сделать гномикам крахмал, вы помните?

Ответы детей: Крахмал поможет сказочным гномикам сделать игрушки-  мнюшки.

Воспитатель: Точно, вспомнила игрушки-мнюшки, а вы оказывается все такие внимательные.

Воспитатель: Ребята, а вот мне интересно, как же сказочные гномики делают из крахмала игрушки - мнюшки. Как бы это узнать, вы не знаете?

Ответы детей: Может нам посмотреть в энциклопедии.

Воспитатель: Действительно, давайте сделаем так, как предлагаете вы, ведь у нас есть  энциклопедия. Анечка, принеси нам ее из книжного уголка. Идите ко мне поближе вместе поищем.

Воспитатель: Ребята  смотрите, может это. Кто сможет прочитать? /один из читающих детей читает заголовок страницы в энциклопедии «Игрушки- мнюшки»/.

Воспитатель: Ура нашли. Давайте вместе посмотрим и проговорим, как их можно сделать и что для этого понадобиться./ дети хором называют и проговаривают алгоритм выполнения игрушки- мнюшки/.

Воспитатель: Ребята, а вы бы хотели, чтобы и у вас была такая игрушка-мнюшка?

Ответы детей: Да, очень.

Воспитатель: А где же нам взять воздушные шарики?

Ответы детей: Они были в посылке, которую нам отправили сказочные гномики.

Воспитатель: Давайте заглянем в посылку, действительно, здесь что-то есть. /воспитатель достает содержимое посылки и раздает каждому ребенку/.

Воспитатель: Ну, ребята что попробуем вместе сделать игрушку-мнюшку. Давайте вспомним, что же было написано в энциклопедии, как нужно правильно делать игрушку-мнюшку. /дети проговаривают алгоритм последовательных действий при изготовлении игрушки/.

Воспитатель: Ребята, но прежде, чем мы начнем делать нашу игрушку, мы немножко отдохнем. Хотите поиграть с шариком? Тогда идите все ко мне, вам нужно внимательно бегать глазками за воздушными шариками на экране, готовы, раз два, три, четыре, пять начинаем мы играть./воспитатель включает физминутку/.

Музыкальная физминутка для глаз «Озорной шарик».

Воспитатель: У всех глазки очень внимательные, вы все большие молодцы. Ну, что готовы к изготовлению игрушки.

Ответы детей: Да, готовы.

Воспитатель: Тогда проходите к своим столикам и приступайте к изготовлению игрушки- мнюшки. Если вам понадобиться моя помощь, поднимите руку я подойду, можете обращаться за помощью к друг другу, не забывайте о том, что работать надо аккуратно. Ребята, мне  уже не терпится посмотреть на ваши игрушки. /самостоятельная деятельность детей при изготовлении игрушки/.

Воспитатель: Покажите свои игрушки друг другу, нашим гостям. Ребята, а как вы думаете, почему сказочные гномики назвали эти игрушки-мнюшки?

Ответы детей: Они их так назвали, потому, что их можно по-всякому мять, делать разные фигуры.

Воспитатель: Правильно. Арсений покажи как. А еще эти игрушки делают массаж нашим пальчикам и успокаивают нас. Вот какие полезные эти игрушки. Ребята, а давайте сегодня придумаем  сказку и с помощью наших игрушек покажем ее ребятам из другой подготовительной группы. Как вы думаете, им понравится наша идея?

Ответы детей: Да давайте придумаем и покажем, мы думаем, им понравится.

3.Рефлексивно-корригирующий этап

Воспитатель: А сейчас берите свои игрушки и вернемся к нашему письму. Присаживайтесь на ковер. Ребята, а мы с вами узнали, что это за чудесный волшебный порошок из которого изготавливают игрушки-мнюшки?

Ответы детей: Да.

Воспитатель: А как он называется?

Ответы детей: Он называется крахмал.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я попрошу вас закончить мое  предложение.

Игра «Закончи предложение»

Я сегодня узнал, что ...

Мне сегодня понравилось....                                            

Меня удивило ...

Мне трудно было…

Воспитатель: Молодцы, спасибо за работу, а сейчас дружно уберем свои столики и пойдем на почту и отправим сказочным гномикам посылку с чудесным белым порошком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми в старшей группе на тему "Мыльные пузыри"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14456192","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"427","width":"463"}}]] Конспект совместной организованной образовательной деяте...

Приложение № 3 к конспекту совместной организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми в старшей группе на тему "Мыльные пузыри"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14456325","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"436","width":"480"}}]] Приложение № 3 к конспекту совместной организованной обр...

Конспект совместной организованной образовательной деятельности педагога с детьми "В поисках пропавших игрушек"

Конспект совместной организованной образовательной деятельности педагога с детьми  "В поисках пропавших игрушек"...

Конспект совместной организованной образовательной деятельности педагога с детьми "Что такое флот"

Конспект совместной организованной образовательной деятельности педагога с детьми  "Что такое флот"...

Конспект совместной организованной образовательной деятельности педагога с детьми "Снежинки"

Конспект совместной организованной образовательной деятельности педагога с детьми  "Снежинки"...

Совместная организованная образовательная деятельность педагога с детьми второй младшей группы и родителями по теме «Доброе слово» в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»

Совместная организованная образовательная деятельность педагога с детьми второй младшей группы и родителями по теме «Доброе слово» в рамках реализации программы «Социо...

Совместная организованная образовательная деятельность педагога с детьми второй младшей группы и родителями по теме «Ласковая песня» в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»

Совместная организованная образовательная деятельность педагога с детьми второй младшей группы и родителями по теме  «Ласковая песня» в рамках реализации программы &laq...