НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми старшей группы Тема. Почему не тонут корабли?
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цель.  Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил.

Задачи.  Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом.

 Закрепить понятия о свойствах предметов. Развивать логическое мышление, учить самостоятельно делать выводы. Формировать представления об опасных для человека ситуациях на воде и способах поведения в них. Воспитывать самостоятельность, внимательность, коллективизм.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_korobli_ne_tonut.docx17.91 КБ

Предварительный просмотр:

НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми старшей группы.

Форма организации: экспериментирование.

Тема.  Почему не тонут корабли? 

Цель.  Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил.

Задачи.  Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом.

 Закрепить понятия о свойствах предметов. Развивать логическое мышление, учить самостоятельно делать выводы. Формировать представления об опасных для человека ситуациях на воде и способах поведения в них. Воспитывать самостоятельность, внимательность, коллективизм.

Материалы: таз с водой; предметы: деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые, пробка, кусок пластилина, перья; спичечные коробки, упаковка из-под яиц, фольга, стеклянные шарики, бусинки.

 

Ход эксперимента

Этапы работы

Действия педагога

(методы и приёмы)

Мотивация детей к деятельности

 В гости к детям пришел, Почемучка и принес много разных предметов.

Почемучка. Я бросал эти предметы в воду. Одни из них плавают, другие тонут. А почему так происходит, не понимаю. Объясните мне, пожалуйста.

Воспитатель. Почемучка, какие предметы у тебя утонули?

Почемучка. Я теперь уже не знаю. Я, когда шел к вам, все предметы сложил вместе в одну коробку.

Простановка цели детьми

 Ребята, мы можем помочь Почемучке? Что мы можем сделать?

Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности

 - Проверим плавучесть предметов. Как вы думаете, какие предметы не утонут?  Дети высказывают свои предложения.

А теперь проверьте свои предположения и зарисуйте результаты.

Дети вносят результаты в таблицу: ставят любой знак в соответствующую графу.

Какие предметы плавают? Все ли они легкие? Одного ли размера? Все ли одинаково держатся на воде? Что произойдет, если соединить предмет, который плавает, с тем, который тонет?

Прикрепите небольшой кусочек пластилина к трубочке для коктейля, чтобы она плавала стоя. Постепенно добавляйте пластилин, пока трубочка не утонет. Теперь, наоборот, понемногу снимайте пластилин. Сможете ли вы сделать так, чтобы трубочка плавала у самой поверхности? (Трубочка плавает у поверхности, если пластилин расположен равномерно по всей ее длине.)

Плавает ли пластилиновый шарик в воде? (Проверяя, узнают, что тонет.) Будет ли плавать пластилин, если из него слепить лодку? Почему так происходит? Воспитатель. Кусок пластилина тонет, потому что весит больше, чем вытесняемая им вода. Лодка плавает, потому что тяжесть распределилась на большую поверхность воды. И настоящие лодки так хорошо держатся на поверхности воды, что в них перевозят не только людей, но и разные тяжелые грузы.

Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности

Попробуйте смастерить лодку из разных материалов: из спичечной коробки, из фольги, из коробки из-под плавленого сыра, из коробки из-под яиц, из пластмассового подноса или блюдца. Какой груз может перевезти ваша лодка? Как нужно распределять груз на поверхности лодки, чтобы она не утонула? (Равно мерно по всей поверхности.)

Почемучка. А что легче: тащить лодку с грузом по земле или везти по воде?

Дети проверяют и дают ответ Почемучке.

Почемучка. Почему же не тонут корабли? Они же больше, тяжелее лодки.

Воспитатель. Предмет плавает на поверхности воды благодаря равновесию сил. Если вес предмета соответствует его размеру, то давление воды уравновешивает его вес и предмет плавает. Форма предмета тоже имеет большое значение. Форма корабля удерживает его на воде. Это происходит потому, что внутри его много воздуха, благодаря этому он легкий, несмотря на огромные размеры. Он вытесняет больше воды, чем весит сам.

Подведение итога

 Молодцы! Мы смогли помочь Почемучке?  Что нового вы сегодня узнали? Что вам понравилось больше всего? Кому из вас, какой опыт понравился больше всего. А что было сложно для вас?  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы Тема: «Почему планета голубая»

В данном конспекте используется интерактивная технология "Мозговой штурм"...

НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми старшей группы Форма организации: экспериментирование. Тема. Какая бывает вода?

НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми старшей группыФорма организации: экспериментирование.Тема.  Какая бывает вода?Цель. Формировать представ...