Конспект НОД по экспериментальной деятельности в старшей группе "Плавучесть предметов. Почему не тонут корабли."
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Алхутова Марина Геннадьевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plavuchest_predmetov._pochemu_ne_tonut_korabli.docx18.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по экспериментальной деятельности

Тема: «Плавучесть предметов. Почему не тонут корабли.»

Задачи: Закрепить знания детей о водном транспорте, свойствах воздуха. Развивать логическое мышление, умение рассуждать, высказывать свои предположения, аргументировать свои высказывания, познавательную активность.

Материалы: иллюстрации различных моделей кораблей и пароходов; прозрачная ёмкость с водой; кубик, мяч, шарик, расческа, пробка, бумажный кораблик, кусок пластилина, металлические предметы: скрепки, магнит, ножницы, чайная ложка, ключ, гвоздь, две баночки из-под леденцов, одна из которых с парусом; поднос, бумажные веера, тарелка.

Ход:

Воспитатель: обращает внимание детей на иллюстрации с изображением кораблей, размещенные на доске.

-Ребята, сегодня мы с вами поговорим о транспорте. Но для начала разгадайте загадку:

Ходит город-великан

На работу в океан.

О чём эта загадка? (о пароходе, корабле)

- Совершенно верно. Сегодня мы будем говорить с вами о кораблях. Посмотрите внимательно на доску. Что такое изображено на всех иллюстрациях, вывешенных на доске? (Корабль, пароход, парусник, лодка, катер)

- Как одним словом можно назвать их всех? (Водный транспорт)

- Почему все они относятся к водному транспорту? (Все они передвигаются по воде)

-Для чего нужен водный транспорт? (Перевозить грузы, пассажиров, путешествовать)

- Вспомните, из чего раньше строили корабли и лодки? (Из дерева)

- Из чего строят корабли теперь? (Из металла)

- Как вы думаете, почему?  (Дети высказывают свои предположения.)

- Ребята, посмотрите. Здесь на подносе у меня лежат какие-то предметы. Внимательно рассмотрите их и назовите.

- Как вы думаете, какие из этих предметов плавают? Проверим.

    Поочередно опускаем в воду кубик, мяч, шарик, расческа, пробка, бумажный кораблик.

- Почему эти предметы не утонули? (Пробка, бумажный кораблик, кубик, шарик и мяч плавают, потому что они легкие, внутри у них воздух.)

- Какие предметы остались на подносе?

- Как вы думаете, какое отношение все эти предметы имеют к кораблям? Что между ними общего? (Все они также как и корабли сделаны из металла)

- Чем отличаются эти предметы между собой?

- Какими свойствами обладает металл? (Он твёрдый, тяжёлый, тонет в воде).

- Если мы опустим эти предметы в воду, что произойдет? (Утонут.)  Почему? (Они тяжёлые)

- А давайте попробуем.  

             Поочередно опускаем предметы в воду.

- Что с ними произошло? (Они утонули, пошли ко дну)

- Значит, мы можем сделать вывод, что металлические предметы не обладают плавучестью, тонут. Но посмотрите на наши иллюстрации с кораблями. Они тоже построены из металла, и гораздо больше по размеру, однако плавают. Как такое возможно? Почему корабли, построенные из металла, не тонут?  (Его волны держат, они большие, и т. д.)

Педагог показывает детям металлическую баночку из-под леденцов.

- Это наш с вами кораблик. Он, как и настоящие корабли, сделан из металла. Как вы думаете, он поплывёт? (Нет) Почему?

Педагог опускает банку в воду.

- Почему она не тонет?  (Дети высказывают свои предположения, аргументируя их.)

- Ребята, что находится внутри нашего кораблика -банки? (Воздух)

- А внутри больших кораблей воздух есть? Влияет ли воздух на их плавучесть? Как?

- В кораблях тоже есть воздух, который держит их на плаву. А почему тогда утонули другие металлические предметы? (В них нет воздуха)

- Почему воздух держит корабли на плаву? (Он легче воды)

- И всё же, иногда случаются кораблекрушения, и корабли тонут, идут ко дну. Как вы думаете, почему это происходит?

- Как вы думаете, влияет ли на это погода? Как влияет? (Сильный ветер и волны)

«….Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах…»

- Когда погода портится, на море начинается шторм, буря. А что такое шторм? Буря? (Сильный ветер, гроза, большие волны)

- Как влияет сильный ветер на то, что корабли тонут? (Рвёт паруса)

- Как влияет вода на то, что корабли идут ко дну? (Волны заливают корабль)

- Но мы же с вами выяснили, что корабли не тонут потому, что их держит на плаву воздух. Почему же тогда во время шторма происходит с кораблями, что они могут пойти ко дну? (Дети выдвигают свои предположения.)

- Давайте мы посмотрим, как влияет сильный ветер на плавучесть кораблей.

Педагог предлагает детям взять веера и начать сильно махать на «кораблик» и понаблюдать, что при этом происходит.

- Что происходит с кораблём при сильном ветре? (Начинается шторм, буря и «кораблик» терпит кораблекрушение)

- Как вы думаете, а что сильнее влияет на то, что корабли терпят кораблекрушение: вода или ветер? Почему? (Они равны по силе)

Итог.

- Какой серьёзный вопрос мы сегодня выясняли на нашем занятии? (Почему не тонут корабли)

- И почему же они не тонут? (В полостях корабля содержится воздух. Он легче воды, поэтому держит корабль на плаву)

- Возьмите кусочек пластилина, скатайте из него шарик и опустите в воду. Он утонет. А теперь сделайте из этого шарика лодочку и аккуратно опустите на воду Что произошло? Она плавает на поверхности. Как вы думаете почему?
- Лодка плавает, потому что тяжесть распределилась на большую поверхность воды.

- Давайте проведем такой же опыт с тарелкой. Если мы опустим её в воду боком, то она сразу пойдет ко дну. А если аккуратно опустим донышком вниз, то она плавает на поверхности. Форма предмета имеет большое значение. Чем больше поверхность, которой предмет соприкасается с водой, тем больше давление воды на предмет.

- Форма корабля удерживает его на воде. Это происходит потому, что внутри его много воздуха, благодаря этому он легкий, несмотря на огромные размеры. Он вытесняет больше воды, чем весит сам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по эксперементальной деятельности в подготовительной группе.  Задачи:1. Формировать представление о снеге и его свойствах.2. Учить детей анализировать, делать выводы в проце...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе по теме "Какая бывает вода?"

Цели занятия: уточнить представления детей о свойствах воды, систематизизовать знания о культуре поведения в лаборатории, воспитывать бережное отношение к чистой питьевой воде....

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе

Конспект открытого НОДа по познанию "Путешествие капельки"....

Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста "Что такое вода?"

Данный конспект является первым этапом проекта "Вода - это жизнь", разработанного мной для детей разных возрастных групп....

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Свойства воздуха»

Тема: "Свойства воздуха"Область познание. Познавательно-исследовательская деятельностьЦель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.Задачи:1. Спосо...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста Тема: «Маленькие исследователи»

Задачи:1. Формировать представление о снеге и его свойствах.2. Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.3. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы.4. Вызва...

Конспект НОД опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Свойства воздуха» (с использованием здоровьесбесберегающих технологий, технологии проектной деятельности, ИКТ)

Цели: Развитие познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности. Программные задачи:Образовательные: Обобщить представления детей о воздухе. Систематизировать зна...